Обзор фильма «Общага» — режиссёрского дебюта оператора «Отряда самоубийц» Статьи редакции
Жестокая и беспросветная экранизация романа Алексея Иванова.
На недавно завершившемся «Кинотавре» награду за лучший дебют получила «Общага» Романа Васьянова. Для него это действительно дебют, но только в качестве режиссёра и сценариста — в индустрии Васьянов уже давно и работал оператором на съёмках «Отряда самоубийц», «Ярости» и «Яркости» Дэвида Эйра, «Тройной границы» Джей Си Чендора, «Стиляг» Валерия Тодоровского и многих других фильмов.
Васьянов знает, как делается кино, поэтому его собственная работа практически лишена «ошибок новичка». Это жестокое, выверенное, осторожное и несколько консервативное кино. Не в техническом плане, а в идейном.
События «Общаги» развиваются в 1984-м, в общежитии неназванного университета Свердловска. Застенчивый, едва ли не блаженный, первокурсник Забела (Геннадий Вырыпаев) живёт в одной комнате с более взрослыми Ваней (Никита Ефремов) и Игорем (Илья Маланин). Первый пишет стихи и беспробудно пьянствует; второй — эстетствующий и вроде как рассудительный малый, который благородно взял шефство над младшим товарищем и ввёл его в круг друзей, где кроме парней две девушки: Нелли (Ирина Старшенбаум) и Света (Марина Васильева).
Всё весело и беззаботно до тех пор, пока одна из студенток не совершает самоубийство. Забела знает, что толкнуло её к суициду, и намерен рассказать об этом следователю. Но это настолько неудобная правда, что её разглашение влечёт страдания как для самого Забелы, так и для его друзей.
От первоисточника Алексея Иванова в экранизации осталось не так много. Да, завязка перекочевала почти без изменений, равно как и некоторые диалоги. Однако если у Иванова студенты ведут высокопарные беседы и перебрасываются колкостями, пока их души плавятся в адском пламени, то у Васьянова эти же студенты стонут и корчатся от боли. Но в общаге никто не услышит их крик.
Выбросив из названия «на-Крови», режиссёр словно бы заземлил историю. Общага-то всё ещё на крови, но бога в ней больше нет, «купола растеряли золото». Да и той вечной общаги, куда пускают без ордера, у Васьянова не предвидится. Его версия, как ни странно, получилась куда мрачнее, безысходнее оригинала.
На пустых и холодных коридорах общежития замыкается вся вселенная героев. Оказавшись выкинутыми из неё, они отчаянно стремятся обратно — не потому что не умеют жить в других условиях, а потому что других условий не существует вовсе. Как и в книге, общага — это модель всего мира с его правом сильного, несправедливостью и компромиссами. А из мира не сбежать, не выселиться. Только если сигануть с крыши.
Васьянов выкорчевал всё евангельское из текста Иванова, лишив его редких светлых пятен. С богом ушла и надежда, «Общага-на-Любви», маячившая перед главным героем в финале книги. Осталась просто Общага, статичная в своей жестокости настолько, что никто из обитателей не думает, как может быть иначе. Забела даже и не мечтает изменить мир — лишь сбежать из него. На тот самый остров Тенерифе, о котором грезил главный герой романа.
Тот самый остров, которого на самом деле нет, потому как нет вообще ничего, кроме утыканных потёртыми дверьми тошнотворно-жёлтых стен, отражающих мольбы и стенания насмешливым эхом. Нет ничего, кроме одновременно жалкой и отвратительной коменды (Юлия Ауг), её мерзкого мужа-насильника (Александр Кудренко) и подлого Гапонова (Евгений Серзин), председателя студсовета.
В центре этого замшелого ада разворачивается по-советски нравоучительная история о том, как важно отстаивать свои принципы и держаться за правду. В иных, действительно морализаторских рассказах злодеи просто пощипали бы героя за локотки, чтобы он эту самую правду отпустил. Но «Общага» не учит хорошему, и здесь герою попросту отрубают руки (фигурально выражаясь). При этом жертва не получается сакральной; на заклание идут почти буднично, без пафоса, в грязном прокуренном подвале.
Режиссёр намерено не пытается развить Забелу, делая из него чуть ли не карикатуру на правильного парня. Он помещает героя в максимально неподходящий для того контекст, заранее зная, что чудесного спасения не будет. Восхитительное упрямство Забелы тут работает так же, как убеждённость персонажей известных антиутопий, с которыми у «Общаги» немало общего — вплоть до года действия. В конце концов, те произведения тоже талдычат о том, что системы ломают людей.
Впрочем, Роман Васьянов говорит ещё и о том, что зло — в общем смысле — оно вечно и постоянно, как бы мы ни рыпались. Недаром в экранизации поменяли имена персонажам, которых объединяет мученичество. Теперь все они отсылают к свету. Отличник стал Забелой; Лёля — Светой, а Серафима — Кирой. Другие герои, подлые и мерзкие, остались при своих. Разве что Ринату заменили «и» на «е».
Всё оттого, что мученики — расходный материал. Они приходят и уходят под разными именами, чтобы остальные, менее смелые, испытывали хоть какую-то надежду, глядя на долгий список пострадавших за справедливость. Но зло всё равно сильнее; это константа, не требующая наречения. И его всегда будет больше, чем тех, кто готов на жертвы.
Обычная советская студентка из Свердловска.
То есть чокеры были уже в 80-е в Советах?)
*Загуглил - в самом деле, походу с тех пор и стали возвращаться в моду
Почему бы и нет. Насчет этой фигни на шее хз, в остальном похоже.
В первую ночь когда заселился в общагу, у меня в блоке (2 комнаты, прихожая, туалет, ванная) парень утонул в той самой ванной.
Накидался чем то, подскользнулся, ударился головой, вырубился, пяткой закрыл слив.
Разбудил ор соседей, вытирали воду с пола, менты, скорая (но уже поздно). Короче так и не спал эту ночь.
Студенческая общажная жизнь началась весело.
В первую неделю как заехал в общагу два аспиранта выкинулись из окна с перерывом наверное дня в три, я тогда задумался это вся учёба такая или только аспирантура, оказалось второе.
пиздец.
Бляяяяя..... Если начинать вспоминать, как мы в общаге жили... Это пиздец...
Я первак - меня закцнили в комнату где двая пятака и один уже закончил. Аспирантура у него была....
Ну, я как парень дворовый, зашёл я с ящиком водяры и проставился.... И дали мне 2й ярус прямо у телека.... Но, дальше началось веселье :ебля на первом ярусе да так, что на втором шатается все 🤣.
Драки.
Поножовщина.
Смотрящие.
Охранника нахуй со второго этажа выкинули (правда, в снег).
Было очень весело.
И смертей в общаге - как на теплотрассы у бомжей.
Просто, снежинки никогда об этом не узнают.
Не подвергаю сомнению вашу историю, но закрыть пяткой слив даже специально на продолжительное время - сложно.
Душевно. Утонул с концами или смогли откачать?
Капец... Вспоминаю свою тихую-мирную жизнь в коридорке и охереваю.
У меня, разве что, перваки на втором ярусе трахались и всё
Я очень люблю сам роман, как раз из-за той надежды, которую давал сам Иванов, сквозь всей безнадеги и мрачняка, и вообще того, что происходило, давая это меланхоличное настроение и атмосферу общаги как отдельного персонажа, а не просто микро-вселенной. Но нет. Снова сделаем чернуху о том как все плохо, гнило, и вообще вскрываемся пацаны. Задолбали. Просто Задолбали. И так уже как подметили, всего этого хватает в жизни
Может на фестивальную премию просто прицеливается? Там без унылой России никак.
Очередной беспросветный писец про Россию. Люблю грустное кино, но как-то и в реальности такого хватает по горло, не понимаю, зачем добивать себя еще и фильмами :(
Потому что Россия для грустных.
Комментарий недоступен
Реквеструю подборку хорошего российского авторского кино без непроступной чернухи
Это надо сидеть разбираться, где авторское, а где не авторское. Но, например, из тех фильмов, что не так известны как День радио и проч:
Прогулка
Неадекватные люди
Я худею
Тряпичный союз
Карп отмороженный
Со мною вот что происходит
Хороший мальчик
Кукушка,
Поколение П
Лето
Копейка
Железнодорожный романс (наивновато, но концепция забавная)
"о том, что зло вечно, а бороться с ним — бессмысленно."
Ничего не имею против хорошего фильма, но такая тема именно на руку кремлю. Пора начать давать людям истории о том, что зло побеждаемо, а то и дальше будут жить в говне и страхе
Дженерик TJ комменты дальше по коридору направо.
приплел
...у нас есть Мэри Элизабет Уинстэд и Джуно Темпл дома
Васьянов красавчик, что тут еще скажешья я прям рад что у него дебют задался. Рецензия очень интересно написана, желание с фильмом ознакомиться появилось неимоверное по итогу прочтения, так шо буим приценять фильму в обязательном порядке.
Фильм хороший, но концовка прям чернушная конечно. В книге таки было по другому
Не понял ( фильм ещё не смотрел если что) концовка мрачнее чем в книге ???, они там чё все самоубиваются что-ли ?)))
Сцены изнасилований в фильме есть? А то по описанию фильм заинтересовал, но у меня жена не очень хорошо такие сцены переносит в кино. Особенно, когда очень натурально.
Как и в книге, есть. Весьма трудная для восприятия, если честно.
Тоже самое, кстати. Поэтому ветренную реку, например, так и не видела.
Книга довольно слабая,по меркам Иванова, дочитывал по диагонали уже
В фильм вообще не верю, особенно смутили декорации, цветокор и студенты которым на вид 30 лет
очередная чернуха на экране... Лучше бы Сердце пармы экранизировали или Золото бунта. Или даже Псоглавцев (современный триллер, хоть и тоже с чернушной повесточкой).
Очередное чернушное говно
Посмотрел. Концовка другая
Там так-то много другого. Там от книги только общага и осталась
Хорошо что прочитал, спасибо, теперь точно смотреть не буду. Не хочу портить впечатление от книги.
Вот как бы ни росло качество российского кина, но вот эти названия....
Общага. Сваты. Менты. Путейцы. Содержанки. Психологини.
Комментарий недоступен
Фильм вызвал ощущение тошноты... Режиссер не прав. Настолько не прав, что даже вызывает ненависть. А добро-оно всегда побеждает, и отвечать за зло придется.
Огромный вред фильма - он способен подтолкнуть некоторых зрителей к суициду, тема извернута. Это не сила, а слабость, гораздо сложнее - остаться жить и бороться с трудностями, которые есть у всех, но жизнь того стоит. Берегите себя, своих родных.
Вы прям как роскомнадзор. Человека не подтолкнёт на суицид упоминание суицида. Если человек решил, например, спрыгнуть с крыши, то причина тому далеко не суицид на экране и треки ЛСП (а тот, кто после этого всё-таки покончил с собой, был уже на грани, так что там самоубийство было лишь вопросом времени). Да и причина кончания с собой в фильме та же, что и в книге, не пойму что в этом моменте извратили
@Андрей Верещагин, шо ж ты вечно превьюшные пикчи теряешь...
Я пытаюсь с этим бороться! НО ЭТО ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА.
Так это что же выходит из рецензии, из Общаги-На-Крови сделали Беспредел-лайт?
В любом случае взял на заметку, странно что упустил
Во, операторы у нас в Голливуде работают и фильмы снимают. Может и свет научатся когда-нибудь нормально ставить)
"В индустрии Васьянов уже давно и работал оператором на съёмках «Отряда самоубийц», «Ярости» и «Яркости» Дэвида Эйра,"
Патруль забыли.
да и так много перечислений, назвал прост относительно последние с Эйром.
Звучит как минимум любопытно. Взял на заметку.
У нас что, в 90-х общаг не было или в 2000-х все обзавелись квартирами?
Почему именно советское время? Опять деньги выделили на определённые цели?
Музыка в фильме понравилась. Интересно, существует ли она в виде отдельного плейлиста у кого-нибудь?