18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND
Главные премьеры года. Уже в подписке
18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND

«They get you when you sleep»: «Вторжение похитителей тел» как зеркало общества

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ! ЧИТАЙТЕ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК!
Небольшой роман писателя-фантаста Джека Финни "Похитители тел", написанный в 1954 году, вряд ли казался перспективным материалом для классики мирового кино. Однако именно эта книга стала основой для одного из самых успешных фильмов в жанре параноидального ужаса, получившего три римейка и навсегда изменившего восприятие жанра.

Во всех фильмах похожий сюжет, поэтому лучше будет описать его сразу, чтобы потом более заметно показать различия. Главный герой/героиня начинают замечать странности в поведении окружающих людей, а также слышат от знакомых разговоры о том, что их родные не те, кем кажутся. Естественно, сначала эти утверждения отметаются как бред, однако потом герои понимают, что в действительности ОНИ уже среди нас и заменяют близких герою людей на точные копии, которые, однако, не имеют эмоций (замену удаётся произвести только во сне и после неё оригинал погибает). Героев захватывают в плен, объясняют мотивы пришельцев (заменить собой доминантный вид на планете и построить идеальное общество без войн, страха, боли и так далее). Дальше пришельцы начинают разворачивать доставку своих "семян" в другие города и страны. Герои пытаются бежать, но удаётся им это с разной степенью успеха.

Первый фильм — Invasion of the Body Snatchers — был снят в 1956 году ещё не очень известным Доном Сигелом. Роман Джека Финни пал на благодатную почву "охоты на ведьм" конца 40-х — начала 50-х. В "похитителях тел" американская публика увидела скрытых коммунистов, которые проникают в тихие американские городки и вербуют простых жителей ради своих неблаговидных целей. Впрочем, такая трактовка не является единственной (хотя и является самой вероятной) — в образе пришельцев можно увидеть и маккартистов, и нацистов, и даже евреев с католиками — любых "иных", не вписывающихся в рамки общества. Отчасти именно благодаря такой универсальности фильм не остался реликтом 50-х и породил несколько римейков.

Герой фильма, врач, сначала пытается объяснить странности в поведении знакомых естественными причинами, однако своими глазами увидев пришельцев (напоминающих огромные стручки гороха), принимает решение бежать в город и рассказать всю правду о вторжении. Фильм должен был закончиться сценой, где герой кричит "Они уже здесь!" и пытается безуспешно остановить машины на автостраде, но равнодушные водители просто проезжают мимо. Однако студия посчитала это слишком мрачным и добавила сцену, где протагониста забирают в психбольницу, он излагает свою историю врачам и ВНЕЗАПНО заходит полицейский и говорит, что на шоссе задержан грузовик, полный стручков, описанных героем. Хэппи-энд, как и положено американскому кино эпохи процветания, бэби-бума и цветного телевизора в каждой семье.

Второй фильм был снят в 1978 году и обладал таким же названием— Invasion of the Body Snatchers. Режиссёром стал Филипп Кауфман (тоже не особо известный). Сюжет фильма по сути такой же, НО главное различие в нюансах и мелких деталях.

Авторы попытались добавить "научности" и поэтому в начале показывается высадка пришельцев с их планеты на Землю, а также их жизненный цикл. Лекция пришельцев по поводу их мотивов также расширена, что в целом является хорошим дополнением и глубже погружает в фильм.

Главное различие между фильмами 56-го и 78-го года в настрое. Герои первого фильма стремились рассказать правду про вторжение американскому правительству и поэтому бежали в город. Герои второго фильма с ужасом обнаруживают, что агенты пришельцев повсюду, даже в правительственных агенциях — при попытке бежать из города их пытаются обманом задержать, а их телефоны прослушивают (впрочем, похожее было и в первом фильме, но версия 78-го делает на этом гораздо больший акцент). ОНИ везде и они всесильны, и даже действуют в глобальном масштабе — если в первом фильме семена пришельцев грузят на авто, то во втором — на грузовые корабли. Чем вызвана такая смена настроения?

70-е часто называют эпохой крушения иллюзий и эпохой кошмаров в истории США и не напрасно. Катастрофическое окончание войны во Вьетнаме, кризисы на международной арене, рост преступности и падение благосостояния, Уотергейтский скандал, откат социальных реформ — и как добивающий удар, доклад комиссии Чёрча. Данная комиссия была создана сенатом США в 1975 году и расследовала деятельность спецслужб. Внезапно американцы узнали, что за ними следили, что американские агенты поддерживали авторитарные режимы за рубежом, что у ЦРУ существовала целая программа исследований контроля сознания (MK-ULTRA). Если в 50-е были МЫ и ОНИ, то в 70-е остались только ОНИ, которые могут быть кем угодно. Одна из героинь фильма говорит, что город — это одна большая ловушка. Если герои 50-х стремились попасть в город, чтобы быть услышанными, то герои 70-х хотят сбежать из города, чтобы не быть подслушанными. Концовка фильма легендарна и полностью соответствует пессимизму 70-х.

В 1993 году уже известный к тому времени Абель Феррара снял ещё одну версию романа Финни под названием Body Snatchers. В этот раз действие происходит на военной базе, куда семья главной героини прибывает из-за работы отца-учёного. Два главных компонента, отличающих эту версию от других — упор на критику общества и феминизм.

С первых же минут нам дают понять — что-то не так не только с людьми, но и с самой базой. Военные во главе с Ли Эрми делают сложные лица и отказываются отвечать на любые вопросы, гражданское население вроде бы дружелюбно, но тоже ведёт себя странно, в школах дети рисуют странные рисунки... К середине фильма зритель понимает, что эта база уже давно захвачена пришельцами и является ИХ базой для захвата США. Почему же героиня не сразу замечает подвох? Всё просто, говорит нам Феррара. Пришельцы и "обычные" американцы практически идентичны — и те, и те следуют строгим правилам (что в данном случае только усилено тем, что это военные), не задают лишних вопросов и осуждают тех, кто раскачивает плот. Если в фильме 56-го пришельцы символизировали коммунистов, в фильме 78-го — тёмные силы в американском правительстве, то в фильме 93-го пришельцы — это конформисты, привыкшие жить как все и неодобрительно относящиеся к любому инакомыслящему.

По поводу феминизма всё не так однозначно. На этот раз в фильме не герой, а героиня, противостоящая маскулинному миру армии (и маскулинному миру вообще). Большинство героев-мужчин или слабаки, поддающиеся пришельцам, или уже пришельцы, или умерли (исключение — любовный интерес героини). Если принять данную трактовку, то похищение тела вполне можно понять как отражение доктрины о rape culture, которая в это время набирала ход. Впрочем, данная составляющая фильма выражена слабее и при желании ею можно пренебречь. Заканчивается фильм тем, что герои улетают с базы, но в конце-концов садятся на авиабазу в большом городе из-за того, что не могут вечно оставаться в воздухе. Финальная фраза — They get you when you sleep — полностью отражает невозможность бежать от похитителей тел и мрачные перспективы героев.

Четвёртый фильм по мотивам романа, выпущенный в 2007 году — The Invasion — мне посмотреть, увы, не довелось. Так что в данной статье останется белое пятно.

***

0
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Александр Горюшин

Самого Финнея часто спрашивали кого на самом деле символизируют пришельцы - коммунистов или каких еще -истов. Он всегда отвечал что это просто книжка по инопланентян и написана без политического подтекста. Но такой ответ слишком скучен и поэтому ему никто не верил.
P.S.: Версия 2007 года достаточно сильно ушла от оригинала в мелких деталях. У них даже и стручков вроде бы не было. Но запомнилась она мне только тем что у Николь Кидман в те времена а стояли грудные импланты на размер больше чем нужно. В результате чего её несгибаемо торчащие почти из под любой одежды соски отвлекали от сюжета.

Ответить
3
Развернуть ветку
Mad Butcher

В результате чего её несгибаемо торчащие почти из под любой одежды соски отвлекали от сюжета.
Quality content.

Вполне возможно, что он действительно не вкладывал какого-то подтекста, но проклятие синих штор настигает любого писателя.

Ответить
4
Развернуть ветку
Евгений Грицан

Не то чтобы это имело значения, но я просмотрел несколько десятков стоп-кадров фильма в выдаче Гугла и галерее Кинопоиска - нигде не заметил торчащих сосков. Возможно, пубертат вмешался в ваш процесс просмотра =)

Ответить
1
Развернуть ветку
Артем Бычков

Если сильно присмотреться, то да, можно увидеть вторжение сосков Кидман.

Ответить
1
Развернуть ветку
Тимур

Почему ни слова о Кукловодах 1994 года? Это другая книга, но суть практически та же.

Везде пишут, что книга "Похитители тел" - 55 года.

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Горюшин

Потому что Роберт Хайнлайн и Джек Финни это не муж и жена, а четыре разных человека.

Ответить
8
Развернуть ветку
Oliver f

Просто оруу

Ответить
0
Развернуть ветку
Mad Butcher

Потому что "Кукловоды" сняты по роману Хайнлайна, а не Финни. По поводу года выпуска — книга вышла в 55-м, но впервые роман напечатали в журнале Colliers Magazine в 54-м, поэтому я и указал этот год.

Ответить
0
Развернуть ветку
Молодой химик

Оригинальный фильм 1956 года заставил меня задуматься вот над чем. В Америке 1950-х действительно так БУХАЛИ? Герои по любому поводу норовят выпить, и это даже не подаётся как что-то необычное, как праздник. Просто: встретились = двойной мартини. Человек нервничает = ему налили. И даже машину водят после этого как ни в чём не бывало.

Ответить
1
Развернуть ветку
Mad Butcher

Наверное, вопрос восприятия. Сигареты до 1970-х тоже считались полностью безопасными, и не зазорно было рекламировать наборы для употребления кокаина в журналах.

Ответить
3
Развернуть ветку
Мария Чевычалова

Очень люблю оригинальный фильм 1956 года. А The Invasion с Кидман откровенно слабый и скучный фильм. Спасибо за статью :)

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Mad Butcher

страх перед нарастающим прогрессом, отчуждению человека от его природной сущности.
Этот компонент ярче выражен в фильме 78-го, где сравниваются "машинная" цивилизация города и "естественная" цивилизация сельськой местности, куда хотят бежать герои, но это противопоставление не является главным.

По поводу страха дегуманизации согласен частично. Боязнь "иных" всегда хорошо с этим страхом сочетается — придут плохие ОНИ и всех превратят в таких же, и я не стал бы отделять одно от другого в случае "Похитителей тел". Поэтому образ врага всегда дегуманизирован и часто сведён к примитивной характеристике, которая даже не обладает человеческими чертами (тараканы, крысы, жуки и так далее).

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Андрей Кочегаров

А может кто подсказать? По НТВ в конце 90-х показывали старый американский сериал, в котором главный герой знал о том, что некоторые люди инопланетяне, и они в высоких политических кругах, и он в одиночку пытается вести с ними борьбу, потому что ему никто не верит.

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Горюшин

Возможно это были Invaders 67-го года. Был еще маленький ремейк 95-го года. Под ваши условия подходит и по НТВ крутили.

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Кочегаров

Огромное спасибо!! Это как раз то, что я искал. Иду смотреть)

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Сергей Клабуков

Еще в сериале "Электрические сны Филипа К. Дика" 10 серия «Father Thing» посути тоже экранизация))) Уж очень похожа.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex Corri

Здесь сложно сказать, кто на ком стоял, однако скорее Дик на Финнее. "Похитители плоти" (на нем основаны все эти вторжения похитителей тел) - 1955 год, а "Отец - двойник" Дика - 1954. Вообще тема тогда была популярная.
Так вот, серия в сериале основана на Отце-двойнике, а не на Похитителях плоти, следовательно - мимо.

Ответить
0
Развернуть ветку
Herr Ulitochka

Оба на Хайнлайне.

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Филимонов

Спасибо за статью.
Мне тоже кажется, что про коммунистов в первом фильме (да и книге) уже додумали за автора. Всем бы только скрытые смыслы подавай. И, как правильно подмечено, вместо коммунистов можно подставить кого угодно - хоть капиталистов, хоть фанатов кино. Просто критики/зрители хотели увидеть коммунистов - и конечно, увидели.
В конце концов, сколько научной фантастики вышло в 50-е - тонны. Необязательно же каждое нф-произведение должно отражать реальность.

Ответить
0
Развернуть ветку
FFnegative ll

"Чужие среди нас" 1988 г. один из любимейших фильмов. Правда, там пришельцы, уже по тихому все окупировали и земля, для них как курорт что ли))

Ответить
0
Развернуть ветку
Филипп Щелканов

Спасибо!

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Доброхотов

Странный материал, вроде всё по полочкам, а тут бац и финала нет. Посмотреть два часа фильма для полноты картины всё таки можно было. В останом всё на месте. Даже так, ни когда не замечал феминизма в версии 90х. А вот самая новая, с Кидман, хороша только как триллер на вечер, и концепт "заражения тел", вместо морально устаревшего "выращеного заново" хороший, при хорошем раскладе могло выйти что-то свежее на классическом материале.

Ответить
0
Развернуть ветку
Gleb Lebedev

Если кому интересн жанр - есть отечественный вариант. Книга "Главный Полдень" и ее экранизация, телефильм "Посредник"

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null