10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Многие наверняка не смогут досмотреть их до конца.

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Люди всегда обожали испытывать свои нервы на прочность: каждый год выходят сотни фильмов ужасов, преследующих лишь одну цель — заставить зрителя вздрогнуть, зажмуриться от страха или отвращения. Но даже в подобных фильмах страх мимолётен: зритель облегчённо вздыхает после очередного скримера или особенно жестокой сцены, расслабляясь до следующего пугающего момента.

Но что если убрать промежутки между эти выбросами адреналина? Если весь фильм станет одной непрерывной атакой на психику зрителя? Каждый из перечисленных ниже фильмов ответит на этот вопрос, причём сделает это оригинально.

Несмотря на сокрушительную жестокость большинства этих картин, они не кажутся бессмысленными или пустыми в своих попытках заставить зрителя чувствовать себя не в своей тарелке. Эти ленты проверят вас на прочность, но сделают это честно, без дешёвых трюков, которыми славятся самые популярные представители поджанра «жуткого кино».

Так что не надейтесь увидеть в этом списке «Конструктор красного цвета», «Сербский фильм» или «Подопытную свинку» — ужас при просмотре этих фильмов рождается исключительно из-за чрезмерной жестокости, а не открытия принципиально нового кинематографического языка.

«Ночь и туман» (Nuit et Brouillard), 1956

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Может ли тридцатиминутный фильм передать всю травму одного из самых страшных событий мировой истории — Холокоста?

Кажется, что за столь краткий хронометраж невозможно адекватно рассказать о гибели миллионов невинных людей, но французскому режиссеру Алену Рене удалось заключить всю боль послевоенной Европы в полчаса фильма. Короткая картина источает настоящий ужас, а архивные кадры вкупе с современными съёмками развалин Аушвица рождают в зрителе пугающее ощущение сопричастности трагедии.

Чёрно-белые кадры сваленной в кучу одежды и обуви, измождённые тела узников и закадровый рассказ о зверствах фашистов остро контрастируют с цветными планами спокойного послевоенного концлагеря, поросшего травой и как будто забывшего о криках людей в газовых камерах.

Даже читать про Холокост трудно, а наблюдать ужасы гитлеровского режима прямо на экране становится практически непосильной задачей для неподготовленного зрителя. Не всем понравился эксперимент Рене – немецкое консульство даже пыталось отозвать короткий метр с Каннского кинофестиваля, но столкнулось с резкой критикой со стороны общественности.

Фильм Рене до сих пор лидирует в списках лучших документальных картин всех времён, но это совсем не значит, что просмотр «Ночи и тумана» будет легким.

«Безумцы Титиката» (Titicut Follies), 1967

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Психиатрическая больница — одна из самых табуированных и загадочных институций современного общества. Обычный человек не может попасть в её стены, ощутить на себе клаустрофобию мягких стен и неотапливаемых палат.

А теперь представьте себе фильм, полностью снятый изнутри психиатрической лечебницы для преступников — это и есть «Безумцы Титиката».

Режиссер Фредерик Уайзман отказался от «говорящих голов» и закадрового текста в своём документальном фильме, позволив больнице говорить самой за себя — камера занимает позицию молчаливого наблюдателя, который честно документирует повседневную жизнь врачей и их сложных пациентов.

Уайзман задумал свой фильм как кинематографическое обвинение властей США, не обращающих внимания на ужасные условия в психиатрических лечебницах страны, в которых больных не лечили, а скорее мучили. Поэтому кадры, вошедшие в фильм, пугают гораздо сильнее, чем многие хорроры — страшно представить, через что проходили некоторые пациенты подобных «больниц».

«Наблюдение собственными глазами» (The Act of Seeing with One's Own Eyes), 1971

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Жизнь американского патологоанатома (и героя нашего фильма) сложно назвать сказкой — через питтсбургский морг ежедневно проходят десятки трупов, каждый из которых нужно вскрыть и установить причину смерти. Но если такое тесное соприкосновение со смертью давно уже стало обыденностью для врача, то простому человеку трудно даже представить себя посетителем в морге.

Именно с этим ощущением и работает экспериментальный режиссер Стэн Брэкедж, направляя свою камеру на стол для вскрытий, не отводя её даже после того, как патологоанатом начинает срезать грудную клетку, вынимать органы и трепанировать череп. Брэкедж заставляет своего зрителя посмотреть смерти прямо в глаза, превращая её из таинства в опыт, с которым рано или поздно столкнётся каждый.

Возможность подсмотреть за работой патологоанатома — сама по себе достойная причина для просмотра фильма, а радикальная близость к мёртвому человеческому телу способна сподвигнуть зрителя на сложные, но необходимые сдвиги в его отношении к смерти.

«Сало, или 120 дней Содома» (Salò o le 120 giornate di Sodoma), 1975

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

На закате Второй мировой войны лидеры фашистской элиты уединяются в стенах древнего палаццо – насилуют и пытают десятки молодых людей, претворяя в жизнь свои самые жестокие фантазии. Невинные юноши и девушки проходят через все круги ада, пока пресыщенные властью либертины наслаждаются мучениями своих пленников.

Безусловный шедевр Пьера Паоло Пазолини до сих пор остаётся поразительно непонятым широкой публикой — отвратительные издевательства, которым подвергаются молодые герои ленты, включены режиссёром в фильм не ради банального садизма, но для расширения возможностей кинематографа влиять на психику своего зрителя.

За всеми изнасилованиями, убийствами и актами копрофилии, запечатлёнными в «Сало», кроется тонкая структура фильма — Пазолини прекрасно понимает, что говорить о насилии можно только на языке жестокости.

К сожалению, лишь немногие способны увидеть в последнем фильме великого итальянца что-то помимо «чернухи», а ведь фильм точно достоин внимательного и непредвзятого просмотра.

«Король смерти» (Der Todesking), 1989

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Несчастный человек кончает жизнь самоубийством, предварительно разослав свои предсмертные записки знакомым и случайным людям — каждый, кто получит письмо, сам станет самоубийцей.

Экспериментальный фильм немца Йорга Буттгерайта очень прост по своей структуре: зритель знакомится с семью разными героями, каждый из которых обязательно отнимет жизнь, свою или чужую.

Оригинальность фильма кроется в деталях — каждая из семи историй представлена как короткометражный фильм, насыщенный не только насилием, но и глубоким чувством эмпатии, пусть и практически незаметной за литрами крови, массовыми убийствами и истошными криками о помощи.

Режиссер культового «Некромантика» продолжает посвящать зрителя в самые тёмные закоулки души немецкого послевоенного общества, но делает это более тонко, чем в его предыдущем манифесте некрофилии. Герои «Короля смерти» не вызывают отвращения, а их страсть к саморазрушению заставляет смотрящего не осуждать, но сопереживать им.

Советовать такой фильм неподготовленному зрителю было бы жестоко — если вы не уверенны, что сможете справиться с натуралистичным насилием и психологической тяжестью ленты, то лучше отложить «Короля смерти» до лучших времен.

«Порождённый» (Begotten), 1989

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Этот экспериментальный черно-белый фильм начинается с одной из самых тошнотворных сцен в истории мирового кинематографа — обезображенная фигура, закутанная в белый балахон, кромсает свой живот острой бритвой, выпуская кишки и литры крови наружу. И не думайте, что режиссер Э. Элиас Мэридж остановится на этом: шокированного зрителя затем заставят смотреть на некрофилию, каннибализм и групповое изнасилование.

Однако «Порождённый» — это не просто провокация, но дотошное исследование самой сути насилия, с идеальной точностью давящее на болевые точки зрителя.

Схематичный сюжет о смерти Бога и рождении нового человека понятен неподготовленному зрителю лишь отчасти — в фильме нет диалогов, только авангардный монтаж с оригинальной манерой съёмки. Мэридж отвергает устоявшуюся кинематографическую традицию в пользу дешёвой камеры и некачественной пленки, разрешая зрителю наблюдать за зверствами, но не забывать, что он смотрит кино.

Конечно, советовать настолько извращённый фильм каждому не имеет никакого смысла, но если вам хочется соприкоснуться с настоящим безумием — дерзайте!

«Тэцуо, железный человек» (Tetsuo), 1989

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Молодой японец решает усовершенствовать своё тело, вживив в ногу тридцатисантиметровую трубу, в то время как ничего не подозревающий бизнесмен подхватывает странный вирус, постепенно превращающий его в груду металлолома.

Синъя Цукамото задумал «Тэцуо» как визуальную Библию технофетишизма, наполненную настолько отвратительными образами и сценами, что даже мизерный бюджет ленты не переубедит зрителя в подлинности всего происходящего.

Японский режиссер открыто иронизирует над современным обществом, помешанном на новых технологиях настолько, что даже идея модернизировать свое тело металлом и проводами не кажется некоторым людям такой уж безумной.

Несмотря на ощутимую связь с боди-хоррором, «Тэцуо» выделяется на фоне различных «Титанов» и «Мух» своей безапелляционной жестокостью: в фильме нет присущей европейскому кинематографу осторожности в обращении с актёрами — исковерканные тела японских артистов вызывают лишь ужас, а не восхищение работой гримера.

Цукамото снял к «Тэцуо» два не менее замечательных сиквела, погружающих зрителя еще глубже в бездну технофетишизма.

«Забавные игры» (Funny Games), 1997

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Спокойная жизнь семьи австрийских буржуа неожиданно превращается в настоящий ад — в их загородную резиденцию врываются двое молодых людей, которые жестоко убивают собаку и берут семью в заложники. Загадочные пришельцы продолжат издеваться над невинными людьми на протяжении всего фильма, заставляя каждого из членов семьи пройти через садистские игры, правила которых понятны только самим психопатам.

«Забавные игры» вывели феномен тяжёлого для просмотра кино на новый уровень, преодолев грань между трэшем и фестивальным кинематографом — творение австрийского режиссера Михаэля Ханеке настолько напугало некоторых зрителей Каннского кинофестиваля, что к концу премьерного показа аудитория заметно поредела.

Режиссёр сам снял американскую версию «Забавных игр» десять лет спустя, но, несмотря на более серьёзный актерский состав и заметно подросший бюджет, ремейк начисто потерял безумно давящую атмосферу оригинального фильма.

«Посетитель Q» (Bijitâ Q), 2001

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

«Обычная» японская семья постепенно разваливается на части — сын издевается над родителями и сестрой, мать сидит на героине, а отец спит с собственной дочерью, документируя весь процесс на видеокамеру. Всё изменится с приходом загадочного незнакомца, который моментально изменит жизнь маргинальной семейки Ямадзаки.

Легенда японского кинематографа Такаси Миике полностью снял свой фильм на дешёвую видеокамеру, пытаясь придать максимальную реалистичность жутким поступкам своих героев. И действительно, «Посетитель Q» выглядит и ощущается как настоящий хоум-муви, попавший на наши экраны из самых мрачных глубин интернета.

Но всё же, в отличие от остальных фильмов этого списка, фильм Миике может похвастаться одним существенным преимуществом — в нём есть надежда. Извращенная, пугающая, но все-таки надежда — после полутора часов невероятной жестокости, зритель будет готов принять даже тошнотворный финальный кадр за духоподъемный хэппи-энд.

«Михаэль» (Michael), 2011

10 очень страшных и тяжёлых фильмов, которые не только напугают, но и заставят задуматься

Педофил Михаэль похищает десятилетнего мальчика и прячет его в подвале своего неприметного домика на окраине Вены, изредка навещая своего пленника. Напуганному ребёнку придется провести в обществе сорокалетнего маньяка почти пять месяцев, а беспомощному зрителю останется лишь наблюдать за бесконечной чередой одинаковых дней, всеми силами надеясь на близкий конец мучений мальчика.

Австрийский режиссер Маркус Шляйнцер не пытается напугать зрителя жестокостью, показывая обыденность жизни педофила и его пленника — мы никогда не видим, что Михаэль делает с мальчиком за закрытыми дверями подвала, лишь наблюдаем за неторопливым течением их жизни.

Ощущение дискомфорта при просмотре фильма сложно описать словами: нас насильно заставляют переживать за педофила и проводить с ним время, и ощущение собственной вины будет копится внутри зрителя до самого финала.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

364364
176 комментариев

И о чём они заставят задуматься? Примитивнейший способ шокировать. Не знаешь, чем выделить свой типа артхаус - сними чернейшую чернуху.

156
Ответить

Комментарий недоступен

96
Ответить

Комментарий недоступен

32
Ответить

Фух, а я уж думал быдло, не способное увидеть в таких фильмах ничего, кроме "чернухи", не появится, но все в порядке

23
Ответить

Согласен. Сидел думал над словами автора про Сало. Жестокость можно показать только жестокостью. И чего? Ну да. Ну а зачем его смотреть-то? Где здесь искусство? Если жизнь и так полна зверств, зачем зрителю наблюдать за ней в кино?

20
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Смотрел что-то из перечисленного?

4
Ответить