Офтоп
Дмитрий Титов
1646

«Вавилонская башня» — Питер Брейгель Старший — 1563 г. И рассказ о зиккуратах

Статья с вводной частью о шумерских зиккуратах и вниманием к деталям в содержании картины

В закладки
Слушать
Кликабельно - для увеличения (разрешение избражения - 5000х3659)

Некоторое время назад я уже писал на DTF несколько различных по наполнению разборов картин классических мастеров живописи.

Чтобы в новой статье не дублировать введение, предлагаю всем, кому интересна тема разборов живописи, почитать интродукцию о видах различных по скурпулезности, анализов, из этой статьи.

С предыдущими статьями вы при желании можете ознакомиться по этим ссылкам (указаны название картины, автор и год создания):

Сегодня мы рассмотрим другую конкретную картину - «Вавилонскую башню» 1563-го. Нидерландский классик Питер Брейгель Старший писал «Вавилонскую башню» под впечатлением от легенды о Вавилонской башни, упомянутой в Ветхом Завете, древнего сооружения.

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

книга Бытие 11:3-4
Питер Брейгель Старший (1525-1569гг) Живописец

В виду того, что сегодняшний разбор имеет достаточно интересную и вполне реальную по мнению большинства учёных (существование самого сооружения) основу, считаю необходимым также дополнить текст общей вводной по данной теме. Поэтому сегодняшняя статья будет состоять из двух статей — рассказ о древних зиккуратах в целом, и Вавилонской башни в частности, и собственно разбор самой картины «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Саршего.

Так называемая Вавилонская башня это древний зиккурат, когда-то стоявший посреди территории нынешнего Ирака, где раньше располагался город Вавилон. Зиккуратами в оригинальном значении (в переводе с шусерского дословно слово означает «Вершина горы») называются ступенчатые храмы, в том или ином виде существующие в разных уголках земного шара среди совершенно разных народов, но впервые появившеися среди народов древних Шумереров в Месопотамии (в переводе «Междуречье» рек Тигра и Евфрата в зоне так называемого плодородного полумесяца на Ближнем Востоке) в целом и Вавилоне (современный географический центр Ирака) в частности. Шумерские зиккураты в древности стали строить за тысячи лет до нашей эры.

Реставрация первых ярусов Зиккурата в древнем пустынном городе Ур (Халдейский):

Как полноценный сформировавшийся город Ур существовал с 6-го тысячелетия до н.э., но само поселение было основано гораздо раньше. В этом городе родился Авраам.

Руины другого древнего зиккурата из Ашшура:

Строительство первых из них начиналось постепенно в глубокой древности. Если описывать первые зиккураты древних Шумеров, то сначала поселенцы строили деревню с религиозным центром в середине, представлявшем собой ровную плиту, находящуюся на уровне земли, на которой проводили первые обряды богослужений. Затем, по истечении относительно большого количества времени последующие потомки первых строителей постепенно строили поверх плиты основания новые уровни плит, затем их потомки выстраивали сверху ещё плиты и т.д., что в итоге приводило строение к форме конечного зиккурата.

Зиккураты по форме были ни чем иным, как ступенчатыми пирамидами, достигавшими в Месопотамии со временем до 7 блоков (ступеней) в высоту. Вавилонская башня, упоминавшаяся в Библии по мнению подавляющего большинства историков научного сообщества была совершенно реальным архитектурным сооружением, зиккуратом расположенном в древнем Вавилоне, носившем оригинальное название Этеменанки (в переводе с шумерского «Дом неба и земли»), почти полностью сформировавшимся до 7 ступенчатого сооружения высотой 91 метр (гигантское по тем временам сооружение) в эпоху правления царя Хаммурапи (~1790г до н.э.).

План-схема руин древнего Вавилона, Этеменанки (Вавилонская башня) — массивный чёрный квадрат в нижней части изображения:

Иллюстрация Этеменанки и прилежащих территорий времён зенита Вавилонского царства:

Сады Семирамиды и Вавилонская башня, гравюра XIX века:

Согласно научным докладам, за всё время существования и развития Вавилонской башни, её несколько раз реставрировали, достраивали и улучшили.

Затем Вавилон был захвачен извне знаменитым Александром Македонским, приказавшим в 331 году до н.э. начать полную реконструкцию здания, для чего его сперва полностью разобрали. Но практически сразу после окончания демонтажа Вавилонской башни, Александр Великий заболел и скоропостижно скончался прямо там, в Вавилоне, во дворце Навуходоносора II. После смерти царя решение по реконструкции Вавилонской башни было отменено, а часть кирпичей от неё были пересобраны в театр.

Спутниковый снимок современного состояния места, где раньше находилась Этеменанки:

Библейская легенда же о Вавилонской башне гласит о том, что Бог в назидание людям за их гордыню разделил общество посредством внедрения различных языков. Народ перестал понимать друг друга как прежде, что в том числе остановило обслуживание Вавилонской башни, Этеменанки.

Вавилонская башня в том или ином виде упоминается во множестве культурных произведений, включая несколько видеоигр. Из игр например её образ (на основании картины Брейгеля, а не реальности) присутствует помимо других в Prince of Persia: The Two Thrones и Doom Eternal.

Так или иначе, но любовь человечества к строительству подобных первым зиккуратам ступенчатых сооружений никуда не делась и сегодня люди всё также их воздвигают, активно пользуясь развивающимися технологиями строительства.

Если вам понравится рассказ о древностях, то в будущем я могу писать отдельные развернутые статьи на конкретные аналогичные темы.

А а теперь давайте приступим к разбору самой картины художника Питера Брейгеля Старшего, написанной маслом в 1563 году и изображающей строительство Вавилонской башни.

Как и в случае с триптихом Босха, сегодняшний анализ по углублённости будет относится ближе всего к поверхностному типу. Большое количество деталей на картине имеют гораздо более читаемый и ясный смысл, поэтому сегодня мы пройдемся по мелким деталям и уделим внимание небольшим элементам картины.

Но сразу стоит уточнить, что т.к. я вовсе не являюсь искусствоведом, то и в основе разбора картины в этой статье будут лежать лишь самые повестные выводы. Если точного значения какого-либо из элементов в дизайне и наполнении картины я не знаю, то лучше об этом промолчу, поэтому статья затрагивает лишь небольшую часть деталей и не раскрывает их полноценно. Текст с разбором может являться лишь небольшой долей от полноценного анализа произведения.

Сама башня как символ человеческого высокомерия. Ощущение скорого распада и крушения, присутствующее в картине символизируют тщеславие и мимолетность земных амбиций и усилий человека. В образе Вавилонской башни по Брейгелю так же читается римский Коллизей, наблюдаемый художником лично.

Король Нимрод со своей свитой. В некоторых текстах и легендах, известных Брейгелю при его жизни именно Нимрода относили к образу предполагаемого зачинщика строительства башни, хотя последние исследования более не связывают его с башней из-за разницы во времени.

Тем не менее правитель Нимрод обычно описывается как образ тирана, ярого богоборца и идолопоклонника, активно использующего насилие и жестокость для достижения своих целей, что хотел передать Брейгель Старший в своей картине.

Картина пропитана духом алчности и гротескной неадекватности вложенных в масштабное строительство средств и усилий, некоторой эфимерности в необходимости всего предприятия и безумной гонкой против неумолимого времени.

В Вавилонской башне множество дотошных мелких деталей, как любил рисовать Брейгель, связанных со строительством здания, которые, без сомнения, были расширены благодаря сложным знаниям самого Брейгеля о методах строительства, приобретенным во время трудов над несколькими картинами, над которыми он работал раньше.

Огромный кран, вероятно похожий на тот, что Брейгель сам видел в жизни. Множество рабочих, подобно муравьям заняты, загружая кран огромными каменными плитами, которые они получают снизу, другие готовы их принять.

Один рабочий поднимается по лестнице к секции, которую множество людей превращают из камня в уже готовую структуру.

Слева часть фасада уже частично достраивается. Дама входит в ворота, из одного из верхних окон торчит лестница, большая толпа рабочих усердно работает на крыше.

Брейгель разместил Башню в прибрежном ландшафте, рядом с рекой, показав корабли, возможно, отражая тот факт, что водные пути, а не грунтовые дороги страны, перевозили большую часть тяжелых грузов.

Чувство масштаба башни художник отлично передает через мелкие невзрачные и местами расплывчатые фигурки почти неотличимых друг от друга похожих на призраков рабочих ближе к вершине строения на фоне гигантских массивов многотонных стен.

На то же самое работает достаточно детальная прорисовка окружающего башню поселения, утопающего в тени монументальной конструкции, хоть и за стилистическую основу тут положена родная Брейгелю европейская архитектура.

Этой статьей, как и предыдущими, я бы хотел пробудить интерес пользователей к живописи. А в данном случае также к археологическим памятникам истории. Надеюсь эти темы кому-то тоже интересны.

{ "author_name": "Дмитрий Титов", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f","\u0436\u0438\u0432\u043e\u043f\u0438\u0441\u044c","\u0430\u0440\u0442","long"], "comments": 14, "likes": 110, "favorites": 260, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 170704, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 30 Jul 2020 14:54:32 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF Отключить рекламу
0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
13

Почему забыли упомянуть о главной детали?

Ответить
–1

срущие пейзане и демоны - визитная карточка Брейгеля

Ответить
8

Нужно построить

Ответить
4

О, мой любимый живописец, лайк не глядя! А почему нет Роттердамской версии малой башни? Я разочарован.

Ответить
2

Оксииии... это ты?

Ответить
2

Чет напомнило "Игра в бисер"

Ответить
0

Типа что она там на обложке у книги?

Ответить
0

Ага

Ответить
2

Окси, это ты?

Ответить
2

Опять работать

Ответить
1

Спасибо за подробный анализ картины.

Ответить
1

Это вам спасибо!)

Ответить
1

Размах впечатляет! Но почему короля окружают дауны? Товарищ по левую руку – прям откровенный.

Ответить
1

Слушать в аудиоверсии (реально, очень удобная фича) одно удовольствие)   
Теперь непосредственно к статье:
1.Капитальное строительство всегда и везде стремилось к высоткам; Нью-Йорк, Москва, Абу-Даби - соответственно,  Москва-Сити, Всемирный торговый центр. В древности Кремль всегда должен был быть всегда выше любых домов. И за этажностью очень следили. Моё субъективное мнение, что этим хотят запомнится в истории, продать подороже, и обитатели этих небоскребов чувстовуют себя элитой. Так и Вавилон - это символ. Символ быть выше к богу, презрения к плебсу, возвышения в обществе. 
2. Да, зикураты возводили и как храмы. Но в Египте - это пирамиды. Которые тоже можно отнести к подобным сооружениям. Из всех объектов капитального строительства Египта, сохранились пирамиды (погребальные для элиты), а не постройки гражданские. Это тоже что-то значит! Вот Рим да - например ,колизей, был общественным пространством. Что и отражено в социальной структуре общества - демократия. 
3. Немного не понял. Как из Месопотамии они добрались до Ирана? Независимо друг от друга или в одно время? Ведь это даже разные континенты. 
4. Интересно было в следующих статьях увидеть акценты на технологии строительства, методах и способах возведения громадных зданий из тяжеловесных блоков. Почему-то в отсутствии страховок, соврменной строительной техники, квалификации строителей, Снипов, качественных материалов возводились сооружения сроки эксплуатации которых превышает все современны здания и сильных видимых следов износа не замечается. 
5.  Почему башня крушение всегда, алчность, бренность? Это не всегда так. Колизей - это вообще не про это. Да и пизанская башня тоже не про это. И любые амбиции, тщеславие - не всегда плохо. Это катализатор эволюционного движения, локомотив развития. Как и время, оно и разрушитель, так и созидатель. 
6. Возможно картина - всего лишь фантазия, гипербола реального мира , символизм? 

Ответить
null