Разыграть на одного — действительно ли хороши фильмы с одним действующим героем

Интересно, как один человек в кадре может держать в напряжении в течение всего действия. Присутствие других в обезличенной форме, диалог с внутренним Я, моноспектакль или отсутствие какого-либо разговорного элемента – герой остается один, и весь сюжет и развитие фильма держатся на актере, от качества игры которого зависит, поверит ли зритель в происходящее на экране.

Погребенный заживо (Buried) – IMDb 7.0

Разыграть на одного — действительно ли хороши фильмы с одним действующим героем

Пожалуй, самое страшное замкнутое пространство для человека, где бы не хотелось оказаться в здравии – это заколоченный гроб. Герою Райана Рейнольдса, Полу Конрою, не так сильно повезло («Прости, Пол»), что он, простой шофер, работающий по контракту на американскую армию в Ираке, очнулся в гробу под землей, да еще один ли он оказывается в этом гробу. В качестве стартового набора для «прохождения» квеста по спасению имеются: зажигалка, да будет свет, мобильный, имеющий связь с внешним миром, ручка, фонарик и кислород на пару часов – если не поторопиться, по истечению времени необходимости выбираться из гроба уже не будет.

Камера оператора ни на момент не покидает гроб, зритель максимально близко находится к герою, остро ощущается тонкая грань между сломленной волей и добровольным подчинением. Ближе к середине атмосфера накаляется, а последние минуты фильма – чистое напряжение. Ради них стоит смотреть.

А еще, как мне кажется, здесь показательно отражена бесполезность системы телефонных служб компаний, в частности гос. систем. Это прямо личный крик души. То, как при действительной необходимости оказываются бесполезны телефонные операторы, перебрасывающие тебя от одного человека к другому, согласно предписанной им инструкции. Когда время утекает как песок, некогда перекидываться формальными любезностями. Показано отсутствие гибкости гос структур. И если история с гробом не откликается, то это знакомо каждому. Фильм же не дает забыть о том, как устроен реальный мир.

127 часов (127 hours) – IMDb 7.6

Разыграть на одного — действительно ли хороши фильмы с одним действующим героем

Экранизация одной реальной истории, поведанной из первых уст. Фильм про отчаянного покорителя каменистых расщелин. Картина из той же серии, что и Погребенный заживо, когда герой оказывается обездвижен, находясь в замкнутом пространстве. В случае 127 часов героя ограничивает в движениях камень, зажавший ладонь героя, и тот застревает в узкой расщелине. Когда помощи не от кого ждать, герой на грани жизни и смерти пытается на исходе физических сил пересилить себя и устоять морально, когда жажда жизни велика. Хоть эти два фильма могут сравнивать, я здесь нахожу больше различий, нежели схожестей. Просмотр одного фильма не заменяет другой. Уж больно по настроению они расходятся. 127 часов более поэтичный, со сценами флешбеков и галлюцинациями на почве изнеможения. Это и проигрывание моментов из жизни, и серии быстроизменяющихся кадров массовой культуры. Подобные сцены добавляют энергичность и динамику в фильм. Хочется отдельно отметить работу камеры, то, с каких ракурсов мы наблюдаем за героем.

Когда находишься на грани, тут же вспоминаешь прошлое, рефлексируешь, понимая, что в погоне за моментным чувством наслаждения и драйвом, упустил, забросил, забыл главное. Пелена спадает, приходит осознание, которое открывает глаза на некоторые вещи, как казалось бы. По итогу все же непонятно, вынес герой что-то более значимое из расщелины, помимо своей «туши», или вся эта ситуация воспринималась как очередной вызов, который требует сил больше обычного. Самонадеянность героя и жажда экстрима, с которыми он привык жить, быстро улетучиваются, как и улыбка на лице постепенно спадает, вид становится все менее свежим. Что одержит победу: физическое истощение или внутренняя готовность человека пересилить обстоятельства, при которой открывается второе дыхание.

Отмель (The Shallows) – IMDb 6.3

Разыграть на одного — действительно ли хороши фильмы с одним действующим героем

Море, солнце, пляж, непокоренные на серферной доске волны — ожидание/реальность от отдыха для героини Блейк Лайвли оказалось диаметрально противоположными, и эта поездка к морю не забудется еще долго. Вместо катания на волнах главная героиня оказывается на грани жизни и смерти.

Все наслаждение от серфинга обрывает внезапно появившаяся акула, для которой девушка – это следующий обед. Ну а что герою плохо, то зрителю на радость. Переживая напряжение и страх, зритель наблюдает за самоотверженной борьбой хорошенькой Блейк Лайвли против не менее напористой акулы. Кто кого – посмотрим. Да, в кадре появляются еще люди, но со всей «жестью» героиня пытается справиться в одиночку.

Лок (Locke) – IMDb 7.1

Разыграть на одного — действительно ли хороши фильмы с одним действующим героем

Всего один звонок. Этот звонок оказался дороже повышения на работе и крупнейшего заказа, собственных детей и жены. Жизнь для главного героя, Айвана Лока, – план. Но кто не сходил с намеченного пути, и все то, что вы, казалось бы, держали под контролем, летело к чертям. Вот и Айван Лок сворачивает и направляется на встречу тому, что ждет его на другом конце телефона. В то же время ни семья, ни работа, ни внезапно возникшее обстоятельство не отпускают Айвена, и нерешенные вопросы необходимо довести до конца безотлагательно прямо за рулем. Как зрителю, хочется прийти к истине – почему выбор стал таким принципиальным для героя.

Из-за обилия телефонных разговоров и других голосов ощущается присутствие обезличенного большинства при одном герое в кадре. Хотя подождите, в кадре все же два действующих лица: герой Тома Харди и внедорожник BMW, который показали ну со всех ракурсов, как такое не упомянуть. Спасибо, что Харди отвели все же больше экранного времени. И ведь он показал себя. Человек за рулем автомобиля, телефонные разговоры – ситуации более, чем привычные. Как мне кажется, сложнее всего сыграть бытовые сцены, когда камера оператора находится перед лицом, а тебе нужно вести себя максимально естественно. Сфальшивить перед зрителем не получится. Смотря на Тома Харди веришь в реальность того, что происходит на экране. Фильм ровный, прямо как дороги на пути в Лондон.

Тайная честь (Secret honor) — IMDb 7.3

любимый кадр из фильма (да, качество не огонь, как есть)
любимый кадр из фильма (да, качество не огонь, как есть)

История одного человека. Исповедь, которая отдана на суд зрителю. В предисловии к фильму режиссёр Роберт Олтмен указывает на то, что нельзя утверждать в полной доподлинности поведанных данных, и в фильме есть элементы художественного вымысла. Но герой что ни на есть самый настоящий и весьма одиозный – актер Бейкер Холл примеряет на себя образ американского президента Ричарда Никсона.

Конечно, для понимания сути происходящего нужна историческая справка. Будем честны, я не то, чтобы сильно разбираюсь в устройстве политики США, но что знаю точно, среди прочего для американцев она является еще одной большой индустрией, полной интриг и открытых скандалов. Да, живя в Сибири среди медведей, идею политического противоборства видели только со стороны, и, как говорится, ну зато у нас то все стабильно… плохо (это если утрировано по сегодняшнему дню). Контекст же фильма отсылает к Уотергейтскому скандалу, когда в прессе были обнародовали данные о шпионаже команды действующего президента Никсона за демократами, что привело в конце концов к его импичменту. Достаточного исторической справки.

На грани смерти в лице краха политической карьеры, герой готов поведать и о своих победах, и как оказался в кресле президента, и о соперниках, выплескивая всю копившуюся ненависть, доходя до грани безумия, где кабинет становится сценой для его выступления. Его речь местами сбивчива, когда эмоции берут вверх. Весь на эмоциях, он периодически крутит в руках револьвер и попивает виски.

Среди прочего: драмы, биографии, истории, в фильме заявлен жанр комедии. Без элемента сатиры героя Никсона не представишь, и в некоторых эпизодах Бейкер Холл маниакально-истерично вспоминает былые события. Из-за отсутствия экшена как такового, сам фильм на любителя, его можно расценивать как моноспектакль, разыгрывание одного большого монолога. Кроме самого Никсона, люди в кадре появляются только на фото или картинах. В остальном полное отсутствие каких-либо других голосов, кроме героя. Слово отдано действующему лицу. Даже экран настроен им самим так, чтобы они показывали его. Но концовка феерична, послать всех – бесценно.

Не угаснет надежда (All is lost) – IMDb 6.9

Разыграть на одного — действительно ли хороши фильмы с одним действующим героем

Фильм-молчанка, рассказывающий историю героя посредством его действий, с присутствием минимального количества реплик по ходу действия. Смотрела фильм чуть ли не с открытым ртом – ситуация на экране будоражила: у тебя на борту пробоина, а ты в максимально штатном режиме устраняешь проблему. Что это — безмолвное согласие с безвыходностью положения или состояние полного спокойствия, которое не дает потерять контроль над ситуацией. Вокруг бескрайний океан, когда не понятно, где заканчивается гладь воды и начинается линия горизонта, ощущается абсолютное одиночество и незначительность фигуры человека по сравнению с необъятным размером океана. Фильм смотришь с замиранием вплоть до последней минуты, потому что в любой момент ожидаешь очередной подставы от непредсказуемости природы.

Список фильмов с героями-одиночками, конечно, не исчерпывает себя вышеупомянутыми картинами. Здесь описаны опыт и впечатления от просмотренного. Что в целом думаете на счет подобного формата фильмов, остался ли еще интересный сюжет для одного актера?

2K2K открытий
33 комментария

"Луна 2112" - тоже один актер, хоть и играет по сути две роли. 

Ответить

Луна отличный фильм.

Ответить

"Изгой" (2000) с Томом Хэнксом моя любовь! 127 часов в свое время тоже понравился, не уходите из дома гулять так как он да!

Ответить

УИЛСООООН!
Не знаю, как вы, но когда мячик уплыл, я плакал :C

Ответить

Крайний срок сдачи тоже завтра?

Ответить

Не зачёт. Можно было бы провести общие параллели с моноспектаклями, можно было рассказать о эксперементах в разных жанрах, но вы просто накидали список с кинопоиска. Очень ленивые студенты пошли. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить