"Лигейя" Эдгара Аллана По, 2022 год

"Лигейя" Эдгара Аллана По, 2022 год

Я обнаружила этот фильм на просторах YouTube, и это - уже четвёртая по счету экранизация одного из рассказов Эдгара Аллана По, которые я на днях обозревала. Напомним, главная героиня рассказа "Лигейя" описана как высокого роста, несколько стройная, прекрасная, как античная богиня, с пышными волосами цвета воронова крыла, бледной кожей лица, безупречным высоким лбом и тонко очерченным носом и огромными, сияющими, томными чёрными глазами, которые казались безымянному Рассказчику звездами-близнецами.

Сам муж Лигейи восхищается ею и буквально боготворит возлюбленную - как при жизни, так и посмертно. Что никак не помешало ему жениться на другой девушке - "белокурой и голубоглазой Леди Ровеной Тревеньон из Тремейна", которую обручили ему лишь из жажды золота, и которую Рассказчик искренне ненавидел лютой ненавистью, принадлежавшей скорее демону, чем человеку. Его память возвращалась (о, с каким сожалением!) именно к Лигейе, возлюбленной, прекрасной, погребенной. Персонаж наслаждался воспоминаниями о ее чистоте, о ее мудрости, о ее возвышенной, ее неземной природе, о ее страстной, ее идолопоклоннической любви.

Рассказчик упоминал об увлечении Лигейи философией и метафизикой, исследовании героиней границ разума и свободы воли, выраженных словами Джозефа Гленвилла: "Ни ангелам, ни смерти не предаёт себя всецело человек, как через бессилие слабой воли своей". Причем в первой версии рассказа цитату произносит сам Рассказчик, а в отредактированной и дошедшей до нас версии - сама Лигейя перед смертью, после прочтения "Червя-Победителя" - стихотворения, включенного в рассказ в 1845 году.

Подразумевалось, что именно глубокие познания девушки в мистицизме в сочетании с сильным стремлением к жизни, возможно, привели к ее возрождению в теле Ровены в финале романа. К тому же, Лигейя была неупокоенным духом, постоянно тревожимым памятью безутешного вдовца и лично устранила соперницу Ровену, накапав ей в бокал рубиновых капель, отчего состояние девушки ухудшилось и привело к очередным похоронам. Хотя, раз уж ее муж с горя пристрастился к опиуму, это выглядело обычной галлюцинацией.

Да и само стихотворение "Червь-победитель", якобы написанное Лигейей перед смертью, явно отрицает возможность реинкарнации героини. Исследователи творчества Эдгара По видели в "Лигейе" противопоставление английского и немецкого романтизма и сатиру на готическую фантастику тех лет. И снова мы приходим к выводу о том, что Эдгар По, возможно, вдохновился античными трудами, черпая из них как описания облика и личности своей героини, так и её имя.

Сирена Лигейя (её имя с греческого как раз и переводится, как "ясноголосая") впервые упоминается эллинистическим поэтом Ликофронтом в его поэме «Александра». Затем Лигейя становится главным персонажем либретто Россетти 1869 года "Гибель сирен", в котором ее привычный образ несколько переосмысливается как типаж роковой женщины и опасной красоты. И, наконец, Сирена Лигейя появляется на картине мелом Данте Габриэля Россетти в 1873 году. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что прекрасной даме вовсе не обязательно быть мифической морской девой или птицей с женской головой, поющей сладкозвучно, чтобы извести мужчину и загнать в могилу его самого или его пассию. Однако, все ли столь просто и однозначно, как кажется на первый взгляд?

"Лигейя Эдгара Аллана По" - уже четвёртый по счёту фильм на тему произведения известного писателя рубежа 19-20-х веков. Режиссёр картины - Гриффит Мехаффи (англ. Griffith Mehaffey). Как я уже сказала, он - самый близкий по сюжету к оригиналу, ибо в нем, по крайней мере, нет тех вольностей, которые позволяли себе предшественники и коллеги режиссера, тот же - Роджер Корман, к примеру. В отличие от них, Гриффит весьма бережно отнёсся к первоисточнику и перенёс его на экран.

"Лигейя" Эдгара Аллана По, 2022 год

Особенно мне понравилась актриса, сыгравшая роль главной героини Лигейи - черновласая Кэлси Уайт. Именно такой я и представляла себе Лигейю, но отличие лишь в том, что у персонажа фильма не огромные, чёрные и сияющие, а обыкновенные голубые глаза. И также кратко упомянута профессия Лигейи - она предстает оперной певицей с голосом, как у Анны Герман. Впрочем, о том тоже кратко упомянуто, и пения ее нам так и не доведётся послушать. Также Лигейя показана как талантливая поэтесса, которая ведёт свой дневник и рисует в нём самые жуткие образы, которые видит во сне.

"Лигейя" Эдгара Аллана По, 2022 год

Главного героя повествования, безымянного Рассказчика, в фильме на сей раз оставили без имени как дань первоисточнику Эдгара По, зато дали должность - теперь он предстаёт на экране художником а-ля Пикассо и пишет два портрета любимых женщин (сперва - Лигейи, который выглядит слишком гротескно, потом - и Ровены Тремейон). Образ мужа Лигейи в фильме смешали с персонажем другого известного рассказа Эдгара По - "В смерти - жизнь", где главный герой писал портрет возлюбленной, а та так долго позировала ему, что вскоре умерла. Роль мужа Лигейи воплотил на экране актёр Райан Энтони Уильямс:

"Лигейя" Эдгара Аллана По, 2022 год

Есть и третий основной персонаж картины - леди Ровена Тревейон из Тремейна. Несмотря на то, что в оригинале рассказа девушка описана как голубоглазая блондинка, на экране мы видим невзрачную кареглазую и русую миледи. Если в книге Ровену отдали замуж за Рассказчика исключительно из меркантильных побуждений, то в фильме сам главный герой вступает с ней в брак, дабы исцелиться от болезненных воспоминаний об умершей возлюбленной и найти выход из темницы отчаяния. Роль Ровены в фильме сыграла американская актриса Кристина Кампос:

"Лигейя" Эдгара Аллана По, 2022 год

"Червь - Победитель" - стихотворение, которое в оригинале лишь было упомянуто Рассказчиком и прочитано им жене Лигейе перед её смертью от неназванной болезни. В фильме же строкам стихотворения уделяется особое внимание и львиная доля сюжета. Сначала "Червя" цитирует сама Лигейя, которая слишком часто была показана в кадре именно на сцене театра, танцующей с таинственной мужской фигурой в зловещей маске (персонажа зовут Нехуштан), затем - диктор за кадром, а уже потом - и сам главный герой. Лигейю также можно увидеть лежащей в гробу, где она на удивление выглядит лучше, чем при жизни.

Как и в первоисточнике Эдгара По, главный герой фильма пристрастился к опиуму. И это вовсе не выглядит, как пропаганда наркомании. Напротив, фильм в лице Ангела Смерти Азраила (упомянутого у По лишь единожды, в экранизации 2022 года он - чуть ли не центральный персонаж повествования: играет на фортепиано в театре, наблюдает за героями, поучает Рассказчика и под конец вовсе решает его судьбу) рассказывает нам, что зависимость - это плохо и страшно. Линии, разделяющие реальность и фантазию главного героя, его память и галлюцинации, начинают стираться в неразборчивый лабиринт одержимости и отчаяния.

"Лигейя" Эдгара Аллана По, 2022 год

Единственное, что мне не понравилось - это то, как трагичный и в то же время возвышенный рассказ Эдгара По превратили в типичную борьбу Ангела и Демона (Азраила с Нехуштаном - персонажем, которого в первоисточнике Эдгара По и близко не было) якобы внутри главных героев, особенно молодого художника, который после смерти возлюбленной пристрастился к опиуму. Также в фильме было много библейских отсылок. Сам Рассказчик, который в оригинале зациклился на Лигейе и люто ненавидел Ровену, в фильме одинаково любит обеих девушек.

Таинственного злодея Нехуштана в маске воплотил актёр - Гидеон Ходж
Таинственного злодея Нехуштана в маске воплотил актёр - Гидеон Ходж

И Ровена в книге слегла от поразившей ее лихорадки и вторично - от рубиновых капель в бокале вина, якобы накапанных призраком Лигейи для устранения соперницы и второй пассии Рассказчика, да и этот момент видит только он сам - под воздействием опиума. В экранизации Ровене стало плохо от домогательств и нашептываний на ухо персонажа Нехуштана, который олицетворял собой тёмное начало, якобы сгубившее Лигейю. В Библии Нехуштаном называли Медного Змея, созданного пророком Моисеем. Змея образно можно сравнить с умом человека. Он подталкивает нас к тому чтобы мы сами нашли решение вопроса в сложившейся ситуации, проблеме.

Вероятно, режиссёр фильма - Гриффит Мехаффи - хотел показать зрителям метафору двуличия главного героя, влюблённого в Лигейю до безумия. В финале же - все умерли, как у Шекспира, так ещё и Ровена Тремейон улетела в Рай, а сама Лигейя и ее муж художник остались в Чистилище...Тогда как в оригинале Эдгара По в живых остался лишь Рассказчик, и тот был на грани безумия, в исступлении и смятении от пережитого. К сожалению, что на территории России, что в США, данная экранизация "Лигейи" никому не понравилась и получила низкие рейтинги.

У Гриффита Мехаффи также есть и другая экранизация Эдгара По под названием "Ленор" 2014 года:

"Лигейя" Эдгара Аллана По, 2022 год

Это - смесь аж двух сюжетов - "Ворона" и "Рождественской истории" Чарльза Диккенса, где вместо символа-птицы молодому учёному являются три духа после смерти его возлюбленной Ленор. Сможет ли он справиться с этой ошеломляющей потерей или поддастся последнему искушению отчаяния?

4K4K показов
115115 открытий
1 комментарий