На игле: обзор боевика «Никто» Ильи Найшуллера

Фильм вроде бы получился, но ему очень не хватает ещё получаса хронометража.

На игле: обзор боевика «Никто» Ильи Найшуллера

Хатч Манселл — ничем не примечательный мужчина за 50 лет, который живёт в непримечательном доме с непримечательной семьёй и каждый день ходит на непримечательную работу.

И есть в этой истории только один примечательный нюанс. Хатч очень сильно любит убивать людей. Настолько сильно, что это уже похоже на запойный алкоголизм. Стоит ему проявить хотя бы небольшую жестокость, как через сутки он находит себя среди гор трупов людей, которые посмели бросить ему вызов.

И именно с зачатков такого срыва и начинается «Никто» — первый полностью голливудский фильм российского режиссёра и клипмейкера Ильи Найшуллера.

Любое художественное произведение должно работать и в отрыве от личности его автора, но говорить про Nobody и не замыкаться на режиссёре фильма очень сложно.

Дело в том, что Найшуллер в последние месяцы был очень открыт и в десятках интервью умудрился подробно рассказать не только о сильных сторонах своего фильма, но и о всех сложностях, которые у него возникали в процессе производства.

В частности, Илья говорил, что сценарий «Никто» писали чётко по сменам. Чтобы не выйти за рамки бюджета, любые второстепенные эпизоды вырезали, а нюансы повествования и диалоги пытались объединить и скомбинировать таким образом, чтобы сказать как можно больше наименьшими средствами.

Во многом поэтому «Никто», находясь в другом конце вселенной от понятия «артхаус», всё равно волей-неволей вынуждает зрителя искать «синие занавески» и додумывать недосказанности, порождённые этой вынужденной повествовательной теснотой.

И чем больше проходит времени с сеанса, тем сильнее убеждаешься в том, что для максимального эффекта «Никто» не хватило минут 30 хронометража. Чуть дольше показать быт главного героя, чтобы контраст с его страстью потом был сильнее. Чуть лучше проработать семью, чтобы показать, как на ней отражаются «батины запои». Чуть лучше раскрыть образ отца и сводного брата главного героя (82-летний Кристофер Ллойд и рэпер RZA) в их очаровательной семейной психопатии.

Семья главного героя так и остаётся картонной до самого финала
Семья главного героя так и остаётся картонной до самого финала

При этом со «скелетом» фильма всё очень даже в порядке. Найшуллеру с помощью нескольких сцен удаётся успешно показать «наркоманию» Хатча. Герой Боба Оденкёрка буквально молится о том, чтобы главный злодей отправил к нему всех своих головорезов — лишь бы веселье не закончилось раньше положенного. В каком-то смысле тут получается «Джон Уик» наоборот. Герой не вынужден никого убивать. Он никому не мстит. Он не связан никакими правилами и законами. Он просто хочет убивать, и это, как ни странно, оказывается вполне себе рабочей мотивацией.

Во время просмотра «Никто» основной конфликт фильма волей-неволей хочется сравнивать с таковым в Uncharted 4. Как и Натан Дрейк, Хатч запирает себя в семейной жизни с открытки, потому что это рационально и правильно, но его подлинная сущность всё равно в конце концов вырывается наружу. Но если в Uncharted 4 главный герой в финале совершенно определённо находит баланс между двумя своими ипостасями, то у Найшуллера на такой исход получается только осторожно намекнуть перед финальными титрами.

При этом не стоит забывать о том, что сценарий фильма написал автор «Джона Уика» Дерек Колстад, и его характерные приёмы нет-нет, да прорываются в повествование «Никто». Хатча ровно так же иррационально боятся, как Бабу Ягу, а ещё у него есть влиятельные попечители, отношения с которыми при желании можно раскрутить в сиквеле.

На игле: обзор боевика «Никто» Ильи Найшуллера

Что приятно выделяет «Никто» на фоне «Уика», так это почти лишённые клюквы русские мафиози. Конечно, без некоторой комичности не обошлось, но Найшуллеру успешно удаётся ввести в повествование понятие «общака» и состряпать из Серебрякова характерного злодея, который оказывается зеркальным отражением главного героя — мужиком за 50, чьи подлинная страсть и повседневная жизнь никак не могут прийти в гармонию.

Если «Никто» всё-таки оторвать от личности Найшуллера, то получится просто крепкий, но очевидно проходной боевик, который большинству людей запомнится как фильм, где Сол Гудман и доктор Эммет Браун стреляют в звезду «Левиафана» и «Груза 200».

Экшен тут снят изобретательно и красиво — без трясущейся камеры и припадочного монтажа, но в отличие от того, что мы видели в «Хардкоре», пока не тянет на уникальный почерк режиссёра, по которому его можно будет узнать и через много лет.

При этом «Никто» после просмотра всё равно какое-то время не выходит из головы. То ли из-за количества маленьких недосказанностей в сюжете, то ли из-за того, как легко к основным идеям фильма придумать множество интересных развитий.

Возможно, Илье удастся раскрыться на полную в его следующем фильме или в потенциальном сиквеле, а «Никто», идущему сейчас в кинотеатрах, больше всего не хватает одной вещи – Найшуллерката.

Что понравилось

  • Идея о запойном убийце, который очень не хочет срываться, а потом не может остановиться.
  • Боб Оденкёрк смотрится в кадре лучше, чем когда-либо.
  • Чистенький и изобретательный экшен, в котором видно каждый удар и каждый выстрел.
  • Более правдоподобная русская мафия, чем в большинстве таких фильмов. Серебряков смотрится аутентично и играет необычную для себя роль злодея, которому не чуждо чувство прекрасного.
  • Удачный дубляж, иногда похожий на «перевод Гоблина» только без Гоблина, и отличный подход к цензуре (мат глушат автобусным клаксоном).
  • Репрезентация по-русски — единственный темнокожий злодей в фильме оказывается ребёнком Олимпиады 1980 года.
  • Ощущение, что авторы фильма сами кайфовали от того, что они делают.

Что не понравилось

  • Фильм длится 92 минуты, и времени не хватает на проработку даже довольно важных сюжетных линий. Хочется ещё полчасика.
  • Максимально далеко уйти от «Джона Уика» не получилось. Некоторые сцены прям один в один, но «Никто» вышел более приземлённым.
  • Местами пошловатое использование зарубежной музыки, свойственное российским фильмам.
  • Это хорошее дополнение к портфолио Найшуллера, но не более того.
375375
167 комментариев

с непримечательной семьёй (жена, сын и дочь)А что такое примечательная семья? Муж, муж, кладбище, дочь и сын?

164
Ответить

Комментарий недоступен

95
Ответить

Примечательная семья это где папа ещё не успел уйти

28
Ответить

Дело не в наборе гендеров, а в том, что семья в фильме максимально плоская и шаблонная.

Жена, которая всё прощает (а не как в «Озарке», например). Ребёнок постарше, которому многое понятно, и ребёнок помладше, которому ничего не понятно.

23
Ответить

Ещё афроамериканец, китаец, трансгендер, карлик и обязательно сильная женщина!

1
Ответить

Муж, муж, данжон, фри хандред бакс.

Ответить

Комментарий недоступен

85
Ответить