Андор. Второй сезон. Или как снять хорошее кино под присмотром злой корпорации.
Досмотрел второй сезон "Андора". Первый выделился посреди диснеевского галактического конвейера своей предельной, граничащей с патологией серьезностью, переводом повстанцев в зону серой морали и, главное, внятной режиссурой.
Второй доводит каждого персонажа до его финальной точки такими, какими их можно увидеть в "Изгой Один" и "Возвращении Джедая". Вообще, больше всего "Андор" похож на фанфик. Ну, знаете, это довольно частое явление, когда мальчики и (особенно) девочки выросли и поняли, что мир Гарри Поттера, Властелина Колец или ЗВ какой-то схематичный. Герои одномерные, а обстоятельствам не хватает проработки и глубины. И, вместо того, чтобы писать что-то свое, начинают с упорством выводить детскую книжку в область неоднозначного и спорного. Естественно, с сексом, рок'н'роллом и наркотиками.
Но "Андор" подкупает тем, что не вступает в полемику с оригиналом, он просто делает шаг в сторону в "Новой надежде", тыкает в рандомного повстанца и говорит "А вы вообще знаете, откуда он здесь взялся на Явине IV?"
Люк проходит свой путь героя по Кэмпбеллу, как пробка из шампанского, которая разбила вашу любимую люстру. Между "сожгли враги родную хату" и финальным подвигом считанные дни. И на постере фильма 77 года он гордо стоит на скале с лайтсабером, который держит, как факел. Сама скала как будто в тени. И можно вообразить, что эта скала и есть повстанческое движение. И у ее подножия могут быть не очень героические люди. И не самые приятные.
Это вообще довольно интересное упражнение для режиссера и его команды - сделать мрачный политический триллер, собрав его из декораций и костюмов "Новой надежды". И Гилрой выводит Далекую Галактику в мрачные холодные тона, наполняя картинку порой возмутительно эстетскими, почти кубриковскими кадрами.
Второй сезон продолжает под микроскопом изучать rebel scum. И почти сразу же выясняется, что там полный бардак. Отдельные ячейки вполне могут из-за незнания резать друг друга за еду, а важный информатор за бесценную информацию от своих же получит бластер под ребро вместо благодарности. Потому что благодарность - дело хлопотное, опасное и, главное, демаскирующее.
Сам Андор претерпевает трансформацию. Если большую часть первого сезона его деятельность - это попытки выжить, а у сопротивления он скорее субподрядчик на службе у спорного начальника отдела, то во втором сезоне это уже тертый революционер. С полвзгляда оценивает людей, за полсекунды принимает решения, болезненно параноидальный, но уже как будто лишенный других альтернатив.
Вообще у второго сезона все время так и эдак звучит мысль, что свобода - штука самая важная, но противоречивая. Принимая ее, ты как будто наоборот, теряешь всякое право выбора. Потому что за тебя начинает выбирать совесть. И все видные повстанцы у Тони Гилроя делают самые важные решения с выражением "Да *** твою мать!" на лице.
И король среди всех этих совестливых людей - персонаж Стеллана Скарсгарда, который ходит с таким лицом, от которого киснет свежее молоко. В первом сезоне он был ловким и всеведущим и циничным. Во втором петля вокруг его шеи сжимается так узко, что даже его фальшивая улыбка продавца антиквариата перестает скрывать вот этот вот прожигающий взгляд.
Мон Мотма, которая еще не превратилась в ту женщину в балахоне из "Возвращения джедая" в определенный момент идет вразнос и, выпив все шоты на банкете, танцует под отупляющее умца-умца. Потому что все вышло из-под контроля, все превратилось в черт знает что. Эта сцена, к слову, монтажно перемежается со сценой попытки изнасилования и очень реалистичным убийством. Первый, по-моему, случай в Зведных Войных.
Короче, кино невеселое, нарочито серьезное. Возможно, потому что Тони Гилрой чувствует, что сейчас самое время говорить на такие темы без иронии. Под конец накал героического повстанческого пафоса, который свойственен скорее советскому кино, все-таки вырывается наружу. Возможно, кому-то вот эти сдвинутые брови и чирикающие жилки на висках не понравятся. Но, коли уж начал высказываться, то можно и повысить тон под конец речи.
В конце концов мысль-то простая: в Империи плохо всем по обе стороны баррикад. Ведь винтики репрессивной машины находятся под страшным давлением и, не выдерживая, ломаются. Все будут страдать, кроме разве что Императора, который здесь за кадром, но явно рад исходу своих многоходовочек. Но и люди, которые выступят против него - это не те, с кем бы ты хотел дружить. Дружить можно с Люком Скайуокером, вон он на постере какой. Возможно, он поделится кусочком сюжетной брони. Соратники Кассиана Андора таким вундерваффе не обладают и у каждого мишень на лбу.
Хороший фанфик, короче. С любовью написанный.