Страх не за твоей спиной, он — в твоей голове

Известно, что, с точки зрения психологии, страх — одна из базовых эмоцией человека. Наши с вами предки не выходили из пещеры до тех пор, пока страх смерти от голода не становился сильнее, чем страх смерти на охоте. Страх, отвращение, неизвестность — всё это составляющие жанра хоррор. Корни жанра уходят в литературу далёкого 13 века. Продолжилось всё фильмами, ближе к 19 веку, а преемником наследия стали видеоигры, коих уже не счесть. Каноны, приёмы, образы и другие составляющие, в целом, остались неизменны, изменилось лишь восприятие. Но хватит истории, перейдём к конкретным примерам.

Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого.

Г.Ф. Лавкрафт

История хоррор игр начиналась с двух столпов — Resident Evil и Silent Hill, которые уже успели стать непревзойденной классикой.

Прежде чем приступать к главному блюду, вернёмся на пару лет назад. Вновь жанр survival horror стал возвращать популярность в 2014 году, когда в Alien: Isolation с «Севастополя» полезли ксеноморфы, к штурвалу вернулся Синдзи Миками с Evil Within (на секундочку, создатель серии Resident Evil) и, конечно же, вышло неожиданное демо «P.T.», тепло принятое критиками и игроками, но, увы, до релиза так и не дожившее. А ведь проект мог стать возрождением Silent Hill.

Не стоит забывать и об инди-проектах, в которых на смену отличной графике приходит атмосфера и чуть ли не книжное повествование. Вспомним жуткую Darkwood цепляющую мрачной атмосферой леса и страхом неотвратимой гибели, а также психоделическую Neverending Nightmares, напомнившую всем, что такое кошмар.

Помни, читатель, главное оружие страха — твоё воображение. Кто знает, вдруг прямо сейчас кто-то читает это вместе с тобой!

Никуда не делись и старые приёмы — скримеры. Яркий пример их грамотного использования — Five Nights at Freddy's.

2015 год немного сбавил обороты. Коробка инди-хорроров продолжает пополнятся хорошими и не очень проектами, которые пугают всё реже. Из больших релизов — клишированный, но неожиданный и смелый Until Dawn, про не слишком умных подростков в снежных горах и более симпатичная и изобретательная SOMA от авторов Amnesia и Penumbra. SOMA – такой же атмосферный survival horror, что и её предшественники, однако пугает в ней совсем не процесс. Разработчики поднимают вопрос о человеческой сущности и границах, где живое перетекает в нечто иное. Стоит об этом задуматься, и страх даст о себе знать. К списку можно добавить и Dying Light: эпидемия, зомби, открытый мир. Страх в подобных проектах, дело десятое, ведь злу в любой момент можно раскроить голову топором, но в рамки жанра игра попадает, поэтому и упомянуть о ней стоит.

VR укрепляет позиции, и разработчики выпускают патчи для поддержки виртуальной реальности к уже вышедшим играм. Теперь с чужим можно познакомиться поближе, а в небезызвестном Monstrum посидеть пару часов в шкафу и под рёв местной твари собирать кирпичи для открытия собственного завода.

Ваш мозг — главный инструмент геймдизайнера

И вот мы подошли к тому, для чего и затевалась эта статья. Но вначале проверьте, нет ли в тёмных углах вашей комнаты нежелательных гостей, и мы продолжим.

Пара слов об играх без VR. Крупные релизы как таковые отсутствуют, но из инди-хорроров можно выделить Layers of Fear, в котором история, графика и общая атмосфера заставят окунуться в происходящее. Долгожданный Outlast 2 отложен до 2017 года, а демо слишком короткое, чтобы делать какие-то выводы. В том же 2017-м нас ждет таинственный Call of Cthulhu, адская Agony и Resident Evil 7, о котором хочется рассказать отдельно.

Главной вишенкой для жанра в нынешнем (и следующем) году, я считаю, стала виртуальная реальность. Да, многие игры сопровождались низким разрешением и качеством текстур, а также довольно стандартным набором приемов, но вызывали у игроков такой шквал эмоций, какой не могла дать плоская 2D картинка. Больших успехов достигла платформа HTC Vive, для которой уже вышло несколько неплохих хорроров (Don’t knock twice, Bellows, The Night the Carsons Disappeared). Под Oculus Rift можно отметить только Edge of Nowhere от Insomniac Games. А вот PlayStation VR в этом плане отстаёт. Хочется верить, что грядущий Resident Evil 7 поправит позиции устройства. О самой игре определённо стоит сказать пару слов.

В тизере The Beginning Hour нам для исследования отдали дом, разные части которого открывали спустя какое-то время. Благодаря детальности проработки окружения, реалистичной графике, жутким звуки, вызывающим отвращение монстрам и атмосфере напряженности в VR всё это выглядит очень достоверно, так что мозговым импульсам остаётся лишь довершить дело, ведь вся основная работа уже проделана. Ждём релиза.

Какие-то глобальные выводы пока делать рано, однако на фоне застоя жанра в кинематографе, хорроры с виртуальной реальностью могут отхватить солидный кусок от пирога. VR даст совершенно новый опыт любителям побояться, в этом сомневаться не приходится. Страх всегда будет сопровождать нашу жизнь и то, что до сих пор появляются новые приемы его проявления – безусловно положительная тенденция. Кто знает, быть может то, что могло стоять у вас за спиной, в ближайшем будущем именно там и окажется.

380380 открытий
Начать дискуссию