Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

На фоне своих иди-собратьев, spiritfarer как-то несправедливо остался в стороне. Интернет не делает бесконечное количество мемов или не советует её как андеграудную годноту. Хотя игра великолепно смешивает тетрис, платформинг и весёлую ферму. И всё это в приправлено очень трогательной историей о принятие смерти и смысле жизни.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

Игра начинается с того, что нас встречает Харон - перевозчик умерших душ, если кто не знает. Что уже как бы намекает о состоянии главной героини и её кота (почему-то). Но вместо того, чтобы отправить нас на тот свет, он сваливает свою работу на нас.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

Как же повезло Стелле (имя нашей главной героини), что загробный паромщик ушёл на пенсию именно сейчас. И теперь нам нужно искать заблудшие души, выполнять их просьбы и составлять компанию в их последнем путешествии.

В игре этот кадр вы, скорее всего, не увидите 
В игре этот кадр вы, скорее всего, не увидите 

И тут же я хотел бы указать на главную особенность этой игры - она красочная. Да, таких игр много и уникальностью тут и не пахнет, можете возразить вы мне. Но когда читаешь описание, вроде "вы играете за неупокоиную душу, и чтобы обрести покой вам нужно найти такие же неупокоиные души и УПОКОИТЬ ИХ НАСОВСЕМ!", представляется очередной обоссаный клон Dark souls, а не приключение девочки с большой шляпой.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

Ну и в чём же заключается наши обязанности? Искать души, собирать ресурсы, делать из этих ресурсов штуки и с помощью этих штук выполнять капризы и просьбы усопших. Души представлены двух типов: челики в халатах без имени или фурри животные. Первые мало нас интересуют. Они просто ходят на фоне, пока мы занимаемся своими делами. Со всеми можно поговорить, и некоторые даже рассказывают о себе. Так же у них можно брать побочные задания, что даёт нам немного местной валюты. Правда не всегда.

Да, я беру чужие скриншоты. И что?! 
Да, я беру чужие скриншоты. И что?! 

Вторые как раз то, из-за чего мы здесь. Именно их и нужно заселять на наш корабль, ухаживать за ними, выполнять просьбы и увозить в мир иной. Каждый из них как-то был связан при жизни с Стеллой. Кто-то родственник, кто-то сосед, кто-то лучшая подруга, как Гвен.

Я запрещаю вам искать арты 34 с ней 
Я запрещаю вам искать арты 34 с ней 

Гвен - стартовый персонаж, который и будет вводить нас в курс дела. Поэтому дальнейшие механики я буду спойлерить на ней.

Вместе с ней мы покупаем старый корабль. Именно на него мы будем заселять жителей, а так же обустраивать его под свои нужды. И механика построек тут интересная. Место строго ограничено. Да, по мере продвижения истории можно расширить палубу, но и количество зданий и их размер тоже увеличивается. Поэтому приходится проявлять чудеса тетрисостроения и экономить место.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

Это нужно делать не только ради экономии, но и для удобства. Потому что бегать по кораблю придётся часто. То вовремя полить, то накормить, то собрать что-то. Так ещё почти каждый пассажир предоставляет мини-игру, но о ней попозже. Поэтому о планировке своего корабля стоит задуматься.

Хотя никто не мешает поставить от балды. Лишь бы место хватало.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

Пассажиры имеют свои потребности, которые нужно как-то удовлетворять. Делать это довольно легко. Игра вообще не про сложный менеджмент ресурсов, контроль статов или ещё чего. Да, растения нужно регулярно поливать, а животных кормить. Но они не умрут, если вы случайно загуляете и забудете о них. Всего лишь реже будут давать урожай или другой ресурс. Пассажиры тут не исключение. Они имеют всего две противоположные шкалы: грусть и радость. И я крайне редко видел, что шкала опускалась в грустную сторону. Поднимать настроение довольно легко - нужно всего лишь их кормить, обнимать, да улучшать их домики.

С едой есть пару нюансов. Не все всё едят. Нужно учитывать вкусовые предпочтения. Это не сложно. Скорее геморрно. К некоторой еде могут быть равнодушны, некоторую наотрез откажутся есть. А есть та, которой вы, скорее всего, будете пичкать своих пассажиров. Она не только утоляет голод, но и повышает настроение. А хорошее настроение - это важно! Потом что тогда духи будут дарить вам подарки, чувствовать себя лучше и продвигать сюжет. И да, вы будете именно что пичкать их. Потому приготовить какую-нибудь лазанью и суши по 10 штук с нужными параметрами и чередовать их (да, духи не будут есть одно и тоже каждый день) довольно легко. Припасов хватает, еда не портится, а духи не взбунтуются. Геморр кроется как всегда в интерфейсе.

Интерфейс у игры минималестичен и довольно удобный. Есть пару нюансов, но о них по ходу обзора.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

Пока что остановимся на кухне. Как в большинстве игр с готовкой вы смешиваете случайные ингредиенты и потом что-то получается. Ваши блюда записываются на память, чтобы потом вдруг повторить или не повторить. И тут возникает проблема, так как добавление ингредиентов и список рецептов это две разные менюшки. Я скажу страшное, но даже в скайриме интерфейс был продуманее. Ты мог выбрать какое-то блюдо, и ингредиенты автоматически вставлялись в слоты. Тут же ты вынужден постоянно переключать меню, чтобы сделать нужное тебе блюдо. Это очень бесит, так как на кухне ты проводишь много времени и хочется минимизировать неудобства. Да, это не критично, но просто не понимаю, почему человек, сделавший это сказал "сойдёт". Это бесит, потому что я постоянно делал не то блюдо, которое хотел. А в игре есть ачивка за приготовление всех блюд, между прочим!

Но ладно. Ингредиенты, как и ресурсы, вроде древесины, добываются либо в море, либо на островах, либо выращиванием на корабле. На обучающее локации нас научат добывать дуб. И делается это довольно интересно. К тебе подбегает кот Нарцисс и вы стиком начинаете буквально рубить дерево.

Да, это гимик, но они сделали для почти для каждой задачи мини-игру. Это же бревно дуба пожно потом распилить на древесину следуя контору разреза. Это прикольно. Хоть иногда и надоедает.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

Небольшое отступление. В игру я играл два раза: до dlc и после. И по ощущениям раньше ресурсов давали значительно меньше, чем сейчас.

Древесина делится на 4 вида, и каждый вид разделён по зонам карты. Что подразумевает бэктрекинг. И тут есть пару проблем. Во-первых, почти все ресурсы со временем теряют значимость. На начальном этапе из того же дуба делается чуть ли не всё, а под конец у тебя стак из 100 древесины. Это неплохо, но и не хорошо. Благо что продать можно. А во-вторых, из-за бэктрекинга ты можешь упустить контент.

Полная карта. Не открывайте, если боитесь спойлеров.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

Что я имею ввиду. Ты можешь улучшить как корабль, так и Стеллу с Нарциссом. И тут начинается проблема. Некоторые духи дают эксклюзивный ресурс кто посчитает сколько я написал слово "ресурс", тот получит от меня подарок. Он даётся в специальных мини-играх. Чаще всего на корабль сыпится со всех сторон какая-нибудь шняга, а ты должен как можно больше собрать. Гвен, например, даёт тебе эктоплазму. С её помощью можно строить штуки и улучшать штуки. Но в один момент у тебя может не оказаться специального персонажа дающего тебе эксклюзивный товар. И вот что делать? Скорее всего вы подумаете, что ещё не продвинулись по сюжету. Но вот вы отправили на тот свет пол экипажа, а ничего не изменилось. И потом оказывается, что на одном из островов, который вы открыли 20 часов назад, был дух, который и даёт вам тот самый ресурс, который вам так необходим.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

И это проблема, так как сбивается темп и наратив. И я настаиваю, что это проблема, а не я слепой дебич. Далее спойлер. В первый раз я активно рыбачил и мне попалось странное семечко, которое я посадил. Из него вырос новый персонаж. Это было где-то самое начало. И проходя квесты мне требовался его ресурс, который он вскоре давал мне. Но во второй раз я про него тупо забыл. Да и рыбачить я перестал, потому что не было необходимости. И с меня до самого последнего акта требовали ингредиент, которого у меня нет и который я не знаю как получить. Уже персонажа нет, который от меня его требовал, а мне до сих пор ничего и не дали.

Это очень негативно сказывается на восприятии и флоу игры. Ты уже всё зачистил и игра как бы намекает закругляться, но у тебя на корабле остался персонаж, с которым надо бессмысленно плавать по морю.

Spiritfarer - даже после смерти тебя заставляют работать

Сюжета тут как бы и нет. Персонажи рассказывают тебе историю своей жизни и из-за чего они тут. Говорится недомовлками и метеформами, но даже такой дебич как я смог понять большую её часть.

К сожалению не все персонажи одинаково хорошо прописаны. Как геймплейно мало чего интересного, так и в сюжетном. Мало диалогов и эмоциональной вовлесенности игрока в драму персонажа.

Но вот большая часть прям отвал всего.

Вы после того, как потеряли дух в spiritfarer 
Вы после того, как потеряли дух в spiritfarer 

Особенно хороши те персонажи, которым написали большой монолог до вечных врат. Ты не сидишь в тишине, а слушаешь последние слова персонажа, с которым вы провели долгое время. И ты словно переживаешь реальную утрату. Да, ты всего лишь повышаешь полоску статов этого куска кода, но он не поздаровается с тобой утром, он не подарит тебе кусок минерала или ботинок. От него останется только пустующий домик и съедающая пустота внутри.

Но как бы не было грустно, они любят ценить тебя жить. Кто-то прожил до старости с ужасной болезнью, кто-то поведал на своём веку столько дерьмак, что хватит ещё на два века, а кто-то только узнал, что такое жизнь... Но никто не сожалеет о потраченных годах.

Игра оставляет тебя со смешанными чувствами. Тягучая пустота от утраты, апатичное настроение от бессмысленности жизни и желанием не проебать данные тебе мгновения. Игра очень хорошо объясняет фразу "люди живы в наших сердцах". Пассажиры паромщика были живы в Стелле, а теперь и в сердцах игроков.

Я не всё рассказал об игре. Где-то специально, где-то нет. Так же я не трогал кооператив, а он тут есть. Крайне советую приобрести игру, особенно на портативное устройство. Сам приобрёл игру на Nintendo switch случайно, и остался крайне доволен. Не любитель жанра ферм.

170170
57 комментариев

Игра душит в какой-то момент своей однообразностью и гриндом

34

Согл, из-за этого подзабросил на свиче эту игрушку. Но вначале очень затянула

2

Самый мягкий гринд, какой я могу вспомнить. Ресурсы бесконечные и их очень много.

Я скажу честно. Бросил игру, потому что она меня заебала.
Гриндом и невозможностью выполнять просьбы персонажей в адекватное время.

Второй раз заебала, когда я понял что не все персонажи одинаково хороши.
В итоге я спровадил до врат Олениху, хиппи-лесбо-змею и бабку-не-помню-вообще-кого. Крота?

Из них мне больше всего запомнилась Олениха, так как по факту этот персонаж тебе первым встречается и знакомит с львиной долей вещей в игре. Да и в целом, как ни странно, она мне показалась самой бодрой и весёлой.
А её хандра когда она заперлась в своём домике действительно застала врасплох.

Змея же раздражала постоянными притчами про борьбу со страшным "нет нет, ни в коем случае не раком" чудовищем.

Бабка тем, что из неё сделали натуральную хромую собачку над которой наверное полагается рыдать в три ручья, пока ты ведёшь её, еле ковыляющую, под ручку до лодки через всю локацию.

Но это всё конечно потому что я циничный старпёр.

P.S. А ещё сценка после проводов Оленихи убедила меня в том, что в игре есть более глобальный сюжет который будет постепенно развиваться с новыми отправленными духами. Теперь я окончательно понимаю, что это была ложь и провокация.
P.P.S. А, лол, ещё проводил того мальчика-овоща, про которого написано в статье. Вообще ни черта про него не помню, малец как малец, овощ как овощ.
P.P.P.S А ещё я на момент рекламных трейлеров игры был уверен что это будет эдакий тайкун, где ты будешь стараться в целом создавать на лодке жилищные условия для душ, а не блин индивидуальные заказы каждый чёртов раз. С нуля!

21

Просто хочу уточнить, чем ещё вызвана моя неприкрытая агрессия в сторону игры.

Вместо того чтобы проникаться перевозимыми душами, игра как будто упорно подталкивала меня к тому, чтоб их возненавидеть. Да, я добрый дядюшка жаба, который был когда-то твоим хорошим родственником, мне и так всё по кайфу. Но будь добра отгрохай мне ебучий сталеплавильный завод и накорми редким блюдом, иначе я буду грустить, плакать и регулярно тебе об этом напоминать.

Пресловутая бабушка и змея же вообще вызывают дикие вопросы. Вы уже умерли, почему ваши недуги продолжают вас одолевать и после смерти? Почему игра заставляет меня думать, что вместо обретения душевного спокойствия мои подопечные под гнётом своих страданий и загонов просто решаются наконец выпилиться с концами?

Отличная работа, разработчики, добра вам за щеку.

8

Продвигаем отличные игры в массы

12