Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию

Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию

Киберпанк — это субжанр фантастики с сочетанием «high tech, low life». Технологии стали более развиты, но счастья всем даром это не принесло. Наоборот, социальный договор сломался, и получился мрачный мир, где выживает сильнейший. Так же киберпанк это и узнаваемая визуальная эстетика: урбанистические картинки, где в полутьме сияют вывески с иероглифами, и всё выглядит одновременно футуристичным и трущобным.

Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию

В 90-х жанр активно развивался, а вскоре резко прекратил. За последние 20 лет не выходило ни одного по-настоящему значимого киберпанк-произведения. Были сиквелы («Бегущий по лезвию 2049», «Призрак в доспехах 2», две «Матрицы»), ни один из которых не сравнился с оригиналом. Были фильмы Нила Бломкампа, которые со скрипом можно причислить к киберпанку : «Район 9», «Робот по имени Чаппи», «Элизиум».В 2010-х тему хакерства развивала игра Watch Dogs, тему искусственного интеллекта — фильмы «Her» и «Ex Machina», а пугать людей технологиями стал сериал «Чёрное зеркало». Но в связи с ними всеми слово «киберпанк» особо не звучало.Интересно, что фильм 2018 года «Первому игроку приготовиться» по формальным критериям вроде как киберпанк. Развитие технологий? Да. Люди живут в трущобах? Да. Герой со шлемом на лице шляется по виртуальным мирам? Да. Почему тогда слово «киберпанк» к этому обычно не применяют? Помимо оптимистичности Спилберга, мне кажется, дело вот в этой разнице: герой не хакер, а геймер. Не программист, а пользователь. В настоящем мире VR сейчас тоже развивается и шлемы всё лучше, но купить и использовать Oculus Quest 2 может кто угодно, тут нет никакого хакерства — в чём тогда киберпанк?
Подробнее в статье источнике
Про то, что есть киберпанк, можно так же почитать здесь

Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию

Перерастает ли киберпанк из жанра фантастики в повседневную реальность? Вот популярная цитата из интернетов: «Киберпанк умер. Не потому, что жанр плохой — наоборот, великий жанр, пророческий. Просто он перестал быть фантастикой. Мы уже живём в киберпанке. "High tech, low life" — это наша жизнь, все эти смартфоны и дополненная реальность вперемешку с жареным супом и отклеивающимися обоями».

И да, мы уже живём в киберпанке, просто находимся на этапе его становления. Стрёмная антиутопия превращается в реальность, в которой нам всем придётся существовать.

Приведу для наглядности следующие характерные признаки:

Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию
Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию

Искусственная пища из пробирки, в будущем, ограничение на натуральную еду.

Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию

Население развитых стран беднеет.
Люди теряют доступ к медицине.
Дети теряют доступ к качественному образованию, переполненые классы в школах, некомпетентные преподаватели.

Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию

Повсеместная цензура как в авторитарных, так и в демократических странах.

Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию

Законодательская деятельность в интересах конкретных частных лиц, а не общественности.

Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию

Информационные технологии развились. Интернет быстр и вездесущ.
IT-специалисты широко востребованы и высокооплачиваемы.
Общество разобщено, большинство людей бедны.
High tech, low life.

Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию
4040 показов
10K10K открытий
44 репоста
397 комментариев

Были сиквелы («Бегущий по лезвию 2049», «Призрак в доспехах 2», две «Матрицы»), ни один из которых не сравнился с оригиналом.

Не соглашусь! "Бегущий по лезвию 2049" - достойный сиквел, вставший в один ряд с оригиналом.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я постарался не изменять оригинальный текст.
Сам я лично считаю "Бегущий по лезвию 2049" отличным фильмом и достойным продолжением.

Ответить

может хоть ты, анонимный анон, объяснишь мне, что в нем такого достойного ?

Оригинальный "бегущий по лезвию" был на волне, был в трендах, да - заимствовал львиную долю идей и визуала из манги/аниме и литературы, но в рамках голливуда и крупнобюджетного кино был практически пионером.

2049 же просто анахронизм : мир изменился, технологии изменились, взгляды изменились, а кино осталось прежним. Ты не можешь просто взять идеи из, пардон, фантастики 80х годов и выдавать их за актуальный киберпанк, особенно после того как мир увидел Ghost in the Shell и Deus Ex. 

Вся сюжетная линия с Джой, например, очевидно всрата - с точки зрения того, что мы уже сегодня знаем и умеем в области облачных технологий и "личных ассистентов/ИИ", идея уникальной "личности", работающей вне облака, кажется перевёрнутой с ног на голову.

Мотивация антагониста вызывает миллион вопросов.

Да банально даже сам факт производства искусственных людей, не отличающихся от обычных, с целью покорить фронтир дальнего космоса - это же просто бред сивой кобылы. Пардон, но проблематика глобального противостояния человека и искуственного сверх-человека куда лучше раскрыта в детском мультике, сделанном для рекламы игрушек, чем в этом "шедевре кинематографа".

Ответить

Я вот не могу прямо точно сказать, что не так. Кажется дело в атмосфере продолжения, в оригинале мир казался более живым, настоящим. А в продолжении все больше похоже на театральные декорации, словно пыль и мусор аккуратно расставлены в кадре, а не случайно там оказались. 

Ответить

Хорошая фантастика, я не спорю. Даже в концу просмотра, аплодировали всем кинотеатром. Но по сравнению с оригиналом, нет, это совсем не то. Оригинал одним только саундтреком уже уделывает сиквел, можно сказать, кладёт на лопатки. Я вообще считаю, что Ханс Циммер хоть и талантливый, но очень переоцененный композитор. Да, построить стену из модульных аналоговых синтов с его деньгами конечно можно, но научится их использовать как старина Вангелис, уже совсем другое дело.  Звуковой эмбиент фон тоже стал шедевром, голос китайской женщины из рекламных видео биллбордов и сотни различных фоновых звуков засемплированы и использованы во многих культовых электронно-музыкальных треках.
Видеоряд тоже не сравнить. В оригинале, после знаменитого монолога Рутгера Хауэра, камера направлена на измученного Декарда и на заднем, слегка замытом фоне, приземляется полицейская машина и выходит силуэт Гэффа. Игра света и теней и все под прекрасный трек Tears in Rain Вангелиса. А чем заканчивается сиквел? Гослинг присел а ступеньки, идёт снег и играет абсолютно халтурный ремикс Циммера на тот же Tears in Rain.
Опять же повторюсь, сиквел не плох, но с точки зрения художественной ценности, ни в какое сравнение с оригиналом.  

Ответить

Да,вот только Матрица не киберпанк

Ответить