«Не может быть счастлив по-настоящему тот, кто не изведал ужаса»

«Не может быть счастлив по-настоящему тот, кто не изведал ужаса»

Страх - неотъемлемая часть человеческой жизни. Какие-то страхи мы осознаем, какие-то коренятся глубоко в подсознании. Страх может быть деструктивным, парализуя волю человека, а может быть конструктивным, заставляя нас бежать от опасности, спасая свою жизнь.

Искусственное создание атмосферы страха преследует несколько целей. Во-первых, снять стресс, вызванный обстоятельствами внешнего мира: проблемы дома, на работе, финансовые затруднения и т.д. Испытывая сильные эмоции, мы не только сбрасываем напряжение, но и получаем заряд бодрости – оказывается, у меня не так уж все и плохо, как у того парня, который попал в руки к маньяку и не может выбраться из леса. Во-вторых, мы вносим ноту адреналина, позволяющую разнообразить нашу жизнь, сделать ее более живой и яркой.

Любой фильм ужасов аллегоричен по умолчанию. Как сказал Стивен Кинг в своей книге «Пляска смерти»:

«Ужас притягивает нас, потому что позволяет символически выразить то, что мы боимся сказать прямо; он дает нам возможность проявить эмоции, которые в обществе принято сдерживать. Фильм ужасов – это приглашение порадовать себя нестандартным, антиобщественным поведением – беспричинным насилием, осуществлением тайных мечтаний о власти – и получить возможность выразить свои самые глубинные страхи. Кроме того – и это, возможно, важнее всего остального –роман или фильм ужасов позволяет человеку слиться с толпой, стать полностью общественным существом, уничтожить чужака».

Стивен Кинг, писатель

Что же делает фильм ужасов по-настоящему страшным? По мнению короля ужасов Стивена Кинга, настоящий ужас создается при отклонении от физической или интеллектуальной нормы, при нарушении табу. Даже фобии человека , которые хоррор нещадно эксплуатирует, тоже подчиняются этому правилу. Вы боитесь змей? Вот вам «Анаконда» (1997). Боитесь коммунистов? Вот вам «Вторжение похитителей тел» (1978). В сериале «Призраки дома на холме» (2018) ужас вызывает привидение огромного роста. И хотя этот призрак никому не причиняет вреда, его гигантский рост (отклонение от нормы), его ноги, приподнятые над полом (отклонение от нормы), вызывают ужас. В фильме «Призрак и Тьма» (1996) ужас вызывает по-человечески умное поведение львов, которые словно понимают, когда можно нападать на людей, а когда нет.

Кадр из фильма "Анаконда" (1997)
Кадр из фильма "Анаконда" (1997)

Хорроры широко эксплуатируют человеческие фобии: политические, научные, религиозные, страх чужака, страх перед насекомым, животным; страх полета, высоты; страх смерти; агорафобия и т.д. В качестве примера можно привести тайский фильм ужасов «Фобия» (2008). Фильм состоит из 4 мини-фильмов, каждый имеет свое название и отдельный сюжет. Но все сюжеты так или иначе отражают страх призраков (отклонение от нормы) и страх смерти (фобия). Особенно сильными являются последние две части: «Посредник» и «Рейс 224».

Со всяких баек у костра все и начинается... Кадр из фильма "Фобия"
Со всяких баек у костра все и начинается... Кадр из фильма "Фобия"

Нарушения табу вызывают ужас, в качестве примера можно привести многочисленные фильмы о каннибалах. «Ад каннибалов» (1980), «Поворот не туда» (2003), «Людоед» (1998).

Следует особо отметить такой прием, как саспенс. Вообще, на этом приеме построен классический триллер, но так как все чаще происходит смешение жанров, саспенсом успешно пользуются режиссеры хорроров.

«Не может быть счастлив по-настоящему тот, кто не изведал ужаса»

Саспенс – состояние напряженного ожидания. При наличии саспенса в фильме зритель ВСЕГДА знает больше, чем главный герой, зритель СВЕРХИНФОРМИРОВАН. И эта сверхинформированность заставляет зрителя не просто нервничать, а с замиранием сердца следить, что же произойдет. Приведем пример саспенса. Главный герой пытается выбраться из дома, где его ищет маньяк. Если мы идем вместе с героем, прячемся вместе с ним и не знаем, где этот маньяк затаился, то это не саспенс. Хотя и эта ситуация вызывает ужас. А саспенс будет в том случае, если мы, зрители, видим, что маньяк с ножом притаился за дверью. Мы видим, но не главный герой. И этот момент ожидания, наполненный нашим напряжением – увидит герой или нет, сможет прошмыгнуть мимо или нет, увидит ли висящий ключ или нет – и создает ужас.

В испанском (и латиноамериканском) кинематографе ужас вызывается не столько отклонением от нормы, сколько несвободой человека, заключенного в некие условные или реальные рамки, клетку, скованного запретами, ограничениями. Все сверхъестественное является органичной частью реального мира, т.е. речь идет о таком направлении, как магический реализм.

Кадр из фильма "Лабиринт фавна" (2006)
Кадр из фильма "Лабиринт фавна" (2006)

Это обусловлено тем, что на развитие испанского кинематографа повлиял режим Франко. Будучи загнанными в жесткие рамки цензуры и католической церкви, испанские режиссеры смогли реализовать свой потенциал лишь после падения Франко, но эта особенность – зажатость цензурой, проявилась в кино созданием мысленной или реальной клетки, из которой человек старается вырваться.

Кадр из фильма "За стеклом" (1987)
Кадр из фильма "За стеклом" (1987)

СПОЙЛЕР!!!! В знаменитом фильме «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо девочка Офелия трижды «в клетке» - она замкнута в реальности, в лагере, в своем теле. Умирая в конце фильма, Офелия раскрывает «клетку», уходит в волшебную страну и покидает бренное тело. Фавн и другие сказочные существа настолько органично переплетаются с реальным миром, что только зритель в конце фильма может сказать, где вымысел маскирует правду (т.е. клетку).

Японские фильмы ужасов щедро используют сюжеты историй жанра «кайдан», особенности социальных реалий и фобии. Особенностью японского, да и вообще азиатского кино являются наличие: мстительных призраков, мести, кармы и воздаяния. Часто встречается открытый финал, когда нужно самому домыслить концовку, либо пропущены важные детали сюжета и их тоже необходимо додумать самому. Этот принцип называется ЮГЕН.

Кадр из фильма ужасов "Звонок"
Кадр из фильма ужасов "Звонок"

Среди фобий можно выделить суеверие о числе 4, где число по произношению совпадает со словом «смерть». Среди социальных реалий выделяются любовь к мобильному телефону и школа. Японские школьники демонстрируют самые высокие результаты на выпускных экзаменах, что неудивительно, если учесть, что эти результаты повлияют на выбор работы, а значит, на всю жизнь. В то же время, в Японии очень высокий процент самоубийств среди школьников, и школьные экзамены играют здесь отнюдь не последнюю роль. Вот почему место действия часто разворачивается в школе или же связано со школьниками. В таких фильмах, как «Звонок», «Проклятие», История призрака Йоцуя», «Один пропущенный звонок», «Темные воды», нашлось место и призракам, и мести, и мобильному телефону.

Желание испытать ужас, зная, что ты в безопасности, наверное, в природе человека. Судя по тому, какое количество фильмов ужасов выходит каждый год, можно сделать вывод, что жанр не только не собирается сдавать свои позиции, но и выходит на новый виток. Особенно следует выделить такое направление, как ремейки старых фильмов ужасов. Переснимая старые фильмы, режиссеры нередко придают им новый оттенок, давая фильму новую «ужасную» жизнь.

Приложение №1. Список хороших мистических фильмов и фильмов ужасов, на мой взгляд. Из своего списка я выбрала только несколько фильмов, весь огромный список публиковать не стала, так как у меня ужасы и триллеры вперемешку. Отдельно я выделила жанр "джалло". Добавляйте свои, буду рада увидеть что-то новое и интересное.

"Сияние"

"Сквозь горизонт"

"Прикосновение" (1992, Россия, очень-очень рекомендую!)

«Господин оформитель» (1988, Россия, очень-очень рекомендую!!!)

«На страже смерти» (2002)

"Фобия" (2008, тайский фильм ужасов)

"Точка R"

"Экстрасенс" (2012)

«Призраки дома на холме» (2018)

«Королевский госпиталь» (2004, 1994 Ларса фон Триера)

"Суспирия" (старая версия, джалло)

"Кто видел ее смерть?" (1972) (джалло)

"Птица с хрустальным оперением"(джалло)

"Подмена" (1980 г. смотреть именно этого года)

"Клетка" (с Дженнифер Лопес)

"Пожиратели"

"Призраки в Коннектикуте"

"Корабль-призрак" (2003)

"Из ада"

"Зеркала"

"Другие"

"По ту сторону двери" (2016)

"Обряд" (2011)

"Затвор"

"Байки у костра" (1997)

«Мгла» (2007)

«1408» (2007)

«Мизери» (1990)

«Хижина в лесу» (2011)

Приложение №2. Выкладываю список фильмов, отобранных Стивеном Кингом лично. Эти фильмы, по его мнению, внесли весомый вклад в развитие жанра ужасов. Список взят из книги Стивена Кинга "Пляска смерти". Звездочкой отмечены фильмы, которые Кингу очень нравятся.

Фильм Год Режиссёр Ангел-истребитель 1963 Луис Бунюэль Бешенство 1977 Дэвид Кроненберг Вздохи* 1977 Дарио Ардженто Внезапно, прошлым летом 1960 Джозеф Манкевич Водородный человек 1958 Иносиро Хонда Враг из космоса* 1957 Вэл Гест Вторжение похитителей тел* 1956 Дон Сигел Вторжение похитителей тел 1978 Филип Кауфман Выводок* 1979 Дэвид Кроненберг Глаз кошки 1969 Дэвид Лоуэлл Рич Голова-ластик 1976 Дэвид Линч Гонки с дьяволом 1975 Джек Старретт Горго 1961 Эжен Лурье Гори, ведьма, гори! 1962 Сидни Хейерз Гробница Лигейи 1965 Роджер Корман Напугать Джессику до смерти* 1971 Джон Хэнкок День триффидов 1963 Стив Секели Деревня проклятых 1960 Вулф Рилла Дождись темноты* 1967 Теренс Янг Дом ужасов доктора Террора 1965 Фредди Френсис Дурная кровь 1956 Мервин Лерой Дуэль* 1971 Стивен Спилберг Дьяволицы 1955 Анри-Жорж Клузо Захват 1975 Оливер Стоун Землеройки-убийцы 1959 Рей Келлогг Избавление* 1972 Джон Бурмен Изгоняющий дьявола* 1973 Уильям Фридкин Икс — неизвестное 1956 Лесли Норман Икс — человек с рентгеновскими глазами 1963 Роджер Корман Канун дня всех святых* 1978 Джон Карпентер Когда звонит Майкл 1971 Филип Ликок Колодец и маятник 1961 Роджер Корман Крик 1979 Ежи Сколимовски Кровоточащий дом 1970 Питер Даффелл Кто-то следит за мной 1978 Джон Карпентер Кэрри* 1976 Брайан Де Пальма Леди в клетке* 1963 Уолтер Громен Макабр 1958 Уильям Касл Мартин* 1977 Джордж Ромеро Маска красной смерти 1964 Роджер Корман Муха 1958 Курт Ньюманн Не с этой Земли 1956 Роджер Корман Невероятно уменьшающийся человек 1957 Джек Арнольд Неистовство* 1972 Альфред Хичкок Нечто* 1951 Кристиан Найби / Говард Хоукс Ночь должна наступить 1964 Карел Рейш Ночь живых мертвецов* 1968 Джордж Ромеро Ночь охотника* 1955 Чарльз Лотон Они пришли изнутри 1975 Дэвид Кроненберг Они!* 1954 Гордон Дуглас Отвратительный доктор Файбс 1971 Роберт Фьюст Отвращение* 1965 Роман Полански Паника в нулевом году 1962 Рэй Милланд Пикник у висячей скалы* 1978 Питер Уир Плетёный человек 1973 Робин Харди Ползущее неизвестное* 1955 Вэл Гест Помешательство-13* 1963 Френсис Коппола Призрак дома на холме* 1963 Роберт Уайз Проклятие демона* 1957 Жак Турнюр Прошлым летом 1969 Фрэнк Перри Психо* 1960 Альфред Хичкок Психушка 1972 Рой Бейкер Птицы 1963 Альфред Хичкок Птичка с хрустальным оперением 1969 Дарио Ардженто Рассвет мертвецов* 1979 Джордж Ромеро Ребёнок Розмари* 1968 Роман Полански Ритуалы* 1978 Питер Картер С дамой так не поступают 1968 Джек Смайт Салемские вампиры 1979 Тоуб Хупер Сеанс дождливым днём 1968 Брайен Форбз Седьмая печать* 1956 Ингмар Бергман Сёстры* 1973 Брайан Де Пальма Сияние* 1980 Стэнли Кубрик Смертоносные пчёлы 1967 Фредди Френсис Смирительная рубашка 1964 Уильям Касл Сожжённые приношения 1976 Дэн Кёртис Степфордские жёны 1975 Брайен Форбз Тварь из Чёрной Лагуны* 1954 Джек Арнольд Темно-красное 1976 Дарио Ардженто Техасская резня бензопилой* 1974 Тоб Хупер Теперь не смотри 1973 Николас Роуг Тише, тише, милая Шарлотта 1965 Роберт Олдрич Трилогия ужаса 1975 Дэн Кёртис Ужасы Чёрного музея 1959 Артур Крэбтри Уиллард 1971 Дэниэл Мэнн Час волка 1968 Ингмар Бергман Челюсти* 1975 Стивен Спилберг Червь-завоеватель 1968 Майкл Ривз Чёрное воскресенье* 1961 Марио Бава Что случилось с малюткой Джейн?* 1961 Роберт Олдрич Чужой* 1979 Ридли Скотт Это пришло из космоса* 1953 Джек Арнольд Это! Ужас из космоса 1958 Эдвард Кан Я видел, что вы делали 1965 Уильям Касл Я хороню живых* 1958 Алберт Бэнд Ярость 1978 Брайан Де Пальма

Приложение №3. А вот еще один список, тоже из книги "Пляска смерти" С. Кинга, это список КНИГ, рассказов и повестей в жанре ужасов. Те, что отмечены звездочкой, Кинг особенно любит. По многим книгам из этого списка были сняты фильмы.

Richard Adams. The Plague Dogs: Watership Dawn* Ричард Адамс. Чумные псы; Уотершипский холм Robert Aickman. Cold Hand in Mine; Painted Devils Роберт Эйкман. Холодная рука в моей руке; Раскрашенные дьяволы. Marcel Ayme. The Walker through Walls Марсель Эме. Человек, проходивший сквозь стены Beryl Bainbridge. Harriet Said Берил Бэйнбридж. Харриет сказала J. G. Ballard. Concrete Island*: High Rise Дж.Г. Боллард. Бетонный остров; Высотка. Charles Beaumont. Hunger*; The Magic Man Чарльз Бомонт. Голод; Фокусник Robert Bloch. Pleasant Dreams*; Psycho* Роберт Блох. Приятных снов; Психо Ray Bradbury. Dandelion Wine; Something Wicked This Way Comes*; The October Country Рэй Брэдбери. Вино из одуванчиков; Что-то страшное грядет; Октябрьская страна Joseph Payne Brennan. The Shapes of Midnight* Джозеф Пэйн Бреннан. Формы полуночи. Frederic Brown. Nightmares and Geezenstacks* Фредерик Браун. Кошмары и “гизенстеки”. Edward Bryant. Among the Dead Эдвард Брайант. Среди мертвых Janet Caird. The Loch Джанет Кэйрд. Лох (Озеро) Ramsey Campbell. Demons By Daylight; The Doll Who Ate His Mother*; The Parasite* Рэмси Кэмпбелл. Демоны при свете дня; Кукла, съевшая свою мать; Паразит Suzy McKee Charmas. The Vampire Tapestry Сюзи Мак-Ки Чарнас. Гобелен вампиров Julio Cortazar. The End of the Game and Other Stories Хулио Кортасар. Конец игры и другие рассказы Harry Crews. A Feast of Snakes Гарри Крюз. Пир змей Roald Dahl. Kiss Kiss*. Someone Like You* Роалд Даль. Целуй, целуй; Кто-то вроде вас Les Daniels. The Black Castle Лес Дэниэльс. Черный замок Stephen R. Donaldson. The Thomas Covenant Trilogy (3 vols.)* Стивен Р. Дональдсон. Трилогия о Томасе Ковенанте Daphne Du Maurier. Don't Look Now Дафна Дюморье. Не гляди Harlan Ellison. Deathbird Stories*; Strange Wine* Харлан Эллисон. Рассказы. Смерть птицы; Странное вино John Farris. All Heads Turn When the Hunt Goes By Джон Фаррис. Все головы поворачиваются, когда мимо проезжает охота Charles G. Finney. The Ghosts of Manacle Чарльз Дж. Финней. Призраки кандалов Jack Finney. The Body Snatchers*: I Love Galesburg in the Springtime; The Third Level*; Time and Again* Джек Финней. Похитители тел; Я люблю Гэйлсбург весной; Третий уровень; Меж двух миров William Golding. Lord of the Flies* Уильям Голдинг. Повелитель мух Edward Gorey. Amphigorey; Amphigorey Too Эдвард Гори. Бурлеск. Бурлеск-2 Charles L. Grant. The Hour of the Oxrun Dead; The Sound of Midnight* Чарльз Л. Грант. Час мертвецов с Бычьей тропы; Звук полуночи Davis Grubb. Twelve Tales of Horror* Дэвис Грабб. 12 рассказов ужасов William H. Hallahan. The Keeper of the Children; The Search for Joseph Tully Уильям X. Халахан. Опекун детей; Поиски Джозефа Талли James Herbert. The Fog; The Spear*; The Survivor Джеймс Херберт. Туман; Копье; Выживший William Hjortsberg. Falling Angel* Уильям Хьортсберг. Падший ангел Shiriey Jackson. The Haunting of Hill House*; The Lottery and Others*; The Sundial Ширли Джексон. Призрак Хиллхауза; Лотерея и другие рассказы; Солнечные часы Gerald Kersh. Men Without Bones* Джеральд Керш. Люди без костей Russell Kirk. The Princess of All Lands Рассел Кирк. Принцесса всех земель Nigel Kneale. Tomato Came Найджел Нил. Пришел помидор William Kotzwinkle. Dr. Rat* Уильям Котцвинкль. Доктор Крыса Jerry Kozinski. The Painted Bird* Джерри Козински. Нарисованная птица Fritz Leiber. Our Lady of Darkness* Фриц Лейбер. Мадонна тьмы Ursula LeGuin. The Lathe of Heaven*; Orsinian Tales Урсула Ле Гуин. Токарный станок неба; Орсинианские рассказы Ira Levin. Rosemary's Baby*; The Stepford Wives Айра Левин. Ребенок Розмари; Степфордские жены John D. MacDonald. The Girl, the Gold Watch, and Everything Джон Макдональд. Девушка, золотые часы и все-все-все Bernard Malamud. The Magic Barrel*; The Natural Бернард Маламуд. Магическая бочка; Естественный Robert Marasco. Burnt Offerings* Роберт Мараско. Сожженные жертвоприношения Gabriel Maria Marqucz. One Hundred Years of Solitude Габриэль Гарсия Маркес. Сто лет одиночества Richard Matheson. Hell House; I Am Legend*; Shock II; The Shrinking Man*; A Stir of Echoes Ричард Матесон. Адский дом; Я – легенда; Шок-2; Невероятно уменьшающийся человек; Тень эха Michael McDowell. The Amulet*; Cold Moon Over Babylon* Майкл Мак-Доуэлл. Амулет; Холодная луна над Вавилоном Ian McEwen. The Cement Garden Айан Мак-Ивен. Цементный сад John Metcalf. The Feasting Dead Джон Меткалф. Торжествующий мертвец Iris Murdoch. The Unicorn Айрис Мэрдок. Единорог Joyce Carol Oates. Nightside* Джойс Кэрол Оутс. Ночная сторона Flannery O'Connor. A Good Man Is Hard to Find* Флэннери О'Коннор. Трудно найти хорошего человека Mervyn Peake. The Gormenghast Trilogy (3 volumes) Мервин Пик. Трилогия о Горменгасте Thomas Pynchon. V.* Томас Пинчон. V Edogawa Rampo. Tales of Mystery and Imagination Эдогава Рампо. Рассказы тайны и воображения Jean Ray. Ghouls in My Grave Жан Рэй. Гхолы в моей могиле Anne Rice. Interview with the Vampire Энн Райе. Интервью с вампиром Philip Roth. The Breast Филип Рот. Грудь Ray Russell. Sardonicus* Рэй Рассел. Сардоникус Joan Samson. The Auctioneer* Джоан Сэмсон. Аукционер William Sansom. The Collected Stories of William Sansom Уильям Сэнсом. Собрание рассказов Уильяма Сэнсома Sarban. Ringstones; The Sound of His Horn* Сарбан. Круговые камни; Звук его рога Anne Rivers Siddons. The House Next Door* Энн Риверс Сиддонс. Дом по соседству Isaac Bashevis Singer. The Seance and Other Stories* Исаак Башевис Зингер. Сеанс и другие истории Martin Cruz Smith. Nightwing Мартин Круз Смит. Крыло ночи Peter Straub. Ghost Story*; If You Could See Me Now; Julia; Shadowland* Питер Страуб. История с привидением; Если вы можете сейчас видеть меня; Джулия; Страна теней Theodore Sturgeon. Caviar; The Dreaming Jewels; Some of Your Blood* Т. Старджон. Икра; Пригрезившиеся драгоценности; Некто вашей крови Thomas Tessier. The Nightwalker Т. Тесье. Ночной бродяга Paul Theroux. The Black House Пол Теру. Черный дом Thomas Tryon. The Other* Томас Трайон. Другой Les Whitten. Progeny of the Adder* Лес Уиттэн. Ученики того, кто дополнил Thomas Williams. Tsuga's Children* Томас Уильяме. Дети тсуги Gahan Wilson. Paint What I See Гахан Уилсон. Рисую что вижу Т. М. Wright. Strange Seed* Т.М. Райт. Странное племя John Wyndham. The Chrysalids; The Day of the Triffids* Дж. Уиндэм. Хризалиды (Отклонение от нормы); День триффидов

174174
120 комментариев

Замечаю, что чем проще и зауряднее человек, тем больше его тянет ко всяким «остросюжетным» триллером, «сложным и не всем понятным» сюжетам, экстравагантным и выбивающимся далеко за привычные рамки и устои героям и как раз вот к фильмам ужасов.

6
Ответить

Какие-то вам сложные простые люди попадались. Действительно простые и заурядные тянутся к русским комедиям и считают "Фонд кино" знаком качества (это не утрирование - я действительно знаю человека, который думает именно так). Те что, посложнее, тянутся к переусложнённым сюжетам и героям - кто-то чтобы казаться умнее, а кто-то - чтобы прокачаться и перейти в следующую категорию: действительно мудрые люди, которым в умном произведении уже не нужна наводящая на мысль мишура. Они и при взгляде на каплю воды могут представить океан.

46
Ответить

Абсолютно согласен. Недавно досмотрел первый сезон Телепузиков и Лунтика. Эти работы безусловно шедевры нашего времени. Впервые за долгие годы, многогранность моей души и разума смогла наполниться отголосками бесконечности, образами миллиардов звезд что скрыты в мраке космоса. Я будто бы ощутил всю теплоту и свет что существует в мире. Слух наполнили такие невозможные звуки, что ни один существующий язык не смог бы их описать. Мне кажется, самое время пойти отдохнуть от такого эмоционального потрясения и успокоить разум просмотром остросюжетного триллера, вернуться к земному образу жизни.

16
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

обычно любители хорроров это особи женского пола не слишком умудренные интеллектом, довольно часто встречал подобных. Видимо им в жизни не хватает острых ощущений вот и ищут во всяких Атсралах и прочих тупоскримерных ужастиках.

4
Ответить

А чем сложнее и незауряднее, тем больше его тянет к...?

1
Ответить