Хэллоуин: Тогда и сейчас 🎃

Хэллоуин: Тогда и сейчас 🎃
This is Halloween! This is Halloween! Halloween! Halloween! Halloween! Halloween!

Я обожаю Хэллоуин! Ещё с самого детства этот праздник привлекает меня своей мрачной тематикой, которая смешивается с атмосферой всеобщего веселья. В школе и в универе я даже помогал устраивать небольшие мероприятия, связанные с этим праздником: конкурсы на костюмы, квесты со страшилками. И даже сейчас я не упускаю возможность раз в год отпраздновать Хэллоуин на костюмированной вечеринке или за марафоном любимых фильмов соответствующей тематики. Тогда это казалось чем-то необычным, ведь праздник не был связан с нашей историей и культурой. Но уже сейчас можно наблюдать, как всё больше людей в России празднуют Хэллоуин: вечеринки в костюмах, украшения в кофейнях и магазинах, показы ужастиков в кинотеатрах. Но откуда вообще взялся Хэллоуин? Почему он пользуется не меньшей популярностью (а порой и большей), чем Рождество? Сегодня хочу вам об этом рассказать.

С чего всё начиналось:

Этот праздник одновременно древний и юный. Как известно многим, его история уходит корнями в кельтский праздник. Гэлы, то есть ирландцы и шотландцы, называли его Самайн. По одной из гипотез, название связано с кельтским названием лета, поскольку Самайн маркирует конец тёплого сезона (др. ирл. samrad - «лето»).

Первые упоминания о нём в письменных источниках приходятся на записи ирландских языческих легенд христианскими монахами в Х веке нашей эры. Именно от них мы знаем, что у ирландцев-язычников были четыре главных праздника, отмечаемых через три месяца: Имболк - 1 февраля, Белтайн - 1 мая, Лугнасад - 1 августа и Самайн - 1 ноября.

Самайн отмечался как праздник начала нового года.
Самайн отмечался как праздник начала нового года.

Практическим смыслом Самайна было завершение сбора урожая — на Британских островах климат значительно теплее, чем в Восточной Европе — сопутствующий отгон отар овец на зимние пастбища, и связанный со всем этим праздник: с ритуальным забоем части скота и пиром с употреблением огромного количества пива. К этому же времени приурочивалось поминовение предков. Вероятно, праздник буквально «съехал» с более древней традиции отмечания зимнего солнцестояния, чтобы лучше совпадать с практическими земледельческими ритмами. Однако у этого праздника были и весьма мрачные стороны. В Самайн полагалось не только почитать предков, но и бояться духов.

Кого же боялись ирландцы на Самайн? Прежде всего Ши, они же дети Дану. В их легендах считалось, что это своего рода дочеловеческое население Ирландии, которое проиграло войну за остров людям и укрылось в зачарованных дворцах под холмами и ином мире.

Именно этой концепцией вдохновлялся Толкин при создании своих эльфов.
Именно этой концепцией вдохновлялся Толкин при создании своих эльфов.

Понятное дело, Ши не очень любили захватчиков, и часто делали им разные гадости, от злых шуток до массового смертоубийства. Особенно хорошо проникать в наш мир им и их свирепым домашним питомцам удавалось именно на Самайн, когда истончается грань между мирами.

Фоморы - существа, представляющие в ирландской мифологии тёмные силы.
Фоморы - существа, представляющие в ирландской мифологии тёмные силы.

Нередко для задабривания Ши и ещё более древних фоморов ирландцы устраивали на Самайн человеческие жертвоприношения — причём под ритуальные ножи шли и новорождённые младенцы, и священные короли. Последних судя по находкам в болотах Ирландии, вообще умучивали настолько медленно, изобретательно и зверски, что стать королём язычником-ирландцев было честью крайне сомнительной. По сравнению с этим сожжения людей в плетёных человеческих фигурах, практиковавшиеся кельтами на континенте, выглядели чуть ли не детской забавой.

Хороший тамада. И конкурсы интересные.
Хороший тамада. И конкурсы интересные.

Иисус придёт, порядок наведёт:

С приходом христианства человеческие жертвоприношения на Самайн понемногу прекратились, однако традиция отмечания этого дня не собиралась уходить из бытования кельтов британских островов. Носители бриттских языков — валлийцы, концы и перебравшиеся на французский берег бретонцы — пользовались конструкциями наподобие Калан Гаэф. Но отмечали, так или иначе, его все, и всегда он был связан с представлениями об опасности прорыва потустороннего в наш мир.

Раньше Стоунхендж был одним из тех мест, где обычно проводился Самайн.
Раньше Стоунхендж был одним из тех мест, где обычно проводился Самайн.

К примеру, в Уэльсе в ночь Калан Гаэф опасались перекрёстков и церковных дворов, веря, что там собираются опасные духи. Женщины и дети танцевали вокруг костров, а когда пламя гасло — бежали домой, чтобы не стать добычей всадницы без головы, скачущей на чёрной свинье. Костры и факелы вообще были обязательным элементом Самайна: считалось, что они отпугивают злых духов, и даже их пеплом стоило обсыпаться, чтобы обрести дополнительную магическую защиту. Ещё на Самайн было принято гадать на самые разные темы.

Если ваша вечеринка не похожа на эту, можете даже не звать.
Если ваша вечеринка не похожа на эту, можете даже не звать.

Естественно, церковь смотрела на подобные занятия косо — особенно на ритуалы вроде подношения рыбаками пива морским Ши на Самайн для обретения их благосклонности и хороших уловов. И как неоднократно делалось и с местами, и с датами, мрачноватый языческий праздник постарались наполнить христианским содержанием. Всё началось с того, что в начале VII века папа Бонифаций постановил праздновать День всех святых — дабы почтить память тех святых и мучеников, которые могли оказаться незамеченными церковью, как духовных отцов всех христиан. Заодно полагалось почитать и память вполне земных предков христиан.

Правда, Бонифаций назначил датой 13 мая — чтобы она наложилась на принятый в римском язычестве праздник поминовения мёртвых предков (Лемурия), когда тоже было принято бояться опасных духов и обиженных предков. Как праздник «съехал» на 1 ноября — до сих пор не совсем понятно. Судя по всему, во всём виноваты всё те же ирландцы: в раннем средневековье ирландская церковь обладала сильнейшим влиянием далеко за пределами своего острова, ирландские проповедники массово отправлялись в языческие и полуязыческие земли нести христианскую веру, и несли вместе с ней традиции своей страны. А в ней жутковатый праздник поминовения предков приходился на рубеж октября и ноября. Их влияние оказалось настолько мощным, что уже в 835 году на территории континентальной империи Каролингов День всех святых был окончательно закреплён за 1 ноября.

Христианство сильно повлияло на кельтский праздник во многих аспектах.
Христианство сильно повлияло на кельтский праздник во многих аспектах.

Однако у континентальных католиков День всех святых, несмотря на посещение кладбищ и зажигание свечей на могилах, стал вполне христианским и весьма почтенным праздником. Совсем иначе получилось на островах, особенно в Ирландии и близкой ей по культуре и языку Шотландии. Конечно, ни о каких кровавых жертвах речи уже не шло, но в остальном кельты отмечали всё тот же Самайн, хоть и под христианской цензурой.

Ребрендинг:

Слово Хэллоуин пришло из языка равнинных шотландцев, родственного не столько кельтскому гэльскому, сколько языку южных соседей. All Hallows' Eve, канун Дня всех святых, в шотландском исполнении превратился в Hallowe'en: (All) Hallow(s) E(v)en. И именно от шотландцев он понемногу распространился и на соседнюю Ирландию.

Ещё в XIX веке традиции празднования Самайна-Хэллоуина в Ирландии были довольно-таки суровыми. К примеру, никаких выпрашивающих конфеты детишек в образе привидений и вампиров не было. Вместо них по деревням бродили ватаги обсыпанных пеплом ритуальных костров парней в действительно страшных масках, а в руках у них обычно были боевые трости-шилейлы. И просили они не конфет, а пожрать и выпить. Отказывающийся рисковал не только проблемами мистического характера от несоблюдения обряда, а и огрести означенными шилейлами по разным частям тела. Либо же обнаружить утром разные безобразия со своим хозяйством, вроде овец на крыше сарая.

Первые маски создавались с целью пугать не людей, а злых духов.
Первые маски создавались с целью пугать не людей, а злых духов.

Где-то с XIX века в Ирландии и горной Шотландии отмечается традиция вырезания на выдолбленных овощах страшных черепообразных рожиц и вставления внутрь свечи. Правда, изначально ирландцы издевались подобным образом не над редкими у них тогда тыквами, а над репками.

Без тыкв обходились тем, что было.
Без тыкв обходились тем, что было.

В 1837 году с этой традицией в одной из публикаций связали легенду о Джеке Фонаре. Согласно статье, выдолбленные репки символизировали трикстера и мелкого воришку Джека, который дважды надул самого Сатану и выбил себе право не попасть в Ад. Вот только в Рай его тоже не взяли. Посему мёртвый бедолага Джек взял фонарь, поместил туда подаренный Сатаной вечно горящий адский уголёк, и отправился в бесконечное странствие по миру. На Хэллоуин этот образ использовали двояко: добропорядочные селяне ставили его у дома для отпугивания злых духов, а ряженые носили их с собой для пугания окружающих.

Главный маскот Хэллоуина.
Главный маскот Хэллоуина.

Миграция на Запад:

В XIX веке ирландцы миллионами переселялись со своего тогда нищего и голодного острова в Америку. За океан они несли свои традиции. Именно ирландцы-переселенцы придумали использовать вместо маленьких репок огромные тыквы коннтектикутских сортов. Именно так они и вошли в американскую культуру, распространяясь вместе с ирландскими иммигрантами по всем штатам.

Первые мигранты везут с собой свой виски и традиции.
Первые мигранты везут с собой свой виски и традиции.

Консервативные протестанты английского происхождения, правда, считали Хэллоуин ярким примеров «ирландского варварства и безбожного язычества» — да и в целом относились к ирландцам почти так же скверно, как к чернокожим. Но к концу XIX века США впитали настолько много ирландского, что Хэллоуин — уже с тыквами вместо репок, и изрядно подрастеряв суровые привычки ирландских крестьян — стал отмечаться массово и примерно везде. В США на смену парням с дубинками в поисках еды и выпивки пришли детишки, выпрашивающие сладости. Сам же праздник из мероприятия нищих и необразованных «понаехавших» превратился в общенациональное явление, приличествующее даже в самых благопристойных и чопорных домах. Разве что, кроме совсем уж радикальных протестантов, ищущих безбожие примерно везде.

Если в старой Ирландии в Самайн проявления злых духов боялись на полном серьёзе, то во всё более просвещённых и урбанизирующихся США речь всё больше шла о весёлой карнавальности. Американцы вырезали фонари из тыкв и переодевались в скелетов и ведьм не потому, что всерьёз хотели отпугнуть нечисть, а просто потому, что это было весело.

В ХХ веке американская масс-культура наполнилась массой образов из кино, книг и комиксов, которые подходили к Хэллоуину не меньше традиционных уже ведьм, призраков и скелетов. Попутно происходила неизбежная для американского общества и экономики коммерциализация Хэллоуина: он не только хорошо продавался, но и удачно открывал сезон распродаж и скидок конца года, ранее начинавшийся позже, в День благодарения. К концу ХХ века Хэллоуин стал не только общенародной традицией вроде позднесоветского Нового года в наших краях, но и явлением массовой культуры, которая вместе с американским культурными влиянием распространилась далеко за пределами США.

Войны с тыквой:

Естественно, нравилось и нравится это далеко не всем — как в среде религиозных консерваторов в самих США, и тем более за их пределами. Хэллоуин, шедший по миру вместе с влиянием Голливуда, кока-колы и Макдональдса, оказался очень удачной мишенью для критиков американизации и культурной глобализации. С одной стороны, он воплощал тотальную коммерциализацию, с другой — бездуховность пополам с бесовщиной, с третьей — угрожал аутентичным местным традициям, привлекая детей и молодёжь возможностью поугорать в лихом демоническом виде куда больше, чем более консервативные празднования где-нибудь в Европе или Восточной Азии. Нелюбовь к Хэллоуину — столь же интернациональное и глобальное явление, как и его популярность.

Хэллоуин: Тогда и сейчас 🎃

Впрочем, до массового распространения всемирной Сети споры о Хэллоуине и призывы запретить его во избежание развращения и осатанения молодёжи в основном происходили на страницах прессы и в частных беседах. Зато с появлением Интернета они стали популярной темой оживлённых дискуссий. Этот же самый Интернет уже ознакомил с Хэллоуином широкие массы жителей России — в том числе посредством статей в консервативных газетах с требованиями немедленно запретить этот американский разврат.

Хэллоуин: Тогда и сейчас 🎃

Склонные к конспирологии немедленно усмотрели в распространении в России Хэллоуина происки мирового сатанизма. Естественно, сторонники Хэллоуина разных взглядов, от готов и идейных западников до откровенных троллей, имели ровно противоположное мнение и видели в движении против Хэллоуина дремучую ксенофобию и ретроградство. Обе стороны видели и видят друг в друге мракобесов — только вкладывают в это определение разные смыслы.

Хэллоуин: Тогда и сейчас 🎃

Хэллоуин у нас дома:

Однако настолько ли чужд этот американский праздник с ирландскими корнями русской культуре? Ведь в России был (да и есть) почти точный аналог Хэллоуина. Только праздновался он в другие даты. И называется… Святки.

Хэллоуин: Тогда и сейчас 🎃

Да-да, многие ритуалы оригинального ирландского Самайна буквально дословно совпадают с принятыми в русской культуре Святками. Правда, Святки празднуются между православными Рождеством и Крещением, что приходится на период с 7 по 19 января. Но здесь мы видим практически те же самые представления о непременном разгуле «нечистой силы», ряженых в виде чертей и бесов, которые в страшных масках ходят по домам и требуют угощения. Причём, как и в старой Ирландии, деревенские ряженые могли и поколотить того, кто отнёсся к ним без должного гостеприимства, а их шутки часто носили мрачный и сомнительный характер.

Всё это «возмутительное и безнравственное бесовство» практиковалось нашими предками массово, веками, в рамках самой что ни на есть аутентичной и традиционной народной культуры. И нередко подвергалось критике со стороны строго относящихся к вере священнослужителей — но исчезло из постоянных социальных практик только вместе с урбанизацией и переселения большинства россиян в города.

Вы не понимаете! Это - другое!
Вы не понимаете! Это - другое!

В отличие от не менее крестьянской и полуязыческой в анамнезе Масленицы, которую празднуют и многие современные горожане, традиция Святок не сумела пережить урбанизацию и стать частью быта жителей российских городов. Возможно, дело именно в её карнавальности, подчёркнутом нарушении социальных норм — что в советском обществе не поощрялось. Следы святочных традиций в советском городском обществе можно увидеть разве что в форме новогодних маскарадов, которые, как и отмечание Нового года как праздника, вошли в обыкновение советских граждан только с конца 1950-х. Однако ныне переодевание в кого-то на Новый год осталось традицией только для детских утренников, а взрослые перестали это делать где-то в 70-е.

А вот мы с твоим дедушкой такими глупостями в молодости не занимались!
А вот мы с твоим дедушкой такими глупостями в молодости не занимались!

Тем не менее, запрос на карнавальность, на место и время, где можно нарушать нормы обычной жизни, выдохнуть, чтобы потом с новыми силами вернуться к «нормальной» жизни с её правилами и приличиями, существует в любом обществе. И особенно в среде молодёжи.

Поскольку в России собственные традиции подобного рода к моменту распада СССР, распространения американизированной глобальной культуры и интернетизации перестали существовать — Хэллоуин просто оказался подходящей формой для воплощения того, для чего в русских деревнях служили Святки, а в советском обществе времён Оттепели — новогодние маскарады. Именно поэтому, несмотря на сопротивление консерваторов и хейт многих обитателей сети, Хэллоуин успел прочно врасти в культурную ткань современной России.

Сейчас в нашей стране всё чаще встречаются любители этого праздника.
Сейчас в нашей стране всё чаще встречаются любители этого праздника.

Что по итогу:

Хэллоуин вырос из весьма мрачных и совсем не весёлых ритуалов древности — но, по сути к нашему времени успел превратиться в наиболее выраженную форму современной карнавальности. В том числе в Рунете и России.

Спасибо что дочитали до конца! Если вам интересно, чем заняться дома на Хэллоуин, могу предложить свою прошлогоднюю подборку фильмов и сериалов: https://dtf.ru/cinema/3112149-moya-lichnaya-podborka-na-hellouin

7
1
1 комментарий