Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

Дисклеймер

Демо-версия Expeditions: Rome уже неделю как доступна для загрузки в онлайн-магазине Steam, и, как следствие, любой может загрузить ее и составить свое мнение о доступном контенте за 0 рублей 0 копеек.

Продолжительность демо приблизительно 4 часа, и охватывает оно сугубо пролог игры. А поскольку фабула пролога просто повторяет описание игры на ее странице в магазине, я не вижу ничего зазорного в том, чтобы говорить о некоторых сюжетных и исторических перипетиях (тем более, что им уже 2100 лет…). В тексте будет только один «вотэтоповорот», причем он будет таковым только для условных историков. Для самого игрока ― это просто гибель малозначащего NPC.

Вы были предупреждены, а теперь начинаем.

Вступление. Veni, vidi, vici ― «Пришел, увидел, победил».

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

74 год до нашей эры, началась Третья Митридатова война.

Правитель Понта, последнего независимого от Рима эллинистического государства, в третий раз вторгается на территории подчинившихся Республике македонских вассалов. Падают Вифиния, Фригия, Пафлагония. Митридат VI Евпатор в союзе со своим зятем Тиграном Армянским ведет войска на давно ставшие римскими провинциями Лидию, Ликию и Пергам.

Митридат был по-своему интересной личностью. Возводя свой род к Ахеменидам и будучи зороастрийцем по вероисповеданию, он тем не менее оказался последним значимым защитником эллинизма от влияния Рима.

Однако Вечный город не сидит сложа руки. Реформированные Марием и уже испытанные против него же Суллой легионы Римской Республики под командованием консулов Марка Аврелия Катто и Луция Лициния Лукулла отправляются в западную Анатолию, чтобы навсегда покончить с амбициями самопровозглашенного «Царя Азии».

Армии Рима со времен Ганнибала непобедимы. И именно поэтому они обречены стать погибелью Республики.

Глава первая. Что такое серия Expeditions и с чем ее едят.

Демо-версия Expeditions: Rome, новой партийной RPG от датской студии Logic Artists, стала доступна в эти выходные, и поскольку событие это произошло относительно тихо, давайте исправим вселенскую несправедливость.

Чтобы понимать дальнейшее, давайте сначала кратко обсудим, что определяет серию Expeditions среди ее товарок по цеху.

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

Для начала об обыденных или относительно обыденных для CRPG вещах:

· Это сюжетные изометрические RPG с проработанной ролевой составляющей.

· Игрок свысока управляет партией героев в исследовании мира и пошаговой боевке.

· Наличествует крайне комплексная система лагеря и менеджмента некоторых сторонних систем (e.g. обустройство родной деревни, ресурсы похода…)

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

· Как минимум предыдущий проект, Expeditions: Viking, отличался просто парадоксальным для своего скромного бюджета и происхождения уровнем проработки сюжетных развилок (без шуток, вы могли абсолютно забить на главный квест, пойти грабить английские монастыри… и таким образом пройти «Викингов» на хорошую концовку).

· Так же игры датчан отличались не лучшим техническим состоянием на релизе (Bugfinder: Patchmaker? Хех, вы не видели, как в первых версиях «Викингов» герой при смене локации мог за компанию сменить и пол…)

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

И пусть все эти элементы сделаны на крайне высоком уровне (да, баги, порой, тоже), ключевая особенность «Экспедиции» в том, что «Викинги» и бывшие до них «Конкистадоры» ― это едва ли не единственные представители исторических CRPG на сегодняшний день.

Вместо магии ― средневековые суеверия и религиозное мировоззрение. Вместо лазерных пушек и фаерболлов ― абсолютно реалистичный и приземленный сеттинг ныне давно минувших эпох. В «Конкистадорах» герой-испанец отправляется в загадочные джунгли Южной Америки, в «Викингах» ― тан данов плывет из Ютландии на земли англо-саксонской Британии.

Игра любит двоякие трактовки. Вот мудрый одноглазый старик с посохом и ручным вороном, который после встречи с ним на дороге постоянно является герою во снах. Ничего необычного — обычная психология, помноженная на суеверия. <a href="https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dkg-INaEOzmc&amp;cc_key=" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Или все-таки…</a>
Игра любит двоякие трактовки. Вот мудрый одноглазый старик с посохом и ручным вороном, который после встречи с ним на дороге постоянно является герою во снах. Ничего необычного — обычная психология, помноженная на суеверия. Или все-таки…

Да, игры серии предельно историчные и реалистичные. С другой стороны, это не значит, что игрок скован причинно-следственными связями реального мира. Все-таки это RPG с высокой вариативностью, и мир здесь можно подстраивать под себя. Разумеется, встречаются некоторые жанровые условности — ГГ может быть женщиной, но мы к этому еще вернемся, — а иногда и заскриптованные моменты альтернативной истории. В любом случае, Logic Artists крайне досконально подходят к главному ― к духу эпохи. А это ― для таких хистори-гиков, как я, ― наверное самое важное в игре с эпитетом «историчный».

Глава вторая. Базовая информация.

Что ж, мы определили основные и определяющие особенности серии Expeditions. Вопрос: сохраняет ли верность традициям новая Expeditions: Rome?

Простой ответ: да. Если подробно… ну тут не все так однозначно.
Простой ответ: да. Если подробно… ну тут не все так однозначно.

«Рим» в общих чертах сохраняет наработки предшественника. Это по-прежнему партийная пошаговая CRPG с историческим сеттингом, с высокой вариативностью и последствиями сложных решений (даже с учетом того, что демо ― это пролог-обучение на четыре часа). Ну, и с дополнительным слоем стратегического геймплея, разумеется.

В этой главе давайте остановимся на ролевой системе, а о сюжете, боевке и историчности поговорим в соответствующих разделах.

Что ж, как и любая уважающая себя ролевая игра, Expeditions: Rome начинается с создания персонажа. Игроку позволяется настроить себе имя, прическу, пол. Можно выбрать и первый разговорный навык для протагониста… и на этом создание персонажа завершается.

Погодите, попридержите в руках тапки и сапоги. Несколько позже, после пары начальных диалогов и одного боя, вам будет позволено выбрать один из четырех классов героя и способность в одной из трех соответствующих веток умений:

К несчастью, на этом теперь окончательно все. В отличие от Vikings в Rome нет привычных для RPG характеристик. Например, есть здоровье, есть сопротивляемость и дальность перемещения за ход. Но Сила, Ловкость и Харизма отсутствуют. Рост в уровнях происходит за счет разблокировки активных и пассивных навыков, каждый из которых несет сугубо боевую природу.

Я выбрал для себя копейщицу-триария с упором в урон, и отправился покорять Лесбос.

Глава третья. Сюжет, разговоры и вариативность.

После убийства Тиберия и Гая Гракхов и политического террора, развязанного проскрипциями Суллы, насилие стало составной частью Римской политики.

В то время, как консул Лукулл ведет войска против подначиваемых Митридатом эгейских пиратов, один из его друзей, глава влиятельного патрицианского дома, в один прекрасный день поразительно быстро умирает в своей постели в безопасности стен Вечного Города. Он был стар и смерть, разумеется, выглядела естественной. Но жена покойного все равно подозревает, что в дело вмешался яд. Опасаясь дальнейшей расправы над своей семьей, вдова отсылает младшего из детей в ставку консула, и начиная с этого момента война становится для главного героя безопаснее родного Рима.

Игра начинается с того, что мы в компании своего греческого учителя-раба Синероса и защищающего нас центуриона Цезо Квинкция Аквилина, плывем по Эгейскому морю в ставку нашего почти дяди Лукулла.

Как в таких случаях и бывает, события тут же принимают взрыво… или в нашем случае «пиратоопасный» оборот.

После отчаянной схватки и знакомства с нашим третьим сопартийцем, нумидийцем-гладиатором Бестией, игрок впервые встречает по-настоящему важное диалоговое окно.

Триарх, капитан нашей триремы, как-то странно управлялся с кораблем во все время плавания. И что пираты вообще делают посреди открытого моря? Это ведь Античность. В те времена пираты предпочитали грабить прибрежные поселения и недалеко отходящие от них суда.

А не продал ли ты нас с потрохами, триарх?
А не продал ли ты нас с потрохами, триарх?

Можно на месте казнить гипотетического предателя. Или можно рискнуть и сохранить ему жизнь. Почему это важно? Потому, что в конце ваших приключений на Лесбосе вам может резко понадобиться помощь опытного морского волка. А я слышал, они имеют тенденцию терять навыки вместе с головой.

Сложно сказать, насколько именно велика вариативность в Rome ― все-таки это всего лишь демо пролога. Но уже здесь то, что есть, сияет в своей геймплейной красе.

И да, я сказал с геймплейной, а не сюжетной, потому что зачастую выполнение необязательных миссий значительно влияет на будущий бой.

Нужно украсть запасы греческого огня? Можете сделать это сразу. А можете перед штурмом склада избавиться от внешнего патруля. Тогда врагу будет сложнее обойти ваш отряд с флангов.
Нужно украсть запасы греческого огня? Можете сделать это сразу. А можете перед штурмом склада избавиться от внешнего патруля. Тогда врагу будет сложнее обойти ваш отряд с флангов.

На Лесбосе было четыре сюжетных миссии и в трех из них позволялось повлиять на стартовые условия.

Не буду перечислять все перипетии, скажу лишь, что за время своего краткого пребывания на Лесбосе, протагонист поднимается от командира диверсионного отряда до легата-командующего легиона.

А все потому, что прошлый легат оказался идиотом со с правкой, его перспективный помощник погиб… а мы просто оказались единственным, кто хоть как-то хорошо проявил себя.
А все потому, что прошлый легат оказался идиотом со с правкой, его перспективный помощник погиб… а мы просто оказались единственным, кто хоть как-то хорошо проявил себя.

Тут наверно стоит поговорить о сопартийцах. В Vikings они, наверное, были самой слабой частью повествования. Нет, не потому что плохо написаны. Просто в силу реализма и сеттинга им особо негде было развернуться. Простые люди с деревни с поправкой на Темные Века и профессию суровых пиратов. У них были амбиции и какая-никакая харизма, но особо интересными их не назвать. Не Гаррус, не Морриган и не Арушалай.

Здесь же с этим дело обстоит на первый взгляд лучше, но опять-таки это на первый взгляд. Как минимум, герои активно комментируют ваше продвижение по службе (особенно, если вы женщина) и вроде бы весьма активно участвуют в сюжете.

Подводя итог: про сам сюжет сказать что-то сложно, но хороший задел в нем есть. Скорее всего будет таким же политически-приземленным, как в «Викингах».

Персонажи ― пока хорошо. Различаются, запоминаются и свои роли играют неплохо. Правда сложно сказать, происходит ли это сугубо из-за их прописи или из-за того, что часть из них реальные исторические персоналии.

Вариативность ― существенная, но нужно смотреть, что будет дальше.

Глава четвертая. Боевая система.

Боевая система «Рима» в общих чертах берет основные наработки «Викингов», но несколько переосмысливает ряд деталей, из-за чего геймплей получает ряд нестандартных изюминок.

Как и раньше это строго пошаговая боевая система с полем сражения, разбитым на гексагоны. Вместо очередности ходов идет переключение между вашей командой, врагом и управляемыми ИИ союзниками, если таковые присутствуют в происходящей схватке.

Бой стартует с расстановки героев на начальных позициях. В некоторых случаях даже есть возможность атаковать с нескольких сторон одновременно.
Бой стартует с расстановки героев на начальных позициях. В некоторых случаях даже есть возможность атаковать с нескольких сторон одновременно.

У каждого персонажа два очка действия, при этом одно тратиться строго на ходьбу, а другое на перемещение или активную способность. Так же есть тактические предметы: пилумы, бинты, склянки с греческим огнем ― которые применимы без траты на них энергии.

Полезная фича ― можно отдать персонажу приказ двигаться, и взять под контроль другого, пока тот идет. Казалось бы мелочь, но время экономит знатно.
Полезная фича ― можно отдать персонажу приказ двигаться, и взять под контроль другого, пока тот идет. Казалось бы мелочь, но время экономит знатно.

Способности определяются навыками класса и набором оружия, находящимся у вас в руках. Это обеспечивает довольно большую гибкость при настройке боевой роли (даже безоружный герой внезапно может оказаться полезным саппортом), но здесь же проявляется и, наверное, главный недостаток боевой системы «Рима».

Зачастую абсолютно непонятно, какие именно способности приделываются к тому или иному предмету экипировки. В инвентаре может оказаться два абсолютно одинаковых меча, с одинаковыми названиями и с одинаковыми характеристиками. Но один будет базовой атакой бить врага и соседа, а другой ― одного, но сильно. С одной стороны, это конечно заставляет думать над подбором вооружения, но с другой ― подобный рандом на первых порах вводит в ступор.

Основной бой мало отличим от того, что вы видели в Divinity или прошлом проекте студии. Лучники стреляют, копейщики бьют через клетку, щитовики неуязвимы к атакам неподожженными стрелами, пока персонажи ближнего боя не собьют полоску щитов до нуля. На поле боя присутствует некоторая вертикальность, и, как я понял, вы можете нанести дополнительный урон, сбросив противника с большой высоты (не гарантирую, у меня самого такой ситуации не было).

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

Что интересно, так это два момента:

Primo, на некоторых локациях присутствуют интерактивные предметы (e.g. метательные дротики и бочки с маслом). Secundo, присутствует классовая система у врагов.

На первый взгляд, здесь все как обычно: зеркальные нам принцепсы-щитовики, саггитарии-лучники, велиты-роги и дамаги-бафферы-триарии. Но! Есть вот эти забавные ребята:

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

Новобранцы, ополченцы и просто невоенный сброд, который сражается на кое-как. У них слабейшее здоровье и урон, и как следствие они не представляют угрозы. Но вы все равно будете убивать их в первую очередь. Почему? Потому что их гибель восстанавливает вам очки действия.

В теории игрок может за ход перебить целый взвод этой шушеры, и полностью сбить персонажам противника боевой дух. А враг с низким боевым духом чудит. Даже атакует своих, что вам на руку.

У ваших сопартийцев тоже имеется боевой дух и зависит он от одобрения ими ваших решений. Однажды у меня вывели из строя Бестию, и Юли…й в панике отказал…ся выполнять приказы.
У ваших сопартийцев тоже имеется боевой дух и зависит он от одобрения ими ваших решений. Однажды у меня вывели из строя Бестию, и Юли…й в панике отказал…ся выполнять приказы.

Общие мнение о боевой системе: в целом боевая система функциональна, дает простор для тактической мысли и кроме как уже озвученной претензии к способностям оружия нареканий у меня нет.

Пока писался этот разбор, Logic Artists выкатили обзорный трейлер боевки. Все то же самое, но с информацией по осадам и крафту.

Глава пятая. Менеджмент.

Как и в свое время в «Викингах», геймплей Expeditions: Rome не ограничивается базовыми для RPG системами. Здесь, как и четыре года назад, герой выступает как управленец и командующий огромной массы людей. Однако, если в Скандинавии мы лишь обустраивали маленькую деревеньку, то здесь под нашим началом без малого целый римский легион (может даже несколько в будущем, в демо нам дали только один).

В этом разделе мы поговорим о торговле, крафте, глобальной карте и лагерно-легионерских делах.

Давайте по порядку.

Торговля и крафт

Парадокс, но это, наверное, самая малозатронутая часть геймплея на данный момент. В римском лагере был торговец, который продавал и покупал рабов для строительства и пайки с медикаментами, но больше в демо ничего нет.

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

Медикаменты идут на залечивание ран, если кто-то из героев в бою вышел из строя. А пайки, судя по всему, обеспечивают путешествия на значительные расстояния.

К несчастью, Лесбос слишком маленький и этой механике тут негде раскрыться.
К несчастью, Лесбос слишком маленький и этой механике тут негде раскрыться.

Крафт же есть… в основной игре. А в демо нет. Вы можете собрать ресурсы для создания предметов, но для их изготовления придется обустроить в лагере кузницу. А такую возможность в демо не завезли. Судя по сторонним материалам, оружие и броню для отряда вы именно создаете, а не покупаете. Так что крафт обречен быть важной составной частью геймплея.

Глобальная карта

Вы ходите по непроторенным дорогам.

В отличие от, скажем Pathfinder, ваша партия может маршировать в любом направлении, кроме разве что на дно морское. По мере перемещения проходит время, тратятся ресурсы и порой попадаются текстовые мини-квесты, позволяющие разжиться ресурсами или изменить отношение к вам сопартийцев.

К счастью, в отличие от Vikings здесь ограничений по времени нет. Идите, куда хотите, с такой скоростью, с какой хотите. Хотя в «Викингах» ограничение было такое, что вы не то, что в игре всю Англию разграбите ― вы и в реальности успеете до Лондона смотаться.

Самоирония. Ценю.
Самоирония. Ценю.

Лагерь и легион

Теперь о лагере и легионе. Опять-таки, наши приключения на Лесбосе не позволяют изучить все, поэтому что имеем в лагере:

Так же именно в лагере мы выбираем центурионов, командующих когортами.

Для проведения улучшений придется захватывать источники ресурсов на глобальной карте, но, как это происходит, подсказки и внутриигровая энциклопедия не раскрывают.

Что ж, теперь мы подходим к самому интересному: к сражениям. Все-таки легион ― это армия, а не просто большая строительная бригада.

Хотя… это ж римский легион. Для этих ребят было нормально начать окружать других римлян стеной, чтобы другие римляне не окружили стеной их (sic!).

На глобальной карте перемещение армии чем-то напоминает Pathfinder: Wrath of the Righteous. Мы отдаем легиону приказ выдвигаться к указанной точке, и пока наш отряд отдельно путешествует по миру, армия идет к цели собственным шагом.

У легиона три основные характеристики: численность, боевой дух и опыт.
У легиона три основные характеристики: численность, боевой дух и опыт.

Численность ― тут все понятно. Основная характеристика. Максимум 4800.

Боевой дух? Судя по всему, влияет на добычу и потери от бегства на поле боя. Восполняется победами и стратагемами. Теряется от поражений и больших потерь.

Опыт… Без понятия, за что отвечает опыт.

Когда легион достигает цели, начинается бой. Я бы описал его, как… полуавтоматический.

Мы не управляем нашими когортами напрямую, но как генерал назначаем офицеров и раздаем общие приказы во время схватки. А вот насколько эффективен будет наш выбор определяет уже сама игра.

Первым делом выбираем старшего центуриона:

*Тут должна была быть шутка про победу либералов на выборах, но ее вырезали по морально-этическим соображениям*
*Тут должна была быть шутка про победу либералов на выборах, но ее вырезали по морально-этическим соображениям*

У каждого из центурионов свой набор способностей, определяющий эффективность в работе с пехотой/конницей/etc. и бонусы к, например, военной добыче. Так же у центурионов есть показатели верности и выживаемости, но как они вычисляются…

Ну, вот с командиром определились. Схватка началась. Сам бой разделен на несколько этапов (в демо ― 4), в ходе которых мы контролируем построение и тактику при помощи стратагем.

По сути, это своего рода карточная игра, в которой никогда не знаешь, что выпадет в следующий раз. По идее, новые стратагемы открываются по мере прокачки, но где посмотреть уже имеющиеся… (см. видео выше).

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

Окей. Мы разобрались со стратагемами (вроде бы). Выбрали одну. Наша армия бодро маршируют на вражескую, щиты смыкаются, римские пилумы в броске заслоняют солнце, и происходит…

…что-то?
…что-то?

Судя по обсуждениям в Steam, я не единственный, кто ничего не понял в происходящем. Не уверен, что сами разработчики понимают. Просто несколько красных и синих фигурок подрагивают друг напротив друга, и время от времени вспыхивают оповещения о потерях и изменении боевого духа.

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

Но это ладно. Совсем глаза лезут на лоб, когда появляются оповещения «ВЫ атакуете»/«ВЫ защищаетесь» с горящими значками класса и навыков. И выпадают они рандомно. Как я понимаю, нужно, чтобы что-то из этих значков совпало с хотя бы одним значком старшего центуриона, и тогда потери понесет противник. Но... это гипотеза. Я загружал этот бой несколько раз, и до сих пор не уверен, что все понял правильно.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?!
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?!

Когда бой завершается, нам выводят статистику по раненым, состоянии центурионов и добыче — можно даже получить лут при определенном раскладе. Но как это вычисляетс?. . Видимо зависит от выбора командира и стратагем. Наверное…

Итого: я понимаю, что Logic Artists хотели передать хаотичность управления войском во времена, когда рацию еще не изобрели… но что-то у них это получилось слишком хорошо. Может механика раскроется позже. Но пока это очень странное нововведение.

Глава шестая. Историчность и «повесточка».

Давайте поговорим о женщинах в римской армии.

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

Как вы можете догадаться по моим скриншотам, я выбрал в качестве главного героя женщину. Для тех, кто играл в «Викингов» и «Конкистадоров» ― это не будет какой-то особой новостью. При всем умении мастерски передавать дух эпохи, датчанам приходится идти на уступки RPG-жанру и давать игроку возможность играть не только за суровых бородачей.

Но если в Vikings это можно было обосновать тем, что у скандинавов женщина была наделена поразительно высоким для VIII века набором прав, то вот успешная женщина в римском обществе… уже провоцирует гневные комментарии в обсуждениях Steam и трейлеров на Youtube.

Что ж, спешу вас обнадежить. Уже на стадии создания персонажа игра… сама себя отменяет в твиттере:

Дальше больше. Едва ли не в каждом диалоге, римляне и греки с поразительным для 2021 года остервенением пытаются отправить главную героиню на кухню. Я не шучу. Вас тут натурально угнетают:

По сути, единственная причина почему вас в принципе пускают в бой, это личное почти-отеческое отношение к героине консула Лукулла и тот факт, что ему известно о попытках ее отца обучать девушку азам разведки. Все.

Да это, конечно, условности. Но эти условности пытаются вписаться в контекст тогдашней общественной морали и действительности. Плюс, командовать войсками вы начинаете не сразу, а после демонстрации умений и силы воли. Нет, героиня здесь все-таки не Мэри Сью.

Что касается ваших сопартийек, то Юли… й вынужден притворятся Юли… ем (хотя, как с таким голосом это получается?..). А вторая напарница (в демо ее нет) ― скиф. Для скифов женщина-воин не была чем-то из ряда вон выходящим. Среди современных историков даже циркулирует предположение, что именно охреневание от этого факта греков подарило будущим поколениям мифы об амазонках.

И вообще реальные скифы были поразительно прогрессивным даже по нашим современным меркам народом. Например, вы знали, что у этих любителей массово прикурнуть конопли были квоты на жрецов-трансгендеров? ( ° ʖ °)

В защиту датчан еще скажу, что если у них в голове «повесточка», то что-то они нанимали не тех художников:

Теперь кратко про историчность. Как и в прошлых играх серии, Rome в первую очередь стремиться передать антураж, а не аутентичность событийной структуры. Декурион, эквит, ланиста ― если вы такой же хистори-гик, как и я (правда, сфера моих интересов ― доисламский Иран и индоиранские кочевые народы)… В любом случае, в местном наборе римских терминов вы почувствуете себя как дома.

Тем не менее человек, знакомый с ходом Митридатовых войн довольно быстро заметит некоторые несоответствия в действиях и персоналиях:

Но, наверное, главное несоответствие, которое заметит даже малознакомый с эпохой игрок:

Да. Судя по трейлерам, мы буквально займем место самого известного римлянина в истории и повторим (или переиначим) его приключения в Малой Азии, Галлии и Египте…

Особенно в Египте ( ʘ ʖ ʘ)
Особенно в Египте ( ʘ ʖ ʘ)

…и…

Глоссарий вот вообще нисколько не палится.
Глоссарий вот вообще нисколько не палится.

Больше на эту тему мне сказать нечего.

Глава седьмая. Оптимизация и техническое состояние.

Моя старушка-1070 тянет Rome на средних настройках с некоторыми статтерами то тут, то там. Справедливости ради, я не заметил особой разницы между «средними» и «ультрой» поэтому качество ставьте на свое усмотрение.

По багам. Поразительно, но особо не встретил. Был момент, когда у вражеского солдата засбоил патфайндинг и он долго вертелся на одном месте, не в силах прыгнуть с уступа. Но все-таки храбрости ему хватило.

Самая заметная проблема лежит в переводе. Не транслитерированы когномены главного героя (римские имена-прозвища) и некоторые настройки в меню.

Так же один раз наш компаньон, центурион Цезо, заговорил о себе в женском роде. Судя по всему, переводчик решил, что фраза принадлежит ГГ, а я, напоминаю, играл за девушку.

А еще после Pathfinder мне дико не хватает опции «собрать все» при выходе из локации. Но это не техническая проблема.
А еще после Pathfinder мне дико не хватает опции «собрать все» при выходе из локации. Но это не техническая проблема.

Вывод.

В целом демо вышло более, чем достойным. Из минусов:

· Странная система рандомных оружейных навыков.

· Упрощение ролевой системы по сравнению с «Викингами» (тут спорно, характеристики не всегда коррелируются с вариативностью и реиграбельностью, так что надо смотреть вне пролога).

· И крайне непонятная идея с контролем армии. Эту систему стоит объяснить получше.

Так же небольшая продолжительность не позволяет в полной мере протестировать имеющиеся механики, но что есть, оставляет приятные впечатление.

В целом, на первых порах получился огромный шаг вперед по сравнению с Expeditions: Viking. Вообще, это довольно хорошая тенденция. «Викинги» заметно превосходили «Конкистадоров», а «Рим» настолько же превосходит «Викингов». Любопытно даже, что у датчан получится в будущем.

Roma Invicta. Впечатления от демо-версии Expeditions: Rome

ROMA INVICTA!

Бонус-эпилог. Лучшее меню настроек в истории:

1212 показов
3K3K открытий
39 комментариев

Я выбрал для себя копейщицу-триария с упором в урон, и отправился покорять Лесбос.Насаживать на своё могучее копьё лесбиянок?

Ответить

Как я написал под приложенным к вышеуказанной фразе скрином, самого важного на острове не нашлось...

Ответить

Ага, историчность бьёт фонтаном начиная с барышень-солдат-конкистадоров, которые выбрали эту профессию чтобы что-то там доказать отцу.
Глубочайшая аутентичность, не поспоришь :D

Ответить
Ответить

Прочитав заголовок подумал что это крутая экшен ААА игра в духе сына рима, с а#уй сюжетом и зрелищной боевкой, и крутыми кинематографичными сценами, где мы плечом к плечу будем сражаться с молодым Цезарем, когда он начал пик своей славы. А тут какой то стратегический пук от каких то пещерных людей, кому вообще интересна стратегия в наше время, только 0,5 % игрокам интересна. У создателей игры нет четкого видения как у меня. Это игра уже мертва. Просто пук, которую унесёт ветер пука

Ответить

А тут какой то стратегический пуккому вообще интересна стратегия

...это пошаговая РПГ с видом сверху

Ответить

"Граждане, жрите г.вно: миллионы мух не могут ошибаться..."

Ответить