Развернутый отзыв (не рецензия) на "Джокера"

В закладки

Посмотрел художественный фильм «Джокер».

Картину так активно рекламировали и нахваливали, что пропустить было невозможно. Поэтому собрался и пошел, хотя такие фильмы обычно в кинотеатре не смотрю и жду нормального релиза, чтобы оценить в оригинале. Но тут не удержался.

Скажу сразу, что первые отзывы на фильм не обманули, и там действительно есть чему аплодировать по 10 минут стоя. С другой стороны позже подтянулись уже более критические отзывы, которые справедливо подмечают, что картина не идеальна и шедевра на все времена не получилось, что вдвойне обидно, потому что чуть-чуть не дотянули. Сейчас попробую сформулировать почему и как.

Фильм является очередным рестартом-переосмыслением известного персонажа из комиксов DC, который и раньше был суровым злодеем, а после «Темного рыцаря» (2008) и вовсе размыл границу между фильмами по комиксам и серьезной драмой. В «Джокере» 2019 черта не просто размыта – ее нет. О том, что это фильм по комиксам про Бэтмена узнать можно, только если специально про это читать перед просмотром и\или помнить персонажей по именам.

Фильм довольно легко описать тремя словами: tour de force. Так критики называют картины, которые проявляют по максимуму талант исполнителя главной роли. В «Джокере» это совершенно неподражаемый, божественный Хоакин Феникс который ради этой роли просто вывернулся наизнанку и показал такой уровень актерского мастерства, какой я за 15+ лет вдумчивого просмотра кино ни разу не видел. Просто мгновенная классика, легенда и Оскар за лучшую мужскую роль.

Хоакин играет в «Джокере» настоящего, неподдельного шизофреника, при виде которого стынет кровь в жилах. Не из-за того что он какой-то жестокий злобный маньяк, а из-за полной, совершенно нечеловеческой непредсказуемости и неподдельного безумия. Честно говоря, слабо понимаю людей, которые по выходу из фильма говорили, что сопереживали Джокеру, теперь его лучше понимают и так далее. У меня весь просмотр персонаж Феникса вызывал только одно чувство – ужас.

Потому что именно так выглядят и ведут себя настоящие опасные психи, столкнуться с которыми на улице может каждый. Если поначалу там были какие-то проблески понятных человеческих эмоций и чувств, то уже через двадцать минут начинается ощутимое, напряженное обострение нарастающего безумия, которое в конце фильма натурально тяжело наблюдать. Фильм действительно было физически тяжело смотреть, что со мной впервые. Причем речь идет не про жестокие сцены (хотя пара таких моментов в фильме есть), а про гнетущее чувство угрозы, понимание, что перед тобой не человек, а нечто одержимое, порождение сумрачного мира человеческого подсознания, сотканное из фобий, маний, дурных мыслей, которые есть у любого человека. Сопереживать легко получается самой ситуации, в которой находится Артур (настоящее имя Джокера в фильме), но не самому Артуру. Потому что вся та безнадега и дно на котором он оказался – все-таки не повод для убийств и насилия. Если первые два убийства еще можно списать на самооборону, то третье, произошедшее буквально минуту спустя — хладнокровное, зверское убийство, сделанное с холодным расчетом (вспоминаем, как он ждал у дверей вагона, выгадывая момент, когда надо выходить и преследовать).

И именно в этом недостаток фильма. Совершенно непонятно, почему часть общества видит в таком персонаже героя. А всё потому, что совершенно не раскрыт социальный конфликт, показанный фильме. Причем видно, что авторы хотели сосредоточиться и на имущественном неравенстве, и на деконструкции капитализма эпохи квазитридцатых (в фильме вообще непонятно когда действие происходит, вроде бы и цветной телевизор есть, и некоторые моменты явно указывают на начало века). Но в итоге всю экономическую и социальную составляющую обрисовали несколькими мазками в духе «додумывайте дальше сами, вы не маленькие, понимаете о чём мы». А ведь настолько лучше было бы, если бы (дальше спойлеры, внимание!):

1) Коллега Артура подставил его с пистолетом не из трусости, а расчётливо добившись увольнения коллеги, чтобы не лишиться работы самому.

2) Мать Артура взяла его из приюта, чтобы получать пособие по уходу за ребенком и жить на него, а воспитывала себе покорного слугу побоями и психологическим давлением, чтобы он за ней ухаживал на старости лет как личный раб.

3) Трое убитых Артуром мажоров в поезде были известными насильниками и садистами, которые безнаказанно откупались от полиции и убивали нищих, бездомных и т.д. (есть даже термин для таких мразей в реальном мире – «хедхантеры»).

4) Ведущий комик Мюррей явно должен вызывать у значительной части общества ненависть не просто за выгораживание олигархов, а за какие-то зловещие криминальные схемы (опять же, можно было увязать с лечебницей Аркхама и отмыванием денег там), поэтому его убийство в прямом эфире привело низы общества в экстаз.

Причем самое обидное, что в фильме явно всё это было изначально заложено, но в финальной версии не раскрыто. То ли потому, что хронометража не хватило, то ли потому, что авторы испугались подписываться под таким злым и злободневным посланием. Поэтому фильм получился отличный, но шедевра на все времена, увы, не вышло. Картина одномерная и повествует об одиночестве человека, атомизации общества, потере эмпатии. Об этом всем Артур открытым текстом говорит на ток-шоу у Мюррея и это совершенно шикарно показали авторы в сцене с карликом, расчётливо воспроизведя там с пугающей серьезностью нелепую сцену из какого-нибудь фильма Гая Ричи. Народ в зале во время этой сцены смеялся и затыкал себе рот (а публика была в основном адекватная, что редкость), стыдясь своей реакции на совершенно чудовищный видеоряд. В этом всё послание фильма. Люди привыкли, что только их боль настоящая, утеряли сострадание к ближнему, потеряли связь друг с другом. Особенно это актуально для США, где тебе даже с собутыльниками на ободранной кухне в хрущевке нельзя поделиться болью, и единственный, кто тебя «слушает» — это социальный работник, задающий стандартные вопросы типа «у вас нет дурных мыслей?».

После выхода с «Джокера» у зрителя будут только дурные мысли, и это очень и очень круто.

Визуально фильм сделан отлично, монтаж достойный, два часа пролетели незаметно. Украинский дубляж традиционно ухо не резал, песни не переводили и делали субтитры, что здорово. Удивило что в части сцен записки Артура переведены на украинский, а другие письма и записки нет. Выглядит странно. Заметил только один момент, где перевод дал сбой и ударил по сути, когда мать Артура обвиняет в том, что один из ее «хлопцев» избивал приемного сына. Зритель может подумать, что речь идет о каких-то ее других сыновьях, а не о бойфренде. В остальном всё хорошо, хотя отдельные моменты буду, конечно же, пересматривать в оригинале.

В целом фильм «Джокер» - отличный. Надеюсь, сборы будут огромными и это начинание в экранизации комиксов DC получит развитие, и в следующем фильме мы получим столь же максимально серьезного Бэтмена. Без идиотского костюма и супердевайсов, а сурового, искалеченного жизнью борца с преступностью, настоящего one-man-army возглавляющего личный ЧОП или ЧВК с позывным «Человек-летучая мышь». Ну и Хоакина в роли Джокера, конечно же.

{ "author_name": "Leo_Refantasy", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 1, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 74071, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 07 Oct 2019 21:59:57 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

У тебя в городе нет сеансов с субтитрами? Просто у меня подруга ходила на оба сеанса (сначала дубляж, потом оригинал с сабами) и говорит что дубляж половину шарма фильма запорол.

По поводу убийства третьего поцана в метро - ну там уже по-моему это было завершение "самообороны", потому что оставь его в живых - можно было бы очень легко на Артура выйти. Холодный расчёт? Да. Но зверского я тут ничего не видел, разве что остальные выстрелы в труп были излишни, плюс он сам потом испугался. И не такой уж и холодный расчет, раз не убил тяночьку как последнего свидетеля.

Ответить
1

Согласен, что многое в фильме показано было "ну вы сами понимаете чо как, не будем тратить на это время и диалоги". Помню, когда впервые отчетливо осознал этот приём в Драйве, офигел. Там вообще по сути основные события между персонажами и их мотивации показывают за кадром без объяснений, либо просто показывают максимум отрывки и/или гляделки. Сначала ничего не понял, но внимательнее смотря фильм, получил от такой расшифровки особое удовольствие, закрепил его внимательным просмотром Неонового Демона.
В Джокере это где-то хорошо, а где-то плохо, да. Ждём режиссерскую версию.

Но сейчас перейду к хотелкам твоим:
1)А... зачем? Мы видим становление психопата, зачем нам пытаться делать его не сильно отрицательным (на этой сцене я к нему отвращение испытал кстати), делая людей которых он убил особенными мудаками? Судя по тому, что он карлика не убил, этот коллега к нему и так плохо относился. По-моему для него это уже достаточно лол. Но что-то такое ощущалось, признаюсь, так что не удивлюсь если в режиссерской версии эту деталь добавят.
2) Опять хочешь сделать мертвого от его рук персонажа особенным мудаком. Она и так кстати так себе, зачем делать из неё дьявола? Только больше симпатии к Жакиру будет. Да и в любом случае, вся тема с приютами, приемышами, родительством мутная и вязкая, любая деталь может оспариваться: это его галюны, это Уэйн подкупил и подделал документы, все правда, все неправда, может он вообще сын супермена (такой болезненно худой но при этом на изи душит людей хах)
3)их и так сделали мудаками, но мне больше понравилось, что на тв Артур не использовал это как оправдание. Он не сказал что они приставали к девушке и его избивали, просто сказал что он их убил. Потому что это для него уже не важно. Мне кажеься дальнейшая демонизация только ухудшила бы эффект и больше симпатии Клоуну дала бы зрителям. Ну и я уверен, они немного хуйню творили все равно, не коррупционную, но хуйню.
4)бля лол и его демонизировать надо. На данном этапе Артуру уже похуй было, ну и плюс ведущий уже максимально плохой, т.к. Артур нафантазировал себе что-то и фантазии разрушились.
То что радоваться убийству обычного комика толпе странно я соглашусь, но и жокер в эфире норм речь толкнул, сделав из его смерти символ. Да и там и так пиздец слишком необьяснимый на улицах, который еще и глюками может быть.

Отсутствие очевидного зла в его жертвах и однознаяного мотива в их убийствах делает его еще более зловещим, плохим и поехавшим, что уже действует на атмосферу, иначе он был бы обычным робин гудом в гриме. Странно что к Уэйну ты не захотел демонов подкинуть, лол.

В общем тут мне это видится скорее поводом для оправдания Джокера и его героизации, а я против этого имхо. Но согласен про то, что многие темы обработаны поверхностно. Надеюсь в режиссёрской версии сделают лучше.

И спасибо за отзыв развернутый, было интересно прочитать его, а не аккуратное и скучное сочинение по образцу без мнения автора с максимально водяной подачей. Такое сейчас каждый день видно.

Ответить
1

В фильме и так идёт героизация Джокера толпой. Причем совершенно непонятно почему. Все ебанулись? Люди на забастовках не призывают убивать телеведущих и уж точно не будут биться в экстазе от казни в прямом эфире. Тем более люди в США. Опять же, чтобы вызвать симпатию убийством трёх мажоров там должно быть резонансное преступление типа казни убийц Оксаны Макар, а не расстрел в метро который даже невозможно идентифицировать как самооборону т.к. происходящего никто не видел.

Ответить
0

Вот с записками я поначалу прифигел, когда украинский текст мельком увидел. Думал действительно в безумии Джокера был украинский след.

Ответить
0

Это только в вирусе из "Планеты Обезян" так.

Ответить
0

Говноед. Ой, то есть прекрасное чувство вкуса

Ответить
0

У тебя что ли из-за Долина пригорело так? Сочувствую.

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }