«Я слышал, что он — настоящее чудовище»: История деградации Халка в киновселенной Marvel

На днях добрался до пересмотра «Невероятного Халка», который по сей день ощущается излишне обруганным фильмом, а затем поневоле вспомнил то, что творилось с персонажем в течение последних пяти лет. Хочется остановиться на данной теме в форме лонгрида и попытаться разобраться, почему супергеройская франшиза совсем забыла, кем является этот персонаж.

Зайдём издалека.

Один из самых долгоиграющих героев Marvel — Халк был создан Стэном Ли и Джеком Кирби в далёком 1962-ом году, тут же обретя всемирную известность. Его официальный дебют в киновселенной состоялся в 2008-ом году, и по сегодняшний день зелёный гигант продолжает посещать экран, входя в состав оригинальных Мстителей, выживших после финала «Саги Бесконечности». Ни один персонаж, даже всемогущий Тор, не повидал на своем веку столько перемен как Брюс Беннер, талантливый учёный, получивший монструозные силы из-за участия в проекте, который был связан с гамма-излучениями.

В последнее время фигура Халка значительно отступила на второй план перед другими персонажами, а также приняла куда более комичный характер. Отчасти это объясняется тем, что «Невероятный Халк» стал самым большим разочарованием для Marvel, заставившим студию кардинально изменить направление в развитии персонажа — при производственных затратах в 150 миллионов долларов мировой прокат остановился на отметке в 264 миллиона, а сотрудничество с исполнителем главной роли Эдвардом Нортоном зашло в тупик. Брюса Беннера Нортона заменил Марк Руффало, и вся динамика Халка изменилась, многие тёмные сюжеты сошли на нет. К концу первого десятилетия киновселенной Marvel Брюс научился всецело контролировать Халка, тем самым объединив две свои личности в одну. Эта идея взята прямиком из комиксов, где подобный сюжетный ход привёл к рождению Профессора Халка, но, к сожалению, в рамках многолетней франшизы он оказался не столь эффективным, как в том же первоисточнике.

«Я слышал, что он — настоящее чудовище»: История деградации Халка в киновселенной Marvel

Marvel не столько ударились в необходимость превращать все истории в комедии, сколько забыли, в чём заключается суть многих персонажей.

Халк, показанный в третьем «Торе», «Мстителях: Финал» и недавней «Женщине Халке», как бы глупо это не прозвучало, больше походит на CGI-версию настоящего Марка Руффало, нежели на могущественное чудище. У каждого супергероя есть основная концепция, центральная идея, от которой он никогда не должен отклоняться слишком далеко — или, возможно, от которой он может отходить лишь на небольшое время. Для Человека-паука это мотивы силы и ответственности, для Фантастической Четвёрки — семья и исследование невозможного, а для Халка - подавляемая ярость, отнимающая у Брюса шанс на умиротворённую жизнь. «Мстители» 2012-ого года, где Халка уже играл Марк Руффало, отлично справлялись с подачей этой идеи, но дальше всё пошло по наклонной.

Режиссёр «Тора: Рагнарёк» Тайка Вайтити в 2018-ом году дал противоречивое интервью для The Empire Film Podcast, в котором пожаловался на супергероев Marvel, с которыми он работает:

Когда вы смотрите на персонажей из комиксов, вы не видите с ними ничего общего. Особенно с богатым ребенком, космическим викингом или этим биполярным, злобным зеленым чудовищем.

Тайка Вайтити о персонаже Халка.

Весьма примечательное заявление, демонстрирующее неспособность понять, почему Халк имеет такую продолжительную привлекательность в супергеройской культуре. По сути, Халк символизирует борьбу с подавленным гневом — чем больше Халк злится, тем сильнее он становится. От того многие авторы входят в ступор. Как управлять столь сильным героем и находить ему место в сюжете. Братья Руссо, к примеру, специально вывели Халка из сюжета благодаря битве с Таносом, хотя на деле Беннер мог запросто потягаться с безумным титаном, а не проиграть тому за минуту времени.

В свою очередь Эдвард Нортон в интервью New York Times заявил, что он планировал дать персонажу захватывающую историю, он был заинтересован в мрачном и серьёзном продолжении «Невероятного Халка». По словам Нортона, его вдохновила трилогия Кристофера Нолана о Тёмном рыцаре, поэтому он хотел сделать нечто подобное и с франшизой про Брюса Беннера, но не вышло:

Я обожал комиксы о Халке, мне они казались очень мифическими. И мне был по душе тот путь, по которому пошёл Кристофер Нолан с Бэтменом ‒ долгий, мрачный и серьёзный. Если и есть персонаж, которому всё это близко, то, с моей точки зрения, это Халк.

Его история ‒ в буквальном смысле миф о Прометее. Это настоящая трагедия. Я предложил им [Marvel Studios] план на два фильма ‒ историю происхождения и концепцию Халка как осознанного сновидца, того, кто держит всё под контролем. Они ответили: «Именно это нам и нужно!». Но позже выяснилось, что им было нужно нечто другое.

Эдвард Нортон об отмене сиквела «Невероятного Халка».

Ценный материал остаётся за кадром.

Есть основания утверждать, что подобная трансформация героя символизирует собой его моральный рост, но если мы принимаем подобную мысль, то факт остаётся фактом — самые важные изменения в образе Беннера произошли за кадром. По словам Руффало, триквел «Тора» и последних «Мстителей» стоит воспринимать как свободную трилогию о Халке, в которой Брюс пытается найти неуловимую внутреннюю гармонию. После становления Умным Халком, опять же — вне нашего поля зрения, Брюс прыгает от этой формы к человеческой. В сцене после титров «Шан-Чи» Беннер вновь превратился в обычного человека, построив специальное устройство ... за кадром. И уже в «Женщине-Халке» это устройство выходит из строя и возвращает на экраны Профессора. Будто бы сценаристы играют в горячую картошку и никак не могут прийти в себя.

Все мы прекрасно помним историю с тем, как Эдвард Нортон вмешивался в написание сценария своей сольной картины, ожесточенно спорил с режиссёром ленты Луи Летерье и продюсером Кевином Файги, но стоит признать одну вещь — актёр всеми силами пытался дать персонажу по-настоящему увлекательную адаптацию на больших экранах. Фильм четырнадцатилетней давности не обладал сильным сценарием, но бодрая съёмка, всепоглощающая атмосфера, а также идеальное представление самого Халка работали как следует:

С их стороны [Marvel Studios] это была защита бренда или что-то в этом духе. В конечном итоге их не интересовали мрачные, тёмные и продолжительные фильмы. Но это уже не имеет значения. У нас были неплохие переговоры по поводу будущих фильмов и того, сколько времени на это потребуется, но я не собирался этим заниматься.

Эдвард Нортон о свёрнутых планах на развитие Халка.

В комиксах Беннер зачастую ассоциируется у многих с образом неудачника, который пытается найти свое место в мире, скитается из города в город, пытаясь свести концы с концами. Именно на такой ноте мы встретили персонажа в «Невероятном Халке». Современный же Халк — богатый человек, привыкший жить в роскоши. Он изолирован от остального человеческого общества, его лаборатория больше походит на курорт, чем на тюрьму. Там даже есть свой роскошный бар, где Беннер обычно наслаждался напитками с лучшим другом-миллиардером. Если вернуться к ранее упомянутой критике Вайтити, то какая версия Халка более понятна — герой из рабочего класса, пытающийся справиться с внутренней травмой или более мягкотелая версия Тони Старка?

«Я слышал, что он — настоящее чудовище»: История деградации Халка в киновселенной Marvel

Юмор — штука априори весьма специфическая, но при том отнюдь не запрещённая. Другое дело — в каком контексте он применяется.

Удачно совместить внутренний трагизм персонажа с комедией в рамках супергеройского проекта бывает крайне затруднительно. В таких случаях юмористическая составляющая должна быть грамотно вписана в общую структуру сюжета, где главный герой представляет собой действительно сложную личность. Брюс Беннер — именно такой герой. Став жертвой неудачного эксперимента, Брюс был вынужден провести огромный срок своей в жизни в непрекращающихся бегах. Однако сберечь себя, это лишь одно дело, а вот оградить невинных людей от последствий твоих решений становится задачей чрезвычайно сложной. Одна малейшая неоплошность, и жертвами очередного выхода Халка станет толпа людей, оказавшихся не в том месте, не в то время.

Брюс упорно обучался контролю собственных эмоций, порвал со всеми прежними связями, отказался от любви, и вскоре пережил серию неприятнейших инцидентов, которые привели к бойне в Гарлеме, где Халк схлестнулся в бою с Мерзостью. А теперь представьте, что подобный герой однажды примется разгуливать в кадре с голым задом, шутить, используя отрыжку, улетать в скалу от плавного разгона джипа на скорости 20 километров в час. Звучит как дурной сон, не так ли? По крайней мере персонаж сейчас появляется в подобном свете. Сценаристам даже хватает ума принижать жертву Брюса. В сериале «Женщина-Халк» кузина Беннера Джен отказывается принимать от него советы, когда получает способности Халка, называет Беннера жалким изгоем, который проводит время в одиночестве и думает только о себе. Очень интересный способ выстроить симпатию к новой героине при помощи её наплевательского отношения к предшественнику.

«Я слышал, что он — настоящее чудовище»: История деградации Халка в киновселенной Marvel

Страдает не только характер Халка, но и ближайшее окружение персонажа.

Печальная участь не ограничилась одним лишь Брюсом Беннером, кардинальные изменения коснулись и одного из главных противников Халка, Эмиля Блонски, сыгранного Тимом Ротом. Персонаж из фильма 2008-ого года вернулся в «Женщине-Халке». Для сравнения, первое появление антагониста и его сцены спустя четырнадцать лет после дебюта:

И снова — проблема кроется далеко не в выборе комедийного жанра, понятное дело, что за столько лет, проведенных за решеткой, люди меняются. А в том, что закалённый в бою, бескомпромиссный и решительный психопат Блонски, который жаждал быть лучшим бойцом, превратился в хиппи, толкующего о принятии ошибок прошлого по щелчку пальцев сценаристов. Почему это перевоплощение осталось за кадром? Мы просто должны принять, что человек, мечтавший получит сыворотку суперсолдата и разнёсший вдребезги Гарлем, станет утверждать, что во всём виновато правительство, насильно вколовшее его ту самую сыворотку? И прелесть то в том, что авторы сериала на полном серьёзе утверждают, что это не хитрая выходка Блонски, дабы выбраться из камеры, просто он теперь другой человек. Без каких-либо предпосылок, без флэшбэков или минимального разъяснения Мерзость теперь — добродушный парень, занимающийся японской поэзией Хокку.

Что касается Женщины-Халка. Она крута. Вот всё, что вам необходимо знать. Дженнифер Уолтерс получает способности кузена, но ей не нужны тренировки. Ей не нужно бороться с темным альтер-эго в течение множества лет. Она по всем качествам лучше Брюса, а потому говорит, что ей не привыкать контролировать свой гнев, так как мужские коллеги в юридической области то и дело косо на неё смотрят. Как Брюсу, человеку, который скрывался от правительства, хотел пустить пулю себе в голову, чуть не убил любовь своей жизни, представал в глазах СМИ как одна из центральных угроз для всего человечества и всё равно не пал духом, может понять Дженнифер, правда же? Marvel Studios элементарно не желают касаться драмы героя, использовать её в качестве способа грамотно передать наследие новому поколению. Зачем, если можно свести все темы к закадровым вещам (даже превращение Дженнифер происходит вне экрана, буквально за несколько секунд) и тогда не придется париться.

Сейчас все предпосылки указывают на скорую экранизацию комиксовой арки «Мировая война Халка». После того, как Иллюминаты изгнали Халка с Земли, космический корабль, на котором он прилетел, взрывается, убив его беременную жену. Обвинив Иллюминатов в её смерти, Халк возвращается на Землю, чтобы отомстить.

Зная приоритеты сегодняшней киновселенной Marvel и отсутствие как такого бэкграунда, нам стоит ожидать ситуации идентичной Гражданской Войне между Стивом Роджерсом и Тони Старком, когда масштабное событие свели к максимально упрощенному варианту без реального ажиотажа. По всей видимости, шанс увидеть прежнего Халка ничтожно мал. Отныне любые трагичные сюжеты неизбежно утыкаются в мягкотелые, лениво продуманные адаптации, которые не отдают достойным персонажам соответствующего уважения.

7272 показа
48K48K открытий
1111 репостов
329 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

© Stan Lee

Ответить

Из персонажа Беннера, который был более менее интересен в первых и вторых мстителях, сделали переигрывающего корчащего рожи идиота с IQ уровня обезьяны. Тупость и ужас.

Ответить

Согласен с позицией про его драму, от которой ничего не осталось, но хочу поговорить про его силу.Я вот не смотрел Тор: Рагнарёк, и сериал про его сестру. Но во всех остальных фильмах, кроме первых Мстителей, создаётся ощущение, что Халк нужен только для раскидывания массовки. В остальном же он просто получает пизды, если соперник серьёзный. В первых Мстителях он реально производил впечатление колосса, он уничтожал титанических космических червей и давал просраться богам. Он же вроде один из самых физически сильных ребят во франшизе? Жаль, что с ним так обошлись, Халк сегодня совершенно беззубый.

Ответить

Ну так, шмарвел же

Ответить

Руффало зашкварился на века

Ответить

В кино вселенной лучший Халк от Руфало был в первых Мстителях. Он мог пошутить, показывал себя, как ученый, при этом мог срываться и моментами демонстрировал, что ему приходиться вообще-то тут жить в нон стоп борьбе с чудовищем внутри.
При этом фильм был не без шуток, просто автор всё правильно сказал - студия и режиссеры на столько забыли о чем были персонажи, что просто затыкают юмором дыры.
Тор? Космо клоун с топором. Халк? Зеленый клоун ученый. Питер Куилл? Боже, надеюсь его не скатят в помойку, пожалуйста, он же не только клоун...
Знаете в чем сочитаются эти все персонажи и даже Железный Человек? Они все в своих изначальных фильмах прикрывали свои проблемы и свою драму чем-то. ЖЧ - стёбом и колкастями, Куилл - простым юмором, Тор - своей черезмерной героичностью и т.д.
А в итоге остались только шутки...

Ответить