Почитать Леонид Мойжес
25 779

Своя эстетика: что такое киберпанк и почему он стал так популярен

High tech, low life.

В закладки

Мы часто слышим о киберпанке, но плохо понимаем, что это такое. Разные люди относят к этому жанру «Чёрное зеркало», «Пятый элемент» и даже «Франкенштейна» Мэри Шелли. Попробуем понять, как маленькое литературное направление стало самым размытым и популярным жанром в современной научной фантастике.

Киберпанк — явление противоречивое. С одной стороны, он кажется популярным и востребованным среди любителей фантастики. Соответствующий сабреддит насчитывает тысячи постоянных подписчиков, обсуждающих современное искусство, философию, политику, новые технологии и, разумеется, смешные картинки из интернета. Во «ВКонтакте» процветают сообщества вроде Киберпанк 2.0 и Сyberpunk 2.0: visual part.

Геймеры ждут, когда студия CD Projekt, подарившая нам «Ведьмака», закончит давно анонсированную игру по популярной ролевой системе Cyberpunk. По слухам, уже в июне на Е3 журналистам дадут посмотреть на игровой процесс этого проекта. А самое главное, само слово «киберпанк» звучит буквально из каждого утюга, превратившись в мем, примером чего служит сообщество «Киберпанк, который мы заслужили», в два раза более популярное, чем «серьёзная» группа, посвящённая этому жанру.

Но на фоне общей популярности возникает вопрос: а что вообще такое этот киберпанк? Стоит кому-то сказать, что он только что прочитал какую-то хорошую книгу, увидел интересный фильм или поиграл в классную игру в этом жанре, как целая толпа комментаторов немедленно попытается доказать ему, что он не прав, и это произведение — просто обычная научная фантастика.

В то же время, иногда к киберпанку относят вообще любой фильм, книгу или игру, где присутствуют хотя бы намёки на какие-то популярные образы из этого жанра (в основном, корпорации). А иногда это делается исключительно из-за визуального стиля, сводящегося к обилию светящихся элементов, протезов и грязного металла.

Интернет полон абстрактных «киберпанковых» картинок, не отсылающих ни к какому произведению

Более того, в литературе, откуда киберпанк вышел, его закат признан почти официально. Ещё в 1998 году Лоуренс Персон, редактор журнала Nova Express, посвящённого научной фантастике, опубликовал своеобразный манифест «посткиберпанка». Он утверждал, что речь идёт о новом жанре, который должен модифицировать слишком «пессимистичный и антиутопичный» киберпанк, сделав изображение будущего более взвешенным.

Хотя термин «посткиберпанк» не обрёл популярность, идея жанра вполне устоялась. К нему, например, относят все работы популярного писателя Нила Стивенсона и «Священный огонь» Брюса Стерлинга, позднюю книгу одного из отцов-основателей киберпанка.

Получается, что единственные произведения, которые уверено претендуют на статус «полноценного» киберпанка — это сиквелы, ремейки и адаптации старых франшиз. Продолжение «Бегущего по лезвию», фильм по «Призраку в доспехах», перезапуск Mirror’s Edge и приквел к Deus Ex. Складывается странная ситуация: все любят киберпанк, но никак не могут сойтись относительно того, что это, собственно, такое и что к нему относится.

Что такое киберпанк

Самое распространённое определение жанра гласит, что в киберпанке сюжет строится вокруг противостояния «улицы», представленной хакерами и преступниками, и «корпораций». Такое восприятие жанра популярно настолько, что стало самовыполняющимся пророчеством.

К примеру, именно в этой логике сделана карточная игра Netrunner. Каждая партия в ней — это история противостояния клана хакеров и могущественной компании. При этом подразумевается, что хакеры выступают как положительные герои, а корпорации — в качестве антагонистов. Антикорпоративный пафос часто дополняется техноалармизмом, страхом, что именно новые технологии позволяют финансовым гигантам контролировать жизнь простых граждан. Всё это приводит к тому, что киберпанк прочно ассоциируется с антиутопией.

Но из первых авторов киберпанка этому определению не соответствовал никто, кроме, может быть, Джона Ширли. Самое главное — ему не соответствовали ключевые деятели этого литературного направления: Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг. Да, важные антагонисты в их книгах часто были связаны с корпорациями, но точно также корпорации могли выступать и в качестве союзников главных героев.

Не было никаких следов страха или критики техники — напротив, компьютеры и средства коммуникации завораживали писателей. Более того, никто не пытался «предупредить» читателей о грядущих бедах. Авторы киберпанка вообще не пытались создать какую-то цельную картину общества будущего, в которой было бы ясно, кто хороший, а кто плохой.

А главное — противостояние корпорациям просто не может быть уникальной чертой жанра, появившегося в 80-е годы. Сюжет о борьбе отчаянных героев из подполья и богатых «властителей жизни» присутствовал в фантастике задолго до этого. Он является естественным продолжением «левых» взглядов большинства западных фантастов и интеллектуалов. Косвенно это признают и сами фанаты киберпанка, постоянно включая в любимый жанр то книги Филипа Дика, писавшего в 60-е, то вообще «Метрополис» Фрица Ланга, вышедший в 1927 году. Доминирование этого конфликта в жанре киберпанка сейчас отражает не его уникальность, а, напротив, тот факт, что он успешно соединился с мейнстримом культуры. Новая эстетика была адаптирована к старым сюжетам.

«Метрополис» Фрица Ланга. Чем не киберпанк?

Но если в плане антагонистов киберпанк не уникален, то может быть он дал нам революционных главных героев? Вторым популярным описанием жанра является «high tech, low life». Такая характеристика намекает на контраст между технологиями будущего и образами героев: изгоев, бродяг, преступников, наёмников и авантюристов.

Это, несомненно, отличало киберпанк от таких произведений, как «Звёздный путь», с его футуристическими дизайнами и неизменным оптимизмом. Но образ будущего, в котором царит бедность, преступность и жестокость, выглядит довольно очевидным. Все эти темы уже оказывались в центре внимания фантастов так называемой Новой Волны в 70-е годы. А делать главных героев изгоями было популярно в фантастике ещё со времён «Торговцев» из «Основания» Азимова, написанного в 1944 году.

Нас обманули?

Может быть, киберпанка вообще не существует? Этот термин был популяризован только в 1985 году на национальном конвенте любителей научной фантастике в Остине, США. К этому моменту свет уже увидели ключевые книги нового жанра — «Нейромант» Уильяма Гибсона, написанный в 1983 году, а также «Схизматрица» Брюса Стерлинга, вышедшая в 84-ом.

Уильям Гибсон

Оба произведения вызвали бурную дискуссию среди авторов и критиков. По результатам этих споров вокруг Стерлинга образовался небольшой коллектив молодых и амбициозных авторов, включавший таких людей, как Джон Ширли, Руди Рюкер, Пэт Кэддигнан и Льюс Шайнер. Их объединяло стремление изменить каноны, царившие в научной фантастике. Желая заявить о себе, они и создали собственный стенд в Остине, назвав его броским словом «киберпанк».

Брюс Стерлинг

Интересно, что сам термин появился за два года до этого. Так назывался непримечательный рассказ писателя Брюса Бетке, который, собственно, на стенде не присутствовал. Но созданное им слово прижилось, и в скором времени многие читатели с удовольствие называли себя почитателями киберпанка.

Немалую роль в формировании нового жанра сыграл Брюс Стерлинг. Он издавал фэнзин «Cheap Truth», который стал этаким «центральным печатным органом» киберпанка в 80-е, и составил первую жанровую антологию — Mirrorshades, вышедшую уже в 1986 году. Вступление к ней стало своего рода манифестом нового движения.

Руди Рюкер

Впрочем, уже в 1989 году Уильям Гибсон заявил, что «киберпанк» всегда был скорее маркетинговым ходом. Год спустя он в соавторстве со Стерлингом написал «Машину различий» — первую книгу в жанре «стимпанк». А уже в 90-е творческие пути писателей разошлись. Сейчас сам Стерлинг говорит о киберпанке как о пройденном этапе, к которому он не намерен возвращаться.

Но считать этот жанр просто рекламным ходом тоже не получается. В 1988 году вышла настольная ролевая игра Cyberpunk 2013, прототип системы, которую сейчас пытается перенести в формат видеоигры студия CD Projekt. Игра пришлась по душе большинству фанатов киберпанка того времени, доказывая, что они любили не произвольный набор авторов, а какую-то единую эстетику, пронизывавшую их творчество.

Ещё интереснее вспомнить о «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта. Этот фильм вышел на экраны в 1982 году, независимо от всей киберпанк-литературы, но оказался её идеальной иллюстрацией. Уильям Гибсон в 2000-е годы признавался, что поначалу не хотел смотреть фильм, так как боялся, что Скотт смог выразить его собственные идеи слишком хорошо. Очевидно, что в фантастике 80-х годов происходили какие-то глобальные процессы, влиявшие и на режиссёров, и на писателей, и на рядовых потребителей.

Постер «Бегущего по лезвию»

Результатом этих процессов и стала эстетика киберпанка, которая обрела собственную жизнь, не зависящую от отдельных авторов. Ещё в 80-е она начала завоёвывать популярность в Японии. В 90-е годы ей вдохновляются авторы таких игр, как System Shock и Deus Ex, а в кино она влияет на фильмы «Нирвана», «Странные Дни» и, конечно, экранизации Гибсона «Джонни-мнемоник» и «Отель Новая Роза».

Всё это прокладывает дорогу для «Матрицы», подлинного триумфа эстетики киберпанка в кино. После выхода картины Вачовски следы киберпанка находят, оправдано или нет, чуть ли не в каждом втором фантастическом фильме. Так же и в литературе. где у первых писателей киберпанка появляется целая толпа продолжателей, как талантливых, вроде Нила Стивенсона, так и абсолютно бездарных. Но в чём именно заключался секрет успеха?

Фантастика или реализм

Ответ на этот вопрос даёт ещё одно интервью Уильяма Гибсона. Рассказывая о том, какие писатели на него повлияли, он называет имена Томаса Пинчона и Уильяма Берроуза. Эти авторы не являются фантастами, зато относятся к классикам постмодернистской литературы.

Их наиболее знаменитые произведения, такие как «Голый завтрак» и «Радуга тяготения», использовали яркие сюрреалистические образы для того, чтобы зафиксировать на бумаге психическое состояние отдельного человека. Эти писатели доводили какие-то образы и сюжеты до гротеска, чтобы в итоге читатель мог прочувствовать, как именно герой мыслит и видит окружающий мир.

То, насколько книги Пинчона неудобны для восприятия, пародировали даже в «Симпсонах»

И именно это пытаются повторить первые авторы киберпанка, с тем лишь отличием, что они вводят сюрреализм на уровень устройства их выдуманного мира через странную и неконтролируемую технику. Для этого они и обращаются к жанру фантастики. Компьютеры, общающиеся голосами мёртвых людей, машины, позволяющие посылать другим свои сны и кошмары, роботы, пожирающие друг друга.

Все эти сюжеты возникают не как критика современного общества, а как способ зафиксировать мироощущение того времени. Киборги передавали ощущение повсеместного вторжения техники в обычную жизнь. Сюжеты об изменении сознания в угоду корпорациям — информационный шум, постоянно окружающий человека в современном мире, осознание могущества маркетинга и рекламы. Все эти вещи ещё казались чем-то новым в 80-е, и авторы киберпанка точно уловили, каково человеку жить в этом изменяющемся мире.

Знаменитый монолог репликанта Роя Батти под дождём, не присутствующий в оригинальной книге Филипа Дика, стал символом одиночества современного человека перед лицом неизбежной смерти

Именно поэтому «улица» в киберпанке кажется такой знакомой и реалистичной. Дело тут не в градусе жестокости, насилия и цинизма, а в фактическом сходстве. Изгои в киберпанке — это не обобщённые «отверженные», которых делали протагонистами ещё в греческих мифах. Это по-настоящему знакомые современному человеку девианты: сумасшедшие механики, вечно голодные наркоманы, члены уличных банд, безработные неудачники.

Повествование ведётся с их позиций, потому что каждый из нас порой чувствует родство с этими одинокими и ненужными людьми, которые пытаются найти себе место в современном городе. Воспроизведя это ощущение на бумаге, «киберпанки» смогли завоевать популярность у читателей.

По этой же причине фактические сюжеты в их книгах менее важны, чем тот калейдоскоп образов, с которыми сталкивается главный герой — именно ради них всё и писалось. И именно эти образы потом были «растасканы» продолжателями киберпанка, сформировав особую эстетику этого жанра.

Фотографии из современных сквотов порой оказываются ближе к оригинальном киберпанку, чем рисунки с киборгами

Их популярность связана ещё и с тем, что они делают жизнь современного человека ярче, чем на самом деле. Иллюстрируя, но не осуждая наши комплексы, неврозы и опасения, авторы киберпанка романтизировали современный город.

Корпорация превращалась из груды заводов и скучных офисных зданий в зловещую организацию или тайный культ. Уличная банда становилась не просто гопниками, отбирающими у вас деньги, а обитателями другого, мрачного мира. Навязчивый поток рекламы становился цельной «музыкой города», позволяющей его жителю поймать волну своей среды обитания. А сам читатель из продавца в магазине или офисного работника становился одиноким героем, пытающимся выживать в урбанистическом лабиринте.

Не случайно оригинальный Deus Ex включал не только киберпанковые клише, но и целый букет популярных городских легенд. «Люди-кроты», тамплиеры, слухи о всемогуществе FEMA, Зона 51 — всё это истории, родственные сюжетам о восстании искусственного интеллекта или о тайной армии правительственных киборгов. Такие сюжеты делают жизнь в современном городе интереснее, наполняют её опасностями и тайными конфликтами, об участии в которых бывает приятно помечтать даже здравомыслящему человеку.

Оригинальный Deus Ex собрал не только все популярные киберпанковые сюжеты, но и почти что полный набор популярных теорий заговора

В то время, как традиционная фантастика искала загадочное между далёкими звёздами или на руинах погибшего мира, киберпанк позволял взглянуть на современный город и увидеть в нём пространство опасностей и чудес. Именно с этим связан и его фактический закат в литературе в 90-е — эту нишу заняли авторы жанра «new weird», вроде Нила Геймана или Чайны Мьевиля, которые отказались от научно-фантастического «оправдания» странности ради ещё большего узнавания.

Возможно, по мере того, как их эстетика будет проникать в кино и видеоигры, киберпанк начнёт уходить в прошлое и там. Но до этого ещё далеко, а почувствовать, что жить в современном городе — это круто, нам нужно уже сейчас.

#месяцкиберпанка #истории #литература

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
Статьи по теме
«Призрак в доспехах»: подробный рассказ о главном киберпанк-аниме
На улицах Нео-Токио: киберпанк в аниме
«Трон»: история иконы киберпанка и её продолжений
Буддийский киберпанк: игры и виртуальность в творчестве Виктора Пелевина
{ "author_name": "Леонид Мойжес", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430","\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u043a\u0438\u0431\u0435\u0440\u043f\u0430\u043d\u043a\u0430","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 89, "likes": 201, "favorites": 164, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 14835, "is_wide": false }
{ "id": 14835, "author_id": 14957, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/14835\/get","add":"\/comments\/14835\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/14835"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64958 }

89 комментариев 89 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
62

Мы часто слышим о киберпанке, но плохо понимаем, что это такое

Ну так геймплейного трейлера не было, вот и не понимаем.

Ответить
19

https://vk.com/video159378377_456239056
Я так проникся недавно отечественным киберпанком.

Ответить
2

МихаилМК -- топыч, самый близкий к реальности киберпанковый мир

Ответить
14

Я так и не понял по описанному, что же такое киберпанк. Как читатель не понял. А с точки зрения геймера это свод некоторых обобщённых условий:
1) Мир будущего, где верх взяли технологии имплантации роботизированных конечностей, чипов и прочего в живых людей;
2) Большое количество различной навороченной техники (летающей, парящей), покорённый космос, повсюду слежка и контроль крупных корпораций;
3) Всеобщая загрязнённость окружающей среды, упадок свобод и прав граждан, нищета, диктатура, долги;
4) Возможности манипуляции памятью человека (с помощью компьютерных технологий), клонирование, перенос сознания, дроиды и дроны в качестве стражей закона, массовая пропаганда жить по пунктам 1-4, отсутствие понятия 'вышли с плакатами права качать'.
5) Ставка на энергетическое, лазерное и плазменное оружие вместо пуль, продвинутые хакерские возможности, стимуляторы, развитые и легкодоступные наркотические вещества;
6) Отсутствие посторонних 'фракций', так сказать: мафии, политиков, богатых влиятельных одиночек;
7) Неоновые тёмные тона (синий, пурпурный, красный), атмосфера безысходности и невозможности как-либо изменить происходящее, антигерои вместо героев, массовое бомжевание (в киберпанке сбор кибер-мусора считается чем-то достойным, построенным на собственной инициативе, а не итогом того же выселения).

Может я криво читал пост, но ничего из указанного не увидел, только воду с невнятными рассуждениями о прошлом киберпанке и нынешнем. Читалось приблизительно так: 'ну, киберпанк это, вот, когда там берут и ещё неплохо бы куда-нибудь, а раньше было иначе и везде, давайте сравним столкновение позиций'. Никакой конкретики. Не понимаю, это было сделано чтобы минусов не нахапать?

Ответить
15

6) Отсутствие посторонних 'фракций', так сказать: мафии, политиков, богатых влиятельных одиночек;

Ваш пост огорчает Kindly Cheng.

Ответить
1

Ещё более он огорчает мультимиллиардеров-антагонистов из книг Гибсона.

Ответить
2

А якудза слишком круты чтобы сожалеть

Ответить
2

короч я тоже глубочайше не согласен с этим пунктом.

Ответить
6

Решил ответить по пунктам(и это таки моё восприятие, а не научно доказанный факт):
1) Не обязательно, у того же Стерлинга пополам с механистами были шейперы, приверженцы биотехнологий. Суть скорее в том, что технологии дошли до того уровня, когда человек способен менять своё тело по своему усмотрению. Улучшать, расширять, делать лучше в каких то аспектах. То есть на заявления типа "бог создал человека идеальным высшим существом" тут отвечают - расскажи это моей эйдетической памяти, суперпечени и третей руке.
2) Что-то тут всё в одну кучу. Космос во многих случаях никому не нужен. Техника - просто следствие прогресса. Высоких технологий. Со слежкой и корпорациями всё иначе. Есть информация. Иногда потоки информации, а иногда фактически океан информации и есть те, кто либо что-то оттуда вылавливают, или анализируют, либо направляют потоки. Работа с информацией.
3) Среда - нет. А в плане упадок/нищета/разруха/адъ и израиль, то в этом плане киберпанк обычно просто честен. Ты не получишь ничего просто так. Если ты перейдешь дорогу тому, кто сильнее тебя - тебе конец. Управляет тот у кого есть для этого влияние. Права людей обычно есть. Просто систем прав очень много. Если ты нищий, то это значит что ты просто не умеешь заработать. Кто-то родился в богатой семье, а ты нет? Очень жаль. Танцуй как сумеешь. Всё чертовски честно и, обычно логично. Так что это скорее не чернуха, а реализм.
4) Вас всё клонит в какую-то антиутопию с роботами. Памятью манипулируют далеко не всегда, и....у вас во многих пунктах каша из всего. Много что вы описываете, это просто следствие hi tech. Технологии развиты и они разные. Чаще всего они включают в себя кибернетику. Пропаганда обычно ничем не отличается от современной. Варианта "выйти с плакатами" очень даже есть, как и выйти с нормальным оружие, потому как добрым словом и пистолетом можно добиться куда больше.
5) снова hi tech, он бывает разный и огнестрела среди него предостаточно. Доступность всякого разного - опять таки следствие хайтека, которого так много, что регулировать его сложно.
6) вот это совсем не то, фракций, групп и конфессий на любой вкус обычно гораздо больше чем в любых других жанрах. Каша из людей каждые 2 из которых могут организовать свою группу
7) это скорее нуарчик

ух простыню накатал

Ответить
1

1)Частично;
2)Совершенно не обязательно;
3)Разве что диктатура не обязательна;
4)Тоже сугубо индивидуально, особенно вторая половина;
5)Совершенно мимо;
6)Мимо;
7)Скорее "серые" персонажи, чем антигерои.

Но выводы совершенно правильные. Статья не даёт никакого представления о жанре для человека, с ним не знакомого или знакомого только поверхностно (по всяким деус ексам). Я ждал, что в какой-то мере будут развенчано ошибочное представление о киберпанке (вроде вашего списка), но получил лишь пространное рассуждение для тех, кто в теме.

Ответить
2

Делить киберпанк на правильный и неправильный это имхо дисциплина специальной олимпиады. Просто была какая-то первоначальная форма, которая была по сути вариантом фантастики. И следующие авторы вдохновлялись ей чуть больше или чуть меньше и привносил что-то своё. И каждый читатель/зритель если и не воспринимает этот жанр по своему, то выделяет для себя произведения с какими-то общими чертами, которые ему нравятся. Мне вот нравится произведения с нуарным привкусом, нравится когда показано взаимодействие общества и технологий. У кого-то кто может быть совсем другое. И тем не менее мы оба говорим что любим киберпанк. Точно так же происходит и с фентези и фантастикой и детективами. А потом они начинают пересекаться образуя новые формы. А вокруг с криками бегают размахивая руками поборники детерминированных определений и четких границ жанров.

Ответить
8

Это очень старая и уважаемая специальная олимпиада, между прочем. Под каждым постом, где встречается слово "киберпанк" просто обязано быть обсуждение на двадцать страниц, на тему, что считать, а что не считать киберпанком.

Ответить
0

Нравится нуар в киберпанке? Да пожалуйста, никто и не против! Вот только нуар не является отличительной чертой. КП может существовать и без него. Та же ситуация с лазерным и огнестрельным оружием из списка выше. Да, в некоторых произведениях предпочтение дают энергетическому оружию, но из-за этого мы же не можем говорить, что весь киберпанк - с лазерами.

Ответить
1

Я как бы и написал что это лично моё предпочтение, леденцы "киберпанк" со вкусом нуара и трансгуманизма

Ответить
1

Я чувствую лёгкое недопонимание между нами. С самого начала речь шла об ошибочном представлении о КБ. Я (как и вы ниже) сказал, что данные пункты не обязательны. Никаких правильных и неправильных киберпанков. Никакого осуждения чужих вкусов, кибербоже упаси.

Ответить
0

Услышал. Осознал. Поддерживаю.

Ответить
1

Мне кажется, такие понятия, как 'киберпанк', 'MOBA' и 'free to play' в первую очередь формируются умами людей, мнениями. У них нет устоявшихся описаний. Попытки исследовать и анализировать подобные понятия обречены на провал, особенно, если не давать личную оценку.

Ответить
0

Частично Вы правы. Например max payne 3 больший нуар, чем прошлые части. У некоторых жанров размытое описание, но те, что существуют давно, имеют четкие границы, вот только мало кто хочет вникать в суть. Как Вы и написали, многие используют собственное представление, чаще ошибочное.

Ответить
0

Портал 2 киберпанк ?

Ответить
0

Киберпанк - Технический прогресс на уровне человеческой деградации в духовном и моральном плане

Ответить
9

С киберпанком всё просто. Киберпанк - это нуар в будущем

Ответить
6

Мне понравилось чьё-то краткое определение идеи киберпанка - "торжество технологий, нищета духа". Не являюсь большим знатоком жанров, поэтому прочитал предварительно скинутую вами ссылку на художественные особенности нуара. Мне показалось, что лишь 2-3 особенности, и то с некоторой натяжкой, являются общими и для киберпанка и для нуара.

Мне кажется, киберпанк в целом больше нацелен на описание социума в указанных мной в начале условиях, а нуар - больше про судьбу конкретных людей

Ответить
0

Неплохо.
Тогда нескромный вопрос (я, например, не очень в теме)):
есть каноничное определение нуара?

Ответить
6

На самом деле с нуаром такая же путаница как с киберпанком. И нуар и киберпанк это скорее не про жанр, а про атмосферу, эстетику. Если посмотреть в вики-статье про нуар раздел Художественные особенности, то можно увидеть насколько близки эти понятия. Ну и классическое могущественный злодей, роковая женщина и мрачный главный герой. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Нуар_(кино)

Ответить
0

Вот поэтому и мой "нескромный вопрос". Нуар тоже, как и КП, - "Ощущение", "атмосфера", а попытки ВЕСЬ КП втиснуть в жанровые признаки не очень успешны.

Ответить
2

А так да, нуар и КП очень похожи. И за ними еще стоит декадентская эстетика конца 19 века и модернизм, который произвел тот же Метрополис.

Ответить
1

Абсолютно неверный посыл. Нуар в будущем - это "техно-нуар" (tech-noir, science fiction noir и т.д.). "Особое мнение" или "12 обезьян", например. Хз чо там с книгами, это больше для обозначения фильмов (Фарго, например, нео-нуар)

Нуар - это все же поджанр криминальной драмы со следующими признаками: исключительно криминальный сюжет и саспенс (постоянно нарастающая мрачная атмосфера фатализма и пессимизма и состояния неопределенность), стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и в тоже время хронологическая дезориентация, еще женщины...роковые женщины. В фильмах еще добавится обилие темных сцен, искажённые ракурсы и мотив воды. А вот экшена в нуаре - НЕТ (так шо всякие Матрицы, например, идут лесом, за исключением пары сюжетов Аниматрицы). Киберпанк иногда заимствует элементы нуара, кое-где пересекается с ним (как, например, Бегущий по лезвию), но не более, посткиберпанк так и вовсе зачастую полная противоположность нуару.

А часть производных киберпанка имеют отношение к будущему менее чем никакого: клокпанк, стимпанк, дизельпанк, атомпанк и пошло поехало.

Кибербанк и его производные (ретрофутуризм, посткиберпанк и т.д.) - это [спекулятивная] фантастика постмодернизма, собственно все. Берем фанатастику, прикручиваем постмодернизм, получаем кибер-/стим-/дизель-/био-/нано-/данжен-/и т.д.-панк. О чем собственно написал в свое время Майкл Суэнвик (Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя).

Киберпанк - это своего рода был бунтом против Новой волны [в фантастике], также как и вся панк-субкультура и её производные тоже форма культурного бунта

Ответить
7

Незаслуженно мало написано о японском киберпанк-аниме, которое имело исключительное значение для развития визуалки и концепции

Ответить
11

Вот тут написано заслуженно много: https://dtf.ru/13609-na-ulicah-neo-tokio-kiberpank-v-anime

Ответить
1

Имелось в виду, наверное, написано [в этой публикации].

Ответить
0

А музыкальный пост про киберпанк в планах есть? Как это было с Лавкрафтом.

Ответить
5

Интересно, что сам термин появился за два года до этого. Так назывался непримечательный рассказ писателя Брюса Бетке

Это был пародийный любительский рассказ (Брюс Бетке никогда не был профессиональным писателем) в котором Бетке пытался высмеять новое течение. Рассказ вовсе не был непримечательным - напротив - его не только заметили и оценили, он стал пользоваться
популярностью - в том числе и у тех кого он высмеивал. Позднее Бетке написал такой же пародийный роман - смешной в начале и откровенно провисающий ближе к финалу (ну не писатель он, увы).

Уильям Гибсон в 2000-е годы признавался, что поначалу не хотел смотреть фильм

Гибсон рассказывал об этом намного раньше. И если более точно - он вполне себе пошел на сеанс Блейдраннера в то время когда работал над Нейромантом, но увиденное в фильме оказалось настолько похожим на то что он пытался описать, что Гибсон сбежал с половины сеанса (опасаясь что фильм может слишком повлиять на его роман).

И именно это пытаются повторить первые авторы киберпанка, с тем лишь отличием,

что они вводят сюрреализм на уровень устройства их выдуманного мира через странную и неконтролируемую технику.

Равнять всех первых авторов киберпанка под одну гребенку это мягко говоря не очень умно.
Сюрреализм Гибсона проистекает из того же источника что и сюрреализм Желязны (который ни разу ни киберпанк но посмотрите-ка на "Доннерджека" где он исследует виртуальную
реальность вводя туда мифологический пантеон) - оба писателя просто напросто ничего не смыслили в компьютерах и отсутствие технических знаний им приходилось
подменять мистикой. Ну или - как в случае с Гибсоном - звонить Брюсу Стерлингу чтобы тот объяснил как эти штуки могут работать (у Стерлинга как раз сюрреализма мягко
говоря нет, он довольно технично-суховатый футуролог). Хотя, конечно, правда, что на Гибсона повлияли сюрреалисты - он-то писал Нейромант как артхаузный роман навеянный европейским кинематографом который изучал в университете.

киберпанк позволял взглянуть на современный город и увидеть в нём пространство опасностей и чудес. Именно с этим связан и его фактический закат в литературе в 90-е — эту нишу заняли авторы жанра «new weird»

Которые - и Мьевилл и Гейман (не слишком-то хорош, но распиарен) заняли нишу заметно позже - уже давно пустующую из-за того, что писать по сути "киберпанкам" оказалось особо не о чем. Внешние атрибуты киберпанка слишком легко копировались, а внутренние смыслы оказались не такими уж разнообразными.

Ответить
1

Пародийные названия нередко становятся наиболее меткими. Так было, например, со словом "импрессионизм", которым, по легенде, какой-то критик заклеймил выставку работ молодых французских художников.

Ответить
1

Да-да, хорошие пародии нравятся людям с чувством юмора, а у киберпанков оно было. Молодые и задорные.

Ответить
1

Насчет Желязны ни разу ни киберпанк - а как же "24 вида Фудзи"?

Ответить
0

Про компьютеры в целом он-то писал, конечно, те же "Витки" (с Саберхагеном) еще можно сюда поставить, но по ощущениям - не киберпанк. Нет там прописанного мира "High tech, low lifе". Его, собственно, никогда к ним и не причисляли.

Ответить
0

Вот это очень важное слово вы сказали - "по ощущениям". Автор статьи, кажется, об этом не говорит, но это №1: киберпанк чувствуется или не чувствуется, и никакие жанровые каноны этому не могут препятствовать.
Т.е. есть некое ощущение киберпанка. Не понимание жанровой специфики, а именно чувство. Отсюда и неопределенность. И отсюда же такая привлекательность определить киберпанк просто как "сеттинг", "визуалку", т.к. они ближе к "ощущениям".

Ответить
1

Ну других критериев тут нет кроме ощущений ) Первые киберпанки были сами по себе настолько разношерстными, что их в одну группу собрало разве что стремление Стерлинга потыкать острой палкой несколько скисшую в концу 70-х англоязычную фантастику. Официальный киберпанк Джон Ширли у меня в киберпанк так и не зашел, зато Суэнвик с "Вакуумными цветами" и "Путем прилива" - более чем, да вот беда сам - Суэнвик отрицает что он киберпанк )))

Ответить
3

Рекомендую очень обстоятельный срез представлений о киберпанке в России
https://geektimes.ru/post/295823/

Ответить
1

Там очень подробно написано, во что превратился киберпанк в массовом сознании

Ответить
0

Да, неплохо

Ответить
2

Мне кажется, что непросвещённому (не читавшему литературу) человеку статья мало о чём скажет. Лично для меня доводы автора хорошо работают в сопоставлении с собственным опытом, а без оного, я боюсь, они (доводы) могут показаться лишь пространной водой.
Ведь все мы знаем, что для большинства киберпанк - только неон, аугментации и, опционально, хакеры.
Это я к чему. Не помешало бы, например, цитат из литературы, которые подпитывают сказанное.

Ответить
1

А вообще прочтя эту статью и проанализировав свои ощущения, сделал вывод, что лично киберпанк атмосфера нравится именно визуальная, как бы это банально не звучало и клешировано, но именно образ тёмного города с неоновыми вывесками, всякие там имплантанты на людях, то есть все то что обычно изображают в фильмах и играх считающийся кибепанком. К примеру "нейромансер" мне не зашёл. Но вот когда играю к примеру в шадоуран прям прёт эта атмосфера. Или Бегущий по лезвию, мне опять же нравится визуальный стиль и атмосфера фильмов, хотя сам сюжет, когда я вдумался, бредовый и я имею ввиду не философские подтексты, а именно идею репликантов.

Ответить
2

У вас как раз типичное "популярное" представление. И это нормально))

Ответить
0

Ну да не отрицаю. Ибо после прочтения нейроманта, больше ничего из этого жанра читать не стал. Но, повторюсь, именно, пусть попсовый киберпанк, своей атмосферой цепляет все равно

Ответить
1

Тут уже ссылались на эту публикацию, но очень в тему именно популярного восприятия https://geektimes.ru/post/295823/

Ответить
0

Я помню, для этого использовалось слово "киберпоп".

Ответить
0

Автор пожалуйста упомяни книгу "Johnny Mnemonic", она вышла раньше и находится в той же вселенной что и Нейромант

Ответить
3

"Джонни Мнемоник" - хороший рассказ, но маленький, он не смог произвести такого эффекта, как "Нейромант". У меня всё-таки не было цели составить полный список произведений киберпанка.

Ответить
–4

Я бы сказал что это спорный момент, потому что именно по "Джонни Мнемоник" поставили фильм "Джонни Мнемоник" ))) и уже после фильма Киберпанк уже вышел в массы. Но это имхо

Ответить
2

До "Джонни Мнемоника" в 1995 были "Дикие пальмы" Оливера Стоуна в 1993 (там кстати можно увидеть самого Гибсона в камео).

Ответить
–5

Я узнал о этих фильмах уже после "Джонни Мнемоника"

Ответить
1

"Ещё в 1998 году Лоуренс Персон, редактор журнала Nova Express, посвящённого научной фантастике, опубликовал своеобразный манифест «посткиберпанка». Он утверждал, что речь идёт о новом жанре, который должен модифицировать слишком «пессимистичный и антиутопичный» киберпанк, сделав изображение будущего более взвешенным"

А потом "конец истории" и вера в окончательное торжество либерального капитализма прошли, тогда как убеждение значительного числа западного населения в грядущей технологической антиутопии все крепнет.

Ответить
1

Получается, Мистер Робот тоже может считаться киберпанком?

Ответить
1

Я люблю добавлять к "High tech, low life" слова Гибсона про грязь в уголках технологий и то, как улица находит свое применение вещам. И слова Стерлинга про то что с человеком можно сделать всё то да самое, что и с лабораторной крысой, и этот факт не исчезнет, если от него отвернуться.

Где-то в этом для меня киберпанк и запрятан.

Ответить
1

Анклавы Вадима Панова, а так же КДР Виталия Шутова из отечественных стоит отметить. Ну и конечно Шадоуран вселенная.

Ответить
0

Мне кажется, что называть Анклавы киберпанком - сильное упрощение.
Российский киберпанк это Алмазные нервы, Лабиринт отражения и Полный root

Ответить
0

Да мы уже давно сами в киберпанке! Корпорации борятся с хакерами. Все люди погрязли в сети...

Ответить
1

Все верно. Достаточно прогуляться от Москва-Сити до Киевского Вокзала и сесть на электричку до какой-нибудь Апрелевки чтобы полностью прочуствовать российский киберпанк

Ответить
0

Падение духовности возвышение бездушных технологий это ли не киберпанк))

Ответить
0

Для меня странно что, "робокоп", обычно не считают кибепанком, хотя вроде там все от кибеопанка есть, почему так?

Ответить
0

Потому что "Робокоп" - это фильм про то как технологии сделают нам хорошо, а киберпанк - про то, как они этого не сделают.

Новый Deus Ex цитирует Робокопа очень активно, кстати.

Ответить
1

Ну если во внимание брать статью эту, то киберпанк это романтизация города, боязнь технологий, а не банальное противостояние отбросов общества и корпораций. И кстати в первом робокопе, он стал в не закона и боролся в частности с корпорацией в итоге

Ответить
3

Ну, у нас есть замечательный робот-коп, и он победил большого злюку и все хорошо (плюс/минус).

И это совершенно противоположно тому, что вот лично я обычно жду от киберпанка: Все серое, большого злюки нет, его роль выполняет всеобщая жопа, в которую себя загнало человечество, а по итогам повествования меняются отдельные судьбы, но глобальную картину мира события поменять не в силах. В смысле, никто не "побеждает интернет", как в "Матрице", или каких-нибудь "Суррогатах". А происходит вместо этого что-то вроде концовки фильма "Нирвана".

Но это моя личная интерпретация, потому что я очень ценю в киберпанке нуарную его сторону.

Ответить
5

Эм.. "Робокоп", как раз киберпанк. И там нет замечательного робота-копа. Вообще-то весь фильм о том, что мегакорпорация, которая захватила власть в Детройте идёт от экспенриментов с городским ландшафтом, урбанизацией и высокими технологиями к экспериментам на людях. Мёрфи не хотел, чтобы его превратили в машину-убийцу, но его лишили даже права на смерть, сделав из него ходячее чучело и полностью лишив его свободы воли и личности.

Ответить
0

Я очень давно смотрел Робокопа, и запомнил оттуда только то что Робокоп - хороший, OCP - плохие, и в конце Робокоп превозмогает и выкидывает главного засранца OCP прямо в окно... или как-то так.

И для меня это стандартный голливудский нарратив, который совершенно не ощущается как киберпанк.

Я не думаю, что одна злая корпорация - это автоматический пропуск в киберпанк. Как любят говорить герои квестов: "Нужно что-то еще".

Ответить
5

как раз нестандартный. Робокоп вообще не человек, по сути. Он им становится в ходе фильма, когда сны, которые он видит побеждают программу. и OCP - это ведь именно те, кто в голливудском кино того времени были "хорошими". То есть успешные бизнесмены, а Робокоп там не просто несёт закон, он там просто убивает карикатурных нищих без суда и следствия. И всё это перебивается сатирическими рекламными роликами о том, что "жить стало лучше, жить стало веселее" (потом Верхувен подобную пропаганду повторит в "Звёздном десанте"). Тут нужно понимать, что он, как и почти весь киберпанк, появились в эпоху Рейгана и Тэтчер, которые главной ценностью ставили частный бизнес и сворачивали почти все социальные программы. А так как многие писатели и режиссёры склонялись к "левым" взглядам всё это отразилось в мрачном образе будущего, в котором полуфашистские корпорации развились до уровня правительств, а обычные люди нет, стали теми самыми "киберпанками", отщепенцами на фоне неоновых вывесок. В статье, кстати, почему-то о социальном фоне ничего не сказано.

Ответить
1

Надо пересмотреть.

Ответить
0

в продолжениях, правда, то что Верхувен показывал намёками, сделали главной темой и в третьей части Робокоп воюет на стороне каких-то партизан за свободу и демократию)))

Ответить
1

Добавлю, что такая атмосфера упадка и неверия в будущее вообще была характерна для голливудского кино конца 80-х — начала 90-х. В They Live обезличенные полицейские убивают бездомных без разбора, в Predator 2 полиция не справляется с волной преступности (что самое замечательное — настоящие джунгли из первой части в разы безопаснее "каменных джунглей" второй), в Falling Down главный герой-социопат кажется почти нормальным на фоне тех, кого он встречает на своём пути, в Last Action Hero выдуманный мир боевиков гораздо справедливее и оптимистичнее реального, в котором можно просто так убить человека на улице и не получить никакой реакции.

Ответить
0

На мой взгляд, "Робокоп", если копнуть чуть глубже, о том, что в общество в своем стремлении достичь государства всеобщего благоденствия, уничтожит самого человека, превратив его наполовину в машину. Не зря главный герой на вопрос "Как дела?" отвечает "Бывало и получше". Вполне себе киберпанк.

Ответить
0

Там не общество, там корпорация, монополист между прочим с военными контрактами, делает, что хочет. А государство устранилось. Даже полиция бессильна.

Ответить
0

Панки = беспорядок, а копы = как бы порядок. Робокоп, по сути, антагонист киберпанка. Вот "Терминатор", почти киберпанк... Но всё-же не то. Гибсон каноничней... я не читал "Нейромансер", но читал "Трилогию моста". И вот там по ощущениям то самое, high tech, low life.

Ответить
0

Удивлен, что не упомянута книга, считающаяся истоком этих ваших киберпанков "Тигр! Тигр!".

Ответить
0

Количество книг обычно упоминаемых по пальцам посчитать можно, зато статей понаписали -)

Ответить
0

Не удивлен. КП с освоением других планет ну никак не сочетаются.

Ответить
0

Сочетается вполне.

Ответить
0

Как раз недавно слушал, кому хочется все это в формате аудио:

http://hobbytalks.org/2014/03/08/hobbytalks-34/

Ответить
0

Автор вообще не понимает что такое киберпанк от слова совсем. Одна вода. Обывателя мб и впечатлит, хех.

Ответить
0

Если бы киберпанк был бы популярен , DeusEx бы бесплатно в Ps Plus не раздавали бы

Ответить
0

Киберпанк - это hardboiled с компами
/тред

Ответить
0

кибер-панк, с кибером все понятно это технологии , панк это хаос , т е технологии развиваются не только у корпараций, но и в гаражах. Это важно!!!

Матрица не киберпанк, там нет хаотичного проникновения кибертехнологий в жизнь, есть центр, для тех кто скажет "-а как же зион?" Зион тоже в матрице.

Робокоп не киберпанк, все технологии у корпараций, не гаражной культуры, разве что девочка с компьютером из 3 части.

Универсальный солдат - нет

И т д

Ответить
0

Киберпанк это мир, где выбор между своей или чужими жизнями можно сделать с помощью информационных технологий (и смерть будет неотвратимой).

Ответить
0

Все конечно на вкус и цвет, я на пример не понимаю почему Киберпанк такой популярный. Лично мне больше по душе жанр Стимпанк, я считаю что в нём намного больше необычного и интересного

Ответить
0

а FF7 по вашему киберпанк? (понятно что это в первую очередь фентази)

Ответить
1

"Небо над портом было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал."
Вот что такое киберпанк =)

Ответить
0

Кибер тут уже давно, только он другой, а не так как представляли фантасты.

Ответить
–1

надеюсь Вам за статью не платила CDP?

Ответить
0

OCP

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Невероятно! Skyrim портировали на...
Подписаться на push-уведомления