Анти-Гамлет. Пока мы были мертвы

В мире не так уж и много драматургов, чьё имя является синонимом слова театр. И для подавляющего большинства жителей земли, это имя Уильям Шекспир. Его пьесы постоянно подвергаются переосмыслению — перенос в другую эпоху, минимализм, историческая точность. Его пьесы неоднократно превращались в нечто новое, но зрители всегда точно понимают, это «Украшение строптивой», а это «Король Лир».

В закладки
Аудио

Но лишь один драматург сделал следующий шаг и решил рассказать о том, что же происходит с персонажами Гамлета в тот момент, когда они не задействованы в самом произведении. Я говорю о Томе Стоппарде и его «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Для начала, кто такие Розенкранц и Гильденстерн. Если вы никогда не читали или не смотрели Гамлета, что ж вспомним одну известную вариацию на тему Гамлета — Король лев. И там ближе всего, это Тимон и Пумба. Друзья главного героя, которые появляются лишь в части эпизодов. Но в оригинале, они всё же разрывались между преданностью короне и другу. И финал у них немного отличается.

Оба героя, это представители знатных домов Дании (и соседних стран), которым довелось расти с принцем. Поэтому его дядюшка призывает их ко двору, чтобы те помогли разобраться с Гамлетом и его помешательством.

Познавательная минутка. Оказывается существует фильм «Король Лев 3: Хакуна матата», который по сути является тем же по отношению к Королю Льву, чем является наш герой по отношению к Гамлету.

Что ж, теперь к самому «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Попытаемся разобраться со всеми по порядку. Для этого мы возьмём одноименный фильм режиссёром которого выступил сам Стоппард.

Фильм начинается со сцены, в которой главные герои в исполнении Гэри Олдмэна и Тима Рота, только едут в сторону дворца. В пыли они находят монету и обнаруживают странный аспект, раз за разом выпадает орёл. Постепенно герои начинают предполагать, что здесь что-то не так. Тут нужно сделать небольшое отступление. Существует такое понятие как ошибка игрока — когда человек приходит к выводу, что результат предыдущих событий имеет влияние на последующие события. Если посчитать математически, то вероятность выпадения орла 100 раз к ряду, точно такая же как вероятность выпадения постоянно чередующихся орлов и решек.

Параллельно с этим действием, в сложных и витиеватых рассуждениях Гильденстерна проскакивает вопрос: "О чем ты прежде всего вспоминаешь?" Тем самым поднимая сразу два вопроса:

1) Вопрос о субъективной честности мироздания с сотней выпавших монет. Точнее об его фантасмагоричность.

2) Что же есть в жизни этих персонажей? Ведь всё что о них рассказал Шекспир — они были друзьями Гамлета до...

Познавательная минутка. В пьесе первое действие начинается со следующих слов: "Два человека в костюмах елизаветинской эпохи, проводят время в местности, лишенной каких бы то ни было характерных признаков." Вещь достаточно стандартная для современных постановок Гамлета, но в тоже время, сильно усиливающая общий посыл фантасмагоричности.

Диалог героев прерывается появившейся актёрской труппой. Тем самым появляется новый уровень погружения. Но давайте вернёмся к этой теме немного позже.

Пока отмечу, что лишь взойдя на сцену, Розенкранц выкидывает решку и сразу попадает в мир реальный, в мир где он на самом деле существует - в Гамлета.

В этот момент резко заметен разрыв между двумя мирами - лимбом, в который погрузил главных героев Стоппард и пьесой Шекспира, где их значение резко снижается. В эти моменты происходит прямое цитирование оригинала. Но давайте пропустим этот момент и опять останемся наедине с Розенкранцем и Гильденстерном.

Случается очень смешная и странная игра в вопросы. У двух друзей явно есть давно выработанные правила, они явно развлекают себя не в первый раз. Каждая фраза должна быть вопросом, нельзя повторяться, нельзя уходить в риторику и нельзя задавать совсем уж общие вопросы. Комичная сцена показывает опять насколько мало мы знаем об участниках игры из первоисточника. Они лишь вовлечены в словесную чехарду и, в основном, остаются в статусе вопрошающих.

Наши герои так и не разобрались кто они, откуда и зачем пришли. Кто для них Гамлет и как же с ним разговаривать.

И тут наступает момент их первого общения с датским принцем. Общение, которое рождает ещё больше вопросов. И тут стоит обратить внимание на ещё один аспект — их диалог полностью посвящён словам Гамлета, они пытаются понять всё сказанное ранее, разобрать каждое предложение и каждое слово. Может сложиться впечатление, что у них нет других тем. Но так и есть, Шекспир не дал им никаких других знаний при рождений, и оставшись наедине друг с другом, они продолжают обсуждать то немногое о чём они имеют представление.

А ещё примерно к этому моменту становится понятно, даже в свободное от пребывания под софитами время, нет никакого Розенкранца, как нет и Гильденстерна, есть только Розенкранц и Гильденстерн. Как дуэт.

Двигаемся дальше. В кадре опять появляются актёры, и тут происходит сразу несколько интересных событий, отвечающих на главный вопрос - что делают герои когда их нет?

Первое, главный актёр произносит фразу в которой сообщает, что они, актёры, живут только когда есть зритель.

Второе, сами актёры показывают спектакль. Точнее они показывают пьесу, похожую на Гамлета. И в какой-то момент действия их спектакля, актёры Клавдий и Гертруда смотрят кукольную постановку той же пьесы. Тем самым рекурсия доведена до максимума, при этом каждый слой погружения становится всё более и более условным и абстрактным.

И последняя тема к которой стоит вернуться, это тема смерти. С каждым актом герои всё активней и активней обсуждают смерть. Начав свою жизнь они не знали ничего о себе, свою короткую жизнь они посвятили другому человеку, а эпитафией будет фраза:

Этот вид зловещ.

И английские вести опоздали;

Бесчувствен слух того, кто должен был

Услышать, что его приказ исполнен:

Что Розенкранц и Гильденстерн мертвы.

Чьих уст нам ждать признательность?

Такова жизнь двух маленьких людей пусть и из благородных семей.

Тема смерти ценна не сама по себе, на самом деле она продолжает тему, поднятую ещё в сцене с монетой. Это фатальность и предопределенность всего происходящего.

Последнее о чём стоит вспомнить в конце — оценка самой личности Гамлета драматургом Томом Стоппардом. Те, кто видел хотя бы одну постановку или экранизацию, стандартно проникались сочувствием к главному герою. Он человек оказавшийся в сложной ситуации. И он пытается её разрешить всеми доступными методами. Но когда Стоппард смещает наше внимание на судьбу двух мелких героев, то становится понятно насколько Гамлет далёк от статуса героя. Это скорее анти-герой, хладнокровно убивший двух своих друзей. Гамлет здесь это человек, который управляет судьбами окружающих по своему желанию. При этом не открывая никаких секретов никому.

Розенкранц и Гильденстерн физически не могли выбрать сторону в этом конфликте, они не знали ничего про конфликт, они лишь видели своего бывшего друга в безумии.

#мнение #театр

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Денис Альшанов", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0435\u0430\u0442\u0440","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435"], "comments": 10, "likes": 46, "favorites": 52, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 53885, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 11 Jun 2019 08:54:59 +0300" }
Подкаст «Жиза ГД»:
Можно ли «продать»
плохую игру?
Слушать фоном🎧
{ "id": 53885, "author_id": 134235, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/53885\/get","add":"\/comments\/53885\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/53885"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
10 комментариев

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

Охуенный фильм. Просто охуенный. И как постмодернистское высказывание, и как высказывание о театре и искусстве.

Ответить
4

И как простое кино для простых котанов.

Ответить
0

имяунно

Ответить
8

Шикарно поставленный фильм, потрясающие актёры. Пересматривал много раз, советовал и буду советовать всем, до самой своей смерти)

Ответить
2

Мне ещё всегда казалось, что герои не случайно говорят о смерти в самом начале, они её уже пережили, уже мертвы, и подозревают об этом. Потому что находятся в бесконечном цикле театральных постановок с одним и тем же исходом.

Ответить
2

Так и есть. Точнее "так оно и есть" в одной из множества интерпретаций происходящего на экране. "День сурка" по-шекспировски.

Ответить
1

Автор, пожалуйста, попроси кого-нибудь вычитать статью. Пунктуация и построение фраз не позволили дочитать статью

Ответить
0

Извиняюсь. Найду другого редактора.

Ответить
1

О, спасибо. Прям порадовала статья об одном из любимых фильмов на фоне бесконечного потока излияний про глубочайший смысл в экранизациях комиксов.

Ответить
1

"О, как внезапно кончился диван"... быстро статья пролетела... эх, хотелось ещё читать и читать, а прийдётся смотреть и смотреть.

Ответить
0

Прямой эфир

{ "remaining": "WzAsMSwyLDMsNCw1LDYsNyw4LDld" } [ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Новая игра Ubisoft на релизе выглядит
точно так же, как и на E3
Подписаться на push-уведомления