Мне отмщение: «Только Бог простит» — фильм, в котором Николас Виндинг Рефн слишком серьёзно рассуждает о мести Статьи редакции
Возвращаемся для финального рывка в марафоне по работам датского режиссёра и недоумеваем на его ориентальном триллере.
«Пора встретиться с дьяволом», — заявляет наркодилер Билли (Том Бёрк), отправляется к проституткам и зверски убивает одну из них — четырнадцатилетнюю девочку.
И запускает тем самым страшный механизм, который сделает мстителями сразу несколько других персонажей. Отца погибшей девочки. Маму Билли — Кристал (Кристин Скотт Томас), женщину властную и безжалостную. Полицейского Чанга (Витхая Пансрингам), невозмутимо отрубающего руки убийцам. И, наконец, Джулиана (Райан Гослинг) — брата Билли, парня с глазами больной собаки, который управляет боксёрским клубом и в отличие от остальных, кажется, не хочет никого убивать.
Самое честное, что можно сделать, посмотрев этот фильм — с максимально глупым и растерянным видом пожать плечами. Если это притча, то очень уж механическая, если иная аллегория — то довольно незамысловатая. Даже по тематическому ведомству восточного (события происходят в Бангкоке) триллера о мести это кино провести затруднительно.
С одной стороны, тут присутствует всё необходимое: кровь, мужские слёзы, поэтический лад, ты всматриваешься в бездну, бездна всматривается в тебя. Рефн вдобавок стремится уйти от лживых частностей к высоким метафорам, от психологизма к практически античным и библейским схемам. Понятно, что Джулиан с его непростыми отношениями с матерью — это немножко Эдип, а следователь Чанг, которого пули не берут и который всем руки мечом отхватывает, — такой ангел-истребитель, и что мне отмщение, и аз воздам и всё такое прочее.
Во всём при этом страшно хочется увидеть самоиронию, сатирический аспект или хотя бы в целом юмористический. Как иначе воспринимать речевые конструкции в духе: «Ты же знаешь, как это принято у мальчишек. Но что с того, что Билли старше тебя и у него больше?.. У Джулиана тоже не маленький, но у Билли он был просто огромный». Но, видимо, нет, это всё-таки на голубом глазу: чудовища внутри и среди нас, боль съедает душу.
И можно много говорить о прикладных достоинствах «Только Бог простит» — этот медленный, очень декоративный, переливающийся красным и жёлтым фильм поклонники будут ещё долго разглядывать в покадровом режиме, цокая языком от того, как всё снято. Однако у большинства людей, сидящих перед экраном, все эти нескончаемые иносказания и кровавые дуэли вызовут чувство, схожее с тем, как если объесться сгущёнки — продукта любимого, но в больших объёмах ни к чему кроме душевного отупения не приводящего.
Николас Виндинг Рефн всё время казался потерянным младшим братом кого-нибудь из великих: таким мини-Линчем, мини-Кубриком, мини-Херцогом, мини-Манном. В «Только Бог простит» он, грубо говоря, решил заделаться мини-Чхан-уком. Но сочувствия к господину с грустными глазами в его фильме (а главные фильмы жанра именно про сочувствие, а не про месть, у них это в названии прописано) нет совсем, и это ещё одна фундаментальная проблема.
И импульс, побудивший режиссёра западной (или северной, если угодно) традиции столь грубо снимать кино в совершенно иной, восточной манере, непонятен. Конечно, это не нашего ума дело, и вообще вольному воля. Но, как выражался в подобных случаях Винни-Пух, зачем тебе жужжать, если ты не пчела? — Александр Омолоев
Как бы прохладно я ни относился к этому фильму Рефна, я не могу не уважать то, с каким наслаждением он плюёт в лицо любому, кто решился на просмотр, воодушевившись «Драйвом». «Только Бог простит» на бумаге вполне можно принять за типичное жанровое кино: криминальный мир Таиланда, проститутки, убийства, бои муай-тай, конфликт наркодельцов с почти неуязвимым полицейским. Отличная же почва для жуткого триллера, отвязной «бэшки» с экшеном, притом стильной и поставленной будто артхаус — ну как в прошлый раз, ага? Ещё и Гослинг в главной роли, готовый надирать задницы. Так ведь?
«Пошёл на ***», как бы говорит зрителю постановщик и выдаёт пространную притчу, в которой единственный центральный персонаж, которого кое-как можно назвать человеком — понравившаяся главному герою эскортница. Остальные — мрази, сюжетные функции или, собственно, божества (иногда — всё и сразу). А сам главный герой — маменькин сынок и чмо, не способное нанести ни единого удара в главной, с вашего позволения, «экшен-сцене».
Это какие-то недостижимые уровни обмана ожиданий аудитории. Райану Джонсону с его джедаями и не снилось. Думал, ты — Водитель, дорогой наш зритель? Да нет, ты максимум — Джулиан.
И наблюдать за происходящим до определённой степени забавно. Но всё тут доведено до такого абсурда, что всерьёз воспринимать это невозможно. Извращения настолько перверсивны, злодеи настолько омерзительны, неон такой неоновый, а символизм такой очевидный, что действо превращается в комедию. А ты сидишь и никак понять не можешь, на серьёзных ли щах всё это показывает тебе автор.
Впрочем, одно я для себя вынес из этого фильма наверняка: караоке — это досуг богов. — Антон Самитов
Какое счастье, что этот фильм длится меньше полутора часов. — Андрей Верещагин
Прошу прощения у всех, кому было дело до наших текстов и кто ждал продолжения марафона, посвящённого Рефну.
Сперва двигаться дальше помешала болезнь Александра, затем вмешались и другие жизненные обстоятельства, из-за которых нам по разным причинам было не до прекрасного.
Оставшееся творчество режиссёра мы обязательно обсудим вместе — уже в, скажем так, экспериментальном (по крайней мере, для нас) формате. Как именно это будет выглядеть и когда произойдёт, мы расскажем скоро! Так что если наша затея вам вдруг небезынтересна — не переключайтесь.
Александр после того, как товарищи получили его заметку через месяц после дедлайна (на самом деле Антон и Андрей с пониманием ко всему отнеслись, за что им большое спасибо)
Это должна была быть единственная строчка в этой рецензии.
Браво автору. Написать про этот фильм что-то длиннее чем "душная хуйня" - настоящий подвиг.
Позавчера посмотрел фильм. Удивлен почему многим фильм не зашёл. Один из лучших фильмов... которые посмотрел за последнее время.
Фильм охуенный. Много символизма, но со второго просмотра до меня дошло и странное поведение Джулиана и значение в сюжете Чанга. Оставлю коммент чела, который подробно объясняет всю суть -
zhhrtuy1:
В фильме не просто визуализирован запущенный эдипов конфликт (подчинение сына матерью, символическое возвращение в невинность материнского лона в сцене с «кесаревым»). В повествовании Рёфн разворачивает подлинно шекспировскую коллизию с вероломной жестокостью леди Макбет и её давним мужеубийством, порученным с оказией собственному сыну (Гослинг). И когда она изображает отчаяние и страх перед тайским духом правосудия, то использует всё тот же излюбленный приём: уговаривает сына защитить её от увечий. Нетрудно представить, как с той же убедительностью она разыграла перед ним точно такую же сцену и против отца.
Да ещё и этот сумеречный кроваво-красный фон и освещение покоев Джулиана. Эта пелена на реальности и кровь в раковине, они буквально преследуют его. Он заточил себя в темницу, во внутренний ад, который время от времени прорывается вовне и омрачает реальность. Немудрено, ведь у нашего героя руки по локоть омыты кровью отца. И она вопиёт к нему.
Вот и в сцене, когда главный герой привязал себя к стулу перед бесстыжей блудницей, тем самым он прежде всего сковал свои обагрённые отцеубийством руки, сковал и усмирил свою плоть веригами. Он попросту не может прикоснуться к женщине, поскольку женская плоть олицетворяет чистый образ матери, который нельзя осквернять похотью. Пусть в кровосмесительных мотивах сомневаться не приходиться, едва ли мать главного героя действительно делит с ним ложе. Куда как более вероятно, что она «кастрировала» его духовно (дабл-байнд), одновременно поощряя и возбуждая половое влечение к ней (сцена в спальне сына, когда она обняла его за талию, прильнула, словно при минете), но не доводя до кровосмесительного сплетения тел. В итоге она лишила его мужской силы познать женщину, присвоила её всю себе.
Обширное использование кровавой эстетики отсылает нас к классике. Кровь отца запекается на руках родичеубийцы и вопиёт о возмездии. Воздаяние вдохновило сюжеты многих античных трагедий. Именно по запаху крови на руках свирепо и неустанно выслеживали убийцу слепые Эринии, богини мщения (т. е. муки совести). С простым и лаконичным искусством Рёфн изображает видения и образы терзающей Джулиана вины — карающий меч и Чанга, предвестника отмщенья и наказанья за смерть отца.
В языческом образе Чанга воплощён карающий Бог-Отец, мифологический образ патриархального правосудия, неотвратимый принип справедливости. Его призывают ради воздаяния. Но отцеубийца Джулиан раскаивается, жаждет искупления, и Чанг благосклонно внемлет его невысказанному покаянью. День за днём Джулиан влачил свою муку и жаждал облегчения своему бремени. Проклятьем несмываемым впиталась кровь отца в сыновние персты, и Джулиан добровольно простёр замаранные руки под лезвие божественной кары. Должно быть, с тем же бременем вины, отвращения и ужаса от содеянного Эдип отверг своё зрение, лишь бы похоронить во мраке роковые плоды своего греха.
Дико тягучий фильм. Половина времени какая-то завязка, другая - какие-то немногословные сцены, где то ли Гослинг бабу избивают, то ли его самого. Я буквально 40 минут при просмотре пытался только понять, в чем сюжет, потому что это подано настолько неординарно и странно, что тянет на полноценный абстракционизм. Самый нелюбимый его фильм у меня, при том, что он всё равно достаточно красивый и срежессирован, как обычно, круто у Рёфна, особенно общие планы
А неоновый демон типа лучше?
Вот кстати неоновый демон мне зашёл меньше как раз потому что в сравнении с только бог простит он более очевидный)
Мне понравился этот фильм, при его просмотре я вспомнил блейдраннера обоих. Очень мне нравится, как это сказать...длинные, безмолвные кадры во время которых хочется о чём-то задуматься, ещё лучше просто лицезреть.
Уважаемый контент,браво
Гослинг в "Только Бог простит"
Если вы думаете что это душная хуйня - посмотрите неонового демона, вот там прямо реально дикая душнина.
Не, в неоновом демоне есть лесбийская сцена между Эль Фаннинг и Дженной Медлоун, двумя моими самыми любимыми актрисами. Да и вообще это один из немногих фильмов, посвященных необычайной красоте Эль Фаннинг целиком и полностью. Только из-за этого стоит посмотреть. А вот фильм из статьи - рили душная хуйня.
Ну то что ты симпишь Эль Фаннинг не делает неонового демона не душной хуйней, лмао
А ее можно не симпить? Симпить Эль Фаннинг - это база. Если тебе она не нравится, то у тебя явно проблемы, режиссер не обязан подстраиваться под запросы людей с особенностями
всё верно говоришь, только вместо Фаннинг нужно подставить Гослинга 😏
Ну фильму из оп поста и гослинг не помог.
Меня наоборот весь фильм корежило от того, что вокруг нее практически все гораздо красивее, а её выставляют главной красавицей. Как в фильмах Невского, где каждые 5 минут говорят какой он сильный и крутой.
Особенно я проорался когда она там задвигает, какая она опасная, а потом её шлепнули следом.
Ля чел, кринжа навалил. Эль Фаннинг у нас, получается, не красавица. Кодзима, отменяй дс2
Так неоновый демон, чуть ли не в лоб и прямым текстом весь мессендж объясняет
Смотреть его не менее тяжко, слишком унылое кино.
Я смотрю, у Гослинга лицо вообще весь фильм не меняется?
*всю актерскую карьеру
значит не смотрел ничего, кроме самых хайповых где он ходит с каменным лицом
Ладно *большую часть актерской карьеры.
Он могёт, но заложник образа после Драйва. Например фильме про еврея-нациста он прям хорош. И Мартовские Иды я только из-за него посмотрел, не смотря на сраного Клуни.
Фанатик, Валентинка, Ларс и реальная девушка это самый топ в плане его игры, там он действительно раскрылся
Ещё Полу-Нельсон, Останься и Перелом как минимум. Из того, что было после Драйва, как можно было роль в Славных парнях не упомянуть, я вообще хз. У чела выше эффект Даннинга-Крюгера налицо
О, Ларса поглядеть хотел
Тягомотное говно, ещё и дважды всратое (уж простите за тавтологию). Больше об этом фильме сказать нечего.
О фильме ты не сказал ни слова - больше о себе.
Фильм для обычного зрителя муть, и без подсказки широколобых понять о чем он наверно невозможно. Я смотрел рецензию-разбор там теория такая:
ГГ Гослинга вроде как неплохой парень, который живет с ощущением что он скатывается в преступники и должен понести за это наказание, а именно ему должны отрубить его кровавые руки. В то же время шеф полиции представляет из себя Бога (где-то читал, что Рефн актеру на съемках каждый день шептал в ухо "Ты бог"), который бескомпромиссно карает за проступки. В фильме он постоянно достает буквально из ниоткуда свой меч, которым кромсает людей. Судьбой событий Бог и Гослинг сталкиваются, где Гослинг вызывает Бога на "честный поединок" 1 на 1, и знатно получает. Не делая выводов Гослинг пытается "похитить дочь Бога", но передумав убивает своих подельников. В итоге Бог таки карает Гослинга отрубая ему руки. Хэппи энд.
Сам Рефн говорит что это притча. Соответсвенно воспринимать фильм как "реальные события" не стоит, это самый настоящий арт-хаус.
Знаешь, можно сочинить любую ересь и приподнести её как вы "все тупые и не понимаете". А можно рассказать всё доступным языком и сделать это гениально. Причём то, что рассказал ты не несёт в себе смысловой нагрузки, завуалированная чепуха, не более. Не спорю, многие режиссёры не могут без скрытых смыслов и подтекстов, но некоторые умеют подать это интересно и увлекательно. Этот фильм исключение
Все проще, фильм снимали когда жена Рефна проходила тяжёлую беременность, собственно отсюда лейтмотив про схватку с богом и попытка изменить судьбу
Ну а движуха про эдипов комплекс у Рефна уже была
Уууу, ну тогда Too Old To Die Young жопу совсем вклочья порвет
ваш материал прекрасно написан, читать его одно удовольствие, большое за это спасибо!
Я подписан на Омолоева, но тег #рефн у меня в чс. И поста действительно нет в моей ленте, но уведомление я всё равно получил. Пдф не меняется.
Меня вообще напрягают фильмы, где всё медленно. И да, есть гениальные режиссёры, которые могут постороить длинный кадр с молчаливыми актерами, но чаще всего это неоправданная херня. А потом кто-то пытается возвести это кино в абсолют и сделать культовым, мол, "тебе не понять, а я понял".
Фильм хуйня, но как заготовка для... Просто охуенно
Фильм пиздатый, трек охуенный.
Еле вывез этот дичайший понос, это было реально больно