Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

Сегодня ты узнаешь, как связан Канье Уэст и Мерилин Мэнсон и при чём здесь Гарри Поттер и Дюна.

Видео версия

Есть режиссёры, имена которых известны всем. Есть те, чьи имена не знакомы, но фильмы видели большинство. А есть творцы вроде Алехандро Ходоровски, с работами которого знакомы только другие режиссёры и, может быть, самые преданные фанаты кинематографа. При этом влияние на современное кино Ходоровски соизмеримо с такими мастодонтами как Хичкок или Лукас.

фото 1960 года<br />
фото 1960 года

Большинство рассказов об этом человеке начинаются с города Сантьяго в Чили, но всё же нужно вначале рассказать про Российскую Империю и про еврейские погромы 1905-го года. Это очень кровавые события, в одной только Одессе было убито свыше 400 евреев и множество погромщиков. Вот как описывает это сам Алехандро:

Мои родители из Одессы. Любимый сын моей бабушки утонул в Днепре в половодье. Мальчик пытаясь спастись, влез в книжный шкаф, в котором лежали тяжелые тома Талмуда, и утонул вместе с ними. Тогда бабушка рассердилась на Бога и отвергла иудаизм. В 1905 году они эмигрировали в Чили, отец открыл обувной магазин и назвал его "Украинский дом". А мою бабушку с материнской стороны во время погрома изнасиловал казак, она приехала в Чили беременная и родила дочь от этого казака — мою мать. По отцу я — Ходоровский, по матери — Пружанский, а фамилию казака, к сожалению, не знаю. Мой отец был сталинистом. Он был похож на Сталина, носил такие же усы и одевался как Сталин. А шурин моей матери — лысый и беззубый — был очень похож на Ганди. Так что я вырос в доме, где были Ганди и Сталин.

Такое описание событий очень хорошо описывает восприятие реальности самим Ходоровски.

Мать Алехандро, будучи не самым желанным ребёнком, стала женой не самого хорошего человека. Абьюзер и любитель Сталина, однажды он обвинил её во флирте с одним из покупателей лавки. В гневе он избил её и изнасиловал. В результате спустя 9 месяцев родился нелюбимый сын. Мать ненавидела мужа и открыто заявляла сыну, что не может его любить.

Рождённый в 1929-ом году Алехандро проводил своё весьма одинокое и не самое счастливое детство за чтением и написанием стихов. В шестнадцать его поэму впервые опубликовали, а в восемнадцать, не закончив Университет Чили, он увлёкся современными искусствами. Хотя в самом университете он занимался философией и психологией. Все эти аспекты ранней биографии сложили сложную и многогранную натуру творца, но об этом мы поговорим позже.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

Уже в 1948-ом году Алехандро начал писать первые пьесы, а в 1950-ом организовал первую экспериментальную театральную группу. Эта была эпоха, когда сюрреализм переходил в акционизм. Ещё не все понимали, что это будет, но многие молодые люди явно чувствовали изменение. В их числе был Ходоровски.

В 1953-ом году Алехандро понял, что в Чили ему больше нет возможности развиваться и переехал в Париж, где работал с одним из самых известных мимов эпохи - Марселем Марсо. Я не могу однозначно быть уверенным почему Ходоровски увлёкся этим направлением искусства, но продолжительный опыт работы при ограниченной возможности передачи информации (если что, мимы не разговаривают), научил юношу передавать свои идеи максимально понятно невзирая на форму.

А уже в 1957-ом году он впервые попробовал себя в кино в качестве режиссёра, сценариста, актёра и продюсера.

Галстук. (1957)

Пожалуй, самая простая работа в фильмографии маэстро. Перенесённая на экран пантомима про неразделённую любовь с неожиданным хэппиендом. Настолько далёкая от всего, что далее делал маэстро, что вполне можно было бы и пропустить эту работу. Но в ней очень отчётливо становится понятно, что именно работа мимом научила передавать скрытый смысл сквозь экран. Без диалогов и долгой экспозиции нам рассказывают историю о мужчине который изо всех сил старался поменяться ради той, которой был безразличен, не видя любви той, которая ценила его таким какой он есть. Короткая и красивая лента.

До следующего фильма Алехандро будет активней погружаться в мир актуального искусства. И вместе с Фернандо Аррабалем и Роланом Топором основывает объединение «Паника». А самой известной постановкой становится «Сакраментальная мелодрама» — четырёхчасовой хэппиниг, в течении которого, зритель успевает испытать абсолютно все возможные чувства.

К слову, в 1966-ом Ходоровски впервые становится автором комиксов. Вначале Anibal 5 — истории про киборга. А годом позже стал ещё и художником серии Fabulas panicas. Серия одностраничных стрипов с максимально психоделичной картинкой. К сожалению, оба произведения не переведены и не отсканированы. Ладно, вернёмся пока к кино. В следующий раз на экраны Ходоровски вернулся лишь в 1968-ом году с фильмом "Фандо и Лис". И это уже полноценный фильм

Фандо и Лис (1968)

Фильм своеобразное завершение эпохи в жизни Алехандро. Фильм, снятый по сценарию Фернандо Аррабела. Думаю, не стоит удивляться тому факту, что это естественно вышел сюрреализм на грани восприятия. Фандо везёт на тележке свою парализованную возлюбленную Лиз, пересекая постапокалиптическую пустыню в поисках Тар. Неизвестно где, неизвестно когда, неизвестно в каком из миров человечество достигло высшей точки процветания, после чего немедленно случилась Великая Катастрофа. По дороге они встречают множество самых странных персонажей, кто-то в строгих костюмах, кто-то испачкан в грязи. Полулюди.

Сложно понять чьё же сознание является этой выжженной пустыней. Деспота Фандо, который отягощён отношениями с Лис. Или всё же несчастной инвалидки Лис, жертвы адъективных отношений. Или это их общее сознание. Но всё же, в этом фильме уже появляется самое главное, что будет в творчестве Ходоровски всегда - доходчивость образов. После просмотра у зрителя почти не остаётся вопросов — что же означает тот или иной образ. Горящее пианино — смерть искусства, сумасшедший священник — крах больших религий. И для того, чтобы тебе пережить это всё можно сделать только одно — идти вперёд и не задавать вопросов. И только ты сможешь пройти этот путь.

Сегодня это может удивить, но вокруг этого фильма случился огромный скандал на фестивале в Акапулько, с дракой, с побегом в багажнике. Вроде даже перестал существовать сам фестиваль. На защиту дебютанта встал Роман Полански, который заявил, что цензура в творчестве недопустима и у творца должна быть максимальная свобода. И всё это из-за минимально эротичных сцен.

Что бы произошло если бы это был следующий фильм — Крот?

Крот (1970)

Уже более простая на первый взгляд история, но реальный прорыв в кинематографе. Давайте вначале про сам фильм, а уж потом про его значение для мира кино.

История про стрелка, который поставил перед собой цель стать лучшим в своём деле. Даже не так. Женщина, ради которой он отдал своего сына на попечение монахам, заявляет, что она достойна лучшего из лучших и величайшего из величайших. И наш стрелок решает стать единственным великим стрелком. А для этого ему нужно не только найти и победить всех прочих величайших, но ещё и убить их. Но когда он остаётся последним он проигрывает этот бой со своей гордыней. И вслед за этим начинается история перерождения дикого стрелка в духовного воина.

Не стоит ждать в этом фильме простого повествования, здесь всё так же вперёд выходят оттенки смыслов.

И всё же именно игра на поле жанрового кино породило целую ветку кинематографа. Утрированная жестокость, до которой никогда не доходил Серджо Леоне в своих вестернах, гиперболизированная сексуальная откровенность, немыслимая для кинематографа тех лет. Всё это вытеснило фильм за рамки привычных киносеансов. В результате Ходоровски оказался на больших экранах уже за полночь. В англоязычном мире этот кино феномен называют Midnight Movie — полуночные фильмы. Там же оказались и «Ночь живых мертвецов», и «Розовый фламинго». И вплоть до выхода феноменально успешного «Шоу Роки Хоррора» — фильмам с подобным уровнем насилия и откровенности не было места в регулярном прокате. Представьте себе мир, где на фильмы Тарантино можно сходить только после полуночи и только в одном кинотеатре соседнего города. И тогда вы поймёте почему данный спагетти, хотя нет, это же Мексика... И вы тогда поймёте почему данный буритто-вестерн не стал хитом.

Хотя он нашёл своих фанатов. О любви к этому фильму заявляли режиссёры Дэвид Линч и Николас Виндинг Рефн, музыканты Боб Дилан и Роджер Уотерс. Питер Габриэл заявил, что фильм был одним из источников вдохновения для их концептуального альбома «The Lamb Lies Down on Broadway». Но всё же, главным зрителем оказался Джон Леннон. Который настолько сильно полюбил фильм, что заставил Аллена Клейна, менеджера The Beatles, найти режиссёра и помочь ему со съёмками нового фильма. А это уже самый культовый из всех культовых фильмов режиссёра...

Святая Гора (1973)

Святая Гора — это самый странный и самый психоделический фильм маэстро. Одной из целью автора было создать ощущение схожее с теми, что бывают после приёма психоделиков, но у людей, которые никогда их не употребляли. В целях достижения просветления Ходоровски запер всех актёров на два месяца в одном доме и позволял им спать не более четырёх часов в день. Но, со слов режиссёра, в результате из дома вышли не просветлённые, а истощённые актёры. (Зато этот опыт наглядно показывает, как же закончится самоизоляция) Тем не менее у Алехандро был миллион долларов от Леннона. А это с учётом инфляции примерно 15 000 000 современных долларов. И полный карт-бланш.

Поэтому основная история — это рассказ о втором пришествии Христа, только без Армагеддона и уничтожения человечества. Христос, освобождённый от оков оказывается в современном городе — а тут и смерть, и секс, и прочие "прелести". В результате своего путешествия он оказывается в школе магии, где эзотерический Алхимист собирает разных персонажей со всей солнечной системы. Хотя, не думаю, что стоит пытаться пересказать сюжет, он здесь настолько не важен, что у фильма даже не было сценария к моменту начала съёмок, лишь только план на каждый день. Да и этот план включал в себя лишь описание мест для съёмок, а не подробности того, что будет происходить на самом съёмочной площадке.

Тем удивительней тот факт, что подавляющая часть образов при всей своей абстрактности и сюрреалистичности, достаточно понятна и расшифровывается столь же однозначно. Особенно мне понравились американские туристы, которые продолжают наслаждаться "варварской" культурой туземцев даже в тот момент, когда американку начинает насиловать полицай на глазах у своего мужа.

Фильм с лёгкостью мог стать не просто культом для узкого круга ценителей, но и международным хитом арт-хауса. Но, к сожалению, деньги на самом деле дал не сам Леннон, а Аллен Клейн. Человек настолько мерзкий, что именно из-за него очень долго не выходили на CD некоторые альбомы The Rolling Stones. Человек которого прозвали не иначе как Скупщик. И именно этот человек получил все права как на Святую Гору, так и на Крота. Вплоть до 2009-го года эти фильмы были потеряны для широкой аудитории — так как не были изданы ни на одном носителе и почти не попадали в кинотеатры.

Тем не менее всё же влияние Святой Горы на популярную культуру невозможно недооценить.

Если посмотреть фильм «Безумный Макс: Дорога ярости», то можно обнаружить несколько очень похожих образов. От непонятного и необъяснённого инвалида без конечностей посреди пустыни, до "огнестрельной" гитары.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

Или например в серии Смерть в цвету «Времени приключений» можно увидеть Смерть, костюм которой очень похож на одеяние Алхимиста из Святой Горы. Хотя, первым концептом, Смерть был всё же типичным персонажем японской манги, а второй концепт походил на стрелка из Крота.

Тот же костюм Алхимиста был на Алехандро Ходоровски, когда он провёл церемонию бракосочетание Мэрилина Мэнсона и Диты Фон Тиз...

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

В принципе, продолжать можно до бесконечности но, пожалуй последней отсылкой стоит упомянуть всё же персонажа Николаса Фламеля, а точней то, как он показан в Фантастических тварях. Сходство двух алхимистов можно было бы пропустить или не придать ему значения если б не тот факт, что Фламеля играет Бронтис Ходоровски — один из сыновей Алехандро. (Как прокомментировала этот факт одна моя подруга: «Надо же, что-то в Преступления Грин-де-Вальда было сделано осмысленно.»)

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

После ошеломительного, хоть и не состоявшегося успеха Святой Горы, Ходоровски поступило предложение снять что-то более масштабное и более осмысленное. И как говорит сам Алехандро, он сказал, что хочет экранизировать «Дюну» Фрэнка Герберта.

Друг говорил мне, что это изумительная книга. Я не знаю, почему сказал: «Дюна!». Я мог бы сказать: «Дон Кихот!» Или «Гамлет!» Не знаю!..

Если вы ещё не поняли, маэстро к этому моменту не читал книгу.

Дюна (так и не вышла)

В результате, Дюна стала несостоявшийся магнум-опус Ходоровски. Но именно на этом проекте он показал всю свою уникальность и преданность искусству. В фильмах, которые вышли к этому моменту Алехандро старался чтобы каждый кадр был прямо приближен к совершенству и был законченным художественным произведением. И судя по тому, что и как было сделано для экранизации Герберта, этот фильм не был бы исключением. Первое, что начал делать Ходоровски, это собирать команду. Вначале художники и эксперты по спецэффектам.

Рисунки Жана Жиро<br />
Рисунки Жана Жиро

Так в проекте появились французский художник Жан Жиро, более известный как Мёбиус. Многие фанаты научной фантастики, европейских комиксов и мультиков в этот минут должны были встрепенуться. Да-да, это он. Но это только начало.

Мёбиуса Ходоровски... а можно я уже начну называть его на французский манер Жодо?... Так вот Мёбиуса Жодо случайно встретил у своего агента и сразу схватился за этого человека.

Жодо и Мёбиус<br />
Жодо и Мёбиус

В результате было создано 3000 рисунков, большую часть из которых можно найти в очень толстой книге с раскадровкой по проекту. Искренне надеюсь, что однажды её можно будет опубликовать.

Помимо художника проекту требовался специалист по спецэффектам. И вначале выбор пал на Дугласа Трамбалла, который работал над «Космической одиссеей 2001 года» вместе с Кубриком. Но по мнению Жодо Дуглас был максимально далёк от искусства, он был человеком техники.

Но найденная замена оказалась нисколько не хуже — Дэн О`Бэннон успел впечатлить Жодо работой над «Тёмной звездой» Карпентера. К слову, решение принять предложение и перебраться в Европу Дэн принял, выкурив косяк вместе с Жодо.

Помимо этой парочки были и другие художники и иллюстраторы. Но, пожалуй, об одном из них нужно поговорить отдельно — Ганс Руди Гигер. К моменту пришествия в Дюну, Гигер не был всемирно известным творцом с неповторимым почерком. Самое известное, что он успел сделать, это нарисовать обложку для диска Emerson, Lake & Palmer. Но его каталог попался Ходоровски на столике у другого участника проекта...

Кто же были те самые актёры несостоявшегося культового шедевра? Имя им легион.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

Барона Харконнена должен был сыграть Орсон Уэллс, которому Жодо пообещал нанять на весь период съёмок шеф-повара ресторана. Нужно сказать, что к этому моменту всемирно известный режиссёр и актёр необычайно растолстел и продолжал баловать свою утробу.

Другим актёром, с необычным условием был Сальвадор Дали, это именно у него дома был обнаружен каталог Гигера. Дали захотел стать самым высокооплачиваемым актёром в кино и в некотором роде стал бы, так как ему было обещано 100 000 долларов за каждую минуту экранного времени. Великий художник должен был играть падишах-императора Шаддама IV. Но тут Жодо поступил как герой Крота, который побеждал величайших обманом. Так как он решил, что его Шаддам будет панически бояться убийц и поэтому на экране чаще всего будет лишь его кукла. А самого Дали можно будет задействовать лишь на двести-триста тысяч.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

На студии у другого культового художника Энди Уорхола, Алехандро встретило Удо Кира и уговорил его сняться в роли ментата Питера де Вриза.

Но изящней всего прошли переговоры с Миком Джаггером. На одной вечеринке два творца встретились и Мик согласился даже не спрашивая, что за фильм и кого нужно играть.

К слову о музыкантах. К работе над проектом успели быть привлечены Pink Floyd и Magma. Ведь Ходоровски хотел, чтобы музыку для разных планет писали разные люди...

И последнее, на роль Пола Атрейдеса выбрал своего сына. Упомянутого ранее Бронтиса. И подготовка последнего мало чем отличалась от того, что проделывал герцог Лето. Так как помимо прочего Муад’Дибом должен быть мастером боевых искусств и акробатики...

Но в какой-то момент стало понятно, что секте, а именно так сам Жодо называл сформировавшуюся группу, явно не хватает средств и он с продюсером Мишелем Сейду отправились в Голливуд, рассылая толстые книги с раскадровками по всем студиям. Подробно рассказывая и убеждая, Алехандро лишь пугал потенциальных инвесторов. Шутка ли, проект обещал вылиться в двадцать часов экранного времени. Сейчас это был бы сериал для HBO, но тогда такие бюджеты были только на большом экране.

Деньги не были найдены, Ходоровски был убит горем, срок прав на экранизацию подходил к концу... Их купил Дино де Лаурентис, который попытался привлечь Ридли Скотта. Но тот быстро понял, что сценарий выходит необычайно длинным и покинул проект. В результате фильм снял Дэвид Линч, который отказался ради этого от "Возвращения джедая." Дюна вышла на экраны в 1984-ом и заслуженно провалилась в прокате. Пожалуй, самый слабый фильм Линча.

К слову, до Ходоровски, Скотта и Линча, фильм хотел снять продюсер Артур Джейкобс, компания которого в 1971 году приобрела права на роман. До этого он спродюсировал все пять фильмов цикла «Планета обезьян». А режиссёром той «Дюны» должен был стать Дэвид Лин, снявший «Мост через реку Квай», «Доктор Живаго» и «Лоуренс Аравийский».

Если вы спросите меня, я очень жалею, что у Ходоровски не вышел его фильм. Фанаты книги даже по моему описанию уже поняли, что книга была бы перенесена с массивными изменениями, а это я ещё не сказал, что у Жодо в конце должен был умереть Пол, или что Лето должен был быть Кастратом, но леди Джессика превратила бы каплю крови герцога в сперму...

Когда снимаешь фильм, нельзя уважать первоисточник. Это как с женитьбой: если уважать женщину и не причинять ей боль, у вас не будет детей. Надо разорвать платье и изнасиловать невесту! Я насиловал Фрэнка Герберта! Насиловал! Но с любовью, с любовью…

Это было бы великое кино, которое бы ненавидели все фанаты книги. Но это кино подарило нам множество великих людей.

Мёбиус, Дэн О`Бэннон и Ганс Руди Гигер в результате работали над фильмом Ридли Скотта "Чужой", это как минимум.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

Многие идеи были утилизированы в разных фильмах, где принимали участие эти люди. А сам Ходоровски с Мёбиусом по-настоящему стали великими авторами комиксов, но об этом чуть позже.

Пока к кино. Ведь в восьмидесятом году выходит Бивень.

Бивень (1980)

И я не смог этот фильм посмотреть. У меня сложилось впечатление, что провал убил Алехандро и он снял очень слабое кино.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

В следующий раз на экраны Ходоровски вернулся лишь в 1989-ом году.

Святая кровь (1989)

Во многом, фильм возвращение к истокам жизни самого Ходоровски. Главную роль здесь по очереди играют два сына Алехандро — Адан и Аксель. (Чёрт, у меня есть ощущение, что я в дешёвой латиноамериканской драме.)

Впервые у Ходоровски присутствует явно выраженный сюжет, который с поправкой на психическое помутнение главного героя, на глазах которого отец перерезал себе горло, предварительно отрезав руки матери. Фильм, копание в глубине больного сознание, оценка причинно-следственных связей. К сожалению, Алехандро в своё время слишком увлёкся Юнгом. Но, к сожалению, только с точки зрения полностью адекватного сознания. Ведь именно стык мистицизма и психиатрии и делает это фильм на самом деле захватывающим.

В 1989-ом показанный адюльтер, изнасилование и проституция не вызывает всплеска интереса, удивления и испуга. Кинематограф уже был изменён учениками маэстро. Но на мой взгляд, это первый фильм, который реально могут смотреть широкие массы зрителей.

Прежде чем уйти надолго в смежные жанры, годом позже на экраны выходит первый и последний фильм Алехандро с именитыми актёрами.

Похититель радуги (1990)

Питер О'Тул, Омар Шариф и Кристофир Ли стали частью, пожалуй, самого непопулярного и неуспешного фильма режиссёра. После просмотра, не сразу веришь, что это Ходоровски, а не Терри Гиллиам. Настолько это далеко. Хотя это опять история про маргиналов и про побег от повседневности. Мечты и желания, которые так и не стали правдой...

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

Может сложиться впечатление, что актёры высочайшего уровня, двое из которых снимались в уже названном Лоуренсе Аравийском. Так вот, актёры высочайшего уровня оказались не столь податливым материалом для Ходоровски. Он не смог сломить их и создать своё кино. На этом маэстро на десятилетия уходит из кино.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

Комиксы

Да, я уже говорил, что Ходоровски занимался комиксами ещё в 60-ых, но настоящее пришествие случилось лишь после Дюны. Виной всему был Мёбиус, который предложил создать что-то на базе имеющихся наработок. Так появилась целая вселенная Ходорвёрс. Технологически развитая феодальная межгалактическая империя с мистицизмом и магией. И всё это началось серии Инкал.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

Тут стоит сделать отступление. Большинство из нас если и имели дело с комиксами, то обычно это американские или японские произведения. Так вот, в Европе никто не делает короткие номера, чтобы потом собрать их в сборники по четыре или даже шесть штук. Европейцы сразу пишут законченную новеллу.

Так вот, Инкал, это 17 новел, хотя тут всё не просто с континуумом и есть некоторые альтернативные концовки. А ещё эта история родила вначале Метабарона, потом Касту Метабаронов и историю о Техносвященниках.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

В этих историях можно увидеть очень много всего, что проходит сквозь всё творчество и жизнь Ходоровски. Он всей своей жизнью пытался создать идеальную художественную касту, тренируя, почти дрессируя своих детей. Он пытался приравнять силу крови и спермы в передачи информации достаточной для формирования жизни в своей Дюне и повторил это в Метабаронах.

Но самое странное в комиксах от Ходоровски тот факт, что человек, некогда далёкий от связанного и последовательного повествования, неожиданно создаёт массивные и продуманные полотна, работа над которыми идёт десятилетиями.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

А ещё, в какой-то момент Мёбиус и Ходоровски подают в суд на Люка Бессона, так как он в открытую цитирует их работу в своём Пятом элементе.

Кстати, впервые я столкнулся с работой Ходоровски именно в комиксах. И это была работа, созданная совместно с Мило Манара про вполне земную династию Борджиа. Для тех, кто знает имя Мило уже понятно, что это было на стыке искусства и порнографии. Хотя для тех, кто знает, кто такие Борджиа это будет не менее очевидно.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

За прошедшие десятилетия Алехандро внезапно повзрослел. И хотя все его фильмы снимал далеко не подросток, он часто обманывал зрителя ради эпатажа и лишь не так давно он сознался, что во время съёмок Святой Горы не было убито ни одной жабы, а то что показывали, это умелые спецэффекты. Да и слон в Святой крови на самом деле не пострадал. Больше того скажу, в 90-ых вышла программа, где сам Алехандро зачитывал свои притчи на фоне театра теней. Не самая гениальная вещь, но если вы увлеклись так же, как и я, то стоит посмотреть.

И вот в 2009-ом, со смертью Клейна, в результате судебной тяжбы, права на Крота и Священную гору возвращаются Ходоровски. И он показывает эти фильмы на кинофестивалях, привлекая новых зрителей, тем самым усиливая легенду. А вскоре после этого возвращается на большие экраны.

Танец реальности (2013) и Бесконечная поэзия (2016)

В результате выходит два автобиографических фильма - “Танец реальности”, про детство и “Бесконечная поэзия” - про юношество. И это очень странно переходящие друг в друга фильмы. Такое ощущение, что каждый из них снят сквозь призму восприятия главного героя. Но в детстве и юношестве это абсолютно разная призма.

Танец реальности — это фантасмагория про непростой быт еврейских беженцев в Чили во времена, когда у власти находятся фашисты, изображающие из себя социалистов. История про отца деспота и коммуниста, который пытается покончить с местной копией Муссолини и искреннего и очень приятного мальчика Алехандро Ходоровски, который не разучился любить все живые существа.

В этом фильме мы можем понять почему сквозь всё творчество Жодо проходят люди без конечностей. Это страх и реальность его детства — шахтёры, которые ради минимальной наживы рисковали и теряли свои конечности. Но также мы узнаём, почему мир Ходоровски не строится на одной моральной теории — вокруг были люди всех религиозных взглядов.

Во втором же фильме мы узнаём, как же юноша уходит из дома и находит себя в мире чистого искусства, а ещё в объятьях женщины как две капли воды похожей на его мать. Тут есть всё и акционизм, и хэппининги. И, самое главное, вера в то, что в будущем можно добиться многого.

Алехандро очень странный человек. С одной стороны, он в свои 90 лет лучше многих гораздо более молодых понимает, что мир меняется и нужно не требовать от мира, чтобы тот испугался и принял желаемые тобой формы. К примеру, тот же Линч и Скорсезе, которым нет ещё и 80 неоднократно говорили, что кино НЕЛЬЗЯ смотреть на экране смартфона, в то время как Жодо говорит, что не важно как, главное, что вы смотрите. С другой стороны, он смог предугадать мир — Дюна была бы идеальным сериалом, осмысленное проявление насилия и сексуальное раскрепощенности допустимы на экране... и прочее, и прочее.

И самое главное. Неимоверное количество очень хороших, гениальных, наверное, даже творцов, никогда бы не смогли прийти в низкий жанр вроде "комиксов", но Ходоровский показал, что можно комиксы сделать высоким жанром. Конечно, не он единственный, есть как минимум Алан Мур, но он создавал историю изнутри в то время, как Алехандро Ходоровски делал это снаружи.

Алехандро Ходоровски — Дюна и не только

Человек уникальной судьбы. Его любил Леннон, величайший музыкант своей эпохи, его любит Канье Уэст величайший музыкант наших дней... Помимо творчества, Алехандро занимается мистицизмом. Гадает на картах Таро. Развил достаточно ошибочные практики и теории Карла Юнга, смешал их сразу со всеми известными духовными практиками и породил целую теорию Психомагии. Хотя в отличие от шарлатанов, Ходоровски даже в прологе своей книги говорит, что всё это мошенничество. "Священное мошенничество".

Ходоровски с Канье Уэстом<br />
Ходоровски с Канье Уэстом

Этот ролик посвящается Хуану Хименесу, художнику, создавшему безумно красивый мир Метабаронов и скончавшегося в результате нынешней пандемии. Ему было 76 лет, на фоне Ходоровски он был молодым.

99 показов
2.4K2.4K открытий
21 комментарий

После истории зачатий его матери, а потом и самого Ходоровски, вот эта цитата пугает:

«Когда снимаешь фильм, нельзя уважать первоисточник. Это как с женитьбой: если уважать женщину и не причинять ей боль, у вас не будет детей. Надо разорвать платье и изнасиловать невесту! Я насиловал Фрэнка Герберта! Насиловал! Но с любовью, с любовью…»

Он сделал какие то свои особенные выводы о насилии видимо?

Ответить

Несмотря на то, что «Дюна» Ходоровски не была снята, в этот момент жизни его карьера фантаста только началась и продолжилась, как показало время, на ура.

Инкал, Метабароны, Техносвященники...  - элементы Ходоверсума живут, растут и радуют многочисленных поклонников.

Алехандро как-то однажды заметил, что "потерпеть поражение — значит всего лишь сменить путь". И это настоящая правда, ведь самый грандиозный проект Ходоровски начался после "Дюны" и развивается до сих пор.

Ответить

Сложно спорить. И даже хорошо, что Дюна не вышла. Так как технически я боюсь не получилось бы сделать хотябы половину из желаемого автором.

Ответить

Подробно рассказывая и убеждая, Алехандро лишь пугал потенциальных инвесторов.

Ответить

Это прекрасно.

Ответить

Статья отоичная. Спасибо. Захотелось посмотреть, с какого его фильма стоит начать?

Ответить

"Танец реальности" или же "Святая кровь", но это не точно. С Ходоровски вообще сложно что-то однозначно советовать, скорее надо пробовать наудачу. 

Ответить