Никого не жалко — что такое «Бумер» (часть 1)

Как студент 3-го курса «вынес» приговор девяностым и снял первый успешный российский фильм нулевых.

Бандитизм как социокультурное явления всегда интересовало мировой кинематограф. Вышли, выходят и будут выходить фильмы о бандитах в разных ипостасях, будь это любовная парочка Бонни и Клайд или сицилийская мафия из «Крестного отца». Нас привлекали истории о том, как ничем не примечательный герой с низов поднимался на самых верх путем криминала.

В России ситуация с бандитизмом в культуре интересная. С одной стороны мы выступаем против «романтизации» криминала и бандитизма. В 2020 году Верховный суд РФ признал движение «А.У.Е» экстремистской организацией. Но с другой стороны выходят российские фильмы и сериалы, где главными героями выступают бандиты. Но все они показаны карикатурно и несерьезно — например, в сериале «Ресторан по понятиям», где зеки пытаются открыть свое кафе.

«Ресторан по понятиям» (<a href="https://bangkokbook.ru/foto/dyuzhev-restoran-po-ponyatiyam.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Интернет</a>)
«Ресторан по понятиям» (Интернет)

И тут возникает резонный вопрос: почему в нашем кино показывают карикатуры на бандитов, а не сами ужасы бандитизма, как это сделало нашумевшее «Слово пацана»? Сегодня мне бы хотелось вам рассказать об одной из культовых дилогий в российском кино и целой медиафраншизе, которая, по мнению многих, «закрыла» тему бандитизма в российском кинематографе — «Бумер».

Как было в девяностых?

25 декабря 1991 года после «парада суверенитетов» и Августовского путча первый и последний Президент СССР Михаил Горбачев объявил об отставке, а уже на следующий день — 26 декабря — парламентариями была принята декларация о том, что СССР прекращает свое существование. Жители некогда великой советской державы наблюдали, как над Кремлем медленно опускался красный флаг с серпом и молотом, а на его места возвышался бело-сине-красный триколор — символ новой России.

Небольшая хроника тех событий (YouTube: 1/2/3/4)

Из-за масштабных социально-экономических и политических событий преступность выросла до небывалых высот. Согласно данным из статистического сборника «Преступность и правонарушения» за 91-й год, с конца 80-х рост преступности составлял 21 процент за год. Если в 90-м году было зарегистрировано 1 839 451 преступлений, то в 91-м году это число увеличилось до 2 167 964. Есть несколько причин бурного роста преступности:

  • децентрализацию госаппарата;

  • стремление к независимости территориальных образований;

  • бесконтрольность госинститутов и утрата авторитета у органов власти и управления;

  • переход на рыночную экономику;
  • отсутствие доверия к правоохранительным органам у населения.

Бандитская Москва, бандитский Екатеринбург — там, со своим «Уралмашем». Любой город России можно было назвать так.

Юрий Ицков, «Центральное Телевидение»

Криминал проник во многие сферы, в том числе и в кино. Еще до развала СССР, в 1988 году, после принятия закона о кооперации члены ОПГ из Набережных Челнов «29-й комплекс» нашли деньги, якобы собранные работниками завода «КАМАЗ», на съемки фильма о криминальных аферах внутри завода. Этим фильмом стал «День любви», рассказывающий о том, как бандиты крупной группировки совершали серию изнасилований, чтобы отвлечь милицию от ограбления 15 КАМАЗов.

Киночиновники, увидев фильм, пришли в натуральный ужас и запретили прокатывать картину. Но в 90-х, когда были сняты все ограничения, фильм пустили в прокат и он собрал 27 миллионов рублей при бюджете в миллион. Бандиты вцепились в кинематограф мертвой хваткой. Многие группировки использовали киноиндустрию как способ отмыва денег, а некоторые люди из индустрии имели связи с криминальными авторитетами.

Игорь Тальков (<a href="https://rnews.ru/20231111/igor-talkov-12638865.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">RNews</a>)
Игорь Тальков (RNews)

Такой случай имел место быть в истории. В 1991 году популярный певец Игорь Тальков снимался в фильме «Князь Иван Грозный», который делался на деньги влиятельного продюсера тех лет Исмаила Таги-Заде. Обещали масштабную экранизацию Алексея Толстого о древней Руси, а по итогу зрители получили пошлую клюкву, но продюсер верил в успех картины, так как несколько крупных кинотеатров были под его контролем. На премьере Тальков вышел на сцену и, встав на колени, умолял зрителей не смотреть фильм. Таги-Заде, имевший связи в криминальном мире, попросил двух членов банды «поговорить» с Игорем по поводу этого и по мнению некоторых, именно продюсер заказал убийство Талькова на концерте в октябре 91-го.

Постепенно начали формироваться определенные штампы и клише подобных фильмов:

  • бандиты были накаченными мужиками в «спортивках» или в кожаной куртке с грубыми чертами лица и со шрамами;
  • «крестные отцы» одевались в дорогие костюмы и жили в шикарных апартаментах;
  • если между бандами возникал конфликт, то боссы «забивали стрелку» — обязательно в элитном ресторане;
  • власть была «повязана» с бандитами, а чиновники «крышевали» их;
  • в милиции работали лишь одни «оборотни в погонах», а честного милиционера пытались всячески убить;
  • натуралистичные сцены пыток, убийств и взрывов;
  • обязательным условием — нужно больше секса;

Так было вплоть до ранних нулевых, а если точнее — до 2002 года. Я только-только родился, Бразилия стала Чемпионом Мира, а российские телезрители включили РТР и примкнули к экранам, услышав эту мелодию:

«Бригада» (Интернет)
«Бригада» (Интернет)

«Бригада» стала главным сериалом российского телевидения нулевых: масштабный сюжет, охватывающий ключевые события в истории молодой страны, пул молодых и талантливых актеров во главе с Безруковым и большой для российского ТВ тех лет бюджет. Вся страна с интересом наблюдала за приключениями Саши Белого и его друзей.

Реклама McDonald's и анонс последней серии (YouTube: 1/2)

Сериал стал культовым и народным, однако у успеха была и негативная сторона. Многие в нулевых говорили о том, что сериал откровенно романтизировал бандитов, показывая их не как настоящих монстров без морали, а как благородных рыцарей с кодексом чести. Среди критиков был и Павел Майков, сыгравший в сериале Пчелу:

Для меня как актера сериал «Бригада» принес пользу – известность, а для общества, людей – вред. «Бригада» — это преступление перед Россией, в котором я участвовал.

Павел Майков, «Вечерняя Москва»

С одной стороны, понять Майкова и критикующих можно: сериал представлял «американизированный» образ бандитов, который привлекал людей и мог побудить на совершение преступлений. Но с другой стороны авторы хотели показать, что тяжелые времена вроде 90-х рождают сильных людей вроде героев «Бригады». Главный герой, Саша Белый, несмотря на свою профессию, был отличным примером для подражания: честный и верный друг, готовый защитить своих родных и близких.

Да, с точки зрения обывательского здравого смысла эти люди живут за чертой закона (что ужасно) — но, паля с двух рук, они утверждают какие-то высшие ценности, долг, верность и честь. Да, это время было кошмарным (лихим, бандитским), и можно пожертвовать чем угодно, лишь бы оно не повторилось,— и вместе с тем оно выковало сильных людей, которым не страшно доверить Россию. Это не просто тарантиновские эстетствующие головорезы, это люди, которые могут взять на себя ответственность, быть верным слову, употребить власть во благо.

Юрий Сапрыкин, «Коммерсантъ»
Манежная площадь. Москва, 2000, ЦАО (<a href="https://fishki.net/2721057-25-nostalygicheskih-fotografij-moskvy-nachala-nulevyh.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Фишки.Нет</a>)
Манежная площадь. Москва, 2000, ЦАО (Фишки.Нет)

И вот в такой обстановке студент 3-го курса Всероссийский государственный институт кинематографии Петр Буслов решил написать сценарии фильма о четырех парнях, которые едут куда-то на своей машине…

Как рождался «Бумер»

Петр Буслов (<a href="https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-petr-buslov.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">УзнайВсе</a>)
Петр Буслов (УзнайВсе)

Идея снять «Бумер» пришла к Буслову во время учебы во ВГИКе. До «Бумера» в начале двухтысячных он успел снять только короткометражку «Тяжелая работа старых мойр», получившую кучу студенческих наград. После этого он предложил идею «Бумера» своему другу Денису Родимину. Изначально «Бумер» задумывался как короткометражка, но вместе с Денисом Петр превратил идею в полный метр, и сообща написали сценарий за три недели.

Мы учились во ВГИКе в одно время, но на разных курсах. Петя рассказывал – и даже давал мне почитать – некую историю про ребят на BMW, которые мчатся в русскую бесконечность. Я это очень хорошо запомнил, потому что в то время во ВГИКе была совсем другая энергия: большинство будущих режиссеров парили над землей и абсолютно не хотели говорить о реальности. У Пети же была потребность рассказать о поколении 90-х.

Алексей Герман-младший, «СПБ Дневник»

Когда сценарий был готов, Буслов начал искать студию, готовую профинансировать фильм — и это будучи на третьем курсе ВГИК. Дело в том, что фильмы режиссеров-дебютантов финансирует либо сам институт, либо при поддержке Министерства культуры. Но в 90-х у ВГИКа денег не было, поэтому Буслов, у которого уже был сценарий, смог договориться и «Бумер» засчитали как дипломную работу.

На тот момент не было бюджетов, институт не мог профинансировать эту работу. Но так как я учился и находился на курсе, я попросил своего мастера Вадима Юсуповича отпроситься. Там надо было посещать занятия, мастерство, и если ты снимаешь, ты не можешь находиться и посещать лекции. Я говорю, что вот, у меня полный метр, полнометражный проект. Это то, к чему мы стремимся после выхода из института, а сейчас проект уже есть у меня здесь. И он мне разрешил этот фильм делать.

Петр Буслов, «Каста-Подкаста»

Деньги нашлись быстро. Петр связался с продюсером Сергеем Члиянцем, который передал сценарий фильма генеральному продюсеру студии СТВ Сергею Сельянову. По слова Сельянова, «Бумер» — это единственный сценарий, который не надо было править. На фильм было выделено 700 тысяч долларов (22 миллиона рублей по тогдашнему курсу), а за свою работу режиссер получил всего 5000 долларов.

Это нормально. У дебютантов крайне редко бывают какие-то там необыкновенные бюджеты.

Сергей Сельянов, «Кино в деталях»

Затем последовали долгие поиски актеров. Буслов понимал: если хоть один актер не впишется в каст, на фильме можно ставить крест. Сначала Петр утвердил малоизвестного Максима Коновалова на роль Киллы. Но дальше истории разнятся: по одной версии, Буслов долго не утверждал Вдовиченкова и Мерзликина и до конца мучал пробами, но по другой их утвердили сразу. Говоря про Вдовиченкова, то его могло не быть в фильме и всему виной «Бригада».

Выходит «Бригада», он (Буслов) ее смотрит и говорит: «Вот, что ты сделал? У меня история про четверых и ты это знал, и ты снялся в картине, где четверо героев. Что мне с тобой делать? Я тебя не возьму.» … И вдруг он звонит мне и говорит «В общем, я всех перепробовал, кого мог… Ладно, приезжай.»

Владимир Вдовиченков, «Кино в деталях»

Сам фильм «сняли» в павильонах благодаря оператору Даниилу Гуревичу, чтобы не было серьезных проблемах на самих съемках. Непосредственно сами съемки должны были проходить с августа по сентябрь, но постепенно они растянулись до апреля из-за банального отсутствия денег. Но самой большой болью для создателей был сам «бумер».

Вообще, до выхода фильма никто не называл машины марки BMW «бумером». Люди называли машины этой марки либо «бэхой», либо «биммером» — от английского «bimmer» (так называли автомобили концерна в 70-е годы в Штатах). Поначалу авторы хотели договориться с самим автоконцерном, но те отказали, боясь что такой фильм повредит имидж бренда. Авторы даже хотели пошутить, добавив титр «Фильм "Бумер" при поддержке компании "Мерседес"», но от идеи отказались.

BMW E38 (<a href="https://novatormebel.ru/kartinki-bmv-7-na-rabochiy-stol.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">novatormebel.ru</a>)
BMW E38 (novatormebel.ru)

По итогу нашли пять машин BMW E38 в разных вариациях: основная 750iL, 740i, 740iL, 730i и 735i. Основная машина принадлежала продюсеру Члиянц, а другую пришлось гнать из Белоруссии. Съемки изрядно потрепали немецкого стального коня: машину приходилось оставлять заведенной, чтобы люди могли погреться, из-за чего у нее разорвался радиатор. Машину починили, но чуть позже она попала в серьезное ДТП, после которого её уже нельзя было восстановить. Остальными машинами некоторое время владели актеры из фильма.

Диск с саундтреком фильма (личная коллекция)
Диск с саундтреком фильма (личная коллекция)

Немаловажной частью фильма является музыка, написанная лидером группировки «Ленинград» Сергеем Шнуровым. В те годы Шнуров выпустил свой первый успешный альбом «Два миллиона», но Буслов не хотел, чтобы Сергей был композитором. Члиянц убедил постановщика после того, как продюсер попросил музыканта переделать песню «Мне бы в небо». После этого Шнур стал композитором фильма, и он не только написал музыку и одну знаковую мелодию, но и помогал подбирать песни. Так в фильм попали такие группы как «Запрещенные барабанщики», «Слот», «Диоды» и исполнители вроде Димана и Леонида Федорова.

В основном я делал инструментальную музыку, ту, что проходит красной нитью через картину. Остальные группы набирал Петя Буслов, но с моего согласия — нравится или не нравится.
Сергей Шнуров, «Известия»

После съемок был собран черновой вариант фильма, который понравился главной звезде российского кино тех лет — Сергею Бодрову-младшему. Увиденный материал понравился Сергею, и он пригласил оператора Даниила Гуревича, а также пару других ребят из команды фильма поучаствовать в съемках нового режиссерского проекта Бодрова — «Связной», боевик о девушке с мистическими способностями. Но 20 сентября 2002 года вся Россия содрогнулась от новостей о сходе ледника Колки в Северной Осетии, в котором погибло 19 человек. Среди пропавших без вести (106 людей) числиться группа Бодрова. Фильм было решено посвятить им.

Новости о сходе Колки (YouTube; Первый канал)

Изначально информационную поддержку фильму должна была оказывать РТР aka «Россия» (это указано на страничке в Википедии), но канал решил обменяться проектами с «четвертой кнопкой» НТВ. Спустя год, в 2004 году, «Бумер» показали по телевизору, где он стал самым успешной премьерой года — доля фильма на ТВ составила 35,4 процента.

Во-первых, за «Бумер» со стороны НТВ последовал для «России» вполне равноценный обмен. Во-вторых, возможно, нам отдали «Бумер», потому что сочли, что показ фильма криминальной тематики повредит имиджу государственного канала,— мы помним, как «Россию» критиковали за постановку в эфир сериала «Бригада».
главный продюсер НТВ Александр Левин, «Коммерсантъ»

Довольно сложным был сам прокат фильма. Сельянов говорил, что ни одна крупная прокатная компания не хотела брать фильм, поэтому СТВ решила прокатывать фильм своими силами. Вот так 2 августа 2003 года, безо всякой рекламой, фильм выходит в прокат.

Дорога, что ведет в один конец

Четыре друга — Димон «Ошпаренный», Костя «Кот», Леха «Килла» и Петя «Рама» — уезжают из Москвы на угнанной у латвийского коммерсанта BMW после неудачной «стрелки», по пути попадая в разные неприятности.

Сюжет фильма разительно отличается от «Бригады». В сериале с Безруковым сюжет охватывает все десятилетие — от распада Союза до войны в Чечне. «Бумер» отличается прямолинейностью, но в то же время в нем происходит огромное количество событий. Сценарий написан таким образом, что ни одно событие не перетягивает на себя внимание с основной сюжетной линии. История получилась универсальная, так как она не сильно привязана к месту действия или к сеттингу.

Говоря про атмосферу фильма, то от него веет атмосферой ужаса 90-х. Но в эту атмосферу добавили мистики и символизма, благодаря чему многие рассматривают «Бумер» не как очередной боевик о бандитах, а как некую притчу, но почему?

Для начала надо понять, что такое притчи. Согласно сайту «Азбука веры»,

Притча – краткое поучение, высказанное в образной, иносказательной форме.
Иллюстрация к притче о богаче и Лазаре (<a href="https://tv41.ru/shows/dialog-o-pravoslavii/dialog-o-pravoslavii-ot-02112022-o-nishem-lazare-i-bogache/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ТВ41</a>)
Иллюстрация к притче о богаче и Лазаре (ТВ41)

Стоит выделить черты притчи, и для этого я использовал следующие источники — статью «Новозаветная притча в фокусе современного литературоведения» за авторством Савина Г.А., «Словарь библейских образов» Лиланда Райкена и парочку других источников, взятых из Интернета.

Можно выделить следующие черты притчи:

  • адресованность (притча предполагает диалог с читателем или зрителем);
  • отсутствие хронологических и территориальных примет;
  • образы всех персонажей без подробностей (если они есть, то самый минимум);
  • строгая и простая композиция;
  • несколько слоев глубинных мыслей;
  • большое количество метафор и аллегорий.

Для начала стоит начать с названия фильма — «Бумер». Почему авторы решили назвать фильм так?

Мы выбрали «Бумер», потому что есть в этом названии аналог со словом «бумеранг», потому что за все в жизни приходится платить. Если мы не заплатим, то нашим близким придется это сделать.

Сергей Члиянц, «Sport24»

Я могу выделить две основных темы фильма, основная — бумеранг зла, и вторичная — ответственность, и эти две темы аккуратно переплетаются между собой. Давайте рассмотрим каждую тему по отдельности.

Бумеранг зла можно трактовать с двух точек зрения — религиозной и психологической. С точки зрения религии он связан с грехом и мешающими достичь внутреннего спокойствия страстями, которые терзают нас изнутри. С точки зрения психологии он рассматривается как ряд приводящих к печальному финалу поступков, в котором нет мистики.

P.S. Кадр из фильма прогнан через Fotofix (я пытался найти версию в 1080p, но смог найти только в 720)
P.S. Кадр из фильма прогнан через Fotofix (я пытался найти версию в 1080p, но смог найти только в 720)

В контексте фильма бумеранг зла работает так: куда бы герои не приехали, они приносят с собой только зло, и это самое зло возвращается в большем размере не только обидчикам (до них дойдет позже), но и людям, с которыми обидчики встретились. Килла подарил пацану на заправке биту, и пацан сразу избил кого-то. Четверка героев повздорила с бандой дальнобойщиков, и главный из банды скуфов на грузовиках становиться инвалидом после того, как его придавило кабиной.

Можно ли это назвать мистикой? На мой взгляд, это просто стечение обстоятельств, которое порождает только боль и зло. Это заметно в начале фильма: если бы Димон не начал конфликтовать с бандитами на «геликах», а Килла не выстрелил в главного во время «стрелки» в ресторане, всего бы этого и не было бы.

Говоря про тему ответственности, то таких моментов в фильме несколько. Килла не хочет отвечать за убийство ГРУшника в ресторане, оправдываясь тем, что лучше все решать силой. Сами герои тоже не готовы быть в ответе за все, что они сделали, оправдывая все свои действия фразой «Не мы такие, жизнь такая».

Что касается глубинных слоев, то я выделил два слоя. Первый слой — поверхностный, история о бандитах, спасающихся от других бандитов. Второй слой — мистический, наполненный символизмом. Самый яркий пример символизма — кафе «Лев, телец и орел», отсылающий к тетраморфу, символу евангелистов.

Также мистики прибавляет отсутствие хронологических и территориальных примет: герои выехали из Москвы осенью, а приехали в Коломну в начале весны, хотя нам даже не называют конкретное место. На руку фильма играет общий антураж: герои едут в Подмосковье, и это не милая провинция, а некое чистилище, прерия со своими законами и правилами.

Говоря про персонажей, то в фильме нет четко положительных и четко отрицательных персонажей — тут все персонажи нейтральны, у каждого персонажа есть плюсы и минусы. Димон, будучи бандитом, хорошо разбирается в классической музыки, а дембель, который глумился над девушкой, с которой переспал Рама, сделал предложение руки и сердца этой самой девушке.

Но самым главным элементом, что делает «Бумер» более глубоким фильмом, является «роковая красотка», которая сгубила наших ребят — машина.

Машина, как и любой другой атрибут, дополняет и углубляет образ персонажей в кино, играх и сериалах. Таких примеров огромное множество:

  • Durango 95 из «Заводного апельсина», символизирующий бесконечное насилие и моральное разложение героев;
  • DeLorean из «Назад в будущего», взявший все лучшее из 80-х;
  • V8 Interceptor из «Безумного Макса», символизирующий силу, необходимую для выживания в постапокалипсисе.
Никого не жалко — что такое «Бумер» (часть 1)

В «Бумере» машина — полноценный пятый герой. Машина как будто «ожила», как Кристина из фильма по Стивену Кингу: она одновременно помогает нашей четверке и наказывает их за совершенные злодеяния. «Бумер» помогает ребятам уехать от дальнобойщиков и спасти Димона, но наказывает тем, что застревает на полпути к Собачихе. «Бумер» помогает ребятам скрыться после стрелки, но наказывает их, «ложа» пакет с любимой травой Снуп Догга в багажник, когда их остановила милиция.

Стоит обратить внимание на внешний вид машины. У E38 острые углы, что делает ее немного зловещей и пугающей, как будто это не машина, а дикий зверь с яркими глазами. В фильме машину сравнивают с катафалком, но я бы сравнил «бумер» со старой костлявой лошадью, которая везет своих путников на неминуемую смерть. «Бумер» спасает ребят из передряг не потому что он такой благородный и милосердный — «бумер» спасает их, чтобы они получили по заслугам в самом конце, тем самым ответив за то зло, что они принесли в мир.

А этот самый конец не очень хороший для наших героев: во время ограбления двух героев убили, третий пытается спастись, а четвертый… просто сбегает. Многие, посмотревшие фильм в те годы, были в шоке от, по сути, предательства Димона.

Включают после сеанса свет, я встаю, начинаю оглядываться и понимаю, что огромное количество людей смотрит на меня как на человека, который только что кинул пацанов. Смотрят и молчат, хоть бы кто-нибудь что-нибудь сказал. Была такая долгая мучительная пауза!

Андрей Мерзликин, «ОК!»

Так предал ли Димон пацанов? Люди до сих пор спорят на эту тему: кто-то считает, что предал, кто-то считает, что нет. В концовке эффект притчи усиливается, так как фильм задает зрителю вопрос «Как бы поступил ты?» Димон долго не мог завести «бумер», но когда машина завелась, то спасать ребят было поздно: Килла мертв, Рама при смерти, а полицейские уже окружили Кота. «Бумер» как бы предлагает Димону выбор:

спасти хотя бы одного человека ценой своей свободы и жизни

ИЛИ

спасти себя, но до конца своих дней корить себя за этот поступок

Димон сделал выбор: он дорожит друзьями, но иного выхода у него банально не было, поэтому ему пришлось уехать, бросив Кота. Димон, по сути, единственный персонаж, кто взял на себя ответственность за все свои поступки. Под конец Димон бросает машину в лесу и едет в Москву на автобусе, а сам «бумер», как монстр, медленно закрывает глаза и впадает в спячку, так как он выполнил свою задачу — превратил жизнь людей в настоящий кошмар.

«Бумер» — это не только суровая и реалистичная история о пацанах из 90-х, но и рассказ о круговороте насилия в мире, где у каждого действия будут серьезные последствия. Буслов превратил на первый взгляд примитивную историю о «бандосах» на крутых тачках в притчу о жестокости и готовности нести ответственность. В то же время Буслов снял максимально зрительское кино: в фильме есть экшн сцены, шутки и отличная игра актеров.

Все для пацанов

Фильм в одночасье стал всенародным хитом: некоторые критики хвалили «Бумер», а мальчишки мечтали о черном «бумере», слушая на своих Nokia 6610 и Siemens C65 самую известную мелодию в истории российского кино.

По словам самого Шнурова, на одном только «Мобильнике» он заработал миллион долларов, а в 2004 году он получил «Нику» за лучшую музыку. Петр Буслов был номинирован как лучший режиссер, но проиграл своему же учителю по ВГИКу Вадиму Юсуповичу — он получил статуэтку за фильм «Магнитные бури». Фильм показывали на различных кинофестивалях вроде Angers European First во Франции и Недели русского кино в Нью-Йорке.

При бюджете в 700 тысяч, безо всякой рекламы, фильм собрал 1 670 000 долларов (50 миллионов рублей по тогдашнему курсу). «Бумер» стал первым за долгое время российским фильмом, который не просто отбил бюджет, но и принес прибыль создателям. Увидев цифры, в СТВ поняли, что в их руках хит, поэтому было решено превратить «Бумер» в целую медиафраншизу а-ля «Брат».

В 2004 году писатель Андрей Троицкий выпускает две книги по фильму — «Звонок другу» и «Лобовое столкновение». Обе книги пересказывают оригинальный фильм, попутно раскрывая разные детали. Книги получили средние оценки от читателей: читать бодро, но ничего интересного в книге нет.

В 2005 году российский холдинг Qplaze-RME, выпускавший игры для Java-телефонов, представила одноименную игру для телефонов. Игра аккуратно следует сюжету фильма, оформляя каждую сцену в мини-игру: то у нас файтинг во время «стрелки», то гоночки с элементом Burnout, то интерактивное кино. На музыку, правда, не раскошелились, поэтому в игре сплошная тишина с редкими звуками.

Но давайте вернемся в 2004 год. Поклонники «Бумера» увидели на прилавках магазинов диск с неким «Антибумером», где на обложке гордо было написано: «Культовый фильм Петра Буслова в "смешном" переводе Гоблина».

Дмитрий Пучков (<a href="https://media.vkplay.ru/news/2022-08-04/youtube-zablokiroval-kanal-dmitriya-goblina-puchkova/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">VK Play Media</a>)
Дмитрий Пучков (VK Play Media)

Говоря про переводы Дим Юрича, то в нулевых они были невероятно популярны. Все переводы Гоблин делал на своей студии «Божья искра», из под пера которой выходили такие хиты как «Шматрица», «Братва и кольцо» и переозвучка 1-го эпизода «Звездных войн» с подзаголовком «Буря в стакане». Фильмы с его переводом прокатывали в кинотеатрах (в 2004 году вышла «Отряд Америка: Мировая полиция»), а чуть позже по ним начали делать игры.

Реклама игры, где можно увидеть ранние скриншоты (Вконтакте: <a href="https://vk.com/wall-160168013_629584" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">WIN95.EXE™</a>)
Реклама игры, где можно увидеть ранние скриншоты (Вконтакте: WIN95.EXE™)

СТВ увидели, каким спросом пользуются смешные» переводы Гоблина, поэтому предложила Пучкову озвучить ролики для игры по фильму. Игру начали разрабатывать с июля 2003 года силами Gaijin Entertainment и 1C. Изначально разработчики планировали сделать шутер от первого лица, сохранив мрачную атмосферу фильма. Но так как Дим Юрич очень любил игры, то было принято решение полностью переделать проект, добавив в нее юмор и стиль Гоблина. Результат устроил студию и та предложила переозвучить фильм полностью. Так как фильм Гоблину понравился, то отказывать он не стал и с радостью принялся за работу.

Мне предложили сделать смешные ролики для игры «Бумер». Игра, честно тебе скажу, ниже ватерлинии, но раскупалась — туши фонарь! Я для нее сделал 14 роликов в стиле «Братвы и кольца»: полная ахинея, 4 дебила, а я там за кадром что-то несу. СТВ, владельцам «Бумера», понравилось, и они меня привлекли, чтобы обработать фильм целиком.
Дмитрий Пучков, «Известия»
«Антибумер» (Кинопоиск)
«Антибумер» (Кинопоиск)

«Антибумер» разительно отличается от оригинала. Во-первых, он короче на полчаса — фильм идет 73 минут. Это объясняется тем, что Пучкову разрешили резать фильм, как его дуже хочется. В результате из фильма были убраны некоторые сцены и переделана концовка.

Во-вторых, Гоблин полностью изменил сюжет фильма своим «переводом». Теперь у нас история о четырех закадычных друзьях, решивших съездить на «бумере» с двигателем от «Запорожца» в Португалию на Чемпионат мира. По пути они попадают в разные неприятности — то подерутся с интеллигентной агитбригадой, то Димон повздорит с неместными по поводу Гоголя и Пушкина. Все действо сопровождается новым саундтреком, куда входят песни из советских мультиков и нетленка «Черный бумер» рэпера Сереги.

Посмотрев его, могу с полной уверенностью сказать, что я ничего не понял, хотя самые легендарные переводы Гоблина вроде «Большого куша» я видел. Была пара моментов, вызвавшие «кек», но половину шуток я откровенно не понимал. Некоторые шутки (вроде шутки про борщ) мне пришлось гуглить. Возможно, родись я в середине-конце 90-х, я бы угорал над этим всем, но сейчас «Антибумер» стоит рассматривать как интересный экспонат из нулевых.

По итогу что «Антибумер», что игра «Бумер: Сорванные башни», забылись моментально после выхода. Вспоминают только игру, и то по обзору Мэддисона и хайлайтам Шпигуна.

Смотря на всю агрессивную «коммерциализацию» фильма, сиквел оставался вопросом времени, что логично, ибо в конце нам давали намек на то, что выжил не только Ошпаренный. Но у Буслова были другие планы…

41K41K показов
7.7K7.7K открытий
11 репост
129 комментариев

Изначально я хотел написать ещё о второй части, но так как у меня не хватало времени, я решил разделить лонг на две части. Надеюсь, будет интересно

Ответить

Еще кто-то спорит по поводу Димона? Весь фильм о том, что если поведешься с даунами, то они затащат тебя во все возможные проблемы.
Помню, когда фильм вышел, у многих было отношение "опять кал про бандитов", когда сам фильм по сути антибандитский. Впрочем, даже когда показано все так прямолинейно и наивно, не до всех доходит, и они выносят только что бэхи - это круто.

Ответить

Основная масса людей не обладают интеллектом, особенно дети и подростки. Они тупо копируют то, что видят.

Именно поэтому пропаганда так чётко работает. Например, в самом популярном сериале Друзья геи как бы мимоходом упоминаются в большей части серий в виде второстепенных персонажей, шуточек и пр. В итоге, выросшие на нём подростки сейчас в 24% случаев отвечают отрицательно на вопрос "вы гетеросексуал"?

Ответить

Да, но только Димон в этой компании и есть один из даунов, уступая в этом компоненте только Килле. А по части втягивания в проблемы так, пожалуй, вообще выигрывает соревнование.
И на меня тоже фильм первый раз произвел неожиданное впечатление - мрачная тягучая история с совершенно не героическими и не крутыми главными героями.

Ответить