Феномен «Атланты»

Сегодня поговорим об одном из важнейших американских сериалов современности, ушедшем, в отличие от многих, на мажорной ноте.

Феномен «Атланты»

Вообще, интересно, как мутировала структура «Атланты», из чего прорастало её повествовательное ДНК. Поначалу казалось, что это персональная рефлексия Гловера с вполне конвенциальным сюжетом. Вышибленный из Принстона неудачник Эрн помогает своему кузену Элу, рэпперу, известному как Paper Boi, добиться успеха в музыкальной индустрии, продвигая его скандальную фигуру, связанную с наркотиками и оружием, в американское медиаполе, где их то и дело тормозит культурный водораздел — начиная травоядной политикой современных СМИ (см. выдающийся седьмой эпизод первого сезона о свободе слова и трансгендерном комьюнити) и заканчивая внешне неотличимыми друг от друга молодыми инфлюенсерами, выращиваемыми в бизнес-инкубаторах их же ушлыми «чёрными братьями». Остроты в конфликт добавляют запутанные отношения Эла с его бывшей женой Ванессой и прибившийся к их компании философствующий торчок Дариус, часто единственный реагирующий на все происходящее с патрицианской невозмутимостью.

Отрывок из того самого седьмого эпизода первого сезона.

Но чем дальше развивается история, тем более сам текст становится формальным, и всё самое главное проговаривается между строк заявленного сюжета. Если раньше Гловер утверждал, что это такое «Сообщество», снятое в стилистике Коэнов и Линча, то уже в третьем сезоне «Атланта» напоминала сплав линчевских же абсурдистских наслоений и злободневных социальных ламентаций в духе Джордана Пила — с разворотом в хоррор, или фейковую документалистику, или True Crime экранизацию реальных событий (серия про мальчика, отданного в приёмную семью серийных убийц), или даже язвительную критику агрессивной политики BLM.

То есть Гловер как бы постоянно смещает акценты, и выстраивает нарратив так, чтобы не склонить центр тяжести ни в одну из сторон. Это не совсем комедия, но ещё и не драма; не про культурную апроприацию — но про распад творческой среды как таковой; учитывая, кем являются главные герои, — популярный исполнитель и его менеджер, — это явно не антикапиталистический манифест — но привилегированный класс здесь намеренно высмеян и низведён до уничижительной карикатуры, что доходит даже до прямолинейной метафоры про каннибализм. Знаменитости, белая кость тут критикуются за лицемерие по отношению к своим же поклонникам – но Гловер и Ко порой относятся к ним с сочувствием и пониманием, на это работает даже камео с Лаймом Нисоном — не более чем ласковый шарж на закрепившийся имидж, а иногда эта белая кость торчит, извините, из чёрного тела — Эрн, воспользовавшийся деньгами и связями, чтобы отомстить насолившей ему горе-писательнице.

Такой проект-парадокс, кроличья нора, в которую всё глубже проваливаются как герои, так и мы, зрители — иногда в буквальном смысле: в третьем сезоне есть блестящий момент, где через длинный наркотический трип вскрываются подсознательные страхи Пэйпербоя как одного из членов олдскульной хип-хоп тусовки, а в четвёртом Эрн и Ван оказываются в лимбе один на один с собственным прошлым в виде отсеянных ими когда-то любовных партнёров. Не говоря уже о сериях, где реализм исполнения накладывается на кафкианский сюрреализм происходящего — например, в эпизоде, где Пэйпербой, пытаясь элементарно подстричься, бьётся головой об обратную сторону популярности, или его же вылазка в сельскую местность, закончившаяся эпическим противостоянием с неодомашненным и не прикормленным, в отличие от него самого, кабаном.

Эта парадоксальность проступает и в философии «Атланты» — ведь, пытаясь самоидентифицироваться и реализоваться в современном мире, герои всё дальше дистанцируются от шоубиза и обращаются внимание на маленькие приземлённые бытовые мелочи, сформировавшие их прежде всего не как профессионалов, а у всех них так или иначе были и есть амбиции в этом направлении, а людей. Именно поэтому для финала была выбрана бархатная, тёплая, лирическая интонация — слегка изламывающая реальность и заставляющая задуматься о том, не являлось ли всё происходящее длинным сном после дариусовской забористой затяжки? Что же, если и было — то, стоит признать, сном прекрасным.

Как бы ты понял, что ты жив, если б не знал, что можешь умереть?

Дариус, сериал Атланта

Александр Гофман, специально для whatz.watch

20K20K показов
3K3K открытий
11 репост
27 комментариев

Топовейший сериал, при этом один из немногих, где всерьез рассуждают на тему расизма.

Ответить

Так вот почему там так мало белых

Ответить

великое шоу
лучший сериал прошлого года
Дариус навсегда в сердечке

Ответить

Это был шикарный "crazy deja vu" длинною в 4 сезона.

Ответить

После первого сезона, где было цельное повествование сюжета, сериал становился все хуже
UPD. Возможно не смотрел третий сезон, говорят он норм. Помню серию с пижамами, как ограбили Банчиллу и октоберфест, если все это второй сезон, значит надо досматривать. Сериал все же годный, но второй сезон вообще никакой

Ответить

дай ему ему еще один шанс, посмотри третий, я тож второй даже не помню досмотрел в итоге или нет, но третий и четвертый шик

Ответить

Жаль что закончился. Серии по 20 - 30 минут прям отлично для такого жанра. Надеюсь увидеть работу Гловера в киноформате.

Ответить