Статья удалена
Рассказываю об игре, геймплейных особенностях и влиянии на моё восприятие мира.
Концептуализация [Сложно: Успех]
Название игры впервые промелькнуло в глазах после ознакомления с итогами 2019 года по версии DTF, где Disco Elysium отдали почётное второе место, уступив первенство симулятору курьерской доставки. На тот момент я ещё ничего не знал о Ревашоле и его тайнах, а игра пропала из информационного поля до анонса локализации. Знакомые со знанием английского утверждали о литературном тексте, неподвластном среднему знатоку языка уровня B1.
Я ждал перевода по нескольким причинам: оценки прессы и частые упоминания игры как хорошего примера RPG, текстовая ролевая и много социального подтекста — всё то, чем увлекался и увлекаюсь, участвуя в ролевых на тематических форумах. Помимо прочего привлекал арт-дизайн и любовь сообщества художников к демонстрации эмоций главных героев, что говорит о контексте, который я пока что не понимал из-за отсутствия игрового опыта. Как только вышло обновление с переводом на русский язык, я тот час же бросил прохождение других игр и забыл о сериалах и фильмах, так как нутро подсказывало, что меня ожидает что-то невероятное. Так и было.
Какое Диско, такой и Элизиум
Формула «игровые классы с щепоткой удачи и влиянием прокачки как на героя, так и игровой процесс» выигрышна с какой стороны ни посмотри: тут и наличие выбора, и желание переигрывать моменты на лучший исход, причём необязательно, чтобы положительный результат был именно из-за успеха после броска кубиков — в этом и прелесть игры, которая не наказывает за очевидную неудачу, но любит поиздеваться в неочевидных ситуациях. Мой знакомый успел два раза умереть, не успев выйти из гостиницы, поскольку создал дохляка и попал в ловушку с дерганьем лампочки и падением после неудачного побега от вопроса Гарта.
От распределения очков зависит как выживаемость героя, так и количество реплик по ходу повествования. При повторном прохождении игры другим архетипом, новые строки текста и геймплейные варианты появятся с самого начала. Спустя сотню часов я создал ультимативный набор для среднестатического копа — унылого, но крайне способного. Выбранные перки только с положительными эффектами, что чаще хорошо, чем плохо — прочитаете больше текста из-за прокачки большинства навыков, но не сойдёте с ума. А сходить с ума интересно.
Хороший коп — плохой коп
На отношения между Гарри и окружающим миром влияют три составляющих: навыки, шкафчик мыслей и предметы. С навыками всё просто: зарабатываешь опыт посредством выполнения квестов, вкладываешь очки за каждый новый уровень в какой-либо навык. Чем лучше развита характеристика, тем больше шанс на успех при броске кубика, больше диалогов и геймплейных вариантов. Проверки во время броска кубика бывают зелеными и красными, разница в том, что красные после неудачного броска уже не переиграть. Развитые «грубая сила» и «скорость реакции» помогут в ситуациях, когда драки уже не избежать и надо действовать на опережение. «Полицейская волна» расскажет истории 41-го участка, связанные с расследованиями Гарри, а «Трепет» может дать важную подсказку благодаря экстрасенсорному восприятию. «Сила воли» не даст слететь с катушек — это поможет избежать получения урона в сложных диалогах, а «Внутренняя империя» разговорит галстук, который подскажет альтернативные пути решения проблем. Важно уточнить, в Disco Elysium не выйдет получить всё и сразу, если заранее знаешь где что лежит, так как без прокачки требуемого навыка нужный вариант диалога не появится.
Шкафчик мыслей — «иммерсивная механика» в виде меню с анализом мировых и человеческих положений. Выбирая в диалогах варианты ответа про политику, религию или мировоззрение, или же совершая правильную цепочку действий, откроется возможность изучить соответствующую мысль или отклонить её. В «шкафчике» двенадцать слотов — три доступно со старта, а для открытия остальных придётся тратить очки повышения уровня. Мысли «забываются» за те же очки в случае, если постоянные бонусы от изучения не устроят. Если кто-то до этого момента сомневался в том, что Диско Элизиум — RPG, я развею подозрения одним примером из описываемой механики:
Для получения требуется провалить красную проверку при первой встрече с Кимом и назвать себя Рафаэлем Кусто, а при нахождении удостоверения отказаться от реального имени, продолжая использовать имя Кусто.
Время изучения: 2 ч. 30 мин.
Временные бонусы: концептуализация -2
Постоянные бонусы: полицейская волна +1, эквилибристика +1
Детектив Рафаэль Амброзиус Кусто – когда ты произносишь это имя, то кажется, будто надкусываешь лимонную меренгу за столиком на террасе приморского кафе. Прохладным летним днем. В Сюр-ля-Кле. Это имя вобрало в себя все, чем ты *не являешься*. Пока ты был в Мартинезе, ты не успел создать чего-то значительного, но зато создал вот это. Звучное и причудливое имя, придающее твоим словам флер интеллигентности. И которое никто *не признал*. Тебе не кажется, что ты заслуживаешь награду за такую замечательную идею? И какой же *будет* эта награда?
Проблема
Для получения мысли требуется выполнить два неочевидных условия, затем исследовать мысль в течение нескольких часов с пониженной логикой и следом получить прибавку к двум навыкам и новые реплики. Как уже было сказано выше: «А сходить с ума интересно», поэтому нет ничего плохого в том, чтобы принять концепцию хардкора или современную расовую теорию — это всё так или иначе будет влиять на варианты диалогов, важно лишь то, каким вы хотите видеть Гарри.
Предметы делятся на несколько категорий:
- Одежда — влияет на навыки, варианты диалогов и мысли. При получении любой части брони «Фэйрвезер Т-500», можно изучить одноимённую мысль с прибавкой к координации против врагов в этой броне.
- Инструменты — от фонарика и болтореза до револьвера «Вилье» и журнала «неудач и ненависти». Для использования предметов требуется поместить их в ячейки используемого снаряжения в инвентаре. Не все предметы имеют практичную ценность, некоторые дают прибавку к навыкам.
- Медикаменты и наркотики — временные положительные и негативные статусы, что отразится в дальнейшем на состоянии Гарри, однако при помощи тех же мыслей результат обратим в лучшую сторону. Изучение мысли «Антагонист опиоидных рецепторов» откроет следующий постоянный бонус: никаких положительных эффектов от наркотиков, никаких негативных эффектов от алкоголя
- Предметы для продажи или коллекционирования в духе открыток и игральных костей.
Национальная гордость за Ревашоль
В какой-то момент мне показалось, что игровой мир прописан уж слишком детально. Я хорошо запомнил диалог Кима и Гарри о Коалиции на балконе отеля после первого дня, осведомлён об отношении к РГМ, но если спросить о деталях рассказа Рене Арну про войну и революцию, я скорее всего выдам что-то невнятное о коммунизме и патриотизме. Вероятно, что эти темы мне просто неинтересны, вместе с тем они подробно описываются в диалогах, погружая читателя в конкретику политических организаций.
Концепция мира в пяти пунктах:
- Название мира — Элизиум. История человечества насчитывает 8000 лет. Она делится на периоды, каждый связан с определённой сильной фигурой, олицетворяющей своё время — их называют Невинностями.
- Всего Невинностей шесть, но хорошо известно о четырёх: Перикарнасский — Бронзовый век, Франконегро — Средневековье, Долорес Дэй — Ренессанс и Сола — нынешнее время.
- Континенты носят имя Изола. Мунди — крупнейший континент с самыми могущественными государствами.
- Поворотная Революция, начавшаяся в Грааде 49 лет назад, распространилась по всеми миру. Главным толчком стала пандемия из-за вируса под названием Тзараат. Правительство страны не смогло сдержать распространение и было свергнуто Красом Мазовым — коммунистом, основавшим собственное правительство.
- Через четыре года Крас погиб. Неизвестно убили Краса Мазова или он покончил с собой, в результате смерти была основана Коалиция, призванная навести порядок.
Концепция Ревашоля в пяти пунктах:
- Основан 380 лет назад путешественниками с изолы Мунди. Стремительное развитие подкреплялось стратегическим расположением залива.
- Филипп II ответственен за события, которые привели к краху сверхдержавы. Наркотики погубили короля, но главная проблема для города заключалась в растрате денег из государственный казны на личные прихоти — спальня от пола до потолка была вымощена золотом.
- В Ревашоле события революции начались по большей части из-за Филиппской династии. После смерти Краса, Коалиция успешно высадилась в Ревашоле на аэростатах и подавила революционный настрой. Правительство Коммуны сдалось.
- Поделён на три больших зоны: Восточный Ревашоль — состоятельная часть города, Западный Ревашоль — брошенный на произвол судьбы, Ла Дельта между ними — финансовый район.
- Из-за дезертирства коммунистов и создания бандитских группировок, наведение порядка протекало не так гладко, ввиду чего в рамках ответственных за Западный Ревашоль была основана Ревашольская Гражданская Милиция, где и работают наши герои.
О личных впечатлениях
Как только счётчик наигранных часов перевалил за тридцатку, личные сообщения друзей и знакомых стали разрываться от фраз: «Там ТАКОЕ, просто почитай выжимку со скриншота, быстрее покупай и будем вместе обсуждать Элизиум». Учитывая количество полученных наград, я почему-то был уверен, что все должны знать об игре, однако некоторые даже и не слышали о проекте до моего рассказа. Условность жанра? Продолжительные рекомендации дали плоды и мне удалось подсадить несколько человек на небезызвестный Ревашольский напиток «Пильзнер крепкое», чему я несказанно рад.
Каждое прохождение отзывалось во мне новыми ощущениями, связанными с отношением к людям и миру. Даже музыка стала другой. Нельзя сказать, что поменялся вкус, скорее «тщательность» оценивания своих поступков. Мне уже трудно вспомнить первые эмоции после игровых сеансов, но благодаря тому, что я люблю делиться наблюдениями с близкими людьми, процитирую первое мнение из диалога с товарищем:
Это пиздец. Там нереальный эпик, завязанный на прокачке духовного мира героя, что в свою очередь влияет на геймплей. А ещё там столько хороших слов! Я даже записал несколько, загугли «абиссопелагиаль», зачем вообще читать книги теперь? Не, читать-то нужно, но ещё одна в виде игры не помешает. Потом напишу ещё больше по игре.
Из переписки
Я очень переживал и переживаю до сих пор из-за скандала вокруг студии и создателей игры, беспокоюсь за будущее вселенной из-за недоверия к другим людям помимо основного костяка, так как считаю, что подобные примеры в геймдеве — личные истории ключевых разработчиков, такое не повторить. А ещё хотел бы увидеть фильм от Тарантино с Дикаприо в роли Гарри и Дэниелом Дэ Кимом в роли ... Кима, но лучшее творчество по вселенной уже вышло в свет и доступно любому желающему: взгляните на этот шедевр!
Диско Элизиум — игра о сложном выборе и принятии себя в отрезвляюще *реальном* мире. Благодаря выдающемуся переводу на русский язык, любой желающий может стать арт-копом или диско-звездой, принять или отвергнуть современную расовую теорию, провести детективное расследование и проникнуться всевозможными эпитетами, описывающими городской быт. Личная история героев в красивых деталях и с интересной прокачкой.
Обзор на игру в Steam
Долгие годы моей любимой игрой была Final Fantasy IX, потом её ненадолго сместила первая Life is Strange, следом Yakuza: Like a Dragon, сейчас пришло время Disco Elysium и не думаю, что в течение ближайших пяти лет что-то изменится. Я точно не хочу, чтобы подобные игры выходили чаще — если и сходить с ума, то в умеренных количествах.
Boosty нет, но если хотите видеть больше подобного контента, лучшей поддержкой будет подписка на Твич — с первого января стримим игры нулевых, с середины февраля уже с вебкой пойдут новинки, начну с Хогвартса. Расписание стримов и пройденные игры указаны в описании.