Крови и зрелищ: обзор фильма «Папа, сдохни»

Сумасбродная чёрная комедия, которая получает куда меньше внимания, чем заслуживает.

В закладки
Аудио

В российский прокат вышел фильм «Папа, сдохни» — неожиданно весёлое жанровое кино, которое рискует пройти незамеченным из-за более громких релизов и сомнительной пиар-компании (что, в общем, для отечественного кино уже традиция). Рассказываем, почему в этот раз стоит отбросить все предубеждения и дать фильму шанс.

Скепсис к российскому кино у зрителей, кажется, пройдёт ещё ой как нескоро. На то есть понятные причины — слишком часто оно нас расстраивало, обманывало и злило. И в то же время каждый год появляется всё больше интересных молодых авторов и удачных фильмов (или хотя бы небезнадёжных): достаточно вспомнить «Витьку Чеснока», «Тесноту», «Рок» или даже белорусский «Хрусталь». Но их, в основном, продолжают игнорировать, не замечать за непробиваемой стеной из муторного кино про войну, прочих исторических манипуляций и КВНовских комедий в духе «Бабушки лёгкого поведения». От них все вроде как плюются, но деньги они собирают с завидным постоянством.

В случае с «Папа, сдохни» ситуация сложная. Ведь пока прочие отечественные дебютанты склоняются в сторону фестивального кино, живущего где-то своей жизнью вдали от широкого проката, фильм Кирилла Соколова стоит как бы между двумя полюсами. Он и целиком авторский — сам режиссёр написал сценарий и смонтировал — и абсолютно зрительский. «Папа, сдохни» — зрелищное, весёлое и отвязное жанровое кино, такое, какого в России делают катастрофически мало. А то и не делают вовсе.

«Папа, сдохни» не из тех фильмов, что любят мучить зрителя долгой экспозицией — он стартует резко, нагло, прямо с порога (причём буквально). В самом первом кадре главный герой Матвей стоит с молотком около двери и всё никак не соберётся нажать на звонок. Он пришёл, чтобы убить человека — отца своей девушки, которого та обвинила в изнасиловании. Но всё, естественно, идёт не по плану: в квартире кроме потенциальной жертвы оказывается его жена, которая почему-то не уехала на дачу, и запланированное убийство вскоре перетекает в хаотичную кровавую баню.

Здесь из людей выливается больше крови, чем их тела способны вместить. Здесь люди ломают спинами стены и сбивают головами шкафы, а герои наносят друг другу такие удары, после которых не выживет ни один человек в мире. Но они продолжают вставать, чтобы дать противнику по морде или огрести ещё больше. На поверхности фильм может напомнить работы Квентина Тарантино, с которым у нас вообще очень любят сравнивать всё кровавое и смешное: та же эксцентрика, любовь к имитации старых фильмов и даже нелинейное повествование. Но для «тарантиновщины» тут, пожалуй, слишком мало разговоров — «Папу, сдохни» больше интересует действие, пластика, он скорее напоминает южнокорейское кино или гонконгские боевики, которыми режиссёр сильно вдохновлялся.

Для фильма, чьё действие почти целиком ограничено одной небольшой квартирой, в нём неприлично много трюков и всяческих операторских кульбитов. Не имея свободы пространственной, он компенсирует её свободой выразительной — в каждую секунду «Папа, сдохни» включает столько внезапных и неординарных визуальных приёмов, что хватило бы ещё на парочку фильмов. Дуэли, снятые в стилистике спагетти-вестерна, безумные наезды камеры в диалогах, неожиданные углы и бешеная динамика в движении камеры, которая здесь просто отказывается смирно стоять на штативе.

Александр Кузнецов теперь, видимо, будет появляться в каждом втором независимом российском фильме. Но тут он и правда хорош

Фильм, конечно, очень чрезмерен — в плане съёмки, подачи, количества жестокости и мата, который тут, правда, грамотно «запикан». Но в случае с «Папа, сдохни» это скорее плюс: он в принципе тяготеет к трэшу (в самом хорошем смысле слова), для которого избыточность никогда не была негативной чертой. В своей зажигательной изобретательности и желании удивить, поразить, развеселить каждым кадром и маленькой сценкой он очень напоминает, допустим, ранние фильмы Питера Джексона — какое-нибудь «Инопланетное рагу» или даже «Живую мертвечину», фильм с самой кровавой сценой в истории кино.

С Джексоном «Папу, сдохни» роднит ещё и то, что со всей его отмороженностью и явным упором на форму он никогда не забывает про, собственно, историю. Как бы не было весело смотреть на кровь, кишки и прочий угар, им нужен контекст, чтобы удерживать внимание на протяжении полутора часов. И с этим у фильма нет никаких проблем — его нелинейный сценарий с отступлениями и делениями на главы (что, не будь фильм таким смешным, выглядело бы откровенно претенциозно) разворачивает простой на первый взгляд конфликт в запутанный анекдот, где все что-то скрывают и строят друг на друга козни.

Виталий Хаев здесь почти повторяет свою знаменитую роль из «Изображая жертвы» (осторожно — в видео по ссылке много нецензурной лексики)

В начале главный герой всего-то хочет убить отца своей девушки, но вскоре в историю вплетут криминальную интригу (пресловутый отец — полицейский с не очень чистой совестью), семейную драму одного второстепенного героя и прочее-прочее. Тут вам и остросоциальная сатира, и классическая проблема отцов и детей, и околонуарная история о предательстве — смысловая часть картины столь же чрезмерна, как и всё остальное.

И она могла легко стать перегруженной, не относись автор фильма ко всему с огромной иронией и улыбкой на лице. Остроумные выпады героев лишают «Папу, сдохни» любых намёков на высокопарность или «чернушность» — не зря моральным ядром картины (точнее, единственным человеком, у которого тут хватает времени на чтение морали) становится персонаж самый неприятный и глупый. Режиссёр откровенно издевается над тягой многих постановщиков к назиданию: его драматургия целиком заключена сама на себе, его конфликты действуют исключительно в рамках истории. Эта непосредственность, безусловно, подкупает — на фоне всех российских «фильмов поколений» и «современной классики», про которые через неделю благополучно забывают, «Папа, сдохни» выглядит как минимум свежо. Как максимум — уникально.

И хотя фильм абсолютно не зависит от географии — «Папу, сдохни», уверен, одинаково весело смотреть зрителям любой страны и национальности — он интересен в том числе как часть российской индустрии. Ведь на постсоветском пространстве с жанровым кино всегда было, мягко говоря, напряжно, а уж тем более с жанровым непродюсерским.

«Папа, сдохни» мог бы стать как раз тем фильмом, который запустит волну новых авторов — кому интересно не только копаться в психологизмах, трагизмах и прочих «-измах» человеческой жизни, но и снимать задорное, драйвовое кино. Нам хватает молодых Ханеке, Бертолуччи и Годаров. Неплохо бы появиться своему Мартину МакДоне, Джереми Солнье, С. Крейг Залеру или, не знаю, Эдгару Райту.

Но для этого, конечно, не надо ставить фильм в одну неделю с «Шазамом!».

#папасдохни #мнения

{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0430\u043f\u0430\u0441\u0434\u043e\u0445\u043d\u0438","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 54, "likes": 142, "favorites": 146, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 45910, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 07 Apr 2019 21:01:25 +0300" }
{ "id": 45910, "author_id": 36827, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/45910\/get","add":"\/comments\/45910\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/45910"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }

54 комментария 54 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
52

Мало внимания? Его рекламируют активнее чем какие нибудь ёлки перед новым годом и везде кричат о русском ответе тарантино. Подозреваю, что и этот пост не просто так здесь появился.

Ответить
45

Блин прямо как по методичке, хех.

Ответить
4

Ну в данном случае автор прав. У нас авторское кино почти всегда не про форму.

Ответить
1

Ну хотя бы не Тарантино или Ричи.

Ответить
20

Скажу честно, кроме КиноПоиска нигде рекламы не видел, да и в общественном каком-то поле обсуждений особо не наблюдал. Возможно, я их, конечно, все пропускаю каким-то образом, не знаю, в общем.

А про сравнение с Тарантино в тексте есть — я с ним не особо согласен и считаю, что это просто проблема того, что у нас всё, где весело и кровяка, принято с ним сравнивать.

Ответить
2

На ютубе почти все каналы о кино пропиарили

Ответить
1

Как будто реклама в каналах о кино делает фильму кассу.

Ответить
0

Вообще, в этом и есть смысл пиара, делать кассу.
Но про кассу никто и не говорил, разговор был о количестве пиара.

Ответить
0

Я видел трейлер, внезапно, в кино, перед фильмом. Деваха в трейлере моментально взбесила, так что интерес я потер быстро

Ответить
5

А где рекламируют? Я впервые о нем услышал из текста выше.

Ответить
4

кинопоиск, трейлеры кино, каждый второй хоть маломальски популярный киноблогер, на некоторых новостях и радио. Словом как в прокат вышел, все словно БЛИН, А ГДЕ РЕКЛАМА ТА? и начали фигачить.

Ответить
3

"трейлеры кино"
- вот не видел ни одного на ютубе.
"кинопоиск, на некоторых новостях и радио"
- не смотрю.
"каждый второй хоть маломальски популярный киноблогер"
- видимо я в вакууме, кроме обзоров Бэда по привычке и изредка Красного, никого не смотрю.

Ответить
3

Ну, они на спонсорах живут, посему на эту рекламу не попались. Я с лёту вспомню рекламу у Сокола и его коллег, Коммандера, Кисимяки, Культаса, ну вот эти вот гики местного села.... т.е. ютуба. Почти уверен, что у большинства крупных(100к+) гик каналов они точно прорекламились.

Ответить
0

У них и видео редкие, почти всегда большие обзоры на фильмы.
Помню смотрел как-то видео-ролики Сокола года 3 или 4 назад, какой же он был пресно-добренький... Всё у него хорошо, всё достойно просмотра, Мстители прекрасны, это превосходно, то хорошо, и от всего-то он счастлив... Тьфу. Остальных вовсе не смотрел. Наверное, к лучшему.

Ответить
0

трейлеры в кино, это в кинотеатрах ,а не на ютубе

Ответить
0

Так для этого в кинотеатр идти нужно!

Ответить
2

Вау! в России ктото серьезно подошел к пиар компании фильма. Давайте обосрем их за это. Фильм ты конечно не смотрел.

Ответить

Комментарий удален

0

Кто и где рекламирует? О фильме узнал только сейчас, полистав ДТФ

Ответить
28

Подходишь такой к кассе:
— Папа, сдохни, пожалуйста.

Ответить
3

А там папа сидит, билетами торгует...

Ответить
6

На карачиках

Ответить
4

И спрашивает...

Ответить
6

Ты че, ебанутый? Че ты там делаешь?

Ответить
10

Я бы не сказал, что мало внимания этому фильму, рекомендуют повсюду

Ответить
17

Согласен, каждый второй блоггер/обзорщик возвещает в своем спонтанном и непредвзятом о новой и уникальной комедии.

Ответить
9

Которых смотрит еще меньше людей, чем российское независимое кино
Я впервые услышал о фильме из этого поста

Ответить
5

я впервые тут о нем прочитал)

Ответить
7

Мне из русских фильмов на похожую тематику зашёл "Парень с нашего кладбища". Для меня, как для ценителя весёлых хорроров 80-х, - самое то. Просто душевный не скучный фильм с тёмной эстетикой. Если не смотрели, очень советую. Вообще иногда чекаю небольшое русское кино, но громкие релизы по понятным причинам обхожу стороной.

Ответить
2

Паль там отличный!

Ответить
2

А где он плохой? Он даже в "Горько" отличный.

Ответить
2

Черт. И правда, когда идти? Тут уже и Хеллбой с Кладбищем домашних животных на подходе... в будни только

Ответить
16

Я бы призадумался о пропуске Кладбища, ибо оценки такие себе, да и вообще экранизации книг Кинга крайне редко не шлак.

Ответить
3

Я ходил на "Кладбище домашних животных". Фильм очень средний и посредственный. Первая половина фильма идёт по книге, а вот вторая уже идёт совсем иначе. Однако это не играет на руку фильму, потому что пугают абсолютно не тем, чем, по моему мнению, должны были пугать. Я бы дождался выхода на носителях. Оценка 6/10 ему более чем подходит

Ответить
2

не трать время на кладбище, проходняк

Ответить
4

На выходных посмотрел и был в полнейшем восторге. Чуть меньше серьезности фильму не помешало бы, но и так смотрится великолепно. Даже раздумывал порекоммендовать многоуважаемой аудитории DTF, но остановила большая вероятность обвинений в "купленном обзоре". Что в комментариях и наблюдается

Ответить
2

Думаю, это неотвратимо, когда хвалишь российский фильм (ну и, возможно, я ещё слишком прям воодушевлён в тексте, но это абсолютно искренне). Но если про хорошие вещи не писать, я считаю, этот скепсис и не денется никуда.

Ответить
3

вкус проплаченных обзоров на губах, ммм

Ответить
2

Интересно было бы узнать, кого автор считает "молодым Ханеке"?

Ответить
0

Реклама какого-то дерьма.

Ответить
0

Если по духу похоже на витьку чеснока - обязательно нужно посмотреть, кмк.

(статью не читал, не хочу спойлерить)

Ответить
3

Лучше прочитай, спойлеров нет, но понятно, что совсем не как "Витька ...".

Ответить
1

Первое что вспомнил, когда увидел трейлер - "Изображая жертву". Заинтересовало.

Ответить
1

Все еще жду обзора на Гурвиненка

Ответить
0

Так это не российский фильм

Ответить
1

Около 14 раз зачем-то пишут название фильма в статье..

Ответить
0

Мне постер фильма (убейте человека, отвечавшего за него) не понравился и его трейлеры, которые вызывали ощущение, что это типичный трэш. Но в последнее время только и слышу позитивные отзывы от друзей и знакомых, а теперь ещё и тут. Надо бы сходить, лично посмотреть, рублём поддержать и, возможно, получить удовольствие.

Ответить
0

Ну слишком очевидная проплаченная реклама-забавно смотреть, как этот фильм пытается не упасть в ту яму с "Защитниками", Взломать блогеров","Притяжением" и прочими отечественными поделками подобного формата(попытками подоить ФК и прокрутить половину бюджета)

Ответить
–3

обзор фильма «Папа, сдохни»

Кхм, с таким названием только такое нужно продавать.

Ответить
0

Отдельное спасибо автору за ссылку на Braindead, это охуительно

Ответить
1

Мне только дай повод! Обожаю Braindead и всего раннего Джексона (позднего тоже, но не так)

Ответить

Комментарий удален

0

Этот фильм ещё хотя бы в кинотеатре найти.

Ответить
0

Трейлер в свое время понравился

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Невероятно! Skyrim портировали на...
Подписаться на push-уведомления