«Бедные-несчастные»: как стать человеком

Йоргос Лантимос снимает стимпанк-комедию про взросление, феминизм и свободу на основе романа-переосмысления «Франкенштейна».

«Бедные-несчастные»: как стать человеком

После «Фаворитки» — архтхауса про страсти английской короны — Йоргос Лантимос принялся за экранизацию романа Аласдера Грея «Бедные-несчастные». Здесь страсти уже приобретают масштаб библейской истории о сотворении человека, помещённой в декорации стимпанковской Европы. Вот только концовка совсем не по Библии, потому что Ева... вернее, Белла, в этой истории отчаянно борется за своё право сбежать из Райского сада и просто жить.

Девушка (Эмма Стоун) решает покончить с собой и бросается с моста. Однако, её вылавливает учёный Годвин (Godwin, Уиллем Дефо), который коротко зовёт себя просто God — «Бог» (боюсь, что сохранить эту шутку на русском можно только, если называть героя Богданом). Он пересаживает её мозг её нерождённого ребёнка, спасает от смерти и нарекает её Беллой Бакстер.

«Бедные-несчастные»: как стать человеком

Теперь Белла — ребёнок, запертый в теле взрослой женщины. И ей предстоит пройти весь путь человека (и человечества) за чуть больше чем полчаса. Она научится ходить, играть, танцевать, испытает первые чувства и секс, уйдёт из дома, раскритикует общественный строй и попробует найти себя. И весь фильм безумно смешной, хоть юмор местами и пошлый, но зато попадает в точку.

Да простит меня «Барби», но это самый феминистский фильм года. Главная героиня из-за обстоятельств является заложницей различных мужчин — своего мужа, «отца», жениха и любовника. И все они преследуют свои цели: хотят, чтобы она родила нелюбимого ребёнка, жила в клетке, вела себя соответствующе общественным приличиям. Но желания самой Беллы не учитываются, и ей всячески приходится показывать — это её жизнь, и с её мнением придётся считаться. Ведь весь сюжет героиня Эммы Стоун пытается обрести свободу, как физическую, так и социальную. И никто не может её остановить, в этом её сила.

«Бедные-несчастные»: как стать человеком

Эмма Стоун сыграла самую сложную женскую роль этого года и одну из лучших ролей в своей карьере. Всё потому что её героиня за фильм превращается из младенца во взрослую женщину, проходит все стадии взросления. И Стоун отлично показывает эти изменения — они естественны, взгляд на мир героини меняется так, как будто они действительно прожила на 2 часа экранного времени, а все 20 лет жизни. Но трансформация Беллы не только духовная, но и физическая. В начале фильма она делает первые попытки ходить, потом — первые попытки танцевать, а в конце уже уверенно владеет своим телом.

Мир фильма намеренно напоминает реальный, но, в то же время, совсем на него не похож. Дело даже не в привычных странных углах съёмки или любимом Лантимосовском «рыбьем глазе» — он просто перетаскивает знакомые вещи в незнакомый мир стимпанка. В одной из сцен герои едят португальский десерт Паштел-де-ната. Он действительно существует, вот только сам Лиссабон, где находятся герои, совсем не похож на настоящий. Возникает диссонанс.

«Бедные-несчастные»: как стать человеком

У фильма очень запоминающийся саундтрек — почти полностью он состоит из звуков, напоминающих расстроенные инструменты. Саундтрек изначально покажется абсурдным набором звуков, но эта музыка работает. Композитор (до этого неизвестный в киносреде Джерскин Фендрикс) смог сделать достаточно естественную мелодию, которая в течение времени всё больше и больше вплетается в сам фильм. И если сначала она надоедливо жужжит в ушах, а в некоторые ключевые моменты хочется просто закрыть уши, то в известной сцене танца главной героини из трейлера эта музыка уже не кажется такой странной. Ведь Белла Бакстер может услышать мелодию и пуститься под эти звуки в пляс, чем же зритель хуже!

***

Это большой рассказ про общество в целом, хоть и на примере всего одного человека. И для Грея, и для Лантимоса, и для Беллы Бакстер каждый в этом обществе в чём-то бедный и несчастный.

Если вам понравился этот пост, то вы можете зайти в мой телеграм канал «Молчащие ягнята», где я выкладываю краткие обзоры фильмов/сериалов, а также слежу за наградным сезоном.

1515
11 комментариев

У меня не возникло и мысли про феминизм во время и после просмотра, но оно как-то часто мелькает в чужих обзорах. Для меня это в первую очередь фильм про взросление, поиск себя, проблемы родителей и детей. Да, главная героиня девушка, но если в барби это было в центре внимания, то тут она впервую очередь взрослеющая личность. В части с борделью затрагиваются права женщин, но на том же уровне как и социальное неравенство до этого. Очередная несправедливость мира. Может, я не права, прошло 3 месяца как смотрела, да и каждый воспринимает искусство по-своему. Тем не менее фильм шедевр, Эмма богиня, скорей бы цифра.

1
Ответить

Да в фильме множество тем, так или иначе затрагивающих общество и человека в частности. И тут уже действительно скорее сам зритель выбирает ту, которая для него, возможно, ближе. Линия про уход от отца, например, мне видится про отношения между людьми в целом (+ родители-дети), а вот линии с мужем и любовником больше про женские права. Хорошо, когда в фильме можно разглядеть разное.

1
Ответить

Я уже посмотрел 7 минут сцен секса с Эммой

1
Ответить

Прошу прощения, но где увидеть сей шедевр в нормальном качестве в РФ?

1
Ответить

После цифрорелиза. Говорят выйдет в апреле или аккурат к Оскару.

Ответить

фемнизмЭто я не смотрю.

1
Ответить

В цифре то выше уже?

Ответить