Гуль - и кто здесь настоящее чудовище?

Как то даже странно выходит, что множество интересных, на мой взгляд, сериалов Netflix было снято вовсе не в США. Программа съёмок по всему миру с местными актёрами и режиссёрами, но под контролем продюсеров сервиса, приводит к интересным результатам. Проекты с одной стороны сохраняют часть национального колорита, с другой же, их становиться проще воспринимать случайным людям, даже близко не знакомым с данной культурой.

Гуль - и кто здесь настоящее чудовище?

Это не так сильно затрагивает проекты снятые в европейских странах, но вот скажем азиатский кинематограф в таком формате воспринимать значительно проще. И не из-за того, что фильмы рассчитанные на международный прокат специально делают тупыми, как кто-то может подумать. А потому что в этих лентах, как правило, используется меньше специфичных терминов, а разные бытовые нюансы стараются объяснить. Конечно, кто-то может наоборот счесть это недостатком, ведь часть культурного контекста пропадает, но для широкого круга зрителей, такие проекты более доступны и понятны.

Ну а хорроры и вовсе жанр абсолютно интернациональный, ведь боятся люди по большому счёту одних и тех же вещей. Поэтому фильм ужасов снятый в солнечном Египте, будет иметь базовые сходства с фильмом ужасов снятым в холодной Якутии (такие тоже есть). Даже набор самых популярных чудовищ хоть и меняется от народа к народу, но те же воскресшие мертвецы или драконы, в том или ином виде есть во всех культурах. А тут хоррор снятый в Индии, стране с богатой мифологией и сложными этническими конфликтами. Как от такого можно отказаться, особенно после того как некоторое время назад с удовольствием посмотрел «Сакральные игры». За наводку на этот сериал кстати огромное спасибо Johnny Walker.

Гуль - и кто здесь настоящее чудовище?

«Гуль» начинает удивлять уже структурно, первый вопрос, которым задаёшься при просмотре: почему это вообще сериал, а не полнометражный фильм? И задаёшься им неспроста, ведь все три серии суммарно идут около двух часов. Но после просмотра всего сериала понимаешь, что иначе снять было нельзя, ведь каждая серия не только выполняет свою повествовательную роль, но и имеет собственную сценарную структуру. Я бы даже сказал, что серии являются представителями разных жанров: антиутопия, триллер и собственно хоррор. Но обо всём по порядку.

Сюжет

Театр начинается с вешалки, а «Гуль» со знакомства с сеттингом. И мир этот надо сказать довольно безрадостный, хотя мы точно и не знаем насколько. Всё же история довольно камерная и нас не слишком балуют деталями напрямую не влияющими на сюжет. Важно лишь то, что в недалёком будущем на территории Индии установился тоталитарный режим. И главным занятием этого режима стала борьба с инакомыслием в целом и религией в частности. Борьба эта кстати настолько активная, что все провинившиеся, несогласные и просто оказавшиеся в неудачном месте в неудачное время сразу же отправляются в местный аналог концлагеря.

Гуль - и кто здесь настоящее чудовище?

Собственно первая серия и посвящена нашему знакомству с миром и персонажами. В ней не слишком много действия или развития сюжета, но она служит фундаментом для дальнейшего повествования. И персонажи здесь не из тех людей с которыми вы бы хотели познакомиться поближе. Впрочем, чего ещё ждать от произведения в котором половина героев сидит в тюрьме, а вторая их охраняет. Зато мы понимаем, что в этом государстве служба в полиции является очень почётной, а текущий режим установился давно. По крайней мере прошло достаточно времени, что-бы дети начали сдавать своих инакомыслящих родителей властям.

Во второй серии тон произведения резко меняется и мы наблюдаем за буднями тюрьмы особо строго режима. Я конечно ничего не могу утверждать, но судя по художественным произведениям, у индийской полиции какая-то феноменальная любовь к пыткам заключённых. С этого момента происходящее становится достаточно напряжённым триллером, хорошо раскрывающим характеры как пытающих, так и подвергаемых пыткам. Это наверное самая интересная часть всего сериала, ведь именно здесь мы по-настоящему узнаём всех важных для сюжета персонажей. Да и сами сцены допроса поставлены на редкость хорошо, в них авторы отлично показали смену ролей в общении.

Гуль - и кто здесь настоящее чудовище?

Только третья серия дарит зрителям обещанный всеми аннотациями хоррор. И если быть уж совсем честным он вышел довольно вторичным. К монстру способному принимать облик других людей зрители привыкли ещё во времена «Нечто», и «Гуль», к сожалению, не привносит в эту концепцию ничего нового. Да, сами по себе сцены вышли довольно пугающими, но сложно отделаться от мысли, что ты всё этот уже видел раньше, да ещё и в более дорогом исполнении. Впрочем, всё это слегка скрашивает мотивация самого монстра и она к счастью далека от убийства всех людей.

Имя зверя

Поговорим кстати о самом монстре, точнее о том откуда он пришёл. К несчастью я не знаю хинди, и понятия не имею как зовут чудовище в оригинале. Английский, а вслед за ним и русский переводы величают монстра — гулем, и это довольно странно. Гуль создание скорее арабского фольклора и в индуизме вроде бы не фигурирует. Арабский гуль это джин постоянно меняющий свой облик и поедающий трупы. В европейское фэнтези они перешли в образе нежити, растерявшей замашки оборотня и ставшей простыми трупоедами. Вот только ни одни из этих гулей не отличались интеллектом, да и с темой мести они тоже не связаны.

Гуль - и кто здесь настоящее чудовище?

Поэтому у меня есть теория, что авторы всё же имели в виду веталу, а в английскую версию это имя не перешло из-за малой известности. Почему именно ветала, а не кто-то ещё? Главное, это создание пришедшее из индуизма и сильнее всего знакомое индийскому зрителю. К тому же ветала достаточно разумен, что-бы играть с жертвами в загадки, да и имитировать поведение людей проще разумному созданию. К тому же ветала чтит договоры и очень любит человеческие души в качестве добычи, что крайне важно для сюжета этого сериала. Но всё это лишь мои домыслы и я их никому не навязываю.

Персонажи

Главным героем всей истории стала Нида Рахим замечательно сыгранная известной индийской актрисой Радхикой Апте. Это очень противоречивый персонаж, который всю историю расплачивается за свой гнусный поступок. Ведь она сдала властям родного отца, который по её вине угодил в концлагерь. От чувства вины за этот поступок и отталкиваются её последующие действия. Своим добрым отношением к заключённым она будто бы пытается загладить свою вину перед отцом. Именно эта героиня проходит через сильнейшую ломку мировоззрения и собственных убеждений.

Из других героев, мне очень понравился Махеш Балрадж (надеюсь я правильно записал его фамилию), сыгравший первое воплощение гуля. Аль Саид не только выглядел устрашающе, но и морально подавлял любого своего собеседника. На редкость фактурный образ, дополненный интересными диалогами. По своему хорош и Манав Каул сыгравший начальника тюрьмы. Забавно как сильно меняется его герой, когда осознаёт, что сверхъестественное не только существует, но и пришло к нему в гости. Остальные актёры играют в принципе неплохо, но в памяти не остаются.

Гуль - и кто здесь настоящее чудовище?

Если честно мне совсем не хочется ничего говорить о технической составляющей сериала. Он снят на неплохом уровне, но визуальных решений за которых мог бы зацепиться глаз в нём нет. В заключении хотелось бы сказать, что «Гуль» хороший камерный сериал совмещающий в себе несколько разных жанров. Если вы хотите напряжённый фильм ужасов в интересном и незаезженном сеттинге, то «Гуль» однозначно ваш выбор.

2222 показа
3.6K3.6K открытий
47 комментариев

Ходят гули у дороги, съели руки, съели ноги. Скоро им жратвы не хватит. Так что ты смотри, приятель!

Ответить

«Гуль» начинает удивлять уже структурно, первый вопрос, которым задаёшься при просмотре: почему это вообще сериал, а не полнометражный фильм? И задаёшься им неспроста, ведь все три серии суммарно идут около двух часов.

Я, честно говоря, не задавался этим вопросом, а принял как должное. Сериал так сериал - как скажете. В итоге формат понравился. Смотреть было удобнее, чем единый фильм на 135 минут или сколько он там идет.

И мир этот надо сказать довольно безрадостный, хотя мы точно и не знаем насколько.

Мне кажется наоборот знаем и немало. Ибо плюс-минус описан и показан он был миллион раз уже: от "Фаренгейта" и "Дивного нового мира" до "Бразилии" и "Эквилибриума". И можно продолжать дальше. Почти что уже классический тоталитарный постапок. Тем более, что сеттинг в дальнейшем развитии сюжета играет все меньшую и меньшую роль, он был нужен по сути, на мой взгляд, лишь для создания первоначального впечатления у зрителя и некой, более плотной  завязки сюжета. Ну и еще атмосферности нагнать, конечно :)

Остальные актёры играют в принципе неплохо, но в памяти не остаются.

Мне не меньше других еще запомнилась помощница начальника тюрьмы.

Поговорим кстати о самом монстре, точнее о том откуда он пришёл. 

А про гуля, если я не ошибаюсь, в самом фильме как раз говорится, что он пришел из арабской мифологии. И в этом как раз интересная мелочь кроется, что взяли не что-то свое национальное, а привнесли со стороны. НО это лишь на первый взгляд

Дело в том, что гуль - это существо не только из арабской мифологии, но и из персидской. А персидская мифология — это мифология Большого Ирана. А мифология Ирана и Персии принадлежит к тому же самому типу, что и ведизм, который существовал в очень древней Индии. А ведизм - это то, что предшествовало и фактически было первым этапом создания индуизма.

Вот такой хитрой многоходовочкой можно объяснить связь гуля и Индии, хотя для обычного зрителя все разжевано легко и просто, чтобы лишних вопросов не было и от просмотра не отвлекался.

На самом деле смотреть хорошие сериалы или фильмы. созданные на национальной базе всегда интересно, поскольку они дают почву для исследований и поисков. В результате которых ты начинаешь смотреть фильм или сериал под другим углом зрения и тебе открываются новые, доселе неизвестные черты и аспекты. С "Сакральными играми", кстати, все тоже самое, один в один.

Ответить

звучит умно

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну у актрисы внешность на любителя, но играет она на удивление неплохо

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это да, просто местный гуль на арабский прототип не слишком похож, по крайней мере в моём понимании. С другой стороны допускаю, что если проехаться по ближнему востоку, то там можно найти не один десяток вариаций этих самых гулей

Ответить