Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

Подборка картин о невиновных людях, ставших жертвой несправедливых приговоров.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

Судебная ошибка по-английски звучит как “miscarriage of justice”, дословно — «выкидыш справедливости». В США каждый такой «выкидыш» становится громким делом, поэтому многие фильмы из нашей подборки основаны на реальных историях.

Где-то фатальным становится случайный промах, где-то — спланированная подмена улик. Часто полиция находится под огромным давлением: политики требуют найти преступника, а жители спрашивают, за что они платят налоги. Поэтому судебную ошибку иногда допускает тот, кто хочет выслужиться и побыстрее закрыть дело.

Добавляйте свои любимые фильмы в комментариях!

«Не тот человек» (1956)

Фильм Альфреда Хичкока «Не тот человек» — классический пример истории о судебной ошибке. Картина основана на реальном криминальном деле музыканта Кристофера Эммануила Балестреро, которое в своей книге описал американский драматург Максвелл Андерсон. Под большим впечатлением от истории режиссёр снял нехарактерный для него фильм по реальным событиям. По признанию критиков, это одна из самых мрачных и безнадёжных, если судить по ощущениям зрителей, картин Хичкока.

Режиссёр намеренно опустил некоторые детали истории, чтобы невиновность героя была не столь очевидной. Это создаёт больше напряжения на экране. Съёмки прошли в тех же местах, где развивались реальные события — даже тюремная камера, в которой сидел главный герой, была той же. Когда снимался эпизод с исполнителем главной роли Генри Фондой, кто-то из заключённых крикнул: «За что они тебя взяли, Генри?», — и раздался смех сокамерников.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

Кристофер Эммануил Балестреро по прозвищу «Мэнни» играет на контрабасе в местном клубе. Его жизнь не отличается разнообразием: после работы — стандартный маршрут домой, где его ждут жена и дети. Скромное жалование не позволяет Балестреро оплатить лечение его жены Роуз у дантиста. Тогда музыкант решает заложить её страховой полис, чтобы получить необходимую сумму.

Неожиданно сотрудницы страхового агентства, куда приходит Балестреро, «узнают» в нём преступника, ограбившего их накануне. Полиция задерживает подозреваемого и проводит следственные эксперименты, которые только доказывают вину музыканта.

Факт: в реальной жизни произошедшее плохо сказалось на психическом здоровье жены Балестреро: её даже поместили в клинику для лечения депрессивного расстройства. И пусть её выписали через два года, она страдала от последствий заболевания до конца жизни.

«Двойной просчёт» (1999)

Детектив «Двойной просчёт» зацепил зрителей тем, что сюжетно интерпретировал Пятую поправку к Конституции США. Она гласит, что дважды судить человека за одно и тоже преступление нельзя. Поэтому несправедливо осуждённая героиня после выхода на свободу якобы получает право безнаказанно совершить то же самое преступление.

Изначально на главную роль приглашали Мишель Пфайффер, Мег Райан и Брук Шилдс, но все они отказались от участия. Тогда режиссёр пригласил Джоди Фостер. Однако актриса стала диктовать свои условия, и её заменили более сговорчивой Эшли Джадд. Главного героя сыграл Томми Ли Джонс, который за своё участие получил 10 миллионов долларов — и это при том, что бюджет фильма составил 40 миллионов.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

Либби (Джадд) уверена, что у неё счастливая семья и удачный брак: есть и любящий муж, и любимый ребёнок. Но романтичная прогулка на яхте заканчивается для неё крахом всего, во что она верила. Наутро женщина не может найти мужа, зато обнаруживает повсюду кровь. Прибывшая полиция находит всё больше улик, которые подтверждают, что мужа убила Либби.

Женщину арестовывают и приговаривают к тюремному заключению. Смирившись с судьбой, она звонит подруге, которая приютила её маленького сына — и вдруг слышит, как тот зовёт папу. Либби понимает, что муж подставил её, чтобы получить общие деньги и страховку. Отсидев срок за преступление, которого она не совершала, Либби выходит на свободу, чтобы отомстить обидчику и забрать сына.

Факт: фильм имел большой успех у зрителей, но юристы его раскритиковали. Они отмечали, что создатели детектива неправильно истрактовали закон: он никому не даёт лицензию на убийство, даже ранее осуждённому за то же преступление. Кроме того, по сюжету героиня совершает ещё множество сопутствующих преступлений, за которые в реальной жизни должна была бы понести наказание. Но «Двойной просчёт» и не претендует на документальное кино.

«Искупление» (2007)

Мелодрама «Искупление» снята по одноимённому роману Иэна Макьюэна. Прочитав его, сценарист Кристофер Хэмптон признался, что ничего лучше за последнее время не читал, и сразу же взялся адаптировать роман для сценария. Однако пришедший в проект режиссёр Джо Райт остался недоволен работой Хэмптона и попросил его всё переписать. Так сценарий стал ближе к сюжету книги.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

Брайони (Сирша Ронан) — девочка-подросток с богатым воображением. Она работает над пьесами и мечтать стать писательницей, а любую жизненную ситуацию готова развить с помощью фантазии. Когда на её кузину нападает насильник, Брайони заявляет, что это был сын домработницы Робби (Джеймс Макэвой), влюблённый в старшую сестру Брайони Сесилию (Кира Найтли).

Молодого человека судят, а из тюрьмы отправляют прямиком на поля сражений Второй мировой. Судебная ошибка ломает судьбы всех героев истории, а Брайони, как и мечтала, становится писательницей. Только на старости лет она рассказывает правду о том, что случилось на самом деле.

Факт: к съёмкам фильма, действие которого начинается в 1935 году, создатели подготовились основательно: наняли консультантов-историков, подняли архивные записи и фотографии. «Искупление» получило шесть номинаций на премию «Оскар» и взяло награду за лучшую музыку. Фильм вошёл в историю не только кинематографа, но моды: зелёное платье героини Найтли эксперты поставили в один ряд с чёрным платьем Одри Хепбёрн и белым платьем Мерилин Монро.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

«Мотылёк» (1973, 2017)

Оба фильма «Мотылёк» — это экранизация одноимённого автобиографического романа Анри Шарьера. Французского писателя арестовали в 1931 году и приговорили к пожизненному заключению за убийство человека. Сам Шарьер утверждал, что пусть за ним действительно числились мелкие преступления, убийства он не совершал.

В реальной жизни Шарьер вышел на свободу в 1945 году и переехал жить в Венесуэлу. В 1969-м он в связи с публикацией автобиографии наконец посетил Францию. Автор утверждал, что до 75% написанного — абсолютная правда, тогда как исследователи уверяют, что большая часть изложенного — это истории, собранные Шарьером у сокамерников. Так или иначе, в 1970 году представители французской судебной системы принесли писателю извинения за допущенную в 1931-м ошибку.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

Анри Шарьер (Стив Маккуин), которого называют «Мотылёк» за татуировку на груди, по ложному обвинению в убийстве попадает в тюрьму. Там он встречает фальсификатора Луи Дега (Дастин Хоффман), с которым договаривается сообща совершить побег.

Друзья несколько раз пытаются вырваться из тюрьмы, но всё время безуспешно. Каждая неудавшаяся попытка только осложняет ситуацию сообщников, но они всё равно не собираются отказываться от затеи.

Факт: Анри Шарьер знал, что его книгу экранизируют, но посмотреть фильм не успел: он умер в 1973 году за несколько месяцев до премьеры. Картина «Мотылёк» 2017 года по сюжету ничем не отличается от предыдущей версии.

«Узел дьявола» (2013)

В 2002 году журналистка Мара Леверитт выпустила книгу «Узел дьявола». Ради неё репортёр несколько лет расследовала реальное дело 1993 года, позже получившее известность как история «троицы из Западного Мемфиса». Книга Леверитт стала бестселлером, и в 2013 году её экранизировали.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

В мае 1993 года Западный Мемфис всколыхнула пропажа трёх 8-летних мальчиков. Поиск детей приводит к ужасной находке — все трое были жестоко изувечены и убиты. Следы на телах погибших навели следователей на мысль, что действовали представители сатанинской секты.

Спустя несколько недель полиция арестовала троих подростков. Первыми доказательствами вины становятся их внешний вид и образ жизни: длинные волосы, увлечение тяжёлой музыкой и асоциальное поведение — двое юношей уже имели проблемы с законом из-за хулиганства и кражи. Религиозные местные жители мгновенно верят в вину юношей. Единственным несогласным оказывается адвокат Рон Лакс (Колин Фёрт), который уверен, что расследование завершили слишком быстро.

Факт: в реальности многие известные люди выступили в защиту подростков и их образа жизни, который, по их словам, не мог доказывать их вину. Так, письма с просьбой пересмотреть дело писали Мэрилин Мэнсон, музыканты группы Metallica, актёр Джонни Депп и другие знаменитости.

«Испытание огнём» (2018)

В основу этого фильма тоже легла журналистская работа — статья репортёра Дэвида Гранна, опубликованная в журнале New Yorker в 2009 году. Он описал драматическую историю Кэмерона Тодда Уиллингема — отца троих детей, обвинённого в их убийстве.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

В 1991 году в доме Тодда Уиллингема (Джек О’Коннелл) случается пожар. Его жена на работе, а сам он сидит дома с трёмя маленькими дочерьми. Мужчина выбирается из горящего здания, но спасти детей ему не удаётся.

Эксперты достаточно быстро приходят к выводу, что Уиллингем сам поджёг дом, тем самым убив дочерей. В доказательство приводят тот факт, что он уже имел проблемы с законом. Некоторые знакомые тоже уверены в его виновности, и суд выносит смертный приговор. Уиллингему грозит смертельная инъекция, а пока его ожидает камера смертников и клеймо отца-убийцы.

Однако находится местная активистка Элизабет Гилберт (Лора Дёрн), которая не боится бороться с системой. Она уверена, что казнь грозит невиновному, и всеми силами пытается противостоять беспощадной судебной машине.

Факт: в 2005 году специальная комиссия с помощью современных технологий пересматривала спорные судебные решения. Одной из первых на стол экспертов попала история пожара 1991 года. Специалисты пришли к выводу, что никаких доказательств вины Уиллингема у полиции на самом деле не было, а в расследовании нашли множество нестыковок, которые говорят о непрофессионализме детектива.

«Жизнь Дэвида Гейла» (2003)

Фильм «Жизнь Дэвида Гейла» стал последним в карьере режиссёра Алана Паркера. На главную женскую роль приглашали Николь Кидман, но та отказалась от участия. Сценарий отклонили и Джордж Клуни с Николасом Кейджем, которым предлагали сыграть главного героя.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

Журналистка Бетси Блум (Кейт Уинслет) приезжает в камеру смертников взять интервью у Дэвида Гейла (Кевин Спейси). По иронии судьбы, активиста, выступающего против смертной казни в штате Техас, приговаривают к казни за убийство человека. На все протесты сторонники сурового наказания отвечают, что в истории штата ещё никогда не казнили невиновного.

По мере разговора с Гейлом журналистка догадывается, что на её глазах совершается та самая необратимая судебная ошибка. У Блум остаётся совсем мало времени, чтобы доказать невиновность активиста.

Факт: критики разгромили фильм, а в прокате он провалился. «Жизнь Дэвида Гейла» поставила точку в карьере Алана Паркера: режиссёру больше не удалось найти финансирование ни для одной своей идеи. В 2016 году он объявил о выходе на пенсию, а через 4 года скончался от онкологического заболевания.

«Зелёная миля» (1999)

Драма «Зелёная миля» — одна из самых точных адаптаций книг Стивена Кинга по мнению самого писателя. В главной роли Фрэнк Дарабонт видел только Тома Хэнкса, и актёр сразу же согласился на съёмки. На самом деле Хэнкс испытывал перед режиссёром чувство вины за то, что ранее отклонил его предложение сыграть главную роль в «Побеге из Шоушенка».

Дольше всего искали исполнителя роли Джона Коффи, но тут Брюс Уиллис подсказал обратиться к коллеге по «Армагеддону» — Майклу Кларку Дункану. Для актёра эта роль стала самой успешной в карьере: за неё он был номинирован на пять престижных премий, в том числе «Оскар» и «Золотой глобус», и получил награду «Сатурн».

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

Пол Эджкомб (Хэнкс) работает надзирателем в тюрьме «Холодная гора», откуда у заключённых только один путь — на электрический стул. По дороге к месту казни они проходят по зелёному полу коридора, который между собой все называют «зелёной милей».

В камере содержится преступник Джон Коффи (Дункан), обвинённый в изнасиловании и убийстве двух девочек. Это необычный человек: он обладает экстрасенсорными способностями и использует их, чтобы помогать людям. Эджкомб подозревает, что такой человек просто не мог совершить преступление, в котором его обвиняют. Но что может сделать тюремный надзиратель, когда суд уже вынес приговор?

Факт: при бюджете в 60 миллионов долларов фильм собрал более 290 миллионов. До премьеры «Оно» «Зелёная миля» была самой коммерчески успешной экранизацией произведения Стивена Кинга. К тому же она получила 15 различных кинонаград и ещё 37 номинаций.

«Приговор» (2010)

Биографическая драма «Приговор» основана на реальной истории, произошедшей в 1980 году. Автор Памела Грей писала сценарий восемь лет. Производство то запускали, то останавливали, и в итоге процесс занял десятилетие.

Судьба фильма решилась в 2007 году, когда на проект наконец нашли деньги. За небольшой гонорар три ведущие роли согласились играть известные актёры — Хилари Суонк, Сэм Рокуэлл и Минни Драйвер. Бюджет «Приговора» составил всего 12,5 миллионов долларов.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

В 1983 году Кенни Уотерса (Рокуэлл) осуждают за жестокое убийство и приговаривают к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение. Его вину на первый взгляд доказывают неопровержимые улики, а также показания бывшей жены и девушки. Единственный человек, который считает, что суд ошибся, — это сестра Уотерса Бенни Энн (Суонк). Даже сам Кенни готов сдаться и совершает попытку суицида, чем подталкивает сестру к активным действиям.

Чтобы доказать невиновность брата и вытащить его из тюрьмы, девушка возвращается в юридическую школу. Постепенно она начинает видеть в деле Кенни нестыковки, но суд не так-то легко готов признать свою ошибку.

Факт: Хилари Суонк имела возможность встретиться и поговорить с прототипом своей героини, но предпочла до последнего не делать этого: ей очень хотелось передать эмоции от истории, а не копировать мимику конкретного человека.

«Исправлять ошибки» («Ошибки прошлого») (2013–2016)

Сериал «Исправлять ошибки» немного отличается от предыдущих фильмов: он рассказывает о том, что происходит уже после признания судебной ошибки и выхода невинного человека на свободу. Шоу получило высокие оценки критиков и продержалось четыре сезона.

Казнить нельзя помиловать: фильмы об ошибках судебной системы

После девятнадцати лет в камере смертников на свободу выходит Даниэль Холден (Аден Янг). Будучи подростком, он был осуждён за изнасилование и убийство своей 16-летней подруги. Спустя годы его дело пересмотрели, и новое исследование ДНК показало, что убийцей он быть не мог.

Повзрослевший Холден возвращается домой в небольшой городок. Становится ясно, что даже семья не ожидала увидеть его на свободе: отец умер, и мать снова вышла замуж, поэтому у Даниэля появилось много новых родственников. А ещё в маленьком городке есть местные жители, от взглядов которых никуда не скрыться. Да и представители власти не готовы извиняться перед Холденом.

Факт: несмотря на то, что у героя нет конкретного прототипа, некоторые несправедливо осуждённые узнали в нём себя. В частности, о схожести своей судьбы с историей героя рассказал участник «троицы из Западного Мемфиса» Дэмиен Экхолс. Он назвал «Исправлять ошибки» очень реалистичным шоу.

1414 показов
12K12K открытий
55 репостов
138 комментариев

Этот:

Ответить

Без вины виноватый. Вчера пересматривал-какие же кайфовые комедии с Лесли Нильсеном были)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А по-моему у смертной казни есть свои плюсы: 
1. Уменьшение бюджета на содержание заключенных, куда входят налоги граждан.
2. Я не знаток, я не сидел, и я не философ, но мне кажется, что смертная казнь для многих лучше, чем пожизненное заключение, особенно в тюрьмах, где и пукнуть невозможно и не огрести за это. Могу сильно ошибаться на этот счет.

Ответить

Ну давай я вырежу всю твою семью, тебя сделаю инвалидом сосущим трубочку а потом просижу всю жизнь на твои налоги. Ох уж эта ужасная смертная казнь...

Ответить

Родственники семьи Хнычевых из Хакассии, скорее всего с тобой не согласны.

Ответить