The Wandering Village: симулятор спиногрызов и градостроение по Миядзаки [+ розыгрыш ключей!]

Кажется, что в жанре градостроительных симуляторов уже не изобрести ничего нового. Anno, Tropico, другие именитые серии который год полируют одну и ту же формулу, а бессмертная Cities: Skylines опирается на наследие ещё оригинальной SimCity 1989 (!) года. Зато освежить концепцию пытаются инди-проекты — такие как The Wandering Village.

The Wandering Village: симулятор спиногрызов и градостроение по Миядзаки [+ розыгрыш ключей!]

Сегодня мы будем разбираться, что за зверь такой получился у швейцарской студии Stray Fawn и сможет ли он перевернуть жанр градостроительных стратегий. Также в программе: как разработчики искали вдохновение в аниме, зачем придумали огромного динозавра на замену привычной стройплощадке и почему люди в этой игре — расходный ресурс.

Напоминаем, что основную деятельность мы ведём на YouTube, но, зная про любовь аудитории DTF к текстовому формату, регулярно публикуем такие вёрстки наших материалов.

Мы это к чему: если статья вам понравится, будем очень благодарны за лайк, комментарий и просмотр на ролике с YouTube, который и прикладываем ниже. В видео ещё и конкурс есть с раздачей двух ключей 🖤

На протяжении всей своей истории видеоигры чаще развивались путём эволюции, а не революции. Но всё же в большинстве жанров можно без труда выделить десятки проектов, которые радикально повлияли на индустрию.

Например, в шутерах оригинальный Doom заложил основы геймплейного темпа, Half-Life показала, как надо рассказывать историю, а Halo проложила жанру дорогу на консоли. В RPG можно отметить TES III: Morrowind за то, что показала все возможности открытых трёхмерных миров, а Mass Effect — за впервые по-настоящему кинематографичную подачу. Среди платформеров на ум приходят Super Marios Bros, Crash Bandicoot и Braid — каждый по-своему интерпретировал устои жанра и не боялся экспериментировать.

Развитие градостроительных симуляторов шло не настолько бодро. По большому счёту, по-настоящему революционных проектов тут можно выделить всего четыре. Ещё в 1964 году экономический фундамент жанра заложила образовательная игра The Sumerian Game, разработанная учительницей Мэйбл Аддис для IBM 7090. Идею Аддис ещё двадцать лет развивали подражатели, добавляя к текстовой экономической головоломке простейшую графику.

В 1989-ом Уилл Райт выпустил SimCity, превратив ту же концепцию в полноценный симулятор со строительством, налогами и планированием инфраструктуры. Caesar 92-го реализовал примерно те же идеи, что были у Райта, но не в формате песочницы, а в виде кампании с постепенной прогрессией и конкретными задачами. Потом в 1993 вышла The Settlers и ввела в жанр разные ресурсы, производственные цепочки и продвинутую экономику.

Но после Settlers… в общем-то, ничего кардинально нового в градостроительных симуляторах не было. Появлялись новые серии, менялись сеттинги, улучшалась графика, экономическая и строительная системы совершенствовались, ИИ горожан становился сложнее, но вот прям чего-то по-настоящему громкого… Ну, в 2013 случился громкий провал и смерть серии SimCity, но это не то.

А потом в 2018 году 11 bit studios выпустила Frostpunk. Игра не переворачивала основы жанра, нет, она просто добавляла к ним интересную фишку: механики выживания с моральными выборами. Frostpunk показал многим небольшим студиям, что на поле, где властвуют Cities: Skylines, Tropico и Anno, всё ещё можно побороться, если сдобрить классическую концепцию необычной задумкой.

И пошла волна: Dorfromantik позаимствовала из настольных игр элементы случайности, Timberborn предложила терраформинг и менеджмент водных ресурсов, Cliff Empire — управление сразу несколькими городами пососедству. К этой же волне можно отнести и The Wandering Village, о которой мы наконец и поговорим.

Действие игры разворачивается в сеттинге фэнтезийного постапокалипсиса. Мир в игре умирает из-за ядовитых спор, которые после упадка цивилизации быстро распространяются по поверхности. Чтобы выжить, людям приходится забираться повыше, туда, где чистый воздух и незаражённая спорами земля. Например, на спины гигантских зверей Онбу… Если вам такая предыстория кажется знакомой, то вам не кажется — разработчики не скрывают, что вдохновлялись аниме «Навсикая из Долины ветров» и мангой «В песках поющие китята».

The Wandering Village (2022)
The Wandering Village (2022)

Такой сеттинг задает геймплейную основу The Wandering Village, которую можно разделить на два слоя: тот, что происходит на спине Онбу и тот, что разворачивается вокруг шагающего гиганта.

Сначала разберёмся с первым. Основные механики игры завязаны на транспортировке ресурсов и производственных цепочках — игрок постепенно строит жилища, здания для добычи и переработки материалов и изучает новые постройки. Всё это изрядно сдобрено микроменеджментом: часто приходится вручную лезть в отлаженную систему, чтобы перенаправить жителей в другое здание, выбрать деревья для вырубки или разметить грядки на ферме.

The Wandering Village (2022)
The Wandering Village (2022)

При этом отстроить деревню до размеров мегаполиса тут не получится — хотя бы потому, что площадка ограничена размерами гиганта. А ещё поселение в The Wandering Village регулярно и почти полностью вымирает, ведь механики выживания тут тоже есть. Жителям нужно питаться, они временами болеют, а если их не кормить и не лечить — население начнёт быстро снижаться. Да, иногда потери можно восполнить за счёт странствующих кочевников, которые присоединятся к деревне, но зачастую это происходит слишком поздно.

Люди в The Wandering Village — это не условный показатель того, насколько успешно вы управляете поселением, а полноценный ресурс, причём чуть ли не самый важный. Хотя поначалу это не заметно: на старте игры 16 пар рабочих рук хватает и для постройки зданий, и для сбора ресурсов, и для выращивания пищи. Но потом цепочки производства становятся сложнее, в каждое новое здание желательно назначать хотя бы по паре человек, плюс стоит оставить нескольких на рутину в духе «срубить дерево» или «перенести груз».

The Wandering Village (2022)
The Wandering Village (2022)

В таких условиях смерть хотя бы десятка поселенцев запускает цепную реакцию — фермы перестают производить достаточно пищи, на кухне некому её готовить, остатки продуктов никто не несёт в дальние здания. Даже если поселение процветает и игроку кажется, что он вот-вот поведёт жителей в светлое будущее, проблемы могут начаться из-за банальной смены биома.

Биомов в игре несколько, и каждый влияет на условия выживания. В жаркой пустыне сложнее собирать воду, поэтому приходится спешно перестраивать производственные цепочки, чтобы добывать жидкость из кактусов на ферме. Но так уменьшается количество грядок с едой — бросаем дополнительных жителей на сбор ягод. А когда система более-менее налаживается, биом может смениться на холодные горы, в которых, например, не растёт кукуруза, и фермерам нужно срочно сажать другие плоды.

The Wandering Village (2022)
The Wandering Village (2022)

Также в биомах встречаются облака летающих спор. Когда они добираются до деревни, на тропинках и фермах вырастают ядовитые сорняки и заражают поляны с ягодами и ближайшие леса — ресурсы оттуда добывать уже не получится, от инфицированных растений остаётся только избавиться одним из двух способов.

Можно направить в заражённые места обычных жителей — но тогда кто-то из них обязательно надышится спорами, подхватит инфекцию и быстро её разнесёт. Можно направить команду дезинфекторов с огнемётами — но для этого нужны свободные рабочие, которые есть не всегда.

The Wandering Village (2022)
The Wandering Village (2022)

Но самый главный житель в «Странствующей деревне» — это гигантский зверь Онбу, за потребностями и состоянием которого игроку тоже нужно следить. Онбу и всё, что его окружает — это, условно, второй слой геймплея в The Wandering Village. Гигантский зверь тоже иногда голодает, болеет, если его спина усеяна ядовитыми ростками, и устаёт — в таких случаях гигант ложится подремать, и ему становится без разницы, отдыхает ли он в комфортном умеренном климате или на раскалённом песке, пока у игрока гибнет урожай.

С Онбу можно взаимодействовать, и тут есть два пути — симбиоза и паразитизма. В первом случае игрок может бросать Онбу лакомства, отправлять лекарей на воздушном шаре, чтобы снизить заражение, и даже по-дружески погладить гиганта. А вот путь паразитизма дружбу не подразумевает: в дереве технологий скрываются специальные здания, которые позволяют выкачивать кровь зверя, чтобы кормить ею жителей, или бурить его спину для добычи желчи. Это — лёгкий путь получить ресурсы, которые всегда под рукой, но такой подход снижает доверие Онбу.

The Wandering Village (2022)
The Wandering Village (2022)

А доверие — параметр очень важный, ведь от него зависит, будет ли Онбу слушать команды игрока. Если поселенцы с уважением относятся к гиганту и заботятся о его самочувствии, у них появляется возможность частично управлять зверем, тем самым упрощая себе жизнь и ведение хозяйства.

Например, пока Онбу шагает по глобальной карте, на его пути встречаются развилки: одна тропа может вести к комфортному климату и новым ресурсам, а другая — в заражённую спорами пустошь. На таких развилках зверю можно отдать команду, по какой дороге лучше пойти. А, например, перед ядовитым облаком лучше попросить гиганта прилечь, чтобы дать спорам пролететь мимо.

The Wandering Village (2022)
The Wandering Village (2022)

Но если зверь недоволен своими спиногрызами, он с лёгкостью проигнорирует команду. А так как механики симбиоза и паразитизма не исключают друг друга, то зачастую приходится искать баланс — где-то приласкать гиганта, где-то приложить его по хребту каменным буром.

Но даже если отношения с Онбу не заладились, у игрока остаётся возможность компенсировать неудобства — разведывательные экспедиции. Со спины гиганта можно отправлять специальные отряды в локации, которые зверь встречает на своём пути. Это могут быть леса, оазисы или заброшенные шахты, которые помогают восполнить нехватку ресурсов. Иногда попадаются святилища — там добываются очки знаний, необходимые для изучения технологий. Изредка на горизонте появляются другие поселения, откуда можно привести новых жителей.

The Wandering Village (2022)
The Wandering Village (2022)

Чаще всего такие локации дают предсказуемый результат в духе «пошёл в рощу — принёс древесину», но иногда они приводят к случайным событиям, когда игроку приходится сделать выбор и рискнуть ресурсами или жизнью разведчиков. Правда, таких событий не очень много, поэтому уже через пару часов игры они начинают повторяться...

И тут приходится признать, что The Wandering Village — это всё-таки «ранний доступ». Видов ресурсов тут хватает, а вот производственных цепочек маловато: многие материалы используются только для какого-то одного процесса. 41 пункт в древе исследований звучит масштабно, но изучается довольно быстро. И даже с Онбу — главной изюминкой игры — тут не так уж много взаимодействия: стоит освоить все связанные с ним механики, и гигант превращается в ещё один источников ресурсов, просто с мудрёным балансом.

The Wandering Village (2022)
The Wandering Village (2022)

А ещё тут всего один режим: ни отдельной сюжетной кампании, ни сценариев, ни полноценной свободной игры, лишь условное путешествие, где намешано всего понемногу — обучение от старейшины с простенькими заданиями, редкие случайные события, и ещё более редкие сюжетные сцены вроде сражённого спорами мёртвого Онбу, которого деревня встречают по пути.

С другой стороны — у The Wandering Village уже есть дорожная карта: авторы обещают добавить и новые биомы (затопленные локации и руины древних городов), и здания, и события на карте. Без дополнительных механик игроков тоже не оставят: появятся странствующие торговцы и возможность приручать птиц. А ещё в списке будущих нововведений есть больше сюжетного контента и градостроительных механик, продвинутое взаимодействие с Онбу, полировка баланса и поведения горожан… Конечно, фундаментально все эти будущие обновления игру не изменят, но нехватку контента исправят точно.

The Wandering Village: симулятор спиногрызов и градостроение по Миядзаки [+ розыгрыш ключей!]

Да, The Wandering Village не переворачивает жанр и не устанавливает новые тренды — но, по большому счёту, этого и Frostpunk в 2018 году не сделал. Тут вопрос в другом — а нужно ли переизобретать градостроительные стратегии в принципе? Ведь тот фундамент, который заложили SimCity, Ceasar и The Settlers, отлично работает до сих пор, да и вес новых механик и фич прекрасно держит.

Это уже вполне устоявшийся жанр, который даёт своим поклонникам главное — своеобразную медитацию от того, что сложная система из зданий, дорог и ресурсов, которую ты построил, работает. Просто чтобы этот процесс строительства и планирования ощущался свежим, его нужно иногда сдабривать пачкой необычных идей — и этих идей у The Wandering Village хватает. Если верить дорожной карте раннего доступа — то хватает с запасом.

Саундтрек The Wandering Village, композитор — NukeTan

Ну и в конце пять копеек про то, как The Wandering Village выглядит и звучит — а выглядит и звучит она хорошо! У игры довольно необычный визуальный стиль с симпатично нарисованными и отлично анимированными 2D-зданиями и жителями. Его дополняет музыка, в основном состоящая из перкуссии и этнических инструментов. Её в игре не очень много (опять же, камень в огород раннего доступа), но она на удивление не надоедает и отлично задаёт атмосферу фэнтезийного постапокалипсиса — спокойные мелодии сопровождают этапы неспешного развития, а тревожные композиции напоминают о заражении спорами.

2020 показов
598598 открытий
3 комментария

да где ж они мертвы-то? На каждом GameShow обязательно по одной выходит.
Вот "жанр не развивается" и "ничего нового в градостроительных стратегия нет" куда больше подходит под текущую ситуацию.
И то в этом году для себя открыл, что ребята пытались принести новое через карточную систему градостроение. Получилось, как по мне, весьма неплохо. А Dice Legacy? тоже что-то новое и интересное

Ответить

[+ розыгрыш ключей!]где?
upd. Нашел.

Ответить

Немного не понял причем здесь слово "мертвы"

Ответить