Что не так с текстом о лучших российских сериалах 2022 года

Что не так с текстом о лучших российских сериалах 2022 года

Почитал о лучших российских сериалах 2022 года и у меня сложилось "ощущение, что" в тексте "от редакции" редактора "прикопали где-то", если он вообще был.

Внимание

Я — не профессиональный редактор и не источник для примера, написание рекомендаций и анализа о кино — мое хобби.

Я понимаю, что есть множество факторов, в том числе и сроки, которые влияют на качество материала. Однако в тексте "от редакции" на редкость много ошибок, которые редактор должен был исправить.

Лексика

Что не так с текстом о лучших российских сериалах 2022 года

Длинные и пустые слова как "зарекомендовавших" и "манипулятивность" лучше заменить на короткие: "известных" или "именитых", "ложь" или "обман". После исправления остается только вопрос об объективности оценки, но читать станет легче.

Слова-паразиты из разговорной речи: как бы, вроде как, возможно, по-хорошему, вовсю, внезапно, интересно, кажется, не должны проникать в информационный текст.

Деепричастия

Что не так с текстом о лучших российских сериалах 2022 года

Деепричастия, как мертвый груз, тянут предложения на дно и лишают их жизни.

"...Аксёнов выбирает форму драмеди, подсмеиваясь над героями и оставляя им надежду."

В этом предложении ничего не мешает убрать деепричастия:

"...Аксёнов выбирает жанр драмеди, в которой посмеивается над героями, но оставляет им надежду."

Пунктуация

Что не так с текстом о лучших российских сериалах 2022 года

Длинные и короткие тире идут вперемешку, а порой и вовсе неуместны.

"Ваня – хороший человек в нехороших обстоятельствах. Он действительно хочет помочь хоть кому-то: сестре своей погибшей девушки – с деньгами, однорукому таксисту – с работой, избалованной звезде Тиктока – с зависимостью".

Обычное перечисление осложняется излишней конкретикой и пунктуацией. Убираем ненужные тире и детали:

"Ваня — хороший человек в нехороших обстоятельствах. Он хочет помочь сестре своей погибшей девушки, однорукому таксисту, избалованной звезде Тиктока."

Заменяем детский лексикон ("хороший", "нехороший") и причесываем:

"Ваня — отзывчивый человек в трудном положении. Вопреки преградам, он стремится помочь сестре своей погибшей девушки, однорукому таксисту и избалованной звезде Тиктока."

Риторические вопросы

Что не так с текстом о лучших российских сериалах 2022 года

Риторические вопросы не добавляют интриги. Если вы знаете ответ на свой вопрос — отвечайте, а не размышляйте вслух.

"...иначе что за странный человек взялся её преследовать?"

"Вот только как бороться с властями, если там уже столетиями засели вампиры? А вы думали, как Александр II пережил шесть покушений? А почему Распутина пришлось добивать после яда? А с каким грехом плоти всё боролся Лев Николаевич Толстой?"

"И всё-таки молодой врач Кирсан отправляет пробы крови в Москву. Как отреагирует столица? Поможет? Проигнорирует? Заткнёт? А как поведут себя родители этих детей, когда узнают, что больница стала рассадником новой чумы?"

Невнимательность

Что не так с текстом о лучших российских сериалах 2022 года

Повторения между смежными блоками

"На них падает странное дело о похищении трупов из морга – вроде как предполагается детектив. Но всё это «как бы» и «вроде бы», потому что сюжет здесь вообще не главный, а главное..."

В первом абзаце следующего блока "как бы" встречается снова:

"...главный герой Иван работает пусть и не законно, но как бы на благо, прокапывая клиентов после очередного передоза. «Как бы» — потому что..."

Повторения внутри блока

Пример первый

"Здесь же Алиса теряет зрение и видит всё меньше, но именно её оптика главная, это её острый взгляд цепляется за неровности мира взрослых. Это и манипулятивность матери, и вечное отсутствие отца, и незрелость сестры, и лицемерие учителей – всё, из чего состоит наша жизнь.

Здорово, как подростковая острота ощущений здесь оттеняется саундтреком из нашего инди".

Пример второй

"«Вампиры» стартовали очень хорошо, «Эпидемия» и «Игра на выживание» сильно потеряли в уровне, а вот «Контейнер» оставляет пространство для продолжения.

Остаётся только надеяться, что стриминги переживут вновь оживившийся тренд на пиратство и смогут продолжать конкурировать за зрителя уже в 2023".

Повторения в одном предложении

"Алисе вот-вот исполнится 16, а ещё она вот-вот потеряет зрение, о чём узнает случайно, ведь мать решила скрыть от неё диагноз".

Убираем повторения и лишние детали о тайне матери, которые не добавляют драмы на фоне диагноза, но усложняют предложение.

"В канун 16-летия Алиса узнает о болезни, которая скоро лишит ее зрения".

Стиль

Что не так с текстом о лучших российских сериалах 2022 года

Единичный, но важный случай, когда автор дает зрителю собственное мнение, вместо синопсиса сериала.

"...тут еще и по детской больнице Калмыкии бродит непонятная зараза, которая уж точно не ВИЧ, ведь это болезнь, во-первых, заграничная, во-вторых, распространённая только среди проституток и гомосексуалов (которых в СССР, конечно же, не водится)".

Проблема — не в самом мнении, а его уместности в рамках текста.

Парцелляция

Что не так с текстом о лучших российских сериалах 2022 года

"Анна – вроде как простая школьная учительница, которая едва ли что может противопоставить своим влиятельным друзьям детства. Но и учительница совсем не так проста, и друзья не так уж между собой дружны. А распутывать этот клубок взаимоотношений будет следователь..."

Парцелляция — это когда автор делит одно связное предложение на несколько, чтобы подчеркнуть интонацию. Обычно парцелляцией занимаются авторы художественных произведений, когда пишут от первого лица и хотят подчеркнуть чувства.

В информационном и рекламном тексте воспроизводить интонацию не нужно. Вместо интонации лучше работать над содержанием, правильными фактами, пользой и чувственным опытом. Поэтому парцелляцию оставьте художникам.

Максим Ильяхов

Я не против чувств и эмоций в авторском материале, если они не сильно противоречат стилю и соответствует содержанию. Тем не менее стоит избегать предложений с союзом в начале.

Причины проблем

  • Желание автора втиснуть все и сразу в одно предложение
    Результат: Длинные предложения с излишней конкретикой и пунктуацией, которые затрудняют чтение
  • Невнимательность
    Результат: Повторения между близкими блоками текста, в одном блоке и в одном и том же предложении
  • Стилистическая неопределенность
    Результат: Мнение вместо описания, словесные паразиты из разговорной речи, парцелляция

Советы

  • Продолжать писать. Постоянство — залог обретения опыта
  • Проверять каждый текст с помощью редактора, если он есть, и с помощью онлайн-инструментов:
    - Главред (https://glvrd.ru/)
    - LanguageTool (https://languagetool.org/)
  • Думать своей головой
    Исправления онлайн-инструментов могут идти вразрез со стилем и намерением автора, поэтому стоит относиться к ним как к рекомендациям, а не закону
5757 показов
376376 открытий
21 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить

Не угадали) Этой книги у меня нет.

Ответить

Ура! Можно обсудить подобные штуки!!!


Длинные и пустые слова как "зарекомендовавших" и "манипулятивность" лучше заменить на короткие: "известных" или "именитых", "ложь" или "обман". После исправления остается только вопрос об объективности оценки, но читать станет легче.

Слова не пустые, а красноречивые. "Манипулятивность" не равно "лож" и "обман" в полной мере, я прямым текстом говорит о манипуляции ради какой-либо цели и в них не обязательно должна быть лож. "Зарекомендовавшие" не равно "известные" т.к. рекомендация не равна только лишь известности. Если кто-то зарекомендовал себя как кто-то, значит он в чём-то хорош, а не просто "известен". хорош ли в хорошем или плохом ключе, вопрос двоякий, но факт наличия "рекомендации", если уж сухо по словарю, это благоприятный отзыв о чём-либо.


Если эти слова "пустые" или "сложные", доебись до их словарного определения и уместности использования. Сложного в них ничего нет. Пустоты тоже.

Слова-паразиты из разговорной речи: как бы, вроде как, возможно, по-хорошему, вовсю, внезапно, интересно, кажется, не должны проникать в информационный текст.

Тема дискуссионная, но т.к. человек отражает свои мысли и свой взгляд, это может быть уместно без злоупотребления т.к. даже слово-паразит отражает мысль автора. Другое дело, что оно может терять своё смысловое значение или показывать неуверенность автора в материале.

Это я к чему. Проблема не в самом факте наличия "паразита", а в том, что за ним может крыться. Если автор использует "как бы", "вроде как", то неуверенность в мнении вызывает вопросы к подготовленности автора к своему материалу.

Плюс, часть из указанных слов не являются "паразитами", а просто являются популярными словами и в них ничего плохого нет. Как моё "просто" выше. Я использовал его с целью эмоционального смягчения мысли и акцентирования.

Деепричастия, как мертвый груз, тянут предложения на дно и лишают их жизни.

Вкусовщина. Стиль языка, как и мысли, уникален и глупо сетовать на то, что инструментарий русского языка позволяет высказаться иначе.


Длинные и короткие тире идут вперемешку, а порой и вовсе неуместны.

Вот тут база. В данном случае злоупотребление на лицо и их уместность под огромным вопросов. Вообще добавить нечего.

Риторические вопросы не добавляют интриги. Если вы знаете ответ на свой вопрос — отвечайте, а не размышляйте вслух.

Опять же, тема та-же, что и с деепричастиями. Наличие риторического вопроса такой-же инструмент выражения своих мыслей. Может нравится, может нет, но в основе своей это не является проблемой. Возможно автор злоупотребляет ими. Но ведь тогда надо указывать именно эту проблему. Риторические вопросы - имеют право на жизнь.

Повторения внутри блока

База х2. На этом этапе, я уже всерьёз обратил внимание на то, что предмет критики заслуживает этой самой критики т.к. данный пункт не только в основе любых работ с текстом, но и вообще является (или должно являться. Не в курсе как в стране с этим) школьной программой. В рамках повторения между абзацами ещё ладно. В крупных абзацах - тоже. Предмет обсуждения способен создать ловушку, где необходимо повторение слов хотя бы через пару предложений. Но последовательное повторение является табу даже в такой сухой форме изложения, как документооборот, являющейся чуть ли не самой сухой формой изложения мыслей. На мой вкус. Простите уж, травмирован тендерами.

Единичный, но важный случай, когда автор дает зрителю собственное мнение, вместо синопсиса сериала.

Разделю недовольство этой строкой, но по своему. Мне фиолетово, является ли это мнение автора или нет. Предложение неоправданно длинное и имеет чётко-обозначенную смысловую точку в середине. От этого мало того, что уследить за ним сложнее не обнаружив буквально эту самую "точку" , так ещё и хотелось бы посмотреть как автор её прочёл бы вслух. Тем более, что взял пример даже не из начала предложения.

Парцелляция

Вот на этом моменте я тебя зауважал. Отличная претензия! Опять же, можно было бы оспорить цитату указав то, что авторская подборка "лучших чего-то" в достаточной степени отражает взгляды и эмоции автора для использования парцелляции. Но ты сам же указал схожую мысль. Прям... Не, вот тут доволен.

_________

Честно. Зашёл подушнить в свободное время, может выйти на небольшой срач из которого узнал бы что-то новое, но часть уколов оказались не в бровь, а в глаз. И всё-же, другая часть буквально "вкусовщина" и больше вызывает вопрос к тому, нельзя ли их заменить на банальное "злоупотребление" теми или другими элементами. Опять же, инструментарий нашего великого и могучего позволяет играться с мыслью как угодно уникально. Особенно в материале, не скованным строгим формальным языком табуирующем собственное мнение. Но злоупотребление элементами - буквально проблема и прежде всего - саморедактуры и понимания структуры текста.

Ох. Оке. Было приятно читать пост и писать коммент. Уже за это сябки)

Ответить

Жду коммента, чтобы я стал лаконичней в своих мыслях.

Для вас, отдельно отмечу, что спич выше эт ещё СОКРАЩЁННАЯ версия

Хе

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить