Славные парни (Goodfellas, реж. Мартин Скорсезе, 1990)

Славные парни (Goodfellas, реж. Мартин Скорсезе, 1990)
Славные парни (Goodfellas, реж. Мартин Скорсезе, 1990)

Помнится, что в далёком 2010 году, находясь под впечатлением от просмотра фильма, я уже писал текст на «Славных Парней» Скорсезе. Сейчас, пересмотрев впервые за 11 лет картину, перечитал и понял, что хорошо бы написать что-то новое.

Гангстерские фильмы Мартина Скорсезе по ощущениям образуют отдельный мир. Из работ «Злые улицы», «Славные парни», «Казино», отчасти «Отступники», а также недавнего «Ирландца», образуется единая неразрывная цепочка, где будто бы рассказываются отдельные истории из жизни персонажей Де Ниро, Пеши, которым на пути попадаются то Кейтель, то Лиотта, то ДиКаприо, то Пачино и т.д. И это в атмосфере, где внезапно рядовой гангстер-подонок с неуравновешенностью (читай Д. Пеши) становится другом зрителю. Вот же славные парни!

«Славные парни» считаются вехой криминального творчества Мартина Скорсезе, который вырос в районе Маленькая Италия и не понаслышке знает, что собой представляет мафия, «держащая» улицы, и отморозки мелкого калибра, руководствующиеся низменными животными инстинктами. Знает это и Роберт Де Ниро, выросший там же, кстати.

«Goodfellas», вооружившись документальностью книжного источника Николаса Пиледжи, умудряется лавировать между серьёзностью происходящего и лёгкостью усвоения материала. Это достигается за счёт юмора, динамики событий, охватывающих с 60-х по 80-е гг., а также интересного монтажа. К примеру, Скорсезе здесь вдоволь играется со стоп-кадрами.

Кстати, плохая новость для не любителей закадровой речи – её здесь много, она постоянно ведёт беседы со зрителем от лица то Генри Хилла (Рэй Лиотта), то его жены Карен (Лоррейн Брако). А однажды неожиданно Генри ломает четвёртую стену, напрямую обращаясь к нам, и ожидая ответы. Поэтому стоит настроить себя на то, что это адаптация книги. Перед нами те же авторские приёмы, которые можно заметить, перелистывая страницу за страницей, а не отношение к зрителю как к ничего не понимающему идиоту, требующему разжёвывания.

Центральный персонаж картины - уже упомянутый Генри Хил, который «сколько себя помнит – всегда мечтал стать гангстером», этой ключевой фразой можно охарактеризовать последующие описываемые события. Генри всю жизнь пытается завоевать уважение мафии, проходит путь от парковки машин и продажи контрабанды до крупных поручений и продажи наркотиков. Он, как и остальные персонажи, проходит разные стадии зрительского восприятия – от уважения до жалости к нему. Прорывная и главная роль всей жизни для Рэя Лиотты, который заслуживал большей карьеры, чем получил в итоге.

Вообще же Мартин Скорсезе ко всем людям фильма относится ровно, не романтизируя бандитский мир, не вырисовывая вдруг где-то Робин Гуда. Выбор предоставляется зрителю, например, как относиться к Джеймсу Конвею обаятельного Де Ниро, чей персонаж вызывает то уважение, то уверенность в его подлой натуре. Ну, а проверка временем показала, что особо ярким получился Томми ДеВито в исполнении Джо Пеши, отморозок до мозга костей, подаривший всем тот самый диалог с «думаешь, я забавный?». Томми мало застрелить человека, прежде нужно обработать его ножом.

Основная мысль, которую несут «Славные парни»: на войне все средства хороши. Криминальный мир – постоянная война, битва за выживание. В одночасье друзья становятся врагами, причин много: деньги, признание, а когда дело касается жизни, то и задумываться не стоит – выбирай то, что стопроцентно спасёт тебя.

Славные парни (Goodfellas, реж. Мартин Скорсезе, 1990)
Славные парни (Goodfellas, реж. Мартин Скорсезе, 1990)
Славные парни (Goodfellas, реж. Мартин Скорсезе, 1990)
Славные парни (Goodfellas, реж. Мартин Скорсезе, 1990)
41
19 комментариев

Комментарий недоступен

9
Ответить

обожаю эту сцену!

2
Ответить

А мне не зашёл совсем, хотя похожие фильмы смотрел с удовольствием, так и не понял почему.

Ответить

Отличный фильм

3
Ответить

Мой любимый фильм

2
Ответить

Классный фильм. Очень нравится его вступление.

2
Ответить

Лучшее кино во вселенной. Мой фаворит по перепросмотрам. 15 раз точно, может больше.

2
Ответить