Маленький злой Супермен: обзор фильма «Гори, гори ясно»
Недорогой хоррор малоизвестного режиссёра под видом яркой супергероики Джеймса Ганна.
На экраны вышел «Гори, гори ясно» — фильм, который спродюсировал создатель «Стражей галактики» Джеймс Ганн. Картину рекламируют как историю злого Супермена и первый «супергеройский хоррор».
Казалось бы, задумка интересная: взять знакомую историю и вывернуть её наизнанку. Но, к сожалению, фильм лишь показывает элементы обоих жанров и не добавляет к ним ничего интересного.
Строго говоря, непосредственного упоминания Супермена, Криптона или каких-то конкретных атрибутов супергероя DC в фильме нет. Но это и не нужно: история и так известна всем, авторы лишь изменили имена и названия. Зрителям показывают бездетную пару из маленького городка, рядом с домом которой неожиданно падает космический корабль. Они находят в нём младенца и воспитывают его как родного сына. А спустя десять лет оказывается, что у ребёнка есть суперсилы.
Уже сама идея настраивает на иронию, тем более, что все продвигают картину как «фильм Джеймса Ганна» — автора с отличным чувством юмора. Споры о копировании персонажей комиксов идут десятилетиями, и «Гори, гори ясно» лишь подчёркивает: героя можно оставить вполне узнаваемым, лишь изменив некоторые детали, и к авторским правам будет уже не придраться.
Городок Смолвиль сменили на Брайтбёрн, Кларка Кента — на Брендона Брайера, в остальном же завязка сюжета знакома. Тем более, что буквально с самого начала в картинку подбрасывают традиционные намёки на будущее супергероя: например, одеяло, которое он ночью стаскивает с кровати, наподобие плаща Супермена.
Но главная ирония в том, что авторы предлагают более реалистичную версию развития событий. Ведь если мальчик-ботаник, которого, к тому же, дразнят в школе, обнаружит, что у него есть сверхспособности, разве он не захочет отомстить обидчикам? Если он узнает, что родители его обманули, разве он не разозлится на них? А ведь ребёнок ещё до конца не понимает свою силу, у него просто сбывается мечта — не зря он все тетрадки изрисовал собственным супергеройским логотипом.
Для десятилетнего ребёнка большая сила влечёт не большую ответственность, как рассказывали в «Человеке-пауке», а просто осознание безнаказанности.
В итоге обычное становление героя превращается в рождение суперзлодея. Это, конечно, не сюрприз. Но всё же такое развитие выглядит правдоподобнее, чем многие канонические истории, где дети, несмотря на лишения и трудности, вырастают исключительно благородными защитниками мира. Ведь в «Человеке из стали» трудно поверить, что Кларк может сдерживать свои силы, даже под угрозой смерти отца.
Но после первого восторга из-за необычной идеи появляется вопрос: а что же дальше? По сути, действительно интересных сюжетных поворотов, кроме оригинальной задумки, в «Гори, гори ясно» просто нет. С момента, как Брендон открывает в себе суперсилы и надевает импровизированный костюм супергероя, история превращается в традиционный трэш-хоррор или даже слэшер.
И кажется, что именно здесь раскрывается потенциал режиссёра. Ведь не стоит забывать: картину снимал не сам Ганн, а малоизвестный Дэвид Яровески, за спиной которого лишь провальный фантастический хоррор «Рой» (в нём, кстати, играл Шон Ганн — брат продюсера).
Даже в рамках небольшого бюджета Яровески показывает действительно неприятные сцены со всеми необходимыми атрибутами жанра: кости ломающейся руки громко хрустят, стекло от взорвавшейся лампы вонзается жертве прямо в глаз, а оторванная челюсть у одного из героев точно напомнит фильм «Зеркала».
Подобные моменты отлично срабатывают, а сознательная гротексность позволяет сюжету балансировать на грани страшного и смешного — по традиции слэшеров, жертвы ведут себя максимально глупо и задают нелепые вопросы. К тому же, образ злодея с суперсилами позволяет автору обыгрывать сцены, где персонаж моментально перемещается из одного места в другое.
И всё это могло бы только радовать, если бы не провалы в драматических и сюжетных сценах. Клише и гротеск, которые отлично срабатывают в экшене, во время диалогов кажутся просто скучными.
Даже отстранённость мальчика, холодно реагирующего на самые сложные ситуации, забавляет лишь поначалу, а после лишь надоедает. Но как только дело доходит до действительно эмоциональных моментов, кажется, что лучше бы он продолжал быть слишком спокойным.
Элизабет Бэнкс и Дэвид Денман хорошо играют роли родителей, но это не спасает ситуацию: история просто слишком стереотипна, а посредственной игрой ребёнка и совершенно неестественным дубляжом (озвучка детей в российском прокате — постоянная проблема) лишь ухудшают ситуацию.
В итоге, большинство медленных сцен, которые должны нагнетать зловещую атмосферу, чаще оказываются просто скучными: сразу понятно, к чему они приведут, и чем кончится дело.
Из-за этого фильм кажется слишком затянутым, хотя длится он всего полтора часа. Вероятно, потому, что необычная идея цепляет только в самом начале, а трэшу не дают толком раскрыться. История отлично смотрелась бы в сборнике короткометражек или как эпизод какой-нибудь хоррор-антологии. Но до полного метра ей не хватает насыщенности.
Отчасти «Гори, гори ясно» — жертва ожиданий, связанных с промо-кампанией. Ведь его везде продвигают как фильм Джеймса Ганна, и на спецпоказах перед сеансом даже пускали его обращение к зрителям. Но Ганн его не снимал и даже не писал сценарий (за это отвечали его брат Брайан и кузен Марк).
С другой стороны, без подобной рекламы на дешёвый проект от начинающего режиссёра вообще вряд ли кто-то бы обратил внимание, и в настолько массовый прокат картине удалось попасть лишь благодаря имени продюсера. Но, в итоге, от «Гори, гори ясно» не стоит ждать многого. Это лишь стандартный хоррор с шутками о злом Супермене, не более того.