Что не так с фильмом «Достать ножи»?

Детектив режиссера Райана Джонсона россиянам понравился — в какой-то момент в кино смотрели больше только «Холодное сердце-2», но оно и понятно. Однако у фильма есть не только плюсы, но и несколько минусов. Предлагаю взглянуть на него критически — и поспорить в комментариях, конечно!

Важно: в тексте есть серьезные спойлеры, так что лучше сперва посмотрите фильм (так и обсуждать интереснее)

*(на англ.) переубедите меня
*(на англ.) переубедите меня

Для начала — то, к чему можно придраться, но вообще-то это норм:

- Тут есть героиня, которая не умеет врать: это сразу вызывает у нее рвотный рефлекс

Ана де Армас играет в сценах для взрослых, соблазнила Бена Аффлека... Ну а у Райана Джонсона она без остановки блюет ¯\_(ツ)_/¯ Промоматериалы фильма
Ана де Армас играет в сценах для взрослых, соблазнила Бена Аффлека... Ну а у Райана Джонсона она без остановки блюет ¯\_(ツ)_/¯ Промоматериалы фильма

Кому-то, наверное, будет неприятно на это смотреть (хотя все без деталей), но нужно понимать, что «Достать ножи» — это переосмысление классических детективов, и многие вещи тут сделаны специально, чтобы обыграть приевшиеся ходы.

Девушка, блюющая в ходе допроса — это смешно и неожиданно: с таким великие киношные детективы еще не сталкивались.

- Имя убийцы (чьи действия привели к смерти) говорят на 30-той минуте двухчасового фильма

Это было бы обидно, если бы мы не видели такого во многих других детективах, особенно скандинавских. Как правило, это делается, чтобы сместить фокус на что-то другое: например, на разложение общества или нравственные терзания убийцы.

Последнее хорошо бы подошло фильму «Достать ножи», если бы не моя первая настоящая претензия.

Итак:

1. Нас заставляют сопереживать герою, чья единственная цель долгое время — избежать правосудия

На самом деле, отрицательный главный герой — довольно частый ход в современном кино, но одно дело наблюдать за вором или махинатором, и другое — за убийцей, который мешает докопаться до правды на 100% положительным персонажам.

Ну как можно врать такому милому детективу? Персонажный постер фильма
Ну как можно врать такому милому детективу? Персонажный постер фильма

Да, потом нас пытаются убедить, что герой на самом деле не плох, но до того мы довольно долго наблюдаем за тем, как он вставляет палки в колеса правосудию, и сопереживать ему трудно.

Согласен, претензия спорная и зависит от морального компаса, но что вы скажете о следующем:

2. Почти все члены семьи жертвы — сценарная «мебель». Убери их из истории — и ничего не изменится

Да, многочисленное семейство автора детективов — основная «фишка» фильма. Тут крутые возрастные актеры (Джейми Ли Кертис, Майкл Шеннон, Дон Джонсон), жизненные типажи (сетевой тролль правых взглядов; увлекающаяся саморазвитием, но неприспособленная к жизни дамочка; неспособный создать ничего своего «креативщик» и т.д.), да и ругаются они прикольно.

Но что, если никто из них не совершал убийства?

Реальный спойлер:

.
.
.
.

из постоянно находящихся в доме к убийству не причастен никто, настоящий убийца (то есть, тот, кто дергал за ниточки) от жертвы относительно удален.

Зачем им тогда уделять столько внимания? Основная интрига разворачивается без них, как и все погони и умозаключения детективов. Отношения внутри семьи на жертву никак не повлияли, их необычные судьбы на сюжете не отразились.

Они могли быть добрыми или злыми, могли появляться только в конце и в начале фильма, или вообще упоминаться лишь на словах — и ничего бы не изменилось.

Они, правда, немного мешают главному герою, но ведь мебель тоже иногда мешает ходить по квартире — что ж, про нее отдельный фильм снимать?

Кстати, классная мебель! Кинопоиск
Кстати, классная мебель! Кинопоиск

Думаю, такое пренебрежительное отношение к главному козырю фильма связано с относительной неопытностью режиссера (он же автор сценария). Надеюсь, в «Достать ножи-2» будут такие же яркие персонажи, но роль в истории у них будет побольше.

3. В убийце нет ничего человечного — это обычный психопат

Это, скорее, дежурная придирка к большинству современных триллеров: чтобы завернуть интригу покруче, авторы часто делают убийцей совершенно неожиданного человека — брата, свата, соседа, бабушку, дедушку, ребенка, начальника.

Больше всего такой паранойи я за последнее время видел только в фильме «Девушка в поезде» с Эмили Блант, и это, имхо, было весьма натянуто Постер фильма
Больше всего такой паранойи я за последнее время видел только в фильме «Девушка в поезде» с Эмили Блант, и это, имхо, было весьма натянуто Постер фильма

И этот доморощенный криминальный талант внезапно начинает проворачивать такие многоходовки, которые и не снились профессору Мориарти. И уж, конечно, он не станет размениваться на какие-то там терзания как Раскольников: методы следствия в 21-ом веке более совершенны, чем в 19-ом — не до вечных вопросов, знаете ли.

Конечно, в реальности так не бывает: преступник обязательно проколется (сильнее, чем в фильме), да и свое первое убийство он будет переживать более выраженно. Единственный, кто соответствует приведенному портрету — психопат.

Но что-то я сомневаюсь, что в мире есть столько психопатов, сколько с ними выходит триллеров. Скорее, сценаристы разучились создавать живые характеры и пытаются напугать нас одним и тем же пугалом, которое уже почти рассыпалось.

Трейлер фильма

А как вам фильм? Какие ходы и приемы запомнились? Будете смотреть сиквел? Ну и согласны ли вы с моим мнением?)

Кстати, еще больше разборов и историй из индустрии — на моем Дзен-канале. Еще там есть стримы без текстовой статьи, где мы обсуждаем, например, нестандартные азиатские экранизации (более необычные, чем аниме по манге) и «низкие» и «высокие» жанры в фантастике (и бывают ли вообще таковые ;)).

А если лень подписываться там, подписывайтесь тут: здесь тоже будут новые (в том числе, эксклюзивные) материалы!

88
12 комментариев

Мы точно один фильм смотрели? 
Почти все члены семьи жертвы — сценарная «мебель». Убери их из истории — и ничего не изменитсяЕсли их убрать - в фильме ничего не останется. Он доставляет именно из за того что тебя водят по ложным/частично правдивым следам
В убийце нет ничего человечного — это обычный психопатЧто? 
Точно? 
Мне кажется ты другой фильм смотрел

20
Ответить

Если убрать семью из повествования (оставив только внука, например), то хронометраж сократится вдвое - но это будет действительно интересный час с чем-то. Допустим, подозрение падает на залетного убийцу (а не на всю семью) - но в процессе Бенуа Бланк понимает, что это дело рук кого-то из дома: и вот мы уже видим работу мысли не только сиделки, но и "внука", пытающегося замести следы, и самого Бланка, который из полу-комичного персонажа превращается в настоящего детектива. То есть, фокус внимания с двинулся бы на реальных действующих лиц этой истории, без блуждания по табору приглашённых артистов - и это, на мой взгляд, было бы хорошо.
Семья, конечно, даёт сколько-то очков к атмосфере, но их крайне малая задействованность после экспозиции удручает

Ответить

По второму пункту не понял. Вам бы пояснить подробнее 

Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить
Ответить

Странные претензии.
У меня претензия одна - если бы все персонажи помнили, что труп будут диагностировать, фильм бы получился короче раза в 4.

Ответить