Нужды путешественника (2024) — странное, неловкое, созерцательное, но всё-таки занимательное кино

Свежий фильм не самого известного режиссёра Хон Сан-су, который тем не менее является частым гостем на разных кинофестивалях и обладает весьма самобытным авторским почерком. Главную роль в картине исполнила знаменитая французская актриса Изабель Юппер.

Нужды путешественника (2024) — странное, неловкое, созерцательное, но всё-таки занимательное кино

Первое, на что обращаешь внимание, начиная смотреть этот фильм — работа с кадром и цветом. Мы привыкли видеть зрительские ленты, где цвета выглядят совершенно неестественно, но очень кинематографично, благодаря чему мы получаем эстетическое удовольствие от просмотра.

Но здесь всё строится на общих планах, неподвижных и отстранённых, а цветовая гамма создаёт впечатление, будто фильм снимали на камеру телефона без какой-либо постобработки полученного материала.

В этих приёмах заключена основная авторская идея в создании фильмов. Южнокорейский режиссёр стремится приблизить картинку фильма к реальности, запечатлеть нечто искреннее в игре актёров и окружающих их декорациях. Во многом это подход жанра мокьюментари, где художественный фильм скрывается за маской документалистики, тем самым пытаясь выдуманные сюжеты сделать ближе к реальности.

Этот фильм ещё больше роднит с псевдодокументалистикой нарочитая импровизация игры актёров, их диалогов. Иногда кажется, что режиссёр просто включил камеру и заставил их играть, но они не понимают, что именно. Поэтому сцены наполнены неловкими разговорами ни о чём, паузами, усмешками и вольной жестикуляцией.

По этой причине поначалу фильм хотелось выключить, поскольку он далёк от привычного всем формата кино, однако какие-то неведомые силы меня втянули в просмотр. Пожалуй, больше всего заинтересовала одна из идей фильма, которая и породила интригу в моём разуме.

По сюжету в Корею приехала француженка, правда мы не знаем, когда и с какой целью. Но главное заключается в другом. Она начинает подрабатывать учителем французского языка, продвигая уникальный метод, который сама же выдумала. Этот метод как раз и зацепил меня, поскольку я сам вынужден был учить в своё время французский и моё образование связано с Францией. Французская культура мне близка, но вот языки мне даются весьма тяжело, из-за чего события фильма резонировали с моими переживаниями.

Но в конце концов фильм не о методиках изучения языка. Он о чувствах. Обучая корейцев языку, главная героиня докапывается до искренних эмоций и мыслей, которые таятся в душах учеников. Пожалуй, можно назвать это киноэкспериментом, основанном на постмодернистских философских и лингвистических теориях, в которых человеческий язык как инструмент формирования текста оказывается ключевым элементом конструирования реальности.

Однако, фильм не перестаёт быть сугубо созерцательным, в нём практически отсутствует сюжет. Всё строится на случайных ситуациях и последовательности событий. Нельзя назвать конкретную идею или завершённую задумку. Это скорее эскиз, весьма условный, вычерченный карандашом.

Поэтому не могу рекомендовать данную картину каждому. Чтобы она понравилась, вы должны быть в определённых обстоятельствах с определённым настроением, и невозможно предсказать все переменные. В обычных условиях вы скорее всего утомитесь и выключите уже на десятой минуте. Но если вдруг вам повезёт, то что-то значимое для себя в таком кино вы сможете разглядеть, как это получилось у меня.

В итоге скажу, что филь странный, неловкий, но весьма занимательный в известном смысле.

55
Начать дискуссию