Кино Mad Butcher
2 082

«They get you when you sleep»: «Вторжение похитителей тел» как зеркало общества

В закладки

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ! ЧИТАЙТЕ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК!
Небольшой роман писателя-фантаста Джека Финни "Похитители тел", написанный в 1954 году, вряд ли казался перспективным материалом для классики мирового кино. Однако именно эта книга стала основой для одного из самых успешных фильмов в жанре параноидального ужаса, получившего три римейка и навсегда изменившего восприятие жанра.

Во всех фильмах похожий сюжет, поэтому лучше будет описать его сразу, чтобы потом более заметно показать различия. Главный герой/героиня начинают замечать странности в поведении окружающих людей, а также слышат от знакомых разговоры о том, что их родные не те, кем кажутся. Естественно, сначала эти утверждения отметаются как бред, однако потом герои понимают, что в действительности ОНИ уже среди нас и заменяют близких герою людей на точные копии, которые, однако, не имеют эмоций (замену удаётся произвести только во сне и после неё оригинал погибает). Героев захватывают в плен, объясняют мотивы пришельцев (заменить собой доминантный вид на планете и построить идеальное общество без войн, страха, боли и так далее). Дальше пришельцы начинают разворачивать доставку своих "семян" в другие города и страны. Герои пытаются бежать, но удаётся им это с разной степенью успеха.

Первый фильм — Invasion of the Body Snatchers — был снят в 1956 году ещё не очень известным Доном Сигелом. Роман Джека Финни пал на благодатную почву "охоты на ведьм" конца 40-х — начала 50-х. В "похитителях тел" американская публика увидела скрытых коммунистов, которые проникают в тихие американские городки и вербуют простых жителей ради своих неблаговидных целей. Впрочем, такая трактовка не является единственной (хотя и является самой вероятной) — в образе пришельцев можно увидеть и маккартистов, и нацистов, и даже евреев с католиками — любых "иных", не вписывающихся в рамки общества. Отчасти именно благодаря такой универсальности фильм не остался реликтом 50-х и породил несколько римейков.

Герой фильма, врач, сначала пытается объяснить странности в поведении знакомых естественными причинами, однако своими глазами увидев пришельцев (напоминающих огромные стручки гороха), принимает решение бежать в город и рассказать всю правду о вторжении. Фильм должен был закончиться сценой, где герой кричит "Они уже здесь!" и пытается безуспешно остановить машины на автостраде, но равнодушные водители просто проезжают мимо. Однако студия посчитала это слишком мрачным и добавила сцену, где протагониста забирают в психбольницу, он излагает свою историю врачам и ВНЕЗАПНО заходит полицейский и говорит, что на шоссе задержан грузовик, полный стручков, описанных героем. Хэппи-энд, как и положено американскому кино эпохи процветания, бэби-бума и цветного телевизора в каждой семье.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"4de28b09-ffb3-9572-7ded-f156c74179b7","width":930,"height":465,"size":95704,"type":"jpg","color":"343434","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"baadec34-5d8a-625c-7f03-6f9bf154f128","width":1280,"height":639,"size":170814,"type":"jpg","color":"1a1a1a","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"f562207f-5164-c33c-c31f-abc48d6e2f38","width":1600,"height":793,"size":270001,"type":"jpg","color":"616161","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"8299062f-fb26-1ce1-8f17-7df55300a145","width":1280,"height":720,"size":151487,"type":"jpg","color":"0b0b0c","external_service":[]}}}] }

Второй фильм был снят в 1978 году и обладал таким же названием— Invasion of the Body Snatchers. Режиссёром стал Филипп Кауфман (тоже не особо известный). Сюжет фильма по сути такой же, НО главное различие в нюансах и мелких деталях.

Авторы попытались добавить "научности" и поэтому в начале показывается высадка пришельцев с их планеты на Землю, а также их жизненный цикл. Лекция пришельцев по поводу их мотивов также расширена, что в целом является хорошим дополнением и глубже погружает в фильм.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"fd0f0fca-7286-a734-6523-2e73af7f9515","width":1000,"height":1000,"size":174003,"type":"jpg","color":"221617","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"7531dea2-56fd-cde2-067e-0ac7229291ba","width":1229,"height":999,"size":232473,"type":"jpg","color":"2f2f33","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"25deb5e7-3489-98c5-3d96-e4fc61279d8e","width":1777,"height":958,"size":355750,"type":"jpg","color":"1f1716","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"04aa8096-81d6-77c0-c3b1-1fdb719d61b1","width":848,"height":459,"size":53929,"type":"jpg","color":"805d4c","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"c8d2ef6a-a347-c661-05b0-08943f249015","width":1312,"height":880,"size":106063,"type":"jpg","color":"5c5457","external_service":[]}}}] }

Главное различие между фильмами 56-го и 78-го года в настрое. Герои первого фильма стремились рассказать правду про вторжение американскому правительству и поэтому бежали в город. Герои второго фильма с ужасом обнаруживают, что агенты пришельцев повсюду, даже в правительственных агенциях — при попытке бежать из города их пытаются обманом задержать, а их телефоны прослушивают (впрочем, похожее было и в первом фильме, но версия 78-го делает на этом гораздо больший акцент). ОНИ везде и они всесильны, и даже действуют в глобальном масштабе — если в первом фильме семена пришельцев грузят на авто, то во втором — на грузовые корабли. Чем вызвана такая смена настроения?

70-е часто называют эпохой крушения иллюзий и эпохой кошмаров в истории США и не напрасно. Катастрофическое окончание войны во Вьетнаме, кризисы на международной арене, рост преступности и падение благосостояния, Уотергейтский скандал, откат социальных реформ — и как добивающий удар, доклад комиссии Чёрча. Данная комиссия была создана сенатом США в 1975 году и расследовала деятельность спецслужб. Внезапно американцы узнали, что за ними следили, что американские агенты поддерживали авторитарные режимы за рубежом, что у ЦРУ существовала целая программа исследований контроля сознания (MK-ULTRA). Если в 50-е были МЫ и ОНИ, то в 70-е остались только ОНИ, которые могут быть кем угодно. Одна из героинь фильма говорит, что город — это одна большая ловушка. Если герои 50-х стремились попасть в город, чтобы быть услышанными, то герои 70-х хотят сбежать из города, чтобы не быть подслушанными. Концовка фильма легендарна и полностью соответствует пессимизму 70-х.

В 1993 году уже известный к тому времени Абель Феррара снял ещё одну версию романа Финни под названием Body Snatchers. В этот раз действие происходит на военной базе, куда семья главной героини прибывает из-за работы отца-учёного. Два главных компонента, отличающих эту версию от других — упор на критику общества и феминизм.

С первых же минут нам дают понять — что-то не так не только с людьми, но и с самой базой. Военные во главе с Ли Эрми делают сложные лица и отказываются отвечать на любые вопросы, гражданское население вроде бы дружелюбно, но тоже ведёт себя странно, в школах дети рисуют странные рисунки... К середине фильма зритель понимает, что эта база уже давно захвачена пришельцами и является ИХ базой для захвата США. Почему же героиня не сразу замечает подвох? Всё просто, говорит нам Феррара. Пришельцы и "обычные" американцы практически идентичны — и те, и те следуют строгим правилам (что в данном случае только усилено тем, что это военные), не задают лишних вопросов и осуждают тех, кто раскачивает плот. Если в фильме 56-го пришельцы символизировали коммунистов, в фильме 78-го — тёмные силы в американском правительстве, то в фильме 93-го пришельцы — это конформисты, привыкшие жить как все и неодобрительно относящиеся к любому инакомыслящему.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"cdf91e47-e699-861c-796c-0a7cd9c9079b","width":1024,"height":424,"size":68897,"type":"jpg","color":"1f1819","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"2eb1125f-9a69-d6f8-053e-c8f462283fa9","width":1280,"height":720,"size":112842,"type":"jpg","color":"786a5c","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"12ed95b9-4681-44ed-9252-fe01d6016db8","width":1200,"height":793,"size":71782,"type":"jpg","color":"060505","external_service":[]}}}] }

По поводу феминизма всё не так однозначно. На этот раз в фильме не герой, а героиня, противостоящая маскулинному миру армии (и маскулинному миру вообще). Большинство героев-мужчин или слабаки, поддающиеся пришельцам, или уже пришельцы, или умерли (исключение — любовный интерес героини). Если принять данную трактовку, то похищение тела вполне можно понять как отражение доктрины о rape culture, которая в это время набирала ход. Впрочем, данная составляющая фильма выражена слабее и при желании ею можно пренебречь. Заканчивается фильм тем, что герои улетают с базы, но в конце-концов садятся на авиабазу в большом городе из-за того, что не могут вечно оставаться в воздухе. Финальная фраза — They get you when you sleep — полностью отражает невозможность бежать от похитителей тел и мрачные перспективы героев.

Четвёртый фильм по мотивам романа, выпущенный в 2007 году — The Invasion — мне посмотреть, увы, не довелось. Так что в данной статье останется белое пятно.

***

Небольшой фильм, выпущенный в 1956 году по мотивам небольшого романа, стал классикой мирового кино и показал, что хорроры могут быть не только аттракционом для слабонервных, но и замечательным отражением (под)сознания общества. Похоже, в данном случае из маленького ростка родилось нечто действительно значимое.
#месяцпостапокалипсиса

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Mad Butcher", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u043f\u043e\u043a\u0430\u043b\u0438\u043f\u0441\u0438\u0441\u0430"], "comments": 26, "likes": 51, "favorites": 31, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 22887, "is_wide": false }
{ "id": 22887, "author_id": 14485, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/22887\/get","add":"\/comments\/22887\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/22887"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

26 комментариев 26 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Самого Финнея часто спрашивали кого на самом деле символизируют пришельцы - коммунистов или каких еще -истов. Он всегда отвечал что это просто книжка по инопланентян и написана без политического подтекста. Но такой ответ слишком скучен и поэтому ему никто не верил.
P.S.: Версия 2007 года достаточно сильно ушла от оригинала в мелких деталях. У них даже и стручков вроде бы не было. Но запомнилась она мне только тем что у Николь Кидман в те времена а стояли грудные импланты на размер больше чем нужно. В результате чего её несгибаемо торчащие почти из под любой одежды соски отвлекали от сюжета.

Ответить
4

В результате чего её несгибаемо торчащие почти из под любой одежды соски отвлекали от сюжета.

Quality content.

Вполне возможно, что он действительно не вкладывал какого-то подтекста, но проклятие синих штор настигает любого писателя.

Ответить
1

Не то чтобы это имело значения, но я просмотрел несколько десятков стоп-кадров фильма в выдаче Гугла и галерее Кинопоиска - нигде не заметил торчащих сосков. Возможно, пубертат вмешался в ваш процесс просмотра =)

Ответить
1

Если сильно присмотреться, то да, можно увидеть вторжение сосков Кидман.

Ответить
0

Почему ни слова о Кукловодах 1994 года? Это другая книга, но суть практически та же.

Везде пишут, что книга "Похитители тел" - 55 года.

Ответить
8

Потому что Роберт Хайнлайн и Джек Финни это не муж и жена, а четыре разных человека.

Ответить
0

Просто оруу

Ответить
0

Потому что "Кукловоды" сняты по роману Хайнлайна, а не Финни. По поводу года выпуска — книга вышла в 55-м, но впервые роман напечатали в журнале Colliers Magazine в 54-м, поэтому я и указал этот год.

Ответить
1

Оригинальный фильм 1956 года заставил меня задуматься вот над чем. В Америке 1950-х действительно так БУХАЛИ? Герои по любому поводу норовят выпить, и это даже не подаётся как что-то необычное, как праздник. Просто: встретились = двойной мартини. Человек нервничает = ему налили. И даже машину водят после этого как ни в чём не бывало.

Ответить
3

Наверное, вопрос восприятия. Сигареты до 1970-х тоже считались полностью безопасными, и не зазорно было рекламировать наборы для употребления кокаина в журналах.

Ответить
1

Очень люблю оригинальный фильм 1956 года. А The Invasion с Кидман откровенно слабый и скучный фильм. Спасибо за статью :)

Ответить
1

Довольно категорийное суждение рассматривать первый фильм в отрыве от культурного ландшафта Америки эпохи 50-х. В это время одни из главных мотивов sci-fi была тема «страх дегуманизации» примеров масса от «Захватчики с Марса» и «Это пришло из от-
крытого космоса» до "Муха" которая также нашла свое перерождение в 80 -х. Сюда же можно добавить и "Женщина Оса" великого и ужасного Роджера Кормана.
И "Вторжение похитителей тел" был лишь одним из многих фильмов лейтмотив в которых это потеря человеческого образа. И как верно замечает автор, тема "вторжения иных" будь то коммунисты или фашисты наиболее популярная кинемотаргафическая теория, но не самая верная. Здесь на свет явлены более глубинные процессы и фобии массового подсознания, а именно страх перед нарастающим прогрессом, отчуждению человека от его природной сущности.

И да если уж говорить об ремейках оригинальной франшизы то стоит упомянуть и эпизод из сериала "Черный Плащ" "Twin Beaks" в которой причудливым образом сочетаються пародии на "Твин Пикс" и фильм "Вторжение похитителей тел"

Ответить
0

страх перед нарастающим прогрессом, отчуждению человека от его природной сущности.

Этот компонент ярче выражен в фильме 78-го, где сравниваются "машинная" цивилизация города и "естественная" цивилизация сельськой местности, куда хотят бежать герои, но это противопоставление не является главным.

По поводу страха дегуманизации согласен частично. Боязнь "иных" всегда хорошо с этим страхом сочетается — придут плохие ОНИ и всех превратят в таких же, и я не стал бы отделять одно от другого в случае "Похитителей тел". Поэтому образ врага всегда дегуманизирован и часто сведён к примитивной характеристике, которая даже не обладает человеческими чертами (тараканы, крысы, жуки и так далее).

Ответить
0

Эпогей структурной ломки традиционного уклада жизни как раз и приходиться на 50-е. Время наивысшего расцвета индустриального общества и рождения общества потребления, которое чуть позже будет отрефлексировано Уорхолом и Лихтинштейном в поп-арте. Конечно более ранние предпосылки можно найти и в русском авангарде Маякоский, Родченко, Татлин. Или классике "Метрополис" но если у оптимистов "нового Мира" машина это лишь инструмент для воздействия на природу, то во втором случае человек окончательно подчинен и помещен в цикл производства, став "принадлежностью" машины, привет господину Форду. да и тот же нуар, прежде царивший на экранах кинотеатров изображает город как "страшную силу", погружая человека в мрачную, враждебную среду.
И если верить знатокам, сейчас мы живем в постиндустриальном мире, то следую логике нам стоит готовиться к постгуманизму Ф. Дик "УБИК" или У. Гибсон "Нейромант" , жизнь вне рамках человеческого тела)

Ответить
0

А может кто подсказать? По НТВ в конце 90-х показывали старый американский сериал, в котором главный герой знал о том, что некоторые люди инопланетяне, и они в высоких политических кругах, и он в одиночку пытается вести с ними борьбу, потому что ему никто не верит.

Ответить
1

Возможно это были Invaders 67-го года. Был еще маленький ремейк 95-го года. Под ваши условия подходит и по НТВ крутили.

Ответить
0

Огромное спасибо!! Это как раз то, что я искал. Иду смотреть)

Ответить
0

Секретные материалы? Не?

Ответить
0

Еще в сериале "Электрические сны Филипа К. Дика" 10 серия «Father Thing» посути тоже экранизация))) Уж очень похожа.

Ответить
0

Здесь сложно сказать, кто на ком стоял, однако скорее Дик на Финнее. "Похитители плоти" (на нем основаны все эти вторжения похитителей тел) - 1955 год, а "Отец - двойник" Дика - 1954. Вообще тема тогда была популярная.
Так вот, серия в сериале основана на Отце-двойнике, а не на Похитителях плоти, следовательно - мимо.

Ответить
0

Оба на Хайнлайне.

Ответить
0

Спасибо за статью.
Мне тоже кажется, что про коммунистов в первом фильме (да и книге) уже додумали за автора. Всем бы только скрытые смыслы подавай. И, как правильно подмечено, вместо коммунистов можно подставить кого угодно - хоть капиталистов, хоть фанатов кино. Просто критики/зрители хотели увидеть коммунистов - и конечно, увидели.
В конце концов, сколько научной фантастики вышло в 50-е - тонны. Необязательно же каждое нф-произведение должно отражать реальность.

Ответить
0

"Чужие среди нас" 1988 г. один из любимейших фильмов. Правда, там пришельцы, уже по тихому все окупировали и земля, для них как курорт что ли))

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
0

Странный материал, вроде всё по полочкам, а тут бац и финала нет. Посмотреть два часа фильма для полноты картины всё таки можно было. В останом всё на месте. Даже так, ни когда не замечал феминизма в версии 90х. А вот самая новая, с Кидман, хороша только как триллер на вечер, и концепт "заражения тел", вместо морально устаревшего "выращеного заново" хороший, при хорошем раскладе могло выйти что-то свежее на классическом материале.

Ответить
0

Если кому интересн жанр - есть отечественный вариант. Книга "Главный Полдень" и ее экранизация, телефильм "Посредник"

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления