Сочинить, переписать, повторить: как работают сценарные комнаты
Работа над современными сериалами* зачастую построена по принципу коллективного творчества — магия происходит в так называемых сценарных комнатах. Это место, где сталкиваются идеи, персонажи еще не в курсе, кто из них выживет, а диалоги проговариваются вслух под тиканье секундомера. Именно здесь сериалы обретают голос, темп и характер — а иногда становятся заложниками иерархий, дедлайнов и кофе с безлактозным молоком. Разбираемся, как работают коллективы сценаристов.
ИНТ. СЦЕНАРНАЯ КОМНАТА — УТРО
Комната неопрятна, но функциональна. В углу стоит белая доска, на ней маркером выведено: «Где катарсис???» За столом — трое. Кто-то гуглит синоним слова «смерть», кто-то режет яблоко, кто-то теребит молнию худи с надписью «Мотивация?». В дверь входит НОВЕНЬКИЙ.
НОВЕНЬКИЙ (нерешительно)
А мы сейчас что делаем?
ШОУРАННЕР (не отрываясь от доски)
Мы спорим, кого убьет сцена. И кого — монтаж.
СЦЕНАРИСТ 1
И кого вырежет продюсер. Он вчера сказал: «Слишком мрачно». Видимо, не смотрел «Во все тяжкие».
СЦЕНАРИСТ 2
Или смотрел. Просто промотал последний сезон.
Неловкий смех. Кто-то стучит пальцем по столу в такт собственному отчаянию. Камера выхватывает распечатку. Заголовок — «ЭПИЗОД 4: ВСЕ НЕ ТАК, КАК КАЗАЛОСЬ, НО ТАК И БЫЛО».
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Добро пожаловать в сценарную комнату. Именно здесь ваш любимый сериал собирается по кусочкам, а каждая сцена рождается из споров и оттачивается до нужного уровня драматизма. Это не просто коллектив авторов — это организованная система выживания под давлением дедлайнов, правок и студийных амбиций.
КАМЕРА медленно отъезжает. На доске появляется ТИТР
Что такое сценарная комната
Сценарная комната — это группа сценаристов, работающих над сериалом под руководством главного автора или шоураннера (в российской практике чаще используется термин «главный сценарист»). Формат сформировался в США в середине XX века на телевидении, а позже распространился на стриминговые платформы и международные проекты. В сценарной комнате авторы занимаются разработкой общей структуры сезона сериала, построением арок действующих персонажей, делением сюжета на серии, написанием диалогов, редактированием сцен и поддержанием единого стиля проекта.
В американской модели роли членов группы жестко распределены — от младших авторов до креативных продюсеров (staff writer, story editor, showrunner — в России эквивалентов многим должностям нет, а функции распределяются неформально). В Великобритании чаще работает один автор, иногда с привлечением соавторов. В отечественном сериалостроении, где сама должность шоураннера выделилась не так давно, формат сценарной комнаты пока внедрен только частично. Зачастую российские сценаристы пользуются гибкими структурами: это может быть как горизонтальное соавторство, так и индивидуальная работа над сценарием с последующей редактурой уже в группе.
Сценарная комната — формат, рассчитанный на долгоиграющее серийное производство и плотные графики. В неигровом и полнометражном кино он практически не применяется, так как сроки работы над фильмом могут значительно отличаться от аналогичного периода у многосерийных проектов. Для России коллективная работа характерна в основном для комедийных сериалов: многие сценаристы «Хутора», «Папины дочки. Новые» или «Двух холмов» начинали как авторы шуток в КВН, где номера рождались благодаря совместному творчеству.
«Процесс написания комедийных сценариев может показаться веселым “разгоном” в компании друзей, но это совсем не так. Я в этом убедился, попав в университетские годы в команду КВН. Меня пригласили на репетицию, я думал, что мы вместе будем придумывать номера, но вместо этого каждому раздали блокнот и ручку. Все по одному разошлись придумывать шутки. Каждый молча сидел и ломал себе голову. Но до сих пор я считаю, что только оставшись наедине с пустым блокнотом, и можно хоть чему-то научиться. Сидя в авторской комнате, можно спрятаться за спинами других. Хотя на практике комедийные сценарии обычно пишутся в группе. Так проще нащупать, что смешно, а что нет, быстро это обсудив с партнером».
Американская модель: иерархия и культ структуры
В американской системе сценарная комната — это основа производства практически любого сериала. В ней заложена четкая иерархия: во главе команды стоит шоураннер (главный сценарист и креативный руководитель), который отвечает за общее видение проекта, финальные версии и соответствие сценария требованиям канала или платформы. Все ключевые решения проходят через него. Младшие авторы, как правило, участвуют в обсуждениях ограниченно, работают над отдельными сценами или комедийными вставками. Старшие отвечают за сюжетные линии, структуру сезона и координацию всей команды.
Эта модель подробно показана в сериале Аарона Соркина «Студия 60 на Сансет Стрип», где закулисье вечернего шоу (за основу взята популярная программа Saturday Night Live, выходящая в эфир телеканала NBC с 1975 года) раскрывается через будни работников сценарной комнаты, ежедневно корпеющих над шутками. Подход к аналогичной работе, но уже с точки зрения сотрудников новостной программы демонстрируется в драматическом сериале Алана Пола «Служба новостей». Редакционные совещания журналистов и ведущих фактически воспроизводят атмосферу сценарных комнат — с теми же спорами о драматургии, подаче и тональности.
Наконец, в романтической истории того же Аарона Соркина «В роли Рикардо» с Николь Кидман и Хавьером Бардемом в главных ролях ранняя форма сценарной комнаты времен классического телевидения становится фоном для драматических событий. Люсиль Болл (Кидман) и Деси Арнас (Бардем), играющие в сериале «Я люблю Люси», борются с кризисом в отношениях и попытками прессы навесить на Болл ярлык коммунистки. Соркин, прекрасно знающий материал, удачно вписал в сюжет фигуру шоураннера и команду авторов, работающих в условиях еженедельного вещания и сталкивающихся с постоянной необходимостью адаптировать материал под студийные и цензурные ограничения.
Британская модель: сценарист — король ситуации
В британской системе формат сценарной комнаты используется довольно редко даже сейчас. Основную работу выполняет один ведущий автор, который придумывает, формирует стиль и смысловую составляющую и, наконец, пишет весь сезон или большую его часть. Это может быть драматург, режиссер или сценарист с сильным авторским видением. При необходимости, однако, к работе подключаются соавторы или консультанты, но структура не делится на постоянные роли, как в США. Такой подход, пусть и менее гибкий, позволяет сохранить единый стиль и тон проекта и контролировать развитие персонажей и композицию сезона от первого до последнего эпизода, что, соответственно, дает больше свободы автору.
В качестве примера можно привести сериал «Дрянь», оба сезона которого написаны (и сыграны) Фиби Уоллер-Бридж без участия команды сценаристов. Его стиль, ритм и структура подчеркнуто авторские и не меняются на протяжении всей истории. Совсем другое дело — остросюжетная драма «Убивая Еву», где работу над сценарием каждого сезона контролировал новый автор (Фиби Уоллер-Бридж, Эмиральд Феннел, Сюзанн Хиткот и Лора Нил), а отдельными эпизодами, арками персонажей и диалогами занималась целая команда сценаристов. От сезона к сезону «Убивая Еву» сохранял общее направление и тон истории, а акценты менялись в зависимости от главного автора.
Надо заметить, что британская модель эффективна для проектов с выраженным авторским подходом, но совершенно не годится для потокового производства. При сбое в расписании или выгорании сценариста процесс может неожиданно остановиться, поскольку заменить автора без потери интонации порой бывает не просто трудно, а невозможно.
Российская модель: гибридные формы и синтез структур
В России сценарные комнаты начали формироваться сравнительно недавно. До 2010-х годов большинство сериалов писалось либо в одиночку, либо в составе малых авторских групп без четкой внутренней организации. Полноценная модель сценарной комнаты до сих пор встречается редко, чаще используется смешанный подход — ведущий сценарист (или шоураннер) с командой соавторов, не всегда работающих одновременно и даже очно.
«Проекты, над которыми работаем мы, в основном комедийные. Обычно собираемся всем коллективом авторов, разрабатываем некий таймлайн — то есть примерное понимание того, что должно быть в каждом эпизоде. Если сериал вертикальный, где истории в сериях одна за другую не особо цепляются, тогда даже не очень подробного таймлайна хватает, чтобы разойтись по комнатам и небольшими авторскими группками продумывать сюжет дальше. А вот в случае “Двух холмов”, например, или “Вампиров средней полосы” уже, конечно, в отрыве друг от друга не поработаешь. Надо точно и хорошо знать, что в каждой серии происходит, поэтому и таймлайн прописывается подробнее».
В России распространены две основные схемы: горизонтальное соавторство, когда несколько сценаристов вместе разрабатывают сюжет и пишут сцены, и централизованная модель, где один автор задает тон, а остальные подключаются на стадии разбивки на эпизоды, формирования диалогов или финальной редактуры.
Пример первого типа — «Два холма», где коллективная драматургия прослеживается в сквозных мотивах, общей интонации и серийной структуре. Пример второго — «Хутор», где очевидна авторская вертикаль, но при этом чувствуется присутствие команды, работающей на уровне решений эпизодов. А вот драматический сериал Виктора Шамирова «Большая секунда» демонстрирует третий вариант, приближенный к британской модели: сценарий метаистории о сценаристах писал крошечный коллектив авторов во главе с режиссером — то есть разработка проходила под неустанным контролем непосредственного демиурга сериала, поэтому авторская интонация, сформированная еще на уровне идеи, сохранена нетронутой.
Основные проблемы российской модели сценарных комнат в их молодости: отсутствие институционализированных ролей (аналогичных тем, что давно существуют в американской системе) и зачастую неформальная структура могут усложнять работу над проектом на уровне студийного контроля. В то же время появляются лаборатории, программы и фестивали, поддерживающие команды сценаристов, что в перспективе поможет сформировать собственную модель коллективного взаимодействия авторов.
Новые форматы: мини-комнаты, Zoom, ИИ
В последние годы традиционная сценарная комната не избежала эволюции и иногда заменяется на укороченные или гибридные форматы — из соображений экономии или для упрощения логистики. Самый распространенный — мини-комната, то есть ограниченная группа авторов (обычно три-четыре человека), работающая в сжатые сроки над пилотом или даже целым сезоном. Такие команды собираются до официального запуска производства: стриминги (Netflix, Amazon, Hulu) используют их, чтобы минимизировать затраты на этапе предварительной подготовки. В случае отказа проект останавливается, а команда распускается. Модель широко распространилась после 2020 года и стала предметом жарких споров во время забастовки WGA в 2023 году.
Параллельно получила развитие удаленная сценарная комната — детище пандемии и распространения Zoom-конференций. Такой формат упрощает сбор команд из разных регионов, но снижает эффективность обсуждений: импровизация и спонтанные правки возникают реже, взаимодействие между участниками ограничено техническими рамками. Удобно для планирования и ведения документации, но часто недостаточно для полноценной драматургической проработки проекта.
В отдельную категорию уже сейчас можно выделить все, что связано с использованием нейросетей. Многие сценаристы, включая российских, применяют языковые модели (ChatGPT и аналоги) как инструмент предварительной генерации — для подбора альтернатив, формирования структуры эпизодов, пробных диалогов или комедийных ходов. Нейросеть хороша как вспомогательное средство, но не обладает креативностью — рутинные сценарные задачи решаются быстрее, но качество зависит исключительно от вмешательства человека.
Впрочем, тренд на автоматизацию стремительно усиливается. В 2024 году стартап Fable выпустил экспериментальный проект AI Showrunner — полноценный стриминговый сервис, где нейросеть отвечает не только за генерацию сюжета, но и за редактуру и визуальное наполнение. Пользователи могут по текстовому запросу создать анимационное продолжение любого сериала и даже вставить себя в качестве главных героев. Компания Amazon уже объявила об инвестициях в Fable, однако сумма не разглашается. И пусть появление подобного сервиса — частный случай, а вовсе не новый индустриальный стандарт, но тенденция для сценаристов-людей пугающая.
ИНТ. СЦЕНАРНАЯ КОМНАТА — ВЕЧЕР
Полутемно. Все устали. На столе — холодная пицца, пустые кружки и салфетка, где видна одна бегло записанная реплика. Молчание прерывает СЦЕНАРИСТ 1.
СЦЕНАРИСТ 1
Шестой эпизод. Герой все пережил. Остался только, я не знаю, дождь из жаб.
СЦЕНАРИСТ 2
Давайте добавим монолог. Лестница, дождь, травма детства флешбэком. Проверено.
СЦЕНАРИСТ 1
Уже было. Трижды. Герой скоро сам начнет говорить: «Опять?» Пусть уж лучше убегает в ночь.
ШОУРАННЕР
Подумайте об этом не как о сцене, а как о надежде. Чтобы продюсеру потом было что вырезать.
НОВЕНЬКИЙ поднимает голову от ноутбука.
НОВЕНЬКИЙ
А может, он просто остается?
Пауза. Все замирают. Даже кондиционер.
СЦЕНАРИСТ 1
Герой все пережил.
СЦЕНАРИСТ 2 (изумленно)
Без смерти? Без бегства? Без грустной скрипки?
СЦЕНАРИСТ 1
Ну… почти радикально.
ШОУРАННЕР (удивленно)
Ты это сам придумал?
НОВЕНЬКИЙ (прикрывая экран рукой)
ChatGPT немного помог.
ШОУРАННЕР (встает)
Повышен. Стажер стал человеком.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Сценарная комната — не просто место, где пишут диалоги и создают истории. Это пространство, где спорят, сомневаются, теряют и находят. Это коллектив, где может быть не всегда уютно, но всегда — оживленно. Здесь идея становится структурой, а из структуры рождается сцена, о которой вы расскажете коллегам во время обеденного перерыва. И в следующий раз, когда от реплики персонажа у вас внутри что-то щелкнет, — знайте: ее придумала целая команда. Кто-то спорил, кто-то записывал, а кто-то — просто ввел правильный запрос.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.