«Купе номер шесть» — уютное и трогательное роудмуви, ныне выглядящее как артефакт уже утерянной довоенной эпохи
Финско-российский фильм 2021 года про девяностые с уже почти оскароносным Юрой Борисовым в главной роли.
Материал был создан исключительно в развлекательных целях и не несёт в себе цель кого-либо оскорбить, унизить, обесчестить, оклеветать, нарушить российский закон или дискредитировать российскую армию. Материал не является коммерческим и не содержит в себе рекламы. Материал является оценочным суждением.
Фильм «Купе номер шесть» от финского режиссёра Юхо Куосманена вышел в прокат в далёком 2021 году — когда главными заботами для россиян были отнюдь не прятки от военкома, а QR-коды, постепенно отменяемый масочный режим, сложности с полётами за границу и массовые протесты. Короче говоря, времена, о которых ныне можно только мечтать.
Действие же самой картины происходят ещё в той самой, ельцинской России девяностых, которые ещё несколько лет назад тоже были чем-то вызывающим ностальгию — да и даже сейчас, несмотря на возникшую ревизию ельцинизма в российском политическом пространстве — и конечно да, был и подъём бандитизма, и коррупция в гигантских масштабах, и не менее масштабная жопа с экономикой, но ведь в сущности — свобода слова, открытые границы, постепенно нарастающая любовь и интерес к России где-то там, на Западе, куда кстати тоже наконец появилась возможность съездить простому люду. Чем же не идеальное время для российского коллективно-бессознательного понимания?
И вот именно в этом временном промежутке, простая финская девушка Лаура после распада Союза решила поехать учиться в Москву, изучать местную культуру и учить язык. В Москве она учится в университете на археологию и встречается с Ириной, преподавательницей. Но внезапно, то ли ради интереса, то ли от усталости она решает поехать на поезде Москва-Мурманск, искать "петроглифы" — древние наскальные рисунки. На этом моменте и начинается наш фильм.
Вместе с ней в купе едет второй пассажир — угрюмый русский парняга Лёха, обычный шахтёр, который также отправился до Мурманска. Лауре он предстаёт не в самом лучшем виде — грубоватый и немного хамоватый пьяный голос, с разговорами о «величественности России». Короче, обычный российский работяга. Контингент, прямо скажем, не часто попадающийся финской девушке. После неудачной попытки Лёхи спросить о цели её путешествия она решает поменять купе, но не найдя варианта лучше, возвращается.
На первый взгляд, это камерная история. Она строится на столкновении двух противоположностей: Лаура – студентка из Финляндии, мечтающая о путешествиях, о высоком, о культуре. Лёха – русский работяга, без перспектив, без глобальных амбиций, человек из глубинки. Между ними не то что языковой, а социальный и культурный барьер. Но чем дальше движется поезд, чем дальше продвигаются главные герои, тем эти барьеры становятся всё более условными.
С другой стороны, кажется что в сюжете слишком много клише — но и они не нарочито клюквенные. Юра Борисов совершенно не похож ни на стереотипного романтического героя-любовника, ни на "сурового русского" с водкой и балалайкой. Его Лёха — неотёсанный, грубый, порой неприятный, но в то же время ужасно живой. С неожиданными уязвимостями, со страхами, с проблесками доброты и почти детской наивности. В этих деталях и раскрывается глубина персонажа.
Сейди Харла в роли Лауры же начинает фильм замкнутой, неуверенной в себе студенткой, будто даже чужой в своей жизни. Но по мере развития сюжета её персонаж постепенно "оттаивает" — в её взгляде постепенно появляется доверие к ещё недавно вызывавшему отвращение человеку, в её движениях выражается расслабленность, а в голосе — всё та же наивность, неопределенность, и какое-то необъяснимое тепло. Весь этот процесс настолько естественен, что его сложно, почти невозможно уловить - а значит работа актрисы выполнена безупречно.
Раскрытие персонажей происходит плавно, что и завлекает зрителя в просмотр. Они разные, да — но ведь потому нам и интересно видеть то, как они пытаются понять друг друга по-настоящему. Они - два одиночки, совершенно случайно встретившихся в заснеженной России.
Когда Лаура покидает Москву, она оставляет за спиной свои отношения - и хотя нам показывают что Лаура всё ещё любит московскую Ирину, взаимность этих чувств крайне неоднозначная. Лёха же в свою очередь живёт настоящим днём - не имея настоящих друзей, и не думая о будущем. Лёха, по сути, выглядит как психологический портрет обычного россиянина тех лет.
Объединяет же их вот эта пустота в душе, которую они не знают как заполнить. Повторюсь, они разные, да, но когда у двух людей, совершенно случайно встретившихся в одном купе, которым разговаривать между собой поначалу и не хотелось, возникают одни и те же душевные терзания, возникают самые сильные человеческие связи, и это видно даже в появившейся химии человеческих взаимодействий не только между персонажами, но и между самими актерами, где их медленное сближение кажется настолько подлинным, что ты не сомневается в правдивости сюжета, ты веришь каждому взгляду, каждому слову, каждому жесту.
Поезд тут играет метафорическую роль. Он мчится вперёд, сквозь заснеженные российские просторы, но финальная точка особого значения не имеет. Главное - процесс, главное - как герои меняются в пути. Это не очередная история о любви, совершенно нет, это история о том как случайные люди неожиданно для себя могут стать более близкими, чем те, кого они таковыми считали до этого. О том что понимание между людьми может быть даже там, где его, казалось бы, быть не может.
И казалось бы, довольно простой сюжет, но как он может столь сильно вовлечь в себя зрителя? Ответ в деталях: спасибо режиссёру.
Куосманен выбирает максимально естественную, незаметную режиссуру, где зритель проявляет интерес с самого начала фильма. Вместо нарочито вычурных визуальных решений, он отражает живую текстуру российской действительности: ламповый цветокор, потрёпанные вагоны и запотевшие стёкла, обычные люди без грима — всё это создаёт атмосферу в которой камера будто просто документирует всё происходящее, и именно вот эта естественность вкупе с сюжетом и персонажами делает этот фильм таким убедительным.
И вот этот баланс между грубой реальностью и лёгким романтическим поэтизмом, между документалистикой и лёгким артхаусом создаёт своеобразный кинематографический реализм, где важна каждая деталь для полного погружения зрителя в происходящее. Даже звуки скрипящего вагона поезда, звуки города за окном, и в целом вся вот эта шероховатость играет фильму только на руку, ты словно сам невольно погружаешься в эту атмосферу, чувствуешь всю её сырость, холод, ламповость.
И именно в этом режиссёрском стиле и лежит путь к разгадке секрета фильма, в его атмосфере. Она не кричащая, она не вычурно документальная, но неизбежно затягивающая. И чем дольше длится фильм, тем сильнее ты ощущаешь себя скорее человеком с камерой, который наблюдает за происходящим, нежели просто зрителем.
Но почему же даже после просмотра фильма эта история не выходит из головы, почему зрителю так откликается этот в общем-то незамысловатый сюжет сделанный столь простыми методами? Ответ, опять же, кроется в деталях.
«Купе номер шесть» это фильм о дороге — жизненной и буквальной. Это история о привязанности к казалось бы несвязываемому, не притча, но рассказ о том как стираются границы различий — культурных, языковых, характерных. И опять же, вроде бы ничего нового в этом сюжете нет, но за разговорами и даже за молчанием персонажей — целая вселенная.
Юхо Куосманен создал кино, которое напоминает тебе долгую поездку, в которую ты невольно попадаешь сам. Как будто бы ты достал кассету своих родителей из их путешествия в Анапу в '95, и изумлённо погружаешься в эту атмосферу. Сначала тебе не по себе, всё кажется несколько чужим, неудобным, холодным. Но ты продолжаешь смотреть. Ты привыкаешь. Тебе становится теплее, ты хочешь продолжать наблюдать за этим и далее. И когда наступает конец, ты не хочешь это заканчивать.
Фильм не даёт простых ответов, не строит лёгких иллюзий и ярких кульминаций по ходу происходящего, не навязывает единственно верного толкования. Здесь почти нет громких эмоций, но есть очень тонкие, тихие чувства, которые отзываются в тебе гораздо сильнее. Лично у меня примерно похожие ощущения возникают при прослушивании Земфиры — это напоминание, очень важные слова о жизни, заключённые в интересную обёртку, смысл которых ты сможешь понять если сам того пожелаешь. И вот тогда наступит понимание.
Но если ты готов сесть в этот поезд, готов прочувствовать весь этот трип, принять его темп, услышать, увидеть, почувствовать те мысли и чувства которые в нём есть, то этот фильм точно станет тем самым, который запомнится надолго. Во всяком случае, мыслей после его просмотра останется довольно много, и оставить ли их нерешёнными, или подумать о них — остаётся решать зрителю.
Посмотреть киноленту можно на Кинопоиске, а также купить на Apple TV и Prime Video, если вы не в России.
Использую лонг знаменитого андерграундного писателя, чтобы напомнить, что Большаков булочка
Использую лонг знаменитого андерграундного писателя, чтобы прогреть шейхов мне на многоденях, спасибо
когда главными заботами для россиян были отнюдь не прятки от военкома
Фига наброс
поставил лайк за пост о фильме пока не прочитал, забрал лайк
Так, Ветер, шо за хуйня, ща отрицательный донат ему отправлю
Лично я прячусь от ответственности обычно, хз шо за военкорм