Тот самый Мюнхгаузен научит вас жить

Если и есть в истории кино персонаж, который поможет вам понять, что такое полноценная жизнь, то это безусловно будет барон Мюнхгаузен. Яркая натура и независимая личность — такого человека либо обожают, либо ненавидят — но никто к нему не относится с равнодушием.

Тот самый Мюнхгаузен научит вас жить

Мюнхгаузен известен в первую очередь тем, что никогда не врёт. Это главное его достоинство. Не полёты на пушечном ядре, не стрельба в оленя вишнёвой косточкой — они лишь красивые детали для усиления фантастического настроения фильма, — а жизненные убеждения делают Мюнхгаузена таким, какой он есть.

Он гордится этим и все истории о волшебных приключениях из его уст вытекают как бы мимоходом, чтобы поддержать беседу или просто вспомнить нечто интересное из жизни.

Приверженностью же правде он очищает свою совесть, поэтому душа его спокойна, а заботы жизни становится легче переносить.

Понадобилось сопротивление всех людей города и его возлюбленной, чтобы он отказался от своего принципа, признал себя лжецом, что и погубило его. Личность садовника Мюллера, угрюмого и тихого человека — следствие этой сделки с совестью.

Он больше не может дышать полной грудью, ему стыдно выходить на улицу и смотреть в глаза людям (не зря он носит очки). Укрывшись за цветочными горшками, Мюнхгаузен попытался сложить с себя ответственность за свою жизнь.

Но кино — это часто истории со счастливым концом. Поэтому Мюнхгаузен снова обретает силу воли сказать правду ради возлюбленной и ради самого себя. Конечно, фильм комедийный и из удивительных историй Мюнхгаузена получается забавный курьёз, превращающий обыденность в ложь, а невероятные события в правду. За этим юмором, по правде говоря, тоже стоит свой смысл.

Ведь известно — если хочешь, чтобы люди поверили в ложь, умножь во сто крат её невменяемость. И в фильме это происходит — правда столь необычна и безумна с точки зрения здравого смысла, что в неё никто не верит, но когда Мюнхгаузен отрекается от всех этих правдивых историй, то в качестве «лжи» они вдруг становятся правдой для других людей.

Этот неосознанный «ход конём» помогает ему продолжить борьбу, вернуть свою личность и свои принципы. Разумеется, его враги будут стараться помешать этому, но на сей раз он не останавливается и придерживается убеждений до конца.

Поэтому он и живёт полной жизнью. Когда за душой скрывается источник силы, основанный на твёрдых жизненных убеждениях, ему не о чем жалеть. Пропадает смысл оглядываться назад, ведь там только опора, которая помогает двигаться вперёд.

Каждый новый день — повод для улыбки, возможность познать что-то новое, куда-то отправиться и с кем-то познакомиться, будь это даже Шекспир или Исаак Ньютон.

Лестница в конце фильма, на мой взгляд, символ этого жизненного пути. Она ведёт к новому и далёкому, исчезает повод бояться, что ты можешь с неё упасть — да и пусть упадёшь, но потом всё равно поднимешься. Главное не бояться поставить ногу на ступеньку и сделать первый шаг.

2626
44
13 комментариев

Этот режиссер снимал уникальное кино. Для таких фильмов, как Мюнхгаузен или Обыкновенное чудо не существует оценок или рейтинга, они где-то над всем этим.

8
Ответить
Автор

Частично соглашусь. Очень живые образы и глубокие, но при этом лёгкие истории в картинах Марка Захарова, что хочется пересматривать и пересматривать.

1
Ответить

Я считаю, что в детстве именно этот фильм объяснил мне на примере понятие «внутренняя свобода».

3
Ответить

Будучи бароном иметь внутреннюю свободу не так уж сложно.

1
Ответить
Автор

Во многом фильм как будто спорит с советской системой, противопоставляя свободную личность ведомому коллективу. Судебный процесс в фильме можно интерпретировать как знаменитую практику собраний коллективов (особенно в раннем СССР), где работники или жители поселения/района публично обсуждали/осуждали проступок отдельного человека.

Ответить

Мне личность садовника Мюллера больше нра

2
Ответить

Крайне недооцененный образ, как по мне

2
Ответить