«Мы должны чётко определить, что считать кино, а что — нет»: Скорсезе написал эссе с критикой алгоритмов стримингов

И современного кинобизнеса в целом.

«Мы должны чётко определить, что считать кино, а что — нет»: Скорсезе написал эссе с критикой алгоритмов стримингов

16 февраля Harper’s Magazine опубликовал на своём сайте эссе Мартина Скорсезе. Режиссёр призвал деятелей индустрии сохранить стремительно деградирующее в современном мире искусство кино, рассказав о нём на примере картин великого Федерико Феллини.

Ещё лет 15 назад термин «контент» использовался только тогда, когда люди обсуждали кино на серьёзном уровне. Тогда это слово противопоставлялось другому — «форма». Но постепенно его всё чаще и чаще начали использовать люди, возглавившие медиакомпании. Большая часть из них не знала об этой форме искусства ничего. Их даже не заботил этот вопрос.

«Контент» стал бизнес-термином для всех движущихся картинок — будь то фильм Дэвида Лина, видео с котом, реклама с Супербоула, супергеройский сиквел или эпизод сериала.

И это слово использовали в связи с домашним просмотром, а не с кинотеатральным. Оно относилось к стриминговым платформам, которые стали заменять походы в кино так, как Amazon заменил обычные магазины.

С одной стороны, этот процесс принёс пользу некоторым кинематографистам, включая меня самого. С другой стороны, он создал ситуацию, в которой абсолютно всё преподносится зрителю на одном уровне, что звучит демократично, но таковым не является.

Если алгоритм предлагает посмотреть вам дальше [фильм] только на основе темы или жанра, то что это даёт искусству кино?

Мартин Скорсезе, режиссёр

Режиссёр считает, что из-за алгоритмов старые фильмы начнут стираться из памяти ещё быстрее, тогда как полноценное кураторство к такому эффекту не приведёт. Сам Скорсезе с нежностью вспоминает, как знакомился с кино с помощью авторских подборок и фестивалей.

Лучшими режиссёр считает стриминговые сервисы вроде Criterion Channel и MUBI, построенные на кураторстве.

Кураторство — не антидемократично и не «элитарно». Последний термин используют так часто, что он стал бессмысленным. Кураторство — это акт щедрости. Вы делитесь тем, что вы любите, тем, что вас вдохновило. Алгоритмы, по определению, основаны на вычислениях и относятся к зрителю как потребителю, и на этом всё.

Мартин Скорсезе, режиссёр

Далее в тексте Скорсезе подробно рассказывает о том, как познакомился с творчеством Феллини, а потом и самим режиссёром — в 1970 году. Мартин рассказал, что он пытался помочь Федерико выпустить его последний фильм, «Голос Луны», медитативный и спокойный. Картину не хотели прокатывать ни крупные студии, ни даже ключевые независимые кинотеатры Нью-Йорка.

Всё изменилось — и само кино, и его важность для нашей культуры. Конечно, никого не удивит, когда артисты вроде Годара, Бергмана, Кубрика и Феллини, раньше правившие нашей великой художественной формой подобно богам, растворятся в тенях с течением времени. Но сейчас мы не должны принимать ничего как данность.

Мы не можем положиться на кинобизнес в его текущей форме, когда речь идёт о сохранении кино. В кинобизнесе, который теперь лучше назвать «бизнесом массовых визуальных развлечений», ударение всегда стоит на «бизнесе». Ценность чего-либо теперь всегда определяется количеством денег, которые можно заработать на конкретной собственности.

В этом смысле, теперь всё — от «Рассвета солнца» (1927) до «Дороги» (1954) и «Космической Одиссеи» (1968) — выжато досуха и готово оказаться в разделе «Искусство кино» на стриминговом сервисе.

Те из нас, кто знает кино и его историю, обязаны поделиться нашей любовью и нашим знанием с наибольшим количеством людей. Мы должны уведомить правообладателей о том, что они владеют чем-то намного большим, чем собственность, которую можно использовать, а потом убрать на дальнюю полку. Эти фильмы — среди величайших сокровищ нашей культуры, и они требуют соответствующего обращения.

Предполагаю, что мы должны чётко определить для себя, что кино, а что — нет. Федерико Феллини — хорошая стартовая точка. Вы можете многое сказать о его фильмах, но одно тут несомненно: это кино. Работы Феллини прошли длинный путь, чтобы определить эту форму искусства.

Мартин Скорсезе, режиссёр

Полное эссе можно прочитать на сайте издания.

В ближайшее время Скорсезе начнёт работу над «Убийцами Цветочной Луны» — фильмом с Леонардо Ди Каприо и Робертом Де Ниро. Производство стартует в начале 2021 года.

422422
475 комментариев

Комментарий недоступен

407
Ответить

Этот "дед" посвятил свою жизнь на признание кино как сильнейшего и уважаемого вида искусства, а ты своей картинкой показал, что срать ты хотел на его мнение. 

126
Ответить

Ничего другого по теме и нет смысла писать)

5
Ответить

Аутучные комментарии от людей не понимающих даже базис поднятой проблемы уже в наличии. 

193
Ответить

Комментарий недоступен

32
Ответить

Это же дтф. Каких комментариев тут ожидать.

2
Ответить