«Жизнь — это череда закрывающихся дверей»

Я уже делала обзор на мультсериал «Тука и Берти», создательница которого, Лиза Ханавальт, работала также над небезызвестным произведением «Конь БоДжек». Теперь, собственно, пришло время поговорить и о нем подробнее. «Конь БоДжек» – мультсериал, повествующий о жизни голливудского актера и пьяницы коня БоДжека.

«Жизнь — это череда закрывающихся дверей»

Поначалу произведение выдает себя за легкую комедию, где зрителю приходится наблюдать за буднями актера одной роли. В далеких 80-х БоДжек снимался в ситкоме «Ржем с Конем», посвященному отношениям добродушного коня в желтом вязаном свитере с тремя маленькими детьми-сиротками. Когда сериал закрылся, главный герой больше нигде не снимался. Его жизнь потеряла всякий смысл, Боджек погряз в экзистенциальном ужасе и кризисе среднего возраста. Дни сменяли друг друга. БоДжек практически не выходил из своей шикарной виллы, денно и нощно смотрел старые серии ситкома и пил непозволительное количество алкоголя. Конь практически не замечал, что происходит вокруг него. Так, однажды в доме актера поселился неудачник Тодд, который сбежал из родительского дома. БоДжек не придал этому особого значения и разрешил подростку остаться, лишь бы не чувствовать удручающего одиночества.

Сериал – социальная сатира

На протяжении первых сезонов БоДжек вечно попадает в нелепые ситуации. Юмор сериала строится на гиперболизации и абсурде. Основа шуток – страдание героев, высмеивание и смех сквозь слезы.

Кажется, что БоДжек – типичный алкоголик, эгоистичный и самовлюбленный актеришка. Никто, кроме него самого, не интересует коня БоДжека. Он готов сутками напролет говорить о себе и о комедийном сериале, в котором когда-то давно снимался. Все меняется, когда актер встречает писательницу Дайен, которая должна написать автобиографичную книгу героя. Впервые в жизни конь рассказывает о своей жизни без лжи и прикрас хоть кому-то, он сближается с девушкой, и отношения их будут иметь странный, поломанный характер по мере всего повествования.

Чем глубже зритель погружается в сериал, тем больше понимает, что перед ним не простая комедия, а скорее трагикомедия. Каждый герой, хоть и отражает пороки звезд Голливуда, на самом деле глубже и трагичнее, чем может показаться.

«Жизнь — это череда закрывающихся дверей»

Несносный эгоист и пьяница

БоДжек – одинокая, потерянная и глубоко несчастная личность. За свою жизнь он разрушил и сломал судьбы множества людей, и это бремя тянулось за ним до его 50-летия. Он пытался заглушить голоса из прошлого алкоголем и веществами. В один момент конь лишился всего – славы, узнаваемости, имиджа. Он был вынужден долгое время оставаться актером одной роли, звездой Голливу, снявшейся лишь в одном паршивом семейном ситкомчике. Даже не прикладывая много усилий, БоДжек приносил своими действиями и словами страдания близким. Так, он придает своего друга, который некогда и пригласил его в мир кино, ломает психику юной и неопытной дочери бывшей возлюбленной, становится соучастником смерти своей бывшей коллеги по цеху, которую некогда считал за родную дочь, разбивает сердца многим девушкам, во имя эгоистичных целей мешает другу-сожителю добиться своей мечты в музыкальной сфере – и это лишь малая часть того, что натворил БоДжек. За его спиной слышатся стоны и плач миллионов сломанных душ.

Часто конь пытался сделать как лучше, но все нутро коня, его испорченный и больной рассудок, просто не давали ему вовремя произнести важные слова, извиниться. Эгоцентризм заставляли БоДжека делать ужасные вещи, манипулировать и подстраивать ситуации в выигрышном для себя свете. Однако за каждую заглубленную душу, за каждый свой проступок герой испытывал угрызение совести и стыд. БоДжеку плохо и тяжело на протяжении всего экранного времени, а редкие проблески счастья в его жизни – скорее исключения, которые делают следующую драму только больнее. Он ненавидит себя и страдает от всего содеянного, что сам натворил в прошлом, и никак не может вылезти из состояния жертвы.

БоДжек патологический лгун. Он совершенно не умеет брать на себя ответственность, прикрываясь сложным детством и отсутствием любви со стороны родителей, жизненными обстоятельствами и несправедливостью бытия. Хотя стоит признать, что многие проблемы БоДжека действительно тянутся с детства. Он никогда не чувствовал любовь и заботу матери, внимание отца и нужность со стороны общества. БоДжек отчаянно пытался еще с юношества вписаться в социум, но отменно получалось это лишь под градусом.

Главный герой тонет в саморазрушении, открывая новое дно с каждым кризисным моментом. К страданиям он идет намеренно, целенаправленно, как бы желая добить самого себя медленно и мучительно. Он полностью неудовлетворен своей никчемной и бессмысленной жизнью, поэтому ему вовсе нестрашно рисковать, играться с судьбой. Даже новый пик в карьере, пришедший на выпуск автобиографичной книге о нем, не приносит герою никакого удовлетворения. Он снова начинает сниматься в кино, даже исполняет роль своей мечты в фильме «Секретариат», но пустота внутри неизменно ноет и разрастается вширь. Лишь боль и слезы близких людей, которые также страдают от выходок БоДжека, заставляют его постепенно остепениться.

В конце сериала БоДжек принял свое существо, свою природу. Он, наконец, взял ответственность за все совершенные им проступки. БоДжек понимает, что он плохой человек и натворил много ужасных вещей, но это не приговор, и всегда можно попробовать стать лучше.

Рука помощи в самый безвыходной момент

Несмотря на нелегкий характер БоДжека, рядом с ним всегда были люди, готовые терпеть его и помогать. Так, Дайен НГуен помогла герою вернуть популярность. Она написала о нем книгу без прикрас, обнажив всю самую мерзкую правду о жизни БоДжека: о его равнодушных родителям, зависимостях, предательствах. На удивление, общество приняло актера таким, пожалело, и каждый смог найти нечто родное в образе пьяницы-старика.

Так, Дайен первый раз помогла БоДжеку. И он не единожды обращался к ней. Между героями поначалу была некая химия, даже надежда на романтическую линию, однако они предпочли остаться друзьями – родственными душами. Девушка всегда верила и надеялась, что конь сможет остепениться и исправиться. Она прощала его и поддерживала, хоть сама была на пике нервного срыва. Дайен можно назвать идеалистом и борцом за справедливость. Она страдает от лицемерия вокруг. Ей хочется сделать мир лучше, нести правильные идеалы и помогать людям. Творчество было ее инструментом. Через свои книги девушка хотела передать мысли и чувства, оставить после себя нечто значимое для общества.

Дайен воплощает собой некий моральный компас, она вдохновляет и направляет многих героев сериала, хотя в действительности сама она не так сильна эмоционально. Девушка долгое время страдает от низкой самооценки и депрессии. Ее взгляды разбиваются о жестокие реалии окружающего мира, вызывая в душе героини уныние и диссонанс. Она несчастна, и несчастье ее так глубоко забралось в душу, что девушка даже не понимает, почему чувствует себя так. Она долго ищет себя, учится быть увереннее, любить и не бояться будущего. Просто жить.

«Жизнь — это череда закрывающихся дверей»

Помимо Дайен рядом с Боджеком всегда его менеджер – Принцесса Кэролин. Она оплот трудоголизма. Уходя в работу с головой, кошка забывает про себя и свои проблемы. Она одинока, у нее нет семьи – любящего человека и детей. Все свое свободное время она посвящает работает, а когда не работает... Впрочем, такого не бывает. Работа помогает ей абстрагироваться от самой себя. Принцесса Кэролин с легкостью разгребает чужие проблемы, но в своих едва ли может разобраться. Некогда она была возлюбленной БоДжека, а потом, расставшись, стала просто менеджером. Но даже так Кэролин не переставала помогать коню. Она приезжала к нему среди ночи, и те минуты, когда у самой были важные дела. Она вытаскивала героя из любой передряги и не всегда получала даже «спасибо».

Однако, как и Дайен, и все персонажи мультсериала, Принцесса Кэролин была несчастна. В ней сидела нереализованная материнская любовь и потребность в материнстве. Правда, ее плотный рабочий график и бесплодие (вернее, бесчисленное количество выкидышей) мешали реализовать желаемое.

Нередко на выручку коню приходил его друг – Тодд. Этот инфантильный парниша буквально олицетворяет собой эскапизм и отрицание любой ответственности. Однако Тодд отличался высокой преданностью близким людям, он всегда был готов прийти на помощь и придумать самые неординарные идеи для выхода из ситуации.

«Жизнь — это череда закрывающихся дверей»

«Конь БоДжек и Мистер Подхвост в одном помещении – это, что, серия-кроссовер?»

Мистер Подхвост как персонаж полностью противопоставлен БоДжеку. Если БоДжек неудачный актер, чья карьера то шла вверх, то стремительно падала, второй являлся всеобщим любимцем. Ему куда проще было обзаводиться многочисленными связями, нежели главному герою. Добродушный и глупый лабрадор, бывший супруг Дайен, резко контрастирует с остальной галереей персонажей. Кажется, что у него совсем нет проблем и внутренних травм. Однако праведная рука сценариста не щадила никого. Совершенно беззаботный на первый взгляд, Мистер Подхвост с отточенной точностью скрывает свои страхи и боль. Он несколько раз был женат, и все разы оканчивались разводом. Жены просто уходили от своего, казалось бы, идеального суженного. Ключ к Подхвосту в игнорировании себя и важных людей, которые его окружают. Чтобы нравиться всем, он надел на себя маску счастливчика – и носил её так долго, что начал забывать, кем является на самом деле.

Заметил он это только с помощью Фасольки, его очередной девушки. Создатели не просто так свели его с другой собакой: наблюдение за тем, как излишний оптимизм мешает ей заметить очевидное и крайне важное (измену), натолкнуло Подхвоста на мысль, что он делает то же самое. К концу сериала ламбрадор, кажется, сталкивается с самым тяжелым событием в своей жизни. Если раньше он просто мог плыть по течению, то теперь ему пришлось взять ответственность за совершенный поступок. Чувства к бывшей жене, Дайен, были так сильны, что Подхвост изменяет Фасольке и долго-долго не находит в себе сил, чтобы признаться.

«Жизнь — это череда закрывающихся дверей»

Мы ответственны за наши несчастья

Философию мультсериала можно описать афоризмом Жан Поль Сартра: «Человек обречен на свободу», и здесь французский экзистенциалист имеет ввиду, что человеческая свобода заключается в возможности выбора. В любой, даже безвыходной ситуации, субъект волен выбирать – двигаться дальше или насильственно завершить свой путь. Каждый наш выбор, как показывает сериал, будет иметь последствия. Вся твоя жизнь, все твои настроения – это плоды твоих же действий. Никто не управляет тобой, и ты полностью свободен делать всё, что вздумается.

Свобода – также ключевое слово к пониманию философии сериала о коне БоДжеке. Во вселенной произведения, как и в нашей жизни, нет определенного смысла. Каждый рождается, живет, а затем – умирает. Никакого высшего предназначения. И герои сами выбирают свой путь, они свободны. Кто-то, как кумир БоДжека Секретариат, находит смысл жизни в спорте или другом увлечении. Кто-то – просто живет. Это также перекликается с идеями Сартра, которые он показал в книге «Тошнота», где главный герой понимает бессмысленностью бытия, вечный хаос и абсурд, и находит свой смысл в творчестве. Свобода и сама жизнь показана в произведении метафорически. Символичным становится образ воды, который появляется в каждой серии мультсериала. В заставке к каждой серии БоДжек падает в воду бассейна; мать БоДжека, как он сам говорит в похоронной речи, «всю жизнь тонула за исключением тех редких моментов, когда она вспоминала, что на самом деле умеет плавать». Так, мотив воды и погружения в воду символизирует саму жизнь, ее бесцельное течение, в котором нам постоянно приходится бултыхаться и тонуть. Любопытно и то, что в предпоследней серии БоДжек чуть не умер именно в воде, свалившись вусмерть пьяным в бассейн.

Мультсериал учит зрителя принятию. БоДжек принимает свою сущность и пробует стать лучше. Принцесса Кэролин осознает, что не все в жизни зависит от тебя, и каким бы классным менеджером ты ни была, с чем-то справиться все равно не сможешь. Тодд принимает свою асексуальность и то, что рано или поздно придётся начать жить осмысленно, а также прощает мать и снова начинает поддерживать с ней связь. Дайен признает, что на самом деле больна и нуждается в помощи. Мистер Подхвост понимает, что, пытаясь понравиться всем, потерял себя.

«Жизнь — это череда закрывающихся дверей»

Так, мультсериал «Конь БоДжек» рассказывает о людских чувствах, судьбах, проблемах. Он говорит нам о том, что мы ответственны за свои решения и сами выбираем, какой смысл вложим в свое существование. Даже самый потерянный человек имеет право на то, чтобы стать лучше. Цитируя Дайен: «Нет хороших людей и плохих людей. Мы все просто люди. Иногда делаем хорошие вещи, иногда плохие. И всё, что нам под силу, – пытаться делать больше хороших вещей и меньше плохих».

7
6 комментариев