Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Второй полнометражный фильм Мартина Скорсезе, слегка подзабытый элемент в огромной мозаике его фильмографии. "Берта по прозвищу Товарный Вагон". Пусть во всех рейтингах лент Скорсезе он занимает последние места, "Берта" всё-таки по-своему интересна, эстетична и даже провокационна

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Продолжаю неспешный просмотр картин Скорсезе. Начало тут. В тексте не удалось избежать спойлеров

С одной стороны, всё, что нужно знать о фильме "Берта по прозвищу Товарный Вагон" - это байка, которую рассказал сам Мартин Скорсезе. Дело было так. После просмотра "Берты" Джон Кассаветис обнял Скорсезе и сказал: «Марти, ты потратил год жизни, чтобы снять этот кусок дерьма!»

Законно поставить вопрос, так стоит ли смотреть «Берту»? Скажу, что можно и пропустить. Но мне, двигаясь по фильмографии Скорсезе, было крайне любопытно, так ли плох фильм, как Кассаветис его малюет? Можно ли в нём разглядеть приметы стиля Скорсезе? И почему Роджер Эберт всё-таки считал, что Скорсезе «вполне преуспел», сделав это кино?

Кадр со съёмок 
Кадр со съёмок 

Немного предыстории

Сначала были «Бонни и Клайд» (1967 г.). Безумно успешный фильм: бюджет - 2.5 миллиона долларов, сборы - 70 миллионов. История бунтарской любви на фоне Великой депрессии в США, рассказанная с привкусом французской новой волны. И Роджер Корман, король фильмов категории «В», в тот момент захотел оседлать волну успеха «Бонни и Клайда». Сделать кино, эксплуатирующее подобную эстетику и сюжетные мотивы. В 1970-м году выходит его проект «Кровавая мама». Гангстеры, депрессия, садизм, наркотики: всё как и хотелось публики. «Кровавая мама» собирает кассу. Роджер Корман, соответственно хочет ещё одно кино про беззаконие - продолжать делать деньги на популярной теме

"Кровавая мама", в одной из ролей - очень молодой Роберт де Ниро
"Кровавая мама", в одной из ролей - очень молодой Роберт де Ниро

Он находит источник вдохновения в книге под названием «Сестра дороги» Бена Рейтмана. Книга, предположительно, была переложением автобиографии некой опасной девушки из тридцатых годов. Берты по имени Товарный Вагон. Но, скорее всего, её никогда не существовало. Этот персонаж был выдуман автором книги. Собирательный образ, на основе нескольких реальных персонажей, которых он встречал на своём пути.

И так вот, Корман решает нанять, в то время ещё малоизвестного режиссёра Мартина Скорсезе. Вероятно, чтобы сэкономить. Столкнувшись с ограниченным бюджетом, Скорсезе же снял фильм всего за 24 дня и за 600 000 долларов.

Постер фильма "Берта по прозвищу Товарный вагон"
Постер фильма "Берта по прозвищу Товарный вагон"

О чём кино?

Арканзас, 1930-е годы, штат пота и насилия. История разворачивается вокруг некой Берты Томпсон. Во время работ по опылению посевов с помощью дышащего на ладан самолёта, её отец гибнет. Самолёт разбивается, так как жадный владелец полей требовал, не обращая внимания на неполадки в двигателе, продолжать работу. Такая несправедливая авиакатастрофа вызывает гнев других рабочих, и они набрасывается на представителя владельца полей, полицейских, надзирателей. Убивают их. Берта вынуждена бежать вместе с Большим Биллом Шелли, лидером профсоюзного движения, который тоже участвовал в потасовке и убийстве. Так и начинаются их скитания. Она встретит дальше и карточного шулера, и чернокожего музыканта. Вместе их банда начнёт грабить поезда и бороться за права рабочих. Вполне ожидаемо, особенно если вы знакомы с другими работами Скорсезе, что все это закончится кровавым и неизбежным жутким насилием.

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Фильм (под звуки губной гармошки) изображает жизнь скитальцев и бандитов того времени, а также живописует несправедливость и коррупцию, с которыми сталкивались обычные люди. Как и многие работы Скорсезе, в фильме прослеживается тема бунта против системы и воплощения американской мечты через неординарных и даже аморальных персонажей

Что есть интересного?

Роджер Эберт начинает свою рецензию со слов: "Берта по прозвищу Товарный Вагон" - не убогое эксплуатационное кино, несмотря на рекламные обещания". Эберт обращает внимание, что у Скорсезе получился вовсе не "жестокий и сексуальный фильм для летного проката", как того хотел Корман, но история, передающая настроение и атмосферу времени. Насилие и секс присутствует на экране, но они скорее отталкивают, чем возбуждают, пишет Эберт. Это кино о "потёмках души", о любви, верности и справедливости или, вернее, её отсутствии. В общем, в заключении Эберта, в рамках возможностей (ограниченное время и бюджет) Скорсезе хорошо поработал с темой, актёрами и постановкой.

Для меня интересным было продолжение мотива близкой дистанции и осязаемости, характерной, как мне кажется, для фильмов Скорсезе. Здесь много крупных планов, передающих тактильные ощущения или очень близко располагающие взгляд зрителя, тем самым погружая его в атмосферу.

Я не пересказываю сюжет, хотя опираюсь на него. Просто обращаю внимание на интересные визуальные детали

Начиная с открывающей сцены, где мы видим этот напитанный эротизмом момент. При этом жест вполне невинный - Берта просто почёсывает ногу. Крупный план одновременно передаёт это ощущение прикосновения её пальцев и при этом заставляет как будто подглядывать за тем, что видеть не положено

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Любопытно как прослеживается взгляд героя Дэвида Кэррадайна, который играет Большого Билла Шелли. Он как раз смотрит на Берту в этот момент. И явно хочет увидеть больше, чем случайно задравшийся подол платья во время почёсывания ноги

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Затем - крупный план Берты, которая следит за работой отца в небе. Скоро самолёт её отца разобьётся...

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Чудесные стилизованные титры. Причём представление героев решено в чёрно-белом ретро-стиле

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Отдельные кадры очень впечатляют

Берта вступает в связь с Биллом Шелли. И эта сцена напоминает приёмы из первого фильма Скорсезе "Кто стучится в мою дверь?". Так же близко расположена камера, очень интимно и тактильно

С Биллом Шелли Берте приходится сначала расстаться, и она встречает карточного шулера Рэйка Брауна. Он носит с собой оружие, но не пользуется им. Да и сам пистолет у него немного смешной. Но кадры того, как он трепетно с ним обращается опять же очень ощутимы в прикосновениях

Потом события развиваются стремительно, Берта случайно (почти) убивает человека и снова связывается с Биллом Шелли и мы видим атмосферные кадры

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Проявляются типичные мотивы для Скорсезе, то есть религиозные. Билл Шелли, борец за права простых рабочих, он такая аллюзия на Христа. Nazarene - Назарей евангельское прозвище Иисуса, связанное, вероятно, с его родным городом - Назаретом

Дальше - много сцен грабежей. В самих этих сценах мало примечательного. Интересней моменты близости Берты и Билла

Также, в один момент, когда банда идёт на ограбление, у Берты всё время спадает бретелька платья, оголяя грудь. Всё-таки, неизбежные элементы эксплуатационного кино

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Далее, банда распадается. Одного убивают. Двое попадают в тюрьму. Берта ускользает из лап правосудия. Но ей приходится нелегко. Она совсем одна. Она бродит в слезах по городу. Тут есть любопытная отсылка. Она проходит мимо афиш кинотеатра. И мы видим афишу фильма "Человек, который умел творить чудеса" (1936 г.). Фильм Александра Корды, ключевой фигуры британского кино. Английские режиссёры для Скорсезе всегда имели большое значение. В частности, Майкла Пауэлл и Эмерик Прессбургер

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Затем Берта попадает в публичный дом. Печаль её состояния передаётся весьма импрессионистским кадром

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Также, в этом фильме Скорсезе закладывает традицию появляться в своих фильмах в небольших ролях. Здесь он играет клиента Берты, который проводит с ней ночь

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

В один из выходных, Берта гуляет по городу и встречает одного из членов своей "банды", чернокожего музыканта Фон Мортона. Он ей говорит, что Билл бежал из тюрьмы. Берта очень хочет увидеть Билла. Сцена интересна тем, что Берта заходит в "чёрный" бар. И все с крайней неприязнью смотрят на неё. Но Фон Мортон очень рад её видеть

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

И вот, трагический финал. Фон Мортон отводит Берту к Биллу, который скрывается в домике в лесу

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Он продолжает борьбу за права рабочих, и поэтому ФБР его ищет. И находит. И творит с ним то, что когда-то римляне сотворили с Иисусом

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Билла распяли на товарном вагоне. А Берте пришлось смотреть на это

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Фон Мортон возвращается слишком поздно. Он убивает всех фэбээровцев, но Била уже не спасти

Берта бежит за вагоном, к которому пригвождён Билл

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Мораль?

Вряд ли... Фильм был снят по заказу продюсера Роджера Кормана. Это была работа по найму. Но в ней можно найти много следов уникального почерка Скорсезе.

Затем, по совету всё того же Кассаветиса, Скорсезе рассказал историю о том, что ему лично знакомо хорошо. И это были "Злые улицы". Первый, как считается, шедевр Скорсезе. О нём - в следующий раз

Великая депрессия от Скорсезе ("Берта по прозвищу Товарный Вагон")

Мой блог в Телеграмме: Screen Escape

Подкаст о кино: Теории кино

6464
7 комментариев

хороша девка

6
Ответить

Что есть интересного?Молодой Дэвид Кэррадайн же.
Все знают кем он стал, а вот кем был в начале - мало кто видел.

3
Ответить

Верно, стоило упомянуть и об этом. Фильм же, по сути, первая большая работа Кэррадайна

1
Ответить

А почему не было поста про короткометражки 60-х годов?

1
Ответить

Решил сначала взяться за полный метр. Но думаю, конечно, самые первые его работы тоже достойны внимания, любопытных и важных деталей там много

Ответить

Я уж по названию подумал, что Скорсезе в молодости порево снимал...

1
Ответить

По некоторым кадрам "Берты" можно так подумать...

Ответить