«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»: бондиана для пацанчиков
На экранах новый фильм Гая Ричи — спустя почти год после плановой даты релиза.
Неизвестные крадут из секретной лаборатории неназванную опасную технологию. Британское правительство выражает обеспокоенность и обращается к самому невозмутимому тайному агенту на подряде Орсону Форчуну (Джейсон Стэйтем). Орсон нехотя возвращается из отпуска в теплых краях с вином и женщиной и разрабатывает нехитрый план по спасению мира.
Операция по продаже краденного не сможет пройти мимо стареющего миллиардера Грега Симмондса (Хью Грант), который выступает на подобных сделках гарантом-посредником. Чтобы подобраться к Симмондсу и заполучить необходимую информацию, решают использовать обожаемого им кинозвезду Денни Франческо (Джош Хартнетт).
Снобствующие зрители пророчат режиссеру Гаю Ричи крах карьеры после каждой новой работы, начиная так со второго фильма. Кто-то идет дальше и считает провальным уже дебют «Карты, деньги, два ствола» — якобы, эпигонство по отношению к Тарантино и безделица. «Большой куш» — недоразумение и самоповтор. «Унесенные» — кошмар и несостоятельность, неспособность отойти от амплуа автора криминального жанра. «Револьвер» — графомания и напыщенная бессмыслица.
Ричи тем временем попал в Голливуд и погрузился в проекты вроде переосмысления Шерлока Холмса, артурианы и диснеевского «Аладдина», перемежая их относительно небольшими личными проектами вроде «Агентов А.Н.К.Л.» или «Джентльменов».
Еще одно расхожее мнение о британце — Ричи чередует по одному фильму для студий и по одному «для души»
За четверть века в профессии Ричи снял полтора десятка полнометражных лент, поработал со множеством лучших актеров своего времени (некоторым дал старт или новый виток карьеры), что меньше всего похоже на пророчимый ему крах. В России режиссер снискал народную любовь, к его имени зрители относятся с поразительным трепетом и, как это было с «Джентльменами», окупают его фильмы чуть ли не за весь остальной мировой прокат.
Феномен Ричи в том, что он — несомненно, образованный интеллектуал, но при этом (что и бесит снобов) — ни разу не сноб. Его фильмы — идеальный вариант нетребовательного к зрителю «авторского кино», образец киноискусства, которое остается доступным, но позволяет подняться на ступеньку выше. Если бы существовал «курс молодого бойца» для начинающих киноманов в него следовало бы включить программные фильмы Ричи в самую первую очередь, чтобы с чего-то начать формировать насмотренность.
«Операция «Фортуна»» отлично смотрится как «боевик со Стэйтемом»: ребята, которые ставили экшн для «Дедпула» и «Джона Уика» свою работу знают. С этим зрителем фильм будет говорить на низком диалекте через образы пушек, мордобоя и черных «геликов». Другие считают пестрящие марки luxury-брендов, полюбуются нарядами, часами и украшениями. Кто-то обязательно заприметит в кадре интерьеры и произведения искусства.
Для ценителей синематографа — блестящий опенинг с битом от каблуков персонажа по деревянному паркету, игры со временем, монтажные склейки, нескучная операторская работа и разбросанные по всему фильму мета-ироничные пасхалки, угадывать которые — отдельный сорт удовольствия.
Часть наслаждения портят пресловутые «трудности перевода» — Ричи, который не так прост, как кажется, всегда сложновато давался российским локализаторам, теряющим при переводе пласты смыслов, начиная еще с названия. Приставка «искусство побеждать» в оригинале означает что-то вроде «военная хитрость» и отсылает одновременно к «троянскому коню» (персонаж Хартнетта) и вирусу-«трояну» (та самая похищенная технология-макгаффин).
Кажется, что самый большой эффект от просмотра должен получить вообще близкий круг режиссера — по ощущениям, некоторые вещи в этом фильме (как, впрочем, и в его предыдущих) для посторонних просто недоступны и считываются только если интуитивно, намеками. Виной всему запутанный и загадочный «Револьвер», который Ричи выпустил в 2005 году и, почему бы не пофантазировать, мог сделать своеобразным каббалистическим символом-ключом ко всему творчеству, заставляющим искать в его работах двойные смыслы и строить конспирологические теории.
Ричи в «Операции» с бюджетом в 130 миллионов не теряет голову — это по-хорошему старомодный и приземленный фильм, не злоупотребляющий компьютерной графикой и нереалистичными спецэффектами — их ровно столько, чтобы происходящее выглядело зрелищно, но не превратилось в потерявшие связь с реальностью франшизы «Форсаж» или «Миссия невыполнима» и не стало похожим на свихнувшийся аттракцион.
Бюджет потрачен по большей части на роскошный реквизит, костюмы и актеров. Обожаемая сейчас всеми Обри Плаза раскрывается во всей красе в роли ироничной женщины-спецагента, пытающейся затроллить сурового персонажа Стэйтема. Пятисекундная сцена перестрелки с ее участием — ничего кроме бесстыжего фан-сервиса, но как же прекрасно.
Шутка про «Мы же летели в Канны, почему летим в Лос-Анджелес?», неожиданная искусствоведческая мини-лекция о картине «сына Мадонны», обожаемые режиссером шахматы (обязательные в каждом его фильме!), фирменные саундтреки или сцена, в которой герой Стэйтема на ответственном ограблении залипает перед старым кино по телевизору — все это вместе обволакивает «Операцию «Фортуна»» чем-то теплым и душевным, как кашемировый шарф с утонченным парфюмом.
Фильм вообще больше не об утомительном спасении мира — здесь это как-то мимоходом — а о важности простых человеческих удовольствий: поехать в отпуск, насладиться бокалом (а лучше бутылочкой) вина, прокатиться на быстром автомобиле по побережью, повстречаться случайно со знаменитостью и искренне поблагодарить за все. У человека, который снял это кино, точно все в порядке с самооценкой и душевным равновесием — еще один повод для раздражения вечно недовольных собой снобов-невротиков.
Творчество Гая Ричи мы с ребятами подробно и обстоятельно обсуждали на подкасте "Кино без секретов" после выхода "Джентльменов"