1977: «Голова-ластик»— самый духовный фильм Дэвида Линча?
По сюжету, Генри, живущий в задымлённом промышленном городке, вынужден жениться на забеременевшей от него подруге. Перед ними встаёт проблема с выхаживанием ребёнка-мутанта, совсем непохожего на человека.
Сценарий картины вырос из идеи о мужской голове, которую маленький мальчик отнес на карандашную фабрику. Помимо того, на создание ленты оказали влияние повесть «Превращение» Франса Кафки и рассказ Николая Гоголя «Нос». Окончательно сформировать видение картины Дэвиду Линчу помог стих из Библии, после которого «фильм сошелся воедино».
Первоначальный кастинг для фильма начался в далеком 1971 году, Джека Нэнса быстро утвердили на главную роль. Однако студия AFI недооценили масштабы проекта, изначально они дали зеленый свет «Голове-ластику» после просмотра 21-страничного сценария, полагая, что обычное для киноиндустрии соотношение одной минуты фильма на страницу сценария уменьшит фильм примерно до двадцать минут. Это недоразумение вкупе с тщательным руководством съемками Линча привело к тому, что производство фильма продолжалось несколько лет.
Картина снималась частично на деньги, пожертвованные близкими друзьями и членами семьи режиссера. Частично съемки оплачивал сам Дэвид Линч, подрабатывая ради этого доставщиком газет.
Несмотря на то, что «Голова-ластик» первая полнометражная картина Дэвида Линча, для нее характерны многие из фирменных приемов режиссера. Так, в фильме субъективное мироощущение героев смешивается с их сновидениями и нередко выражаются в виде музыкальных сцен.
В «Голове-ластике» ощущается и сильный сексуальный подтекст. Генри Спенсер показан героем, испытывающим одновременно страх и восхищение к сексу, герой очарован им. В фильме постоянно фигурируют спермоподобные существа, которые то вылетают из рта главного героя, то вылезают из под одеяла, то оказываются растоптанными каблуками «Леди в радиаторе». Да и сам младенец похож на спермоподобное существо.
Фильм изображает человеческую репродукцию как пустынное шоу уродов, занятие, подходящее только для проклятых.
Сам Генри Спенсер представляет собой условного «обычного» человека. Он ведет себя спокойно и даже безразлично ко многому из того, что происходит вокруг. Он демонстрирует фатализм, позволяя событиям вокруг себя развиваться стихийно. И только в финальной сцене картины главный герой теряет контроль над собой, демонстрируя ранее сдерживаемые чувства и эмоции.
Стоит отметить визуальное и звуковое воплощение фильма. Пролетарский район, наполненный грязными домами и заводами, в котором проживает Генри, вдохновлен периодом жизни Дэвида Линча, когда он проживал в неблагополучном районе Филадельфии. По воспоминаниям самого режиссера, он с семьей пять лет жил в постоянной атмосфере «насилия, ненависти и грязи».
Я видел в Филадельфии так много вещей, в которые я не мог поверить… Я видел, как взрослая женщина хватала себя за грудь и разговаривала как ребенок, жалуясь, что у нее болят соски
Отдельного упоминания достоин облик недоношенного младенца. История его создания до сих пор держится в тайне. Линч только давал загадочные комментарии, время от времени заявляя, что «он родился поблизости» или «может быть, он был найден». Джон Паттерсон из The Guardian предположил , что младенец мог быть изготовлен из освежеванного кролика или плода ягненка.
Линч работал с Аланом Сплетом над звуковым оформлением фильма. Пара организовала и изготовила звуконепроницаемое покрытие для изоляции своей студии, где они провели почти год, создавая и редактируя звуковые эффекты фильма. Саундтрек многослойный, включает до пятнадцати различных звуков, воспроизводимых одновременно с использованием нескольких барабанов.
Вся фантасмагория, происходящая на экране и сопровождающаяся постоянными неприятными, громкими шумами, скрипом, мяуканьем и скрежетом, успешно погружают зрителя в тревожное, невротичное состояние.
Несмотря на всю сюрреалистичность, основной посыл фильма понятен зрителю. Картина затрагивает тему родительства и бремя ответственности, которое оно приносит вместе с собой. Особенно тяжело приходится тем родителям, для которых ребенок не был желанным.
Так, в фильме недоношенный младенец совершенно неожиданно появляется в жизни Генри и Мэри. В фильме подробно показываются мучения, с которыми сталкиваются герои: ночной плачь ребенка, необходимость в регулярном уходе, кормлении и лечении.
Принято считать, что образы недоношенного младенца и неудачливого отца-одиночки Дэвид Линч почерпнул из своей личной жизни. Его дочь, Дженнифер, была незапланированным ребенком и родилась с сильным косолапием, которое требовало обширной корректирующей операции.
Оценивая фильм сегодня, хочется сказать, что он мало в чем состарился. Практические эффекты (в особенности младенец), декорации, грим и звуковое сопровождение до сих пор очень впечатляют и погружают в дискомфортную, пугающую атмосферу. А темы, затронутые в фильме до сих пор не потеряли своей актуальности.
От себя хочется добавить, что возвращаться к этой картине нет особого желания. Поскольку при просмотре «Головы-ластика» ты погружаешься в дискомфортное и напряженное состояние, пребываешь в ожидании ужаса. Пожалуй именно это, неожиданно, роднит картину Линча с творчеством Ларса фон Триера. Который своими картинами так же успешно способен довести зрителя до состояния тревоги.
На момент выхода «Голова-ластик» была тепло принята кинокритиками. В настоящий момент Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 90 % на основе 63 рецензий кинокритиков.
Мел Брукс после просмотра фильма пригласил Дэвида Линча в качестве режиссёра фильма «Человек-слон». А во время съемок «Человека-слона» Линч познакомился со Стэнли Кубриком, который рассказал Линчу, что «Голова-ластик» его любимый фильм. Кубрик даже показывал его съемочной группе «Сияния», чтобы настроить ее на «нужный лад» перед съемками фильма.
Хотите верьте, хотите нет, но «Голова-ластик» - мой самый духовный фильм
Об этом, и о многих других фильмах, вышедших в 1977 году, вы сможете узнать из мрачного выпуска подкаста «1977. Часть 1: лошадиный бог, мутанты-каннибалы и головастики Дэвида Линча».
А так же подписывайтесь на наш Телеграм-канал и на группу Вконтакте.
самый духовный фильм Дэвида Линча? Не понял, а как же цикл ежедневных прогнозов погоды?
Отличный фильм, смотрел его как раз в кино не так и давно. Фильм прям отлично слился с моим состоянием, и даже несмотря на прием АД, под конец фильма все равно сумел словить паническую атаку
Прекрасная работа, Линч
Продолжай в том же духе
Лучше фильм Линча. Сдается мне что это и самый личный фильм Линча. Не в плане автобиографичности, не смотря на выше упомянутые моменты. А в том что он, я так думаю, лучше всего отражает, что творится в голове у Линча. Человек слон не смотря на визуальную схожесть фильм уже сконструированный, а не выстраданный, более выхолощенный.
Комментарий недоступен