Не надо было с ней вообще связываться. Обзор фильма "Лето с Моникой" (1953).
Одна из ранних работ Бергмана, когда он ещё только искал свой стиль.
Фильм не похож на то, что он будет снимать в дальнейшем. Непохожесть данного фильма может кому-то понравиться, а кого-то разочаровать. Несмотря на место признанного классика благодаря своим лучшим работам, фильмография у него объективно неровная.
Знаменитый своими немного фантастическими мирами и поэтическим стилем, здесь у Бергмана получается очень реалистичная и приземленная история. Хотя кто-то и в этой работе находит зачатки его будущего стиля, однако, мне кажется, что это преждевременно. Похожа картина на то, что делали итальянские коллеги в рамках неореализма, который все-таки к моменту первой половины 50-х начал уже наскучивать. В силу своей уж очень незатейливой формы, лишенной всякого поэтического и необычного, кино успевает наскучить и 90+ минут хронометража превращаются в пытку, когда тебе начинает казаться, что предложить тебе уже ничего не могут, а что предлагали до этого, тоже не понятно. Положение спасает последняя четверть, когда и сюжет меняется, и меняется немного в принципе сам фильм и ощущение от него.
Большую часть времени мы наблюдаем романтические отношения Гарри и шлюховатой Моники. Нас сразу бросают в их отношения, никакой прелюдии, знакомства или развития отношений, с одной стороны, когда под конец у тебя встраивается понимание замысла, то возможно, это и не нужно, но большую часть времени это кажется странным.
Фильм можно поделить на три части: весна в городе, лето на отдыхе и скорее всего осень во время семейной жизни. Весенняя часть чисто знакомит с персонажами и их бытом, становится ясно, что работа, отчуждение дома и в целом скучная рутина не устраивает нашу парочку. В этой части особо ничего примечательного замечено не было, поэтому более интересная, часть наступает позже.
Второй отрезок - самый спорный: он успевает воодушевить романтикой, забавными отношениями наших героев, подразнить нас немного эротическим контентом (тут ни туда, ни сюда), затем выдохнуться, начать скучать и бесить в частности самой Моникой, которая положительные чувства вообще перестаёт вызывать, хотя кажется, что задачи оттолкнуть зрителя от неё не стояло.
Возникающие проблемы и психозы Моники с актёрской точки зрения вполне убедительны, но с логической выглядят очень натянутыми из-за чего неудовольствие действом может только усилиться, разве что у вас самих не подобный психотип или вам самим знакомо состояние нерациональной глупой истерички, которая сама не понимает, что ей надо.
И под самый конец, так сказать, второго акта, когда достигнута низшая точка в данном произведении, оно вдруг вспархивает и выдаёт нам наоборот лучшую часть ленты и старается держать эту планку до самого конца, что спасает этот фильм от заурядной подростковой недоромантики, а немного превращает её как раз в некий образчик вышеупомянутого итальянского неореализма, который преисполнен пессимизма, но в том числе и надежды.
Плюс одаривает нас теми мыслями, которые должны были возникнуть в картине почти с самого начала: о свободе и рутине, о балансе между современной коллективной взрослой бытовухе, преисполненной ответственности и своими личными желаниями. Можно ли оставаться по настоящему свободным в своих желаниях в современном мире или все-таки путь такой свободы, граничащий с безрассудством, может привести к ужасным последствиям? И возможно ли как-то потом это положение исправить? Грубо говоря стать зрелым нормальным человеком, если вдруг в 20 лет не было мозгов.
Разрушенный брак — это стресс для организма, но можно ли себя пересобрать? Возможно, этот фильм хоть и не был изначально, но мог стать чем-то личным для самого Бергмана, т. к. он сам пережил распад нескольких своих браков, но каждый раз находил в себе силы идти к новым свершениям снова и снова, да ещё и хорошие фильмы снимать вплоть до конца жизни. Надежда на собственную пересборку есть, однако, если ты сам начинаешь делать осмысленный выбор, а не поддаешься сиюминутным порывам, не продумывая последствия. Гарри скорее всего пересоберет себя, а Моника как была шлюхой, так и останется.
Поначалу непримечательный, мечущийся между стилями, очень неровный фильм, который вызывает скуку, недоумение, раздражение и иногда даже непонимание, но под конец, нашедший в себе силы пересобрать себя, стать умнее, что-то сказать, дать то, что от него ждёшь почти весь хронометраж. От депрессии к надежде, но осадочек останется.
5/10