Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

История компьютерных игр насчитывает немало жанров, в которых выходило совсем не много работ, но зато почти каждая из них становилась бестселлером своего времени. Об одном из таких жанров мы сегодня и поговорим - симуляторы бога.

Знакомьтесь, это Питер Мулинье, отец-основатель жанра, о котором пойдёт речь.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Хотя название “Симулятор бога” скорее было придумано игровой прессой. Сам же Питер называл эти игры стратегиями с непрямым управлением. Этот термин отлично описывает суть симуляторов бога. Если в обычных стратегиях вроде Старкрафта или Эпохи Империй каждый юнит чётко и беспрекословно выполняет все ваши приказы, то в играх Мулинье у каждого из ваших подчинённых есть собственное мнение. И если ваш рабочий чем-то недоволен или устал, то он просто не будет выполнять ваши приказы. Главной особенностью симуляторов бога является то, что поддержание позитивного настроения в вашем поселении не менее важный аспект игры, чем развитие самого поселения. Например, в Хранителе Подземелий ваши подчинённые начнут ломать дружественные постройки, если им не платить зарплату или не кормить. Их настроение можно поднимать самыми разными способами - строить развлекательные комнаты, отправлять на отдых, осыпать золотом или карать недругов у них на глазах. А такой юнит как “Госпожа” и вовсе будет становиться счастливее, если его шлёпать или пытать в специальной комнате.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Менеджмент позитивного настроения является ключевым аспектом почти во всех стратегиях с непрямым управлением. И порой ради этого приходится очень постараться. В том же Хранителе Подземелий среди ваших существ есть пауки и мухи. И они никак не хотят уживаться вместе. Для того чтобы довольны были и те, и другие нужно строить подземелье таким образом, чтобы они никогда не пересекались. Но это стоит денег и в перспективе приведёт к ещё большему недовольству из-за обнищания казны. Чтобы решить эту проблему придётся загрузить существ дополнительной работой, где они будут уставать и в итоге когда начнётся война с врагами скажут, что они устали и не могут сражаться. Такой вот забавный жанр, не похожий ни на один другой.

Сам Мулинье рассказывал, что идея таких игр пришла к нему, потому что в детстве он часто играл с муравейником во дворе. То разрушал его и наблюдал, как муравьи отстраиваются заново, то, наоборот, помогал им, подбрасывая пищу. Ну а начался успех с игры Populous.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

С непрямым управлением она была лишь частично, но именно за счёт механик потери контроля над поселенцами стратегия отличалась от других РТС того времени. Например, ваши войска могли впасть в безумие, столкнувшись с опасностью или перейти на вражескую сторону, встретив проповедника из другого племени. Данный подход настолько понравился игрокам, что игра, разрабатывающаяся для Amiga почти сразу же была портирована на IBM-PC, Atari и даже на консоли. Именно успех Populous вдохновил автора создание на Theme Hospital, Хранитель Подземелий и Black and White.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Хотя с Black and White есть ещё одна интересная история - как-то с Питером связался крупный производитель компьютеров. Он предложил встретиться для того, чтобы обсудить оптимизацию приложений, разрабатываемых фирмой Мулинье на новой линейке компьютеров, а также взять несколько машин на пробу. Уже на встрече наш герой понял, что производитель хотел связаться не с ним, а с другой фирмой с похожим названием. По словам Мулинье, именно тогда у него родилась концепция добра и зла.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Ангел на одном плече предлагал рассказать о путанице, а черт на другом уговаривал оставить компьютеры у себя. Через несколько дней в Taurus привезли новые компьютеры Amiga.

Вообще, биография автора большинства успешных симуляторов бога полна интересных историй, заслуживающих отдельной статьи. К примеру, его первую игру купили всего 2 человека, одним из которых была его мать. После этого Мулинье решил больше никогда не связываться с разработкой игр, но, похоже, что кто то сидящий на его плече всё же уговорил Питера поступить правильно.

Однако давайте вернёмся к теме. После успеха Populous студия Мулинье выпустила ряд игр, которые также развивали механики непрямого взаимодействия, например, Syndicate, в котором решения игрока могли косвенно или напрямую влиять на отношение населения к власти. А от этого, в свою очередь, зависели темпы стратегического развития.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

В полной же мере принципы непрямого управления раскрылись в игре Theme Hospital. Собственную шкалу морали и индивидуальный характер имел каждый из обитателей виртуальной больницы. И это относится не только к нанятому персоналу, но и к пациентам.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Если очереди будут слишком большие, а в коридоре будет слишком холодно или грязно, то они могут начать бесчинствовать, писать жалобы в министерство здравоохранения, за что непременно придут штрафы, а то и вовсе умирать, не дождавшись своей очереди. Эффективность работы персонала тоже зависела от того, насколько комфортные условия вы создаёте - им нужно есть, пить и отдыхать. Ничто человеческое виртуальным врачам не чуждо - они могут плохо ладить друг с другом или же, наоборот, заигрывать, что тоже негативно скажется на их эффективности. А ещё они просто обожают требовать прибавку к зарплате при любом удобном случае.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Веселья игре добавляет и то, что все заболевания вымышленные - например, есть люди со слишком маленькими головами, которые нужно надувать или больные с длинным языком, который придётся подрезать в специальном кабинете. Стоит отметить, что определённая доля чёрного юмора - характерная черта большинства игр Питера Мулинье. Игра получила не самые высокие оценки профильных изданий, но геймеров не обманешь. Theme Hospital быстро обрёл мировую популярность и даже был портирован на PlayStation. Об успехе игры говорит и последующая мода на разработку подобных игр конкурентными студиями - были среди них и симуляторы строительства зоопарка и виртуальный аэропорт и даже стратегия о менеджменте тюрьмы.

Попытки сделать другую игру про обеспечение больницы я и вовсе перестала считать. Они выходят до сих пор - стабильно раз в пару лет я слышу о том, что кто-то выпускает новый виртуальный лазарет. Но,к сожалению, подобного успеха ни одна из игр не имела, ведь пародия всегда хуже оригинала, хотя говорят что Two Point Hospital 2018 года был очень даже неплох, но у меня пока не нашлось времени в него поиграть.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

В том же году, что и Theme Hospital вышла ещё одна игра Мулинье, которая окончательно закрепила успех его студии - Dungeon Keeper или Хранитель Подземелий.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Игроку предстояло взять на себя роль злого владыки тёмного подземелья. Хоть существами управлять вы и не можете, но их можно шлёпать или перебрасывать в другую часть подземелья своей костлявой рукой. Как и в случае с госпиталем, все обитатели подземелья имеют свой характер, настроение и взаимоотношения между собой. Рогатый потрошитель, например, убивает всех, кого видит и чтобы его содержать необходимо строить ему личное подземелье со своей столовой, тренировочной комнатой и прочими развлечениями. Но оно того стоит - он просто обожает убивать добрых героев, пытающихся защитить свою светлую страну. Позже игра получила отличное продолжение, добавившее не только полностью трёхмерную графику, но и массу новых механик, существ, построек и заклинаний.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Как и в случае с Theme Hospital игру полюбили настолько, что после распада студии Bullfrog то и дело кто нибудь пытался выпустить своего как бы хранителя подземелий. Но, к моему глубокому сожалению, все подобные игры были отвратительными, низкосортными, а порой и мобильными доильнями, имеющими только одну цель - заработать денег на ностальгии геймеров, при этом абсолютно не вкладывая усилий в проект.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Но всё же, успех Dungeon Keeper вдохновил и честных талантливых разработчиков на создание своих симуляторов бога. Одним из положительных примеров является явно вдохновлённый Хранителем Подземелий Evil Genius.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

В ней вам тоже предстоит примерить на себя роль злодея. Но не в мрачном фэнтезийном мире, а в шпионском сеттинге времён холодной войны. Ваша организация, которая так и называется “Злая организация”, стремится к мировому господству. Игра отличается развитой системой характеристик каждого из ваших миньонов - у них есть профессии, взгляды, параметры внимательности, лояльности, сообразительности и ещё куча всего. Играть роль злого гения более чем приятно. Ещё приятнее тот факт, что в этом году обещают выпустить вторую часть Evil Genius.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Толковых симуляторов бога не выходило уже очень очень давно, так что будем надеяться на то, что разработчики как следует поработали над игрой. Так или иначе интересно будет посмотреть на современного представителя столь непопулярного в наши дни жанра.

Из последнего на ум приходит разве что серия Tropico, в которой вы будете отыгрывать стереотипного диктатора островного государства.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Кстати, вы заметили, что в симуляторах бога намного чаще вы отыгрываете злого руководителя, а не доброго? И знаете, это прекрасно. Добрым можно побыть и в жизни, а вот угнетение целых народов и государств намного веселее смотрится на экране компьютера. Играя за злобного правителя ты прямо чувствуешь власть...стоит разок кого-нибудь поэксплуатировать и вот ты уже входишь во вкус и отправляешь целые районы в трудовые лагеря и расстреливаешь людей за малейшие проступки. А потом и вовсе превращаешь всю страну в огромную колонию-поселение.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Хорошо, когда можешь себе это позволить. Но в Tropico намного чаще приходится решать проблемы бедного островного государства - обеспечивать людей жильём и работой, развивать промышленность и туризм, улаживать религиозные и социальные конфликты, подавлять мятежи, которые могут поддерживать и ваши собственные войска, устранять последствия иностранных вмешательств и улаживать международные скандалы. Люди в вашем государстве могут поддерживать те или иные фракции, которые могут быть как вредными, так и полезными. Хорошие отношения с капиталистами позволят получить поддержку США, но ухудшат рейтинг вашей страны в Советском Союзе. В игре множество видов ресурсов, союзника стоит выбирать в зависимости от того какие богатства вам требуются.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Возможностей в Tropico огромное множество и любое ваше даже небольшое решение, такое как запрет контрацептивов или расстрел какого-нибудь известного гражданина будет иметь далеко идущие последствия. И с каждой новой частью возможностей становится всё больше и больше. Радует, что даже в век игр для малолетних дебилов авторы Tropico не оказуалили своё творение.

Ещё один современный симулятор бога - инди игра Reus.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Она имеет мало общего с творениями Мулинье, но, всё же, использует основные принципы стратегий с непрямым управлением. И хоть в ней нет искромётного юмора, геймплей довольно интересный. На этот раз вам предстоит взять на себя косвенное управление целой планетой, а точнее, стихиями на ней. Крайне важно соблюдать мировой баланс, так как если слишком сильно помогать одним народам, то другие начнут им завидовать и это может привести к войне, от которой пострадают все. Хотя вы, как местное божество, можете просто загнобить недовольный народ и тогда те, кому вы импонируете, одержат быструю и решительную победу. В общем Reus весьма интересный проект, который не только доставляет игроку удовольствие, но и заставляет задуматься о карме и устройстве мира.

“Ну а что же стало с главным философом и идеологом симуляторов бога?” - спросите вы. Сначала всё было очень даже неплохо, в нулевые он выпустил просто великолепную игру Black and White, которую, к сожалению, сейчас невозможно купить, подробнее об этом в моей статье о пользе пиратства.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Но игра, всё же, была супер - этакая смесь хранителя подземелий с Populous и невероятным количеством уникальных фишек, на перечисление которых ушло бы, вероятно, 2 таких видео. Правда, это больше относится к первой части.

Потом он слегка отошёл от своей концепции непрямого управления и выпустил отличный симулятор съёмок кино The Movies

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

и неплохую Action-RPG “Fable”

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Однако дальнейшие сиквелы и триквелы его игр успеха вполне заслуженно не имели. Тогда Мулинье, как человек творческий, создал новую студию - 22Cans. 22 потому что в студии работает 22 человека и она выпустит всего 22 игры. Но в итоге сначала вышел массовый многопользовательский онлайн кликер (нет вы не ослышались) - в игре людям нужно было накликать несколько миллиардов нажатий, чтобы один из них выиграл приз

А потом студия выпустила ещё две мобильных дрочильни. К сожалению, это всё. Мулинье упал в глазах игрового сообщества слишком низко, чтобы ждать от него нового шедевра.

Ну а если тема вас заинтересовала, то можете также поиграть в From Dust, Idol Hands и The Universim. Многие ещё рекомендуют Spore, но лично мне он надоел быстрее, чем я дошла до эпохи, в которой появляются механики непрямого стратегического управления.

Симуляторы бога и стратегии с непрямым управлением

Пишите в комментариях какие еще игры вам знакомы из этого жанра. А если есть желание поддержать мои труды - подписывайтесь на Youtube-канал и пишите любые комментарии под видео. Спасибо за внимание, увидимся в следующей статье!

3535 показов
17K17K открытий
72 комментария

Majesty ещё есть, две части.

Ответить

Помню году в 2005-2006 кто-то из одноклассников дал погонять диск с первой частью, и я так впечатлился, что до сих пор с теплотой вспоминаю. А потом году в 2011 купил в Стиме (вообще вроде первая моя там купленная игра, именно в сторе, а не активированная с диска) вторую часть по скидке. И до сих пор не запустил :)) (ушел устанавливать).

Ответить

еще. HeroCraft сделало отличную и бесплатную мобильную Majesty

Ответить

Первая часть - лучшее что было в жанре индиректа. Просто необходим нормальный ремастер. Именно первой, рисованной части.

Ответить

У меня от ваших "рарных" случаются кринжи похлеще чем от кранчей на коворкинге. Потом приходится долго флексить.

Ответить
Ответить

Ты просто кэжул, мы тут на хардкоре

Ответить