«Ключевое для меня — аутентичность»: интервью с Романом Селиверстовым, композитором фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

Виктор Цой, The Beatles и специфика работы над музыкой к блокбастеру.

В 2021 году выйдет фильм «Майор Гром: Чумной доктор» — первая экранизация комиксов российской студии Bubble, снятая их собственным киноподразделением. 27 мая появился первый трейлер картины.

Мы поговорили с композитором фильма Романом Селиверстовым — о том, как музыку для «Майора Грома» записывали в Англии и США и почему в трейлере звучит именно «Мы ждём перемен».

В чём особенности создания музыки для экшен-блокбастера вроде «Майора Грома»? Не считая вас в России по пальцам можно пересчитать людей, которые этим занимались.

Мне кажется, самое главное — отразить в музыке то, что происходит на экране, написав её при этом так ярко, чтобы любой зритель при выходе из кинозала смог напеть мелодию.

К особенностям можно отнести огромный объём продакшена. В этом смысле саундтрек к драматическому фильму создать проще — за счёт того, что часто всё ограничивается работой с оркестром, либо минималистичными музыкальными решениями. В экшен-кино это, как правило, не работает.

Зритель хочет не только взрывов, стрельбы и драк, но и звучания музыки тоже. А это автоматически огромная работа в продакшене — программирование барабанов, работа с леерингом, синтезаторами, саунд-дизайн, «дорисовывание» записанного оркестра библиотеками и прочего.

«Ключевое для меня — аутентичность»: интервью с Романом Селиверстовым, композитором фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

И время, разумеется, тут чуть ли не главный ресурс — большой продакшн требует невероятного количества времени, чтоб успеть проработать все детали. Послушайте открывающую сцену второго «Нового Человека-паука» и вы всё поймёте — там бесконечные смены инструментов, музыкальных отрывков, там постоянно меняются размеры и настроение музыки, она неразрывно связана с картинкой, но при этом она не статичный луп из библиотеки, она — всегда набор оригинальных фрагментов, искусно собранный в музыкальную мозаику.

Или вот неплохой пример: уже несколько лет в российской киноиндустрии ходит история о том, как Кристофер Нолан дал Хансу Циммеру синопсис будущего фильма «Интерстеллар» и попросил написать музыку исходя из прочитанного. Как мы знаем, музыка получилась великолепной. В нашем киномире эту историю пересказывают и часто начинают с неё работу с композитором — мол, напиши, не читая сценарий, не видя презентацию, не имея практически никаких материалов о проекте, в котором, возможно, будешь участвовать.

Скажу честно, это не работает. У Нолана и Циммера были многолетние отношения и несколько общих работ за плечами, они хорошо знали и понимали друг друга. Но когда такое задание предлагает тебе незнакомый ранее продюсер или режиссёр — это похоже на «пойди туда, не зная куда».

«Ключевое для меня — аутентичность»: интервью с Романом Селиверстовым, композитором фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

Даже если очень повезло, и ты нащупал главные темы персонажей или лейтмотив фильма — это лишь половина дела. Пока это фортепианные наброски или простые скетчи на компьютере, они вряд ли решат поставленную задачу. Сначала придётся довести их до состояния, в котором можно показать режиссёру и продюсерам, потом внести правки и получить их одобрение.

Далее будут скрупулёзно готовиться ноты, начнутся сессии записи, и утвержденное демо будет обрастать симфоническим оркестром и живыми музыкантами, потом к нему добавится программирование барабанов, синтезаторов и саунд-дизайна. Потом будет сведение, за ним бесконечные поправки со стороны творческой группы, а под конец, возможно, придётся что-то радикально переделать в уже записанном материале, или же изменится монтаж, и многие музыкальные акценты «съедут».

Помню, когда мы делали короткометражку про «Майора Грома», в некоторые дни мы работали по 19 часов с небольшими перерывами, я оставался и ночевал прямо на студии, чтобы всё успеть. Команда была измотана.

Короткометражный фильм «Майор Гром», 2017

Как вы в принципе попали в кино? Знаю, вы до этого долго работали над разными YouTube-шоу.

Осмысленный путь в сторону кино я начал около 5-6 лет назад. Действительно, я работал над многими успешными YouTube-шоу — от «Шоу Гаффи Гафа» до «+100500». Однако это тоже был своего рода временный крен.

Я работал в качестве автора песен и продюсера со многими русскими и некоторыми западными артистами. Но все мы развиваемся, и в какой-то момент мне просто захотелось работать с музыкой под картинку — попробовать свои силы в большом хронометраже. Если задуматься, это довольно логично — ты не ограничен ни радиоформатом, ни чем-либо ещё. У тебя есть около полутора часов, чтоб выразить музыкальную мысль во всём разнообразии.

Кто бы не хотел это попробовать?

Довольно быстро мне удалось поработать с рекламным рынком и большими брендами. Получилось понять азы работы под картинку, начать набивать руку. Параллельно изучал материалы, учился во всех смыслах и активно двигался к работе в кино. Парадоксально для наших дней, но огромная часть необходимой для работы с киномузыкой информации содержится в книгах! Я заказывал их с Amazon — учебники Berklee и другие книги независимых авторов.

В них огромное количество как общей, так и прикладной информации, вплоть до того, как правильно называть фрагменты партитур в хронометраже фильма.

Обложка одной из книг Berklee
Обложка одной из книг Berklee

В пресс-релизе сказано, что часть музыки для «Майора Грома» записана на легендарной студии «Эбби-Роуд» (студия звукозаписи в Лондоне, где свои альбомы записывали The Beatles, Pink Floyd, U2 и многие другие известные группы, — DTF), часть — в Нэшвилле, что-то писали в Москве. Чем вызван такой географический разброс в производстве? И сложно ли было получить доступ ко всем этим студиям?

Подобный «разброс» вызван тем, что мы стремились добиться лучшего результата, причём в мировом масштабе. Мы подумали, что было бы здорово дать зрителю в русском фильме тот звук оркестра, к которому он привык в голливудских картинах.

Все мы ходим в кино и видим огромное количество западных фильмов. Их саундтреки записаны в определенных условиях вполне конкретными музыкантами. Всё это, прослушанное раз за разом, создает определенное ожидание от стилистики звучания музыки в кино, задаёт планку качества.

И конечно, мы хотели, чтоб саундтрек был сыгран лучшими музыкантами на лучших студиях мира. В Лондоне потрясающие музыканты. Эти люди записывают саундтреки к самым большим кинокартинам — от «Властелина колец» до «Гарри Поттера», «Джеймса Бонда» и многих других. Они потрясающе делают абсолютно всё — читают с листа, интонируют, у них невероятно звучащие инструменты.

«Ключевое для меня — аутентичность»: интервью с Романом Селиверстовым, композитором фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

Для них нет разницы — будь ты молодой композитор из России или Говард Шор, они относятся к работе одинаково серьёзно и с уважением. То же справедливо и для Нэшвилла. Нэшвилл — город музыки и музыкантов. Нам хотелось добиться аутентичного звучания, записать песни, сыгранные музыкантами, взращёнными на американской, родной для них музыке, используя классическую аппаратуру прошлых десятилетий, а не имитируя стилистику классического рока с отечественными музыкантами.

Ключевое для меня — аутентичность. Я искренне верю, что если хочешь получить американский звук — надо ехать в США, а не пытаться героически добиться его здесь.

Видео о том, как писали саундтрек к «Майору Грому»

Полнометражный «Майор Гром» в ходе производства сильно изменился: у него теперь другой режиссёр и исполнитель главной роли. Были слухи, что и сценарий полностью переделали. Изменилось ли что-то в музыкальном плане для фильма — с тех пор, как вышла короткометражка?

Да, кое-что изменилось и в музыке, появились новые идеи. К сожалению, пока не могу рассказать об этом без спойлеров. Скажу одно: мы постараемся продолжить удивлять зрителей, и я сделаю всё, чтоб саундтрек запомнился и сильно отличался от того, что до сих пор было в нашем кино.

Визуально «Майор Гром» явно вдохновляется геройскими блокбастерами Голливуда. Справедливо ли то же для его саундтрека? Вдохновлялись ли вы при создании музыки какими-то конкретными композиторами и фильмами?

Безусловно! У всех есть любимые произведения, как в целом, так и внутри конкретных жанров. Мне не очень по душе прямолинейная работа с референсами и вдохновение от них. Пытаясь создать что-то в жанре боевика, я вряд ли буду специально слушать блокбастерные саундтреки. Скорее я буду слушать музыку других жанров и пытаться нащупать там новые идеи.

Вообще, вся суть любого творческого человека — это анализ и синтез. Ты получаешь кучу информации, анализируешь её и синтезируешь что-то своё. Как невозможно написать книгу, ничего не читая, ровно так же невозможно написать музыку, ничего не слушая. Поэтому я много слушаю, думаю, перевариваю, и всё это находит выход в моём творчестве.

«Ключевое для меня — аутентичность»: интервью с Романом Селиверстовым, композитором фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

Как бы вы в целом описали музыкальное решение «Майора Грома»?

Существует несколько базовых вариантов при написании музыки в кино. В нашем случае сам жанр и бэкграунд — комикс — заставляют отталкиваться от характеров главных персонажей. Сначала я задавал себе вопрос — кто такой Майор Гром? Что у него на душе, какую музыку он слушает сам, что любит?

В итоге пришел к выводу, что Майор Гром — это буря симфонического оркестра с яростью рок-н-ролла. Это мощный, умный и очень яркий герой, и музыка, поддерживающая его в кадре, должна соответствовать. Чумной доктор — противоположность. Более тонкая, более изощренная, тёмная натура. Он иначе устроен, и в музыке будет отражен по-другому. На этих двух героях и будет построено решение.

«Ключевое для меня — аутентичность»: интервью с Романом Селиверстовым, композитором фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

В трейлере к фильму звучит кавер на «Мы ждём перемен» группы «Кино». Почему вы выбрали именно эту песню?

Идея сделать трейлер на основе этой прекрасной песни принадлежит Артёму Габрелянову — автору, создавшему Майора Грома, комиксы Bubble и генеральному продюсеру фильма. Он вкладывал много смыслов сюда и хотел, чтоб песня многое отражала и вторила духу фильма.

Как вы выбирали исполнительницу кавера? И почему решили сделать кавер именно в том стиле, в каком он звучит в трейлере?

С самого начала, когда Артём предложил этот концепт, у нас не было единого мнения и понимания касаемо стилистики того, как именно песня должна зазвучать. Помню, я предложил условно разделить трек на две части, очень разных по влиянию на слушателя.

Куплет должен был стать атмосферным, минималистичным, где солировал тонкий и робкий голос подростка-девочки. Беззащитный одинокий голос символизирует ужас от происходящего, безысходность. А потом, на припеве, голос становится чуть увереннее, но идёт наперекор резкому эпичному звучанию барабанов, оркестра и хора. Назло всем клишированным эпическим трекам, которые сейчас так любят делать.

Вообще, сейчас часто идут проторенной дорогой — берут старый хит, приглашают кого-то медийного на вокал и вроде как работает. На самом деле не работает. Поэтому нам очень хотелось, чтобы звучал незамутненный, пробирающий до мурашек вокал.

«Ключевое для меня — аутентичность»: интервью с Романом Селиверстовым, композитором фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

Разумеется, во время обсуждения у нас были и другие варианты. Мы пробовали спеть весь трек ярко и «эпично», но это не работало, и в итоге мы вернулись к предложенному мной музыкальному концепту. Вокальную партию спела школьница из Санкт-Петербурга, моя добрая знакомая. Мы специально не стали публиковать её имя, чтоб уберечь от некоторых «последствий» в информационном поле. Но когда придёт время, возможно, представим её публике.

Итоги вы видите сами. Мы предполагали, что фанаты Кино и Виктора Цоя могут прохладно отнестись к нашей версии песни, но произошло обратное — большая часть фидбека крайне положительная! И мы счастливы, что получилось сделать новую версию это важной песни с новым артистом. Я верю в свежие имена.

4949
24 комментария

В пресс-релизе сказано, что часть музыки для «Майора Грома» записана на легендарной студии «Эбби-Роуд» (студия звукозаписи в Лондоне, где свои альбомы записывали The Beatles, Pink Floyd, U2 и многие другие известные группы, — DTF), часть — в Нэшвилле, что-то писали в Москве. Чем вызван такой географический разброс в производстве?

Я скажу чем вызван. Барабанами Страдивари на которые можно списать бабло. Я не верю что в Москве нет нормальных студий и надо ехать в Лондон на "Легендарную студию где начинал сосать члены Элтон Джон". Чота как-то веры в проект резко поубавилось с таким пиаром.

13
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

А откуда у вас вера в московские студии с оркестрами? Из легенд про сильную русскую классическую школу? Большинство звукорежей технически даже не отдупляют кому клик давать в таких случаях и как коммутацию сделать.
За последний век 99% процентов стилей популярной музыки придумали, поняли как записывать и передали знание следующим поколениям вовсе не в странах Восточного Блока.

Ответить

Мы специально не стали публиковать её имя, чтоб уберечь от некоторых «последствий» в информационном полеОт последствий в виде "Слыш перепев бля хуевый"?

3
Ответить

Думаю, в целом, да)

Ответить

То есть создание "потрясающего саундтрека" это семплирование известных песен-треков и вставки своего пердежа. То есть работа с которой щас любой школьник справится. ОК.

1
Ответить

Вместо тепла зелень стекла
Вместо огня эммммм
Мент 

Ответить