«Если хотите сэкономить — вырезайте меня»: как Арнольд Шварценеггер помог выходу «Вспомнить всё»

История создания культового боевика.

«Вспомнить всё» Пола Верховена — один из самых ярких фильмов в карьере Арнольда Шварценеггера. Фантастический боевик по рассказу Филипа Дика в некотором роде опередил своё время и задал вектор для многих последующих экранизаций произведений писателя.

Арнольд Шварценеггер, при этом, был не просто исполнителем главной роли — во многом благодаря ему фильм вообще появился на свет. Издание The Ringer пообщалось со Шварценеггером, Верховеном и другими членами съёмочной группы, а те вспомнили, как проходило производство картины. Мы выбрали из материала главное.

«Если хотите сэкономить — вырезайте меня»: как Арнольд Шварценеггер помог выходу «Вспомнить всё»

Перед съёмками

Osteria Romana Orsini — ресторан на бульваре Пико в Беверли-Хиллз. Здесь в конце 80-х Арнольд Шварценеггер познакомился с Полом Верховеном. Будучи большим поклонником его «Робокопа», актёр решил высказать режиссёру своё восхищение его работой.

Разговор затянулся, паста, которую заказал Шварценеггер, остыла, но зато собеседники заложили семена будущего сотрудничества. Актёр и режиссёр выразили надежду, что когда-нибудь им удастся поработать вместе. А позднее, когда Верховен рассказал о встрече в ресторане своей жене, та настояла: «Ты должен снять фильм с Арнольдом».

На тот момент Шварценеггер уже вынашивал идею научно-фантастического фильма — адаптации рассказа Филипа Дика «Мы вам всё припомним» под названием «Вспомнить всё». Историю о клерке Дугласе Клэйде, мечтающем попасть на Марс и узнающем о том, что на самом деле он правительственный агент, пытались экранизировать многие. Но только Верховену и Шварценеггеру это удалось.

«Если хотите сэкономить — вырезайте меня»: как Арнольд Шварценеггер помог выходу «Вспомнить всё»

Сценарий для картины ещё в 1970-х написали Рональд Шуссет и О’Бэннон, известные по работе над «Чужим». Тогда же он попал в руки продюсера Дино Де Лаурентиса, который сразу же пустил его в производство. На главную роль в разные годы пробовались Ричард Дрейфус, Уильям Хёрт и Патрик Суэйзи; режиссёрское кресло едва не занял Дэвид Кроненберг. Однако никому не удавалось совместить экшен с психологической драмой.

Арнольд Шварценеггер также пытался выдвинуть свою кандидатуру на роль Дугласа Клэйда, но продюсер отказывал ему.

Я преследовал его годами. У Дино Де Лаурентиса были права, и он всегда будто бы говорил мне: «Шварценеггер, я хочу, чтобы ты был Конаном. Я не хочу видеть тебя во «Вспомнить всё». У меня есть Джефф Бриджес».

Арнольд Шварценеггер, актёр

И тем не менее актёр не отступал. В 1988 году продюсерская компания Де Лаурентиса объявила о банкротстве. Узнав об этом, Шварценеггер тут же позвонил Марио Кассару и Энди Вайну из Carolco Pictures, снимавшей «Рэмбо», и сказал им: «Ребята, «Вспомнить всё» доступен».

На следующий же день Carolco Pictures приобрела права на картину за 3 миллиона долларов, а вскоре после этого предложила Верховену поставить её.

Мы с Арнольдом пожали руки, сказали, что сделаем это. И всё. Никаких разговоров о деньгах или чём-то таком. Мы просто смотрели друг на друга и верили, что Марио профинансирует проект, а мы с Арнольдом — отличная команда.

Пол Верховен, режиссёр

Однако оставалась проблема с самим сценарием. По изначальной задумке, последняя треть фильма представляла из себя длинную погоню. Это не устраивало Верховена, и, по его словам, историю переписывали по меньшей мере 40 раз.

В итоге к работе привлекли Гэри Голдмана, сценариста «Большого переполоха в маленьком Китае». Он переписал третий акт, а заодно и изменил профессию главного героя. Теперь Куэйд был не «жалким бухгалтером», как его называет Верховен, а строителем.

«Если хотите сэкономить — вырезайте меня»: как Арнольд Шварценеггер помог выходу «Вспомнить всё»

Производство

Снимать фильм решили в Мехико. Верховена привлекала архитектура этого города, он видел в ней нечто футуристичное. Впрочем, большую часть сцен всё равно снимали в павильонах киностудии Estudios Churubusco.

Здесь построили миниатюры марсианских колоний, воссоздали интерьеры внеземных зданий и беспилотных такси, а также, разумеется, поставили «рентгеновские сканеры». Всем этим занималась компания Dream Quest Images, отвечавшая за спецэффекты к «Бездне» Джеймса Кэмерона.

«Если хотите сэкономить — вырезайте меня»: как Арнольд Шварценеггер помог выходу «Вспомнить всё»

При этом как такового CGI во «Вспомнить всё» было не так много — гораздо меньше, чем в вышедших несколько позднее «Терминаторе 2» или «Парке Юрского периода». Авторы пытались грамотно комбинировать визуальные и механические спецэффекты.

Сам Верховен постоянно подначивал команду, заявляя, что у неё не выйдет сделать так, чтобы тот или иной элемент хорошо выглядел на экране. Эрик Бревиг, отвечавший за спецэффекты, всё время пытался убедить режиссёра в обратном, хотя сам был не до конца уверен. «Мы просто надеялись», — признаётся он.

За странных и пугающих мутантов отвечал Роб Боттин, за плечами которого было «Нечто» Джона Карпентера. Именно благодаря ему сцена, в которой Куэйд сбрасывает маскировку, получилась такой эффектной — изначально Верховен думал, что голова женщины просто раскроется.

«Если хотите сэкономить — вырезайте меня»: как Арнольд Шварценеггер помог выходу «Вспомнить всё»

Боттин, помимо прочего, ответственен и за один из самых ярких образов картины — женщину с третьей грудью.

Это сделал Роб Боттин. Я знаю, что у некоторых женщин есть, скажем так, не два соска, а четыре. Вроде как у собаки. Есть у них такое. Они действительно существуют, и я видел медицинские фото, когда учился в университете. Я это знал. И я хотел, чтобы в фильме была женщина с четырьмя сосками и четырьмя железами: двумя большими и двумя поменьше под ними. А Роб Боттин, как мне кажется, подумал, что это слишком реалистично для фильма. И, в общем, третья грудь, скажем так, лучше подходит картине.

Пол Верховен, режиссёр

Съёмки заняли пять месяцев. За это время Арнольд Шварценеггер ломал пальцы, получал порезы от разбитого стекла и другие травмы. Но Верховен — перфекционист. Он заставлял актёра переигрывать одну и ту же сцену по 15-20 раз.

Впрочем, как вспоминает режиссёр, Шварценеггер никогда не жаловался по этому поводу. «У Арнольда нет эго. Он не думает, будто всё, что он делает, получается хорошо. Он считает, что если что-то получается плохо, то надо это переделать», — говорит Верховен.

Более того, Шварценеггер пытался поднимать настроение всем на съёмочной площадке. Как вспоминает Мэл Джонсон-младший, сыгравший таксиста Бэнни, актёр постоянно отпускал шутки за спиной Верховена, тот этого не понимал, а команда веселилась.

«Если хотите сэкономить — вырезайте меня»: как Арнольд Шварценеггер помог выходу «Вспомнить всё»

Во время съёмок одной из сцен Джонсон-младший шёл от Шварценеггера чуть дальше, чем было нужно — актёр не надел свои очки, поэтому просто хотел чётче видеть собеседника. Верховен сказал «стоп» и велел начать всё сначала, но Джонсон-младший снова отошёл слишком далеко. Тогда Шварценеггер подошёл к нему и сказал: «Парень, если ты хочешь быть в этом фильме, то камера должна смотреть на меня».

Примерно в середине производственного процесса актёр организовал для всей съёмочной группы ужин в ресторане. Во время речи Ронни Кокса, игравшего Виласа Кохаагена, помещение стали заполнять пенопластовые шары, и вскоре весь зал оказался в них, а члены команды принялись кидаться ими друг в друга. Всё это организовал Шварценеггер. «Это был истеричный способ сбросить напряжение», — вспоминает Джонсон-младший.

«Если хотите сэкономить — вырезайте меня»: как Арнольд Шварценеггер помог выходу «Вспомнить всё»

«Вспомнить всё» — жестокое кино, но насилие в нём разбавляется юмором, в том числе яркими и запоминающимися фразами. Одну из них — «Считай это разводом» — Шварценеггер произносит перед тем, как убить свою супругу Лори, которую играет Шерон Стоун.

Момент смерти героини не только запомнился зрителям, но и изменил карьеру актрисы. По словам Верховена, он заметил, как выражение её лица меняется с «дьявольски злобного» до «самого милого из возможных» за секунды. Это превращение и заставило режиссёра впоследствии взять Стоун на главную роль в «Основном инстинкте».

«Если хотите сэкономить — вырезайте меня»: как Арнольд Шварценеггер помог выходу «Вспомнить всё»

Финал картины, написанный Гэри Голдманом, — неоднозначный и оставляет после себя вопрос: реально ли всё, что происходило, или это сон Куэйда? Режиссёр и сценарист не дают прямого ответа, и считают, что обе эти версии верны. «Мы думаем, там было две реальности, которые существуют в одно и то же время. Это сон, и это действительность», — говорит Верховен.

Заканчивать так боевик было рискованно — аудитория привыкла к тому, что в финале подобных фильмов хороший парень попросту побеждает злодея. Но Верховен не хотел идти на компромиссы с продюсерами, а Шварценеггер его в этом поддерживал. И это касалось всех аспектов картины.

Всякий раз, когда продюсеры хотели вырезать что-то из финансовых соображений, вмешивался Арнольд и буквально говорил: «Вырезайте меня, если хотите изменить сценарий, чтобы сократить бюджет». Он поддерживал меня на всём протяжении съёмок, прикрывал меня. С какими бы трудностями мы не столкнулись, Арнольд всегда вмешивался.

Пол Верховен, режиссёр

Постпродакшн

Шварценеггер отзывается о Верховене как об учителе, но во время постпродакшена они поменялись ролями. Актёр сказал, что успех фильма состоит из самой картины и из рекламной кампании. Последнюю он взял на себя.

Впрочем, сперва он плохо справлялся с ней. Первый тизер «Вспомнить всё» не демонстрировал всех достоинств картины — это был странный ролик, в котором голова Шварценеггера крутилась в космосе и в конце смотрела на поверхность Марса.

Тизер не вызвал интереса у аудитории, и Шварценеггер понял, почему. По его словам, ролик будто бы рекламирует фильм со скромным бюджетом в 20 миллионов долларов, хотя на самом деле производственные затраты на «Вспомнить всё» составили 50 миллионов — внушительную для своего времени сумму.

Актёр связался с Питером Губером, тогда руководившим Sony Pictures с просьбой помочь с продвижением. Тот обратился к The Cimarron Group, занимавшейся созданием трейлеров к «Терминатору», пятому эпизоду «Звёздных войн» и второму «Индиана Джонсу».

В итоге получился ролик, который намного лучше показывал зрителю, чего стоит ждать от картины. Интерес аудитории вырос, а продюсеры стали расценивать «Вспомнить всё» как потенциальный хит.

«Вспомнить всё» вышел 1 июня 1990 года и за первые три дня собрал в США 25,5 миллиона долларов. За всё время в прокате по всему миру картина заработала 261,3 миллиона, а также получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

Несмотря на хорошие отношения, которые сложились у них на съёмочной площадке, Шварценеггер и Верховен больше никогда не работали вместе. В 90-х они планировали сделать фильм о крестоносцах, но Carolco Pictures предпочла выделить 98 миллионов долларов на «Остров головорезов» Ренни Харлина. Фильм провалился в прокате и кинокомпания в итоге закрылась.

Однако Шварценеггер до сих пор с теплотой вспоминает времена работы над «Вспомнить всё» и считает, что фильм и сегодня смотрится хорошо.

Кино хорошо снято, когда даже через 30 лет ты смотришь его и чувствуешь то же, что и тогда.

Арнольд Шварценеггер, актёр
734734
186 комментариев

А позднее, когда Верховен рассказал о встрече в ресторане своей жене, та настояла: «Ты должен снять фильм с Арнольдом».

Не первый раз жена Верховена даёт ему хорошие советы. В прошлый раз она вытащила сценарий «Робокопа» из мусорки. Верховен его прочитал и выкинул. Но она убедила его, что может получиться интересный фильм.

Золотая женщина!

216

Часто за успешным мужчиной стоит женщина с хорошей интуицией. В этом как-бы и смысл - пара должна дополнять друг друга.

85

нам бы такую женщину найти! )

5

Как же я скучаю по Верховенской фантастике, такого уже давно не делают...

190

Дюну тебе скоро сделают

14

За Арни лайк не глядя. Несмотря на то, что это не самый "искусный" актер, все фильмы с ним - это окно в детство. До сих пор без проблем могу в 10 раз пересматривать Вспомнить все, Терминаторов первых, Коммандо, Последнего киногероя и тд, и тд.

Алсо, в Maggie он тоже нормич отыграл. Хотя это не экшеновый фильм.

141

У Арни такая харизма, что там и игры особой не нужно. Но актер он все равно отличный. В каждом своем фильме совершенно органичен.

53