Когда захочется чего-то уютного, доброго и успокаивающего — посмотрите «Три тысячи лет желаний» Статьи редакции

Рассказываю про ламповую фэнтезийную мелодраму от, неожиданно, режиссёра «Безумного Макса».

Джордж Миллер удивляет каждый раз. Это может прозвучать странно ведь речь идёт о режиссёре, который больше 40 лет тянет одну франшизу. Но даже все части «Безумного Макса» получились совершенно разными, их невозможно перепутать.

А ещё он снял «Иствикских ведьм», придумал «Бейба» и поставил две части мультика «Делай ноги». Так что этот автор точно любит экспериментировать.

Снять постапокалипсис без денег — окей. Сделать главным героем поросёнка — легко. Продолжение франшизы спустя 30 лет — покажу лучший экшен.

«Три тысячи лет желаний» — очередной необычный опыт Миллера. Самый камерный и прямолинейный в его карьере. В этом его главное достоинство и одновременно недостаток.

Режиссёр взял за основу сборник современных переосмыслений сказок «Джинн в бутылке из стекла „соловьиный глаз“» Антонии Сьюзен Байетт и превратил его в размышление о важнейших составляющих человеческих отношений.

В новой картине Миллер говорит о двух связанных темах: любви и одиночестве.

Причём делает это настолько нарочито просто, что «Три тысячи лет желаний» очень легко назвать пустышкой и простой мелодрамой. Но так же легко в этот фильм и влюбиться. Ведь здесь потрясающие актёры рассказывают истории и разыгрывают очень красивую драму.

«Тысяча и одна ночь» наоборот

Нарратолог Алитея (Тильда Суинтон) прилетает на конференцию в Стамбул. В аэропорту к ней подбегает искрящийся человек, произнося странные слова, а во время лекции героине является призрак. А дальше всё как в сказке: Алитея покупает старинный сосуд, открывает его в своём номере, и перед ней возникает Джинн (Идрис Эльба).

Мифическое существо предлагает женщине загадать три желания в обмен на свободу. Но Алитея знает достаточно историй, в которых джинны обманывали своих хозяев, поэтому она для начала просит нового знакомого рассказать, как же он попал в этот сосуд. Конечно же, всё дело в поступках его предыдущих хозяев и… любви.

Миллер остроумно делает главной героиней нарратолога, то есть человека, который изучает всевозможные истории, их структуру и схожие сюжеты. Это избавляет и Алитею, и зрителя от необходимости проходить всем известные этапы знакомства с мифологией.

Да-да, мы все знаем про три желания, про то, как можно вывернуть любую фразу в свою пользу, и даже про то, чего нельзя загадывать. Алитея много рассказывала об этом и точно понимает, что будет дальше. Поэтому ей не терпится перейти к основной части, да и нам тоже.

А ещё режиссёр прямым текстом напоминает, что истории — одна из важнейших составляющих человеческой цивилизации. Будь то книги, устный фольклор или кино — не стоит забывать, что за единичным исключением Миллер сам пишет сценарии своих картин.

По сути, две трети фильма — просто разговор главных героев, сидящих в халатах в номере отеля. А по большей части — монолог Джинна. Если отбросить визуализацию, это могла бы быть инди-драма, снятая начинающим режиссёром на любительскую камеру.

Но, к счастью, времена первого «Безумного Макса» прошли, и Миллер может позволить себе больший размах. Режиссёр превращает фильм в набор красивых новелл, действующими лицами которых становятся царица Савская, царь Соломон, султан Ибрагим и прочие реальные и вымышленные персонажи.

Каждая из историй сама по себе очень проста и очень красива. Хотя тут стоит признать, что с графикой Миллер работает хуже, чем с натурными съёмками в «Безумном Максе». Но всё же это сказка, да ещё и разворачивающаяся в воображении слушателя, она может быть немного мультяшной.

Объединяет все эти новеллы главная тема — они об одиночестве и поисках любви. А точнее о том, что люди слишком стараются найти чёткую формулу для счастья, но любая крайность лишь разрушает возможную близость. Да и в конце концов, нельзя сродниться с кем-либо, если даже в желаниях думаешь только о себе. И неважно, речь идёт о попытке выгодно выйти замуж или о мечте получить бесконечные знания.

Из этого и вырастает главная идея. Недаром Алитея повторяет, что ей хорошо и одной. Как раз люди, которые не ищут в паре какую-то обязательную компенсацию и решение проблем, а просто хотят быть рядом с близким человеком, и получают шанс на счастье. Но только шанс, а не гарантию.

От общего к частному

Интересно, что последняя треть фильма сильно отличается от его основной части. Причём финал можно воспринимать двояко: формально герои, наконец, выходят из гостиничного номера, то есть география повествования расширяется. Но визуально всё наоборот: красивые сказочные истории уступают место более реалистичному повествованию. Волшебные пейзажи сменяются индустриальным Лондоном.

Поначалу можно даже подумать, что режиссёр искусственно растягивает хронометраж: закончи он картину после главной просьбы героини, получилась бы идеальная романтическая история. Но если вдуматься, именно в финале Миллер рассказывает самое главное.

Для начала, это просто очередная ирония над традиционными сюжетами, которые заканчиваются на свадьбе или даже первом поцелуе. А как герои будут жить дальше, неважно (вспомните шутку про Ромео и Джульетту из «О чем говорят мужчины»). Но здесь это перерастает не в конфликты, а в другую трагедию. Настолько же печальную, насколько реалистичную.

А фоном, почти незаметно, маячит ещё один интересный подтекст — перегруженность современного мира информацией. Мы живём в окружении сотовых сигналов, интернета, телевидения. И всё это неизбежно разрушает и нас лично, и наши отношения.

Да, в такой морали легко увидеть старческое брюзжание. Однако если хотя бы ненадолго отбросить цинизм и понять ощущения героев, после просмотра захочется лишний раз выключить звук на телефоне во время ужина, чтобы оповещения из соцсетей не отвлекали.

Но даже если не обращать внимания на эту составляющую и не думать о концовке, останется главное — тот факт, что герои друг друга хотя бы «увидели».

Всю первую часть Джинн практически бесплотен, он лишь следует желаниям других и мечтает обрести свободу. Но так же незаметна и Алитея — Тильда Суинтон давно не позволяла себе таких простых ролей.

Оба — вечные рассказчики и вечные слушатели, но как будто бы не участники самой жизни. Но они знают много историй, из которых и вырастает их собственная. И за желание показать людей, которые, наконец-то, превратились из наблюдателей в героев, фильму можно простить многое.

От «Трёх тысяч лет желаний» не нужно ждать сюрпризов, грандиозности, динамики. От этой картины лучше вообще ничего не ждать. Её даже невозможно заспойлерить, настолько здесь всё просто и прямолинейно. Это просто сказка. Она снята не для того, чтобы поражать — с этим отлично справлялся «Безумный Макс».

Миллер выпустил небольшое тёплое кино, из которого можно даже убрать все волшебные элементы и оставить героев два часа разговаривать в комнате. История об историях. И об очень понятных людях. Пусть даже один из них — вовсе не человек.

Понравилось

  • Простая, но трогательная история.
  • Великолепные образы Суинтон и Эльбы.
  • Переосмысление сказок.
  • Параллели с жизнью обычных современных людей.

Не понравилось

  • Проблемы с графикой.
  • Некоторые истории слишком поспешны.
  • Мне зашло, но кому-то финал покажется искусственным.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

0
50 комментариев
Написать комментарий...
Во Лар

Обязательно посмотрю, но потом)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов
Автор

Завтра

Ответить
Развернуть ветку
Oganez Mayonez

Или нет

Ответить
Развернуть ветку
Эльф ик

С понедельника начну смотреть)

Ответить
Развернуть ветку
kragdob

Добавлю в заметки)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bocharov

Финал будто не досняли, последняя четверть прям скомкана, что ужас, еще и эти темные затухания.

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Ну так бытовуха же началась, режиссер так передал ощущение серых будней.

Ответить
Развернуть ветку
God Bless

Когда захочется чего-то уютного, доброго и успокаивающего —не смотрите современное кино. Никогда.

Ответить
Развернуть ветку
tven

"современное" это с какого периода? с того как ты перестал в школу ходить?

Ответить
Развернуть ветку
Firestorm

примерно с 2009 для меня кино умерло например

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Талса

Тильда ❤

Ответить
Развернуть ветку
Lauris
мелодраму от, неожиданно, режиссёра «Безумного Макса»

После поросёнка Беби, или как его там, я от Миллера больше не удивляюсь фильмам. Пойду в понедельник смотреть, уже билеты купил - там же ещё прекрасная Тильда Суинтон

Ответить
Развернуть ветку
Артем Орлов

Понравилось, рекомендую

Ответить
Развернуть ветку
Миха Н

Уилл Смит, Идрис Эльба: кто следующий?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Вообще конечно странно, что в наш просвяшённый век, никто не оскорбился тем, что чёрный служит хозяину.

Ответить
Развернуть ветку
realavt

В данном случае он служит сильной и независимой хозяйке, это можно :)

Ответить
Развернуть ветку
Ахмед Аргимбаев

Шакил

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Андрей

Добрый вечер

Ответить
Развернуть ветку
Constantin Gerasimov

Чёрный Супермен вам не по зубам

Джинн (ИРИС Эльба)

@Алексей Хромов опечатка

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов
Автор

Пломба вылетит ( спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Грозовский

Фильм о том, как старушка захотела биг блэк кок

Ответить
Развернуть ветку
Футбольный утюг

А че фильм уже вышел? И даже в цифре есть?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов
Автор

Неа. Завтра в прокат выходит. Прессе на прошлой неделе показали.

Ответить
Развернуть ветку
Футбольный утюг

А я думал российской прессе не показывают

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов
Автор

Скажем так, это теперь происходит реже, увы.

Но были пресс-показы Рода мужского, Всё везде и сразу, теперь вот Миллера.

Ответить
Развернуть ветку
Eratol Fekomi

Род мужской ужасен.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов
Автор

Весь?

Ответить
Развернуть ветку
Eratol Fekomi

Я про фильм же.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов
Автор

(шутка не прокатила)
А мне понравился. Люблю Гарленда.

Ответить
Развернуть ветку
Eratol Fekomi

Повесточный же. Нет? Вот только, мужики в исполнении одного актёра не вызывают отторжения. Почему? Загадка. А актриса так себе. Почему её нахваливают, как и за игру в Незнакомой дочери, непонятно. Последний фильм мне тоже не понравился).

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov

странно что на ммкф не было ( ͡❛ ͜ʖ ͡❛)

Ответить
Развернуть ветку
mzfk69

Теперь только на хорошие фильмы приглашают 😏

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов
Автор

Много на отечественные зовут )

Ответить
Развернуть ветку
Hyperion Graas
И даже в цифре есть?

вроде нет. ну то есть, только в низком качестве на трекерах.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов
Автор

Там вообще вроде только экранка. Вот уж на фиг.

Ответить
Развернуть ветку
K Di

Он вроде в прокате знатно так провалился в первую неделю, мэйби не так уж он и хорош 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Морохоев

Возглавивший прокат ЧПНПД намного лучше, видимо?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов
Автор

ЧПНПД к вам спешат
ЧПНПД лучше всех

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Морохоев

Харошь

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Посмотрел, реально хорош. Но на любителя.

Ответить
Развернуть ветку
Greghore Zamso

Смешные уши

Ответить
Развернуть ветку
yaboroda

Раз при поддержке кинопоиска, то добавил в закладки на кинопоиске. Как добавится, так и посмотрю.

Ответить
Развернуть ветку
Survival

Не так неожиданно, как мультик про пингвинов

Ответить
Развернуть ветку
Дрю

О, спасибо бро! Заценю обязательно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
foki
фэнтезийную мелодраму от, неожиданно, режиссёра «Безумного Макса».

Почему неожиданно? Он до безумного макса делал Бейба и Делай ноги

Ответить
Развернуть ветку
Роман Валейко

Там не только режиссер "Безумного Макса", но еще и композитор. Надо бы посмотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Гоша Цотниашвили

Посмотрел. Уф. Немного другого от фильма ждал, после просмотра трейлера. Разочаровался почти полным отсутствием музыки. Всё остально либо очень хорошо, либо пушка-бомба.

Очень похоже на «Выживут Только Любовники» Джима Джармуша.

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Лучше. Я тоже после него полез смотреть «Выживут Только Любовники» - но нет, все-таки не то, не зацепило. Хотя актеры очень хороши.

Ответить
Развернуть ветку
Гоша Цотниашвили

У меня Выживут Только Любовники наверное лучший фильм из просмотренных. Уже очень долгое время в этом топе находится. Очень нравится вязкий но интересный вайб и химия персонажей.

3 тысячи лет желаний конечно другой почти во всем. Я наверное не то хотел сказать. Они похожи не в сравнительном смысле, а на эмоциональном уровне, чисто для меня.

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Посмотрел. За последние несколько лет это второй фильм, который действительно стоило посмотреть (первым был "Зеленый рыцарь"). Шикарная вещь, к визуальной части никаких претензий - сказка, в конце-концов.

Единственно что в паре мест режиссер чутка заигрался с эффектами - что именно он хотел выразить этими странными визуальными фокусами в момент соития старичка и изобретательницы, я так и не понял :)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 50 комментариев
null