Образцовый боевик с обманчивой завязкой: обзор «Гнева человеческого» Гая Ричи

Новая коллаборация Ричи и Джейсона Стэйтема получилась более чем удачной.

Образцовый боевик с обманчивой завязкой: обзор «Гнева человеческого» Гая Ричи

Будем честны — трейлер «Гнева человеческого» почти никого не впечатлил. Ролик преподносил этот фильм как типичный боевик с Джейсоном Стэйтемом, а фирменный стиль Гая Ричи в нём не прослеживался. Да и сам синопсис о хладнокровном инкассаторе, который идёт по следу грабителей, не внушал никакого оптимизма — будто это очередная картина Стэйтема в духе «Механика» или «Перевозчика».

Но многие, в том числе и я, не обратили внимание на очевидные детали. «Гнев человеческий» — не оригинальная работа Ричи, а ремейк французского триллера «Инкассатор», обласканного критиками и зрителями. Кроме того, режиссёр работал над сценарием своей версии не один, а вместе с Айваном Эткинсоном и Марном Дэвисом — это те же люди, что помогали ему с «Джентльменами». Поэтому неудивительно, что режиссёр вообще принялся за этот проект: «Гнев» только со стороны кажется простым фильмом — на деле у него комплексная структура и проработанный сюжет.

Ричи несколько изменил тон оригинала и сместил акценты. В «Инкассаторе» главным героем был неприметный мужчина средних лет, и фильм в основном показывал рутинную работу охранников инкассаторской службы. А Стэйтема уж точно не назовёшь неприметным — его герой по кличке Эйч громко заявляет о себе с самого начала. В Лос-Анджелесе он довольно быстро становится легендой среди инкассаторов, но его мотивы не очень ясны, а о его прошлом почти ничего не известно.

Образцовый боевик с обманчивой завязкой: обзор «Гнева человеческого» Гая Ричи

Фильм в первой трети кажется предсказуемым и в чём-то даже примитивным — Стэйтем, как всегда, играет самого себя. Он ловко отстреливает грабителей, разбрасывается «пацанскими» цитатами, молчаливо смотрит куда-то вдаль, шутит над коллегами и всячески демонстрирует свою мужественность. В каких-то моментах даже чувствуется, будто Ричи и Стэйтем иронизируют над этим образом: сдержать смешок в сцене, где он сурово смотрит в потолок, лёжа на кровати, почти невозможно.

И когда привыкаешь к этому формату, неожиданно начинается второй акт, который рассказывает о прошлом Эйча. С этого момента юмор окончательно уходит на второй план, и Ричи уделяет внимание драме главного героя. При этом режиссёр сгущает краски, включает мрачную музыку и даже в деталях показывает пытки над бандитами. Жестокость здесь не бутафорская, как то было в его прошлых проектах, а вполне настоящая — от режиссёра, который снимает в основном комедийные фильмы, этого совсем не ожидаешь.

Дальше — ещё лучше. В третьем акте к действию подключаются персонажи, которые до этого оставались в тени. Режиссёр и здесь меняет тон — теперь это не только драма, но и чистокровный экшен в духе «Схватки». И с этого момента «Гнев человеческий» окончательно захватил моё внимание, а на концовке мне захотелось выдохнуть. Тут-то я и понял, что на самом деле задумывал Ричи.

Образцовый боевик с обманчивой завязкой: обзор «Гнева человеческого» Гая Ричи

По сложности сценария «Гнев человеческий» явно уступает предыдущим работам режиссёра, но и простым его точно не назовёшь. Здесь несколько сюжетных и временных линий, большое количество персонажей и долгие эпизоды с экшеном. Порой Ричи, в своём фирменном стиле, использует параллельный монтаж для повествования. Старые приёмы режиссёра узнаются сразу, но в этом фильме он показал и что-то новое.

Драма в «Гневе» по-настоящему цепляет — при этом Гай Ричи терпеливо подводит зрителя к ней. Например, важный сюжетный момент фильма раскрывается постепенно — к нему возвращаются аж три раза. Есть здесь и неожиданные сюжетные повороты, и сложные моральные дилеммы. Стэйтем в «Гневе» не так прост, как кажется, и его противники не лыком шиты. И все персонажи фильма получились яркими — в особенности это касается Скотта Иствуда, который, наконец, играет не самого себя.

Но сильнее всего здесь выделяется экшен. Ричи начинает фильм с боевой сцены и на ней же заканчивает — при этом каждая следующая выглядит лучше предыдущей. Финальная перестрелка и вовсе снята впечатляюще: оружие выглядит и звучит так, словно её снимал Майкл Манн. Кажется, ради неё этот фильм и задумывался — я до сих пор помню этот эпизод почти посекундно.

Образцовый боевик с обманчивой завязкой: обзор «Гнева человеческого» Гая Ричи

Честно говоря, на титрах мне захотелось извиниться перед Гаем Ричи. Оказалось, что я зря сомневался в его фильме — это был лучший поход в кино за полгода. За час и пятьдесят с лишним минут режиссёр дал мне всё, о чём я только мог мечтать от фильмов такого жанра. И в памяти «Гнев человеческий» отпечатался так же чётко, как это было и с «Джентльменами».

Если, например, «Карты, деньги и два ствола» я буду вспоминать как эталонную комедию, то «Гнев человеческий» я запомню как образцовый боевик. На титул великого фильма он, конечно, объективно не претендует — но в моём сердце «Гнев» точно останется. Спасибо за всё, Гай Ричи.

«Гнев человеческий», в отличие от «Джентльменов», — не возвращение к корням, а новая ступень для режиссёра. Гай Ричи, судя по всему, находится в своей лучшей форме со времён «Большого куша», и это прослеживается во всём. Поэтому его следующий фильм со Стэйтемом — шпионский триллер «Пять глаз» — выглядит ещё интереснее. Кстати говоря, сценарий этого фильма писала всё та же троица, что сделала «Джентльменов» и «Гнев».

В этом свете «Гнев человеческий» можно легко воспринимать как вторую часть неформальной трилогии Гая Ричи. И пока что у режиссёра всё идёт по плану. Он смог переосмыслить боевики со Стэйтемом и сполна показал свой талант в постановке экшена. И ждать новый фильм Ричи уже нет никаких сил.

Что понравилось

  • Проработанный сценарий с неожиданными поворотами
  • Отлично поставленный экшен в духе такового у Майкла Манна
  • Актёрский состав радует — все персонажи запоминаются
  • Неожиданно хорошая драма с понятными мотивами и чёткой структурой
  • Стиль Гая Ричи чувствуется, но здесь нет самоповторов. Он развивается как постановщик и пробует что-то новое

Что не понравилось

  • Первый акт намеренно сделан простым и несколько карикатурным. Стоит принять во внимание
  • Если ждёте что-то вроде «Джентльменов», то рискуете разочароваться. Ричи здесь снял чистокровный боевик, хоть и с комплексным сценарием. Имейте в виду

«Гнев человеческий» выходит в российский прокат 22 апреля.

1111 показов
43K43K открытий
55 репостов