Сериал "Топи" как аллюзия на российскую действительность

Предупреждение: текст содержит спойлеры к сериалу и не является обзором или рекомендацией. Это скорее приглашение к обсуждению.

Поехали как-то Наталья Поклонская, Илья Варламов, Джилл Валентайнт и Павел Дуров в монастырь в Архангельской области...
Поехали как-то Наталья Поклонская, Илья Варламов, Джилл Валентайнт и Павел Дуров в монастырь в Архангельской области...

Поначалу сериал казался мне чем-то вроде "Техасской резни бензопилой". Во многом из-за атмосферы захолустья, странных местных жителей и полицейского, который ведет себя так, будто напялил форму с чужого плеча. Потом я больше склонялся к тому, что это российский "Lost". Люди, сбегающие от своих проблем, странные события, клубок вопросов без ответов. В конце-концов, наибольшее совпадение я увидел с "Американской историей ужасов". Эклектичное произведение, объединяющее в себе несколько мистических линий, по каждой из которых в отдельности когда-то уже был снят фильм ужасов или триллер.

Сериал, подобно тому же "Lost", нагромождал вопросы и не давал ответов. И я, выращенный десятилетием фильмов Марвел, рассчитывал, что мне разжуют и все объяснят в последней серии. Это пространственно-временная аномалия? Это химические выбросы с комбината? Это посмертие? Это сон собаки? И я боялся этих ответов, потому что, месяцами создавая ожидание, трудно разрешить его так, чтобы большинство зрителей было довольно. Глуховский мог написать свой вариант "света из дырки в острове", и это привело бы в ярость зрителя.

Загвоздка в том, что сериал не дает никаких ответов. Лишь одна сюжетная линия разъясняется, да и то в нарушение основного принципа кинематографа "показывай, а не рассказывай", поэтому катарсиса под "Hello Zepp", как в какой-нибудь "Пиле", не происходит.

И я был из тех фанатов, которые "в ярости", пока не понял, что воспринимал сериал неправильно. Если рассматривать его не как историю о людях, попавших в странное место, а как метафору, высказывание автора, арт-хаусное кино, в котором важно не то, что ты видишь на экране, а то, что ты думаешь по этому поводу - в таком случае все становится на свои места.

Есть Хозяин. Его боятся и ненавидят, но без него не могут. Полиция и церковь служат ему. Он подчиняет себе продажных журналистов и свободолюбивых айтишников. Он использует искалеченных войной ветеранов и избавляется от них, когда пропадает нужда. И даже смерть Хозяина ничего не меняет. Потому что уже есть преемник. Потому что все идет по кругу. Потому что местные не могут без Хозяина.

Что не смеетесь? Не смешно? Не поняли? ЭТО РОССИЯ!

Сериал "Топи" как аллюзия на российскую действительность
77 показов
4.4K4.4K открытий
91 комментарий

И даже смерть Хозяина ничего не меняет. Потому что уже есть преемник. Потому что все идет по кругу. Потому что местные не могут без Хозяина.Глуховский... Глуховский never changes

Ответить

правда глаза режет?)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А зэки это рядовые граждане, наворотили себе барьеров и ограничений, и считают себя свободными. Свобода в фильме с разных сторон. Но ожиданий последняя серия неоправдала. Мне почемуто напомнило паразитов, рефлексиями по социализму. больше всего вопросов к названиям, серий. Кто что искупил, в последней серии ? И воскрешение, чего , веры в чудеса ?

Ответить

Вообщем Глуховский опять про свою политоту.

В целом всё предельно понятно. Обычная российская действительность.

Хозяин - некий местный царёк, у которого всё есть и он убивает людей, потому что ему больше нечего делать. Ему ничего не могут сделать, потому что он управляет очень важным заводом, важным для государства. 
Завод - травит реки, но всем похуй, потому что его даже не существует на картах, да и государственный он.
Хозяина убьют - придёт новый и ничего не изменится. Будет новый местный царёк.

Герои убегают от своего хозяина, чтобы найти нового. Про это прямо говорят.

- Денис - бежит от болезни и государственных хозяев. В итоге получает нового хозяина в лице государства.
- Максим - бежит от продажных главредов, а в итоге продаёт жопу новому хозяину, который по сути такой же как старый и так же работает на государство.
- Соня - бежит от тирана отца, чтобы получить нового хозяина-тирана.
- Эля - бежит от традций, от хозяина-мужа, а в итоге не может смририться с новым хозяином и её за это убивают. 
- Катя - бежит от чувства не нужности и она хочет быть снова нужной кому-то, ей тоже нужен хозяин.

Ну и конечно продажные полицейские, продажные священники, народ которому и так хорошо живётся в этом всём. Полицейский решил жить в такой реальности, а вот священник всё-таки смог переступить через это. Смерть в сериале - избавление, выход из порочного круга.

Зэки, которые свободны только в неволе, и государство их прикармливает, а когда становятся не нужны - в расход как мусор.

Как сказал комментатор ранее - Глуховский... Глуховский never changes.
Но в целом не вижу в таких произведениях ничего плохого, они должны быть и хорошо, что они есть.

P.S. правда есть несостыковки некоторые. Например, почему глюки одних видят и другие. Какое-то массовое помешательство?

P.P.S. линия про мать и дочь, всё же классная.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А вообще снято стильно, музыка кайф, актёры молодцы, хоть и переигрывают зачастую. Иван Янковский сильно на деда всё же похож)

Ответить