"Шафран - Часть 1: Битва при Сарагархи" / Kesari (2019, реж. Анураг Сингх) Вторая часть про другое
Недалеко от входа в священный для сикхов Золотой Храм Хармандир-Сахиб, что в Амритсаре (штат Пенджаб), высится еще одна богослужебная гурдвара - поменьше и поскромнее, но неизменно вызывающая прилив гордости у местных жителей. Воздвигли это памятное сооружение не кто иные, как британские колонизаторы, вопреки надменному и даже презрительному отношению к индийцам, искренне впечатленные подвигом, который стал едва ли не ярчайшим эпизодом Тирахской военной кампании: битвой при Сарагархи.
Тогда, 12 сентября 1897 года, крепостной гарнизон из 21 солдата-сикха встретился лицом к лицу с 10-тысячной армией афридиев и оракзаев под командованием Гуль Бадшаха, сметающей все на своем пути. Индийцам было предложено сдаться и убираться восвояси, однако те предпочли удерживать Сарагархи до самого конца: когда стихли последние выстрелы и предсмертные возгласы, оказалось, что крохотный сикхский отряд уничтожил почти 5 сотен (!) афганцев. Само собой, каждый солдат из той обреченной крепости был награжден орденом за доблесть,,, посмертно.
Ишар Сингх, находящийся в чине хавилдара, берет командование над бравым, несмотря на малочисленность, гарнизоном Сарагархи - аванпоста, регулярно подвергающегося атакам воинственных пуштунских племен. Именно здесь, посреди бескрайнего ничто, пролегает условная граница между владениями последних, не желающих видеть чужестранцев на своей земле, и постоянно расширяющейся территорией Британской Индии. В конце концов, чаша терпения местных вождей переполняется настолько, что они забывают о междоусобицах и собирают огромную орду головорезов, охочих до крови англичан и всех, кто носит их форму - включая Ишара Сингха и два десятка верных ему сипаев...
"Благословен будет навеки тот, кто скажет, что Бог - это высшая истина!" - снова и снова выкрикивал последний недобитый сикх, объятый пламенем... но все равно готовый продолжать сражение. Даже в Пакистане и Афганистане, где поход Гуль Бадшаха большинством населения воспринимается не как террор, а как освободительное движение против европейских захватчиков, герои 36-го Сикхского полка пользуются умеренным почетом за храбрость и верность принципам. Шутка ли, горстка бойцов дралась на равных с неприятелем, который превосходил их более, чем в 500 раз! А ведь британцы, наученные горьким опытом восстаний, намеренно вооружали солдат-индийцев устарелыми винтовками, так что те даже в оснащении уступали пуштунам...
Самая впечатляющая сцена фильма - последний бой Ишара Сингха: окровавленный, в огромном шестикилограммовым тюрбане цвета шафрана, этот кажущийся непобедимым сикх, сжимая саблю в одной руке и кольцо-чакру в другой, в одиночку сдерживает вражеский натиск, наглядно демонстрируя, почему его фамилия переводится как "лев". И пускай из-за обилия "слоу-мо" многие сражения превращают "Битву при Сарагархи" в индийскую версию "300 спартанцев" - это нисколько не умаляет их эффектности. Не мешают просмотру и традиционные для Болливуда музыкальные номера - они оттеняют более поздние события фильма, в которых для песен и танцев уже не останется места.
Суперзвезда индийского кино Акшай Кумар (Ишар Сингх), который и сам родом из Пенджаба, сыграл также в самостоятельном продолжении "Битвы при Сарагархи" под названием "Шафран - Часть 2: Нерассказанная история об Амритсарской бойне" - правда, уже совершенно другого персонажа из совершенно другого временного промежутка. Планируется и третья часть сикхской франшизы, посвященная генералу Хари Сингху Нальве, в чьей роли выступит все тот же актер. Ну а первый фильм был и остается по-настоящему достойным батальным полотном, сотканным из нераздражающего патриотического пафоса, умопомрачительного экшена и потрясающей музыки (чего только стоит композиция Teri Mitti, под которую нам показывают печальный итог битвы при Сарагархи). Конечно, боевик Анурага Сингха сложно рекомендовать тем, кто на дух не переносит индийское кино - и все-таки проходить мимо такого колоритного зрелища точно не стоит.