Ослепленный желаниями. Оригинал против ремейка

Брендан Фрейзер, море соблазна, Элизабет Хёрли, британский юмор, девушка Энди Дюфрейна и скачущие монашки в горячем противостоянии "Ослепленного желаниями" 1967 с одноименным ремейком.

Ослепленный желаниями. Оригинал против ремейка

Комический дуэт Питера Кука и Дадли Мура в России сейчас мало кому знаком. Или по правде сказать, никому не знаком. Во-первых, эти товарищи из Великобритании. Во-вторых, блистали они примерно 60 лет назад, имея свое сценическое скетч-шоу под названием Not Only... But Also, продержавшееся три сезона (их прямые последователи из 80-хх - "Шоу Фрая и Лори"). Но в какой-то момент им посчастливилось написать сценарий, а затем и сыграть главные роли в своеобразном переосмыслении Фауста, где Дьявол приходит к человеку и предлагает заключить сделку - душу в обмен на семь желаний.

Несмотря на то, что в режиссерах значится Стэнли Донен («Поющие под дождем»), почерк его читается слабо и, очевидно, что за проектом, стояли Кук и Мур. Которые и ответственны за состояние картины. Сейчас оценки на на IMDb 6.8 и 6.9 на КП.

Переосмысление вышло в 2000 году под режиссурой Харольда Рэмиса («День сурка», он же Игон Спенглер из «Охотников за привидениями»). Главные роли исполнили Брендан Фрейзер и Элизабет Хёрли. Прием был не самый теплый, мнения зрителей и критиков разделились, но кинокартина в итоге собрала сносные 90 млн при бюджете в 48 млн. Оценки на данный момент у фильма такие: 6.1 на IMDb. Что примечательно, в России фильм любят заметно сильнее - 7.2 на КП.

Харольд Рэмис и Фрэнсис О’Коннор на съемках<br />
Харольд Рэмис и Фрэнсис О’Коннор на съемках

Дьявольский двойничок

Сыграть Сатану это всегда вызов. Каким он будет на этот раз? Как совместить мудрость, вековую хитрость и неземную мощь? Вот загадочный незнакомец в парке. Вот писающий огнем бродяга в подворотне. Вот красный черт с вилами. Каким выбрал стать Джордж Спиггот? (Именно так здесь представляется Сатана). Сперва кажется, что перед нами типичная версия а-ля Воланд. Худой джентльмен в темных очках, в плаще, острый на язык, нахальный и удивительно проницательный. По мере продвижения сюжета открываются новые черты его характера. Основной из которых является пакостливость. Розыгрыши, вот чем живет местный Дьявол. Словно продавец из «Нужных вещей» Кинга, он промышляет мелкими шалостями, которые, по плану, сводят людей в преисподнюю. Нагадить на шляпу прохожего (не лично, а отправив голубя). Перерезать телефонные провода. Заскамить бабку на деньги. Так проводит день местный Дьявол.

Спиггот всю дорогу ведет себя с главным героем Стэнли вежливо и по-дружески. Естественно, это не мешает ему портить тому желания, но Мун искренне проникается дружбой с Сатаной.

За 60 лет Дьявол сменил красные носки на эффектное красное платье
За 60 лет Дьявол сменил красные носки на эффектное красное платье

Сперва Спиггот правда кажется подобием Воланда — дьявола с аристократическими манерами. Но при этом ему явно чего-то не хватает во взгляде. Загадочности, теней в уголках глаз.
Гораздо позже приходит осознание, что Питер Кук играет не Дьявола, а самого себя. Свою обыденную эстрадную роль. Комик со сдержанной подачей материала. Это не сразу очевидно, если не видеть его выступлений вне фильма, но это так. Комедиант пробует себя в кино. Что-то подобное у нас происходило, когда обильно выпускали фильмы с квнщиками.

Нельзя сказать, что Питер Кук не вывозит. Скорее, его подача на любителя.
Он не очаровывает своим образом. Он не пугает. Но также не деконструирует роль Дьявола до абсурда. Трансформация комика не выходит за рамки утренника, где старшеклассник без грима изображает волка. Роль обозначена — он Дьявол. На этом всё.
Кук был бы сносным прислужником Сатаны, скажем, дворецким, мелким бесом, но до звания Князя Тьмы ему ой как далеко. Хотя он и не пытается взобраться на красный трон. Явно у Кука таких амбиций не имелось.
Игра остается в пределах шоу Not Only... But Also. Даже сюжетные моменты легко делятся на части, подобно отдельным зарисовкам в скетчах.

Ослепленный желаниями. Оригинал против ремейка

Теперь же посмотрим на Элизабет Хёрли. В оригинальной истории присутствовали очеловеченные версии семи смертных грехов. В их число входила Похоть в виде сексуальной женщины. Создатели ремейка решили схитрить. Они объединили грех, источник греха и хозяина греха в одной персоне. Невозможно рассказать насколько удачным этот ход. В Элизабет Херли сошлись все качества присущие художественному Дьяволу: таинственность, властность, скрытая угроза и соблазн. Если Спиггот не проявлял ни одного из этих качеств, здесь всё на месте.

Жаль нельзя сказать, что с Хёрли абсолютно безупречна. Иной раз кажется, будто ей не достает актерского мастерства для полного перевоплощения. Но это она покрывает с лихвой сумасшедшим обаянием и сексуальностью. Эх, а какой у нее британский акцент!

Ремейк позаимствовал многое из оригинала. Структуру, некоторые шутки, но Хёрли отвечала за британское наследие.

Величайшая уловка Дьявола состоит в том, чтобы убедить людей, что он выглядит как Элизаберт Хёрли

неизвестный философ

Внешность Хёрли также удачно сочетается с ее ролью. Инстинктивно на задней стенке мозга скребется мысль, что такая красота неспроста. Как бы да, мозг пытается отключится, но как раз такой и будет задумка Дьявола. Чтобы мужчины потерял голову и покорился чужой воле. Отдадим должное - Фрейзер устоял. Да, сперва он поплыл, но затем его чистая любовь к героине О’Коннор, Элисон перевешивают первобытную страсть, которую провоцирует Хёрли.

Здесь Дадли Мур и Фрейзер даже похожи<br />
Здесь Дадли Мур и Фрейзер даже похожи

Главный растяпа.

Героя оригинала зовут Стэнли Мун. Его встреча с Принцем Тьмы происходит в минуту наивысшего отчаяния, при попытке роскомнадзорнуться (комично-неудачно, разумеется). Мун невысок ростом и застенчив с женщинами. Актерский диапазон у Дадли Мура пошире чем у коллеги, но обычно не выходит за рамки маленького человека. Сперва Стэнли обижает мир, затем Дьявол.

Пару слов о пассии главного героя. Она работает официанткой в заведении, где Стэнли жарит котлеты. Он стесняется с ней поговорить уже шесть лет. И он хочет ее трахнуть. Прошу прощения за французский, но это даже не преувеличение. Неожиданно для 1967 года тема секса здесь стоит весьма откровенно. Новая версия эту тему сохранила, ведь ремейк частично позиционировался как комедия с прицелом на молодежь, но герой Фрейзера в ремейке выгодно отличается. Эллиот написан как неловкий романтик с добрым сердцем. Он тоже безответно влюблен в свою коллегу, но с его стороны нет перегибов. Когда как Стэнли уже в первом исполненном желании запрыгивает на свою официантку.

Брендаслав Фрезеров удивляет знанием русского языка

По этой причине персонаж Мура вызывает меньше эмпатии. Даже в конце он не совершает искупительной жертвы, как Брендан. Герой не исправляется.

Что же об Эллиоте... Ну это обаяшка Фрейзер. America's Sweetheart. В первые пятнадцать минут он раздражающе туповат, за что получает от ворот поворот у своих коллег, но затем становится адекватным. Дальше, с помощью превосходного грима, Фрейзер несколько раз полностью перевоплощается в разных персонажей, каждый из которых удивительно хорош. Колумбийский барон, пляжный романтик, звезда NBA. В каждом ощущается энергия Фрейзера, что при разных образах воспринимается потрясающе. На него приятно смотреть и легко сопереживать.

Лучшая роль Фрейзера после "Кита". Ладно, это шутка. Но специально в рамках подготовки текста была отсмотрена "Обезьянья кость" Генри Селика, следующий фильм Брендана и там он значительно менее приятный персонаж, хотя типаж схож. Ставлю это в заслугу Харольду Рэмису в работе с актером.

Старые актеры планируют покушение на молодое поколение<br />
Старые актеры планируют покушение на молодое поколение

Насчет любовного интереса Эллиота можно сказать одно. Так как она вторая по значимости женская фигура в фильме, ей нужно было придать другой энергетики, нежели главной звезде. Поэтому Фрэнсис О’Коннор играет романтичную милую особу, в противовес роковой Хёрли.

Вот как о последней высказался Роджер Эберт, известный американский кинокритик.

Смотря «Ослепленный желаниями», я вспомнил древнюю газетную легенду о репортере, посланном освещать наводнение в Джонстауне. «Бог стоял на вершине горы, — писал он, — и видел, что сотворили воды его потопа». Его редактор ответил телеграммой: «Забудьте о потопе. Возьмите интервью у Бога.» Почему я вспомнил эту старую историю? Потому что в новой комедии «Ослепленный желаниями» Брендан Фрейзер влюбляется в Фрэнсис О'Коннор и, чтобы завоевать ее, продает свою душу дьяволу, которого играет Элизабет Хёрли. Забудьте о девушке - думаю я. Соблазните Сатану».

Роджер Эберт

К слову, в фильме "Дьявол и Дэниэл Уэбстер" Алек Болдуин не выдержал испытания и таки соблазнил Сатану. Получил ачивку, но какой ценой...

Семь желаний

Перейдем к основной фишке фильмов. К желаниям. Тут стоит помнить, что Дьявол почти во всех случаях пытается объегорить протагониста. Найти лазейку в словах и испортить желание.
Итак, оригинал.

1. Первым делом Стэнли пожелал стать умным и красноречивым. И вот он несколько часов (для нас тягучих семь минут) разглагольствует перед своей ненаглядной Маргарет. Они едут к нему квартиру, флиртуют, общаются. Он глубокомысленно нудит, но Маргарет в восторге. Одновременно Стэнли старается привлечь девушку к коитусу, но та как будто не понимает. В итоге, он валит ее на кровать и выглядит это как попытка изнасилования, но в комедийном ключе. Комедийное изнасилование, если позволите. Тот самый английский юмор. Жаль я в нем не разбираюсь. Девушка визжит.
Попытка номер один провалена. Стэнли издает условной сигнал и возвращается к Дьяволу.

Главной проблемой этого сегмента является то, что именно в этот раз Сатана ничего не портит. Он действительно наделил героя красноречием, а тот провалился только из-за своего жжения в области паха. Подожди он хоть до вечера, приготовь цветы и ужин, он бы обязательно добился своего. Но ведь так сложно удержаться, правда?

Примеры некоторых нарядов Элизабет<br />
Примеры некоторых нарядов Элизабет

2. В следующий раз Стэнли намеренно пропускает стадию ухаживаний и просит сделать его мужем Маргарет, а также влиятельным и богатым. Ах да, жена должна быть более раскрепощенной.

Подвохом здесь служит то, что жена обжимается у всех на глазах с мускулистым учителем музыки, а Стэнли ничего не может поделать и только носится, забрасывая жену подарками. Заканчивается тем, что Маргарет оказывается в одной ванной с Дьяволом. Конец.

Тут встает вопрос с какого перепугу Вельзевул в открытую портит желание, не скрываясь, даже мало-мальски, от Стэнли. Объясняет Нечистый свой поступок бесхитростно, мол, просто человек в ванной был на него похож. Совпадение и нечего более. Стэнли, невинная душа, верит.

3. Далее Мун просит обратиться желанным для всех женщин, а особенно для Маргарет. И становится популярным артистом.

Сатана портит всё тем, что появляется вторым номером и исполняет свою песню. И все женщины фанатеют уже от него, а про Стэнли забывают. Выглядит эпизод как музыкальные клипы 60-хх, условно Биттлз. В этот раз получилась нормальная сатира. С музыкой и текстом написанным лично Дадли Муром специально для фильма.

Ослепленный желаниями. Оригинал против ремейка

4. В следующий раз Дьявол ловит Стэнли на слове, когда тот случайно ляпнул, что желает стать мухой в комнате Маргарет.
Здесь без комментариев, привет джинну из «Исполнителя желаний».

5. Самое изощренно-прекрасное в своем подвохе желание. Загородный домик. Двое милых детей. Стэнли и Маргарет хорошие любящие друг друга люди. Они женаты… Но увы, не на друг друге!
Пам-пам-пам! Она замужем за Спигготом, прекрасном человеке, лучшем друге Стэнли. Но раз кругом такие прекрасные люди, плохие поступки им противны. Мур не может предать друга и совершить измену. Конец.

6. На этом этапе Стэнли пытается включить мозги и предугадать все возможные ловушки Сатаны. Он желает, чтобы они с Маргарет любили друга, находились в мирной обстановке, были здоровыми, молодыми и белыми (ага это 1967 год, детка). Он учёл буквально всё.

На самом деле нет, по условиям желания Маргарет опять могла стать женой другого, но Дьявол обставил всё иначе. Мун превратился в монашку и очутился в обители с Маргарет. Они, конечно, любят друг друга, но это грех и они не могут быть вместе.

Этот эпизод запомнился забавной сатирой на религиозные чудеса.

Одной пастушке по имени Бериллия было послано видение в небесах. Видение так её манило, что та начала прыгать всё выше и выше, выше и выше... Пока не исчезла в облаках. От пастушки остались только башмаки. Их нашел двухлетний ребенок, который и рассказал в деревне о произошедшем. Впоследствии ребенок вырос и основал орден имени святой Бериллии.

Данная сцена отмечалась критиками как лучшая. Это расширенная версия из шоу Not Only... But Also

При просмотре может сложиться впечатление, будто фильм крайне острый и провокационный для своего времени. Наличие сексуального подтекста, сатира на религию… Но если почитать рецензии тех лет, выясняется, что уже тогда сюжет не блистал оригинальностью. Сатира на религию никого не оскорбила и показалась ребяческой. И, видимо табу на показ моделей в нижнем белье уже не было. Сексуальная революция как раз недавно отгремела.

Подытожим, почти все сегменты с желаниями слегка затянуты. Неимоверно раздражает, что Дьявол в открытую дурит Стэнли, появляясь в облике Спиггота каждый раз. Уж насколько Мун наивный человечек, но даже он мог после второго желания возмутится вмешательству Сатаны в созданные миры.

Нет вопросов для чего Спиггот-Кук постоянно преследовал Мура - они актерский дуэт и работают в паре. Но сюжетно это делает Стэнли большим дурачком чем необходимо.

Стоит упомянуть, что одной из продающих фишек оригинала было присутствие Рэкел Уэлч, звезды «Миллиона лет до нашей эры», а впоследствии звезды Плейбоя. Вы могли видеть ее на одном из плакатов Энди Дюфрейна.
Ходила даже байка, что фильм хотели назвать в честь актрисы, чтобы на постерах красовалась надпись «Питер Кук и Дадли Мур — в Рэкели Уэлч»...
😳😳😳
От себя хочу добавить, что по неизвестным причинам двадцатисемилетняя Рэкел в "Ослепленном желаниями" выглядит как милфа под ботоксом. Хотя годом ранее, в "Миллионе лет" она смотрелась на свои честные двадцать шесть. Что случилось за год - непонятно. Возможно, это грим и неправильное освещение так состарили красотку.

1966 vs 1967<br />
1966 vs 1967

Дьявол-приятель

Что порождает вопросы больше всего, так это мотивы Дьявола. В обоих фильмах им движет одна цель. Заполучить душу. Из этого следует, что ему выгодно заграбастать как можно больше душ. Верно? Но раз так, то почему тогда владыка тьмы постоянно портит желания своим клиентам? Вместо того, чтобы обеспечить качественное обслуживание и получить довольного клиента, который исполнит все свои дурацкие желания и отправится после в ад, Дьявол зачем-то настраивает потребителя против себя, создавая ситуации наподобие случая с Эллиотом, когда мамонт пытается выйти из сделки.
Также упущен нюанс, что довольный потребитель способен запустить положительное сарафанное радио, которое привлечет больше душ Дьяволу в руки. Схема рабочая, но Дьявол будто сам себе злобный буратино и всё портит.

Единственное рабочее объяснение — Дьявол не может не вредить. То есть даже когда в его интересах сделать всё идеально, его темная сущность идет наперекор логике, так как Дьявол отец лжи. Его ложь настолько токсична, что проникает повсюду, искажая даже его основную работу.

Шестое желание, где Эллиот стал рок-музыкантом пришлось вырезать из фильма из-за цензуры. Там Фрейзер пил, кололся и много матерился.<br />
Шестое желание, где Эллиот стал рок-музыкантом пришлось вырезать из фильма из-за цензуры. Там Фрейзер пил, кололся и много матерился.

Растяпа-Дьявол не может не испортить изначально хорошую идею. Внутри обязательно будет заложено зерно, которое исказит изначальную суть.

В итоге, всё переворачивается так, что недовольный клиент семь раз обманут, не получает ничего полезного и после отправляется в ад.

Пару слов о концовках.

Стэнли Муна освобождает от контракта лично Дьявол. Тот решил отправиться на Небеса (там сложная история о пари с Богом), поэтому напоследок совершает одно доброе дело.

Стэнли возвращается в свое кафе и набирается-таки смелости позвать официантку на свидание. Он сумел вырасти над собой. Такая небольшая сюжетная арочка. В которой он ничего не сделал для спасения души, а только просил и жаловался, домогался и пользовался дьявольскими дарами. А Сатана его освобождает уже в ходе своей арки. Получается, Стэнли так и остался говном, но зато с душой.

С персонажем Фрейзера сложнее. Тот исчерпал все желания кроме последнего и понял, что Дьявол не перестанет его дурить. Поэтому Эллиот уходит в отказ. Сатане это не нравится и он насильственно вынуждает Фрейзера использовать последнее желание. Тот просит счастья для Элисон. Этим, оказывается, ломаются скрепы контракта, ведь просить ради другого — это бескорыстный и моральный поступок. Эллиот освобождается.
В финале ему волшебной силой сценария подсовывают двойника Элисон. Вроде как он совершил сильный поступок и отказался от своей любви к Элисон ради ее счастья, но... Вот тебе точно такая же девушка. Очень паточно, очень по-голливудски. И смысла мало. Получается, он любил Элисон только за внешность? А как же личные качества? Неважно какой человек, лишь бы была симпатяжкой?

Еще одной противоречивой особенностью Дьявола является его благотворное влияние на героев. На Стэнли в меньшей степени, но в случае с Эллиотом, его проводят через испытания, в конце которого персонаж преображается. Вот это поворот. Получается эдакий образ адского дружищи, который планирует тебя уничтожить, но при этом перевоспитывает в благую сторону.

Брендан Фрейзер готовится к роли заставки в Маски-шоу<br />
Брендан Фрейзер готовится к роли заставки в Маски-шоу

Вывод.

Харольд Ремис взял сухую британскую сатиру и легким движением превратил ее в легкую американскую комедию, со всеми вытекающими. Получилось здорово и забавно. Обаяшка Фрейзер в нескольких образах, прекрасная Элизабет Хёрли. Всё это в пошловатой энергичной истории, где каждый эпизод быстро сменяет другой, как только интрига раскрывается.
Следует выразить благодарность авторам оригинала за остроумную концепцию, но спустя почти шестьдесят лет их произведение (внезапно!) устарело. Это как советский КВН для нас, уважаемый за заслуги, но несмешной. Почему-то эстрадный юмор устаревает гораздо быстрее, чем книжный или киношный. А авторы скетч-шоу Not Only... But Also не сумели выйти за рамки скетчей. Подозреваю, если бы не опытный режиссер Стэнли Донен, то набор зарисовок не стал бы похож на полноценное кино.

Стоило ли снимать ремейк? Бывает такое, что ремейки получают культовые картины и тогда ответ зрителей резкое нет. Но тут... Юмор поменял национальность, но не стал глупее. Уровень намеренной глупости оригинала сохранен. Основной каркас истории остался тот же, исправлены некоторые огрехи сценария, но приобретены новые. Масштабы выросли, появились новые фишки типа грима.
В общем и целом, память не слишком любимого оригинала не была поругана.

Если советовать оригинал к просмотру, то стоит смотреть оба фильма подряд, ради возможности сравнить оба варианта. Это всегда любопытно.

Будь у меня возможность загадать желание, я бы пожелал ваш волшебный лайк и комментарий (лайки очень важны для продвижения в ленте и радуют автора почти как Элизабет Хёрли в костюме медсестрички). Также подписывайтесь на блог, там вы найдете еще пачку сравнений оригиналов с ремейками.

Неудачные дубли
5757
11
11
13 комментариев

Годный лонг, но запутал меня в фамилиях режиссеров
Имхо, было бы читабельнее если основой для разбора был ремейк 2000го, а оригинал - только местами.
А, ещё дьявола переконвертировали в О Ж Гранта (Трасса 60), и сатана в этом фильме более философичен и харизматичен

7

Согласен. Не хватило структурированности. Я местами путался, о каком из фильмов говорится в данный момент и перечитывал абзац)

1

О Ж Грант полу-лепрекон. Но то, что исполняет желания с подвохом, подходит

1

Волшебный лайк и комментарий всегда можно

3

Хёрли конечно ванлав

3

Элизабет Херли отличная деваха, хорошо сыграла что в этом фильме что в Остин Пауэрсе.

3

Ремейк для меня фильм детства. Недавно решил пересмотреть и приятно удивился, что картина нисколько не устарела, смотрится все так же легко, а юмор очень неплохо сохранился.

2